Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4918

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Почему это происходит? Потому что понятие «живое» — аб-

страктное, тонкое, нежное, гибкое, «жидкое». Слон — вот  он,
руль — вот он, машина — вот она, а попробуйте дать определе-
ние  понятию «живое». Олигофрен  не  способен  удержать  столь
сложное  понятие  в  крупноячеистой  когнитивной  матрице  или
когнитивной  сетке, которую  способен  создать  его  дефектный
мозг. В этом отношении всегда жалко учителей: на 90 процентов
их  работа  заключается  в  том, что  они  льют  воду  в  решето, по-
скольку, как  мы  понимаем, не  существует  принципиального  де-
ления: вот мы — нормальные и вот они — олигофрены. Сущест-
вует  стандартное  колоколообразное  распределение  особей  в  по-
пуляции, характерное  для  любого  признака, в  том  числе  и  для
феномена  структурности  когнитивной  сетки, с  постепенным  пе-
реходом  от  людей  с  очень  крупноячеистым  мышлением (вла-
деющих  десятью—двадцатью  понятиями  типа «дай», «хочу»,
«ням-ням») до  людей  с  очень  мелкоячеистым  мышлением (не
только владеющих десятками тысяч понятий, но и которые ещё и
страдают от недостатка имеющихся понятий и которые постоян-
но убеждаются, что тот мир, который они видят, то есть который
позволяет им видеть их мелкоячеистая когнитивная сетка, не ук-
ладывается, как в прокрустово ложе, в те слишком грубые поня-
тия, которыми пользуется большинство людей). Может быть, по-
этому  музыка  и  поэзия  всегда  считались  вершиной  среди  всех
искусств. Ведь в поэзии, как и в музыке, самое главное не в сло-
вах, а  за  словами, в  тех  отдалённых  невыразимых  вторичных  и
третичных ассоциациях, которые рождаются при исполнении по-
этического произведения.

Ломброзо  находил  основное  физиологическое  отличие  гени-

ального человека от обыкновенного в утончённой и почти болез-
ненной  впечатлительности первого. «По мере развития умствен-
ных  способностей  впечатлительность  растёт  и  достигает  наи-
большей силы в гениальных личностях, — писал он, — являясь
источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более
чувствительны  в  количественном  и  качественном  отношении,
чем  простые  смертные... Мелочи, случайные  обстоятельства,
подробности, незаметные  для  обыкновенного  человека, глубоко
западают им в душу и перерабатываются на тысячи ладов, чтобы


background image

37

воспроизвести то, что  обыкновенно называют творчеством, хотя
это только бинарные и кватернарные комбинации ощущений»

27

.

Тонкость  структурной  организации  головного  мозга, тон-

кость и сложность когнитивной сетки — это только один из био-
логических  факторов.  Какую  бы  мелкую  сеть  мы  не  опустили  в
воду, мы  ничего  не  поймаем, если  не  будем  прилагать  ещё  и
энергичные усилия, если мы не будем тащить эту сеть. Поэтому
второй биологический фактор — это энергетический фактор, или
активность  мозговых  процессов, или  активность  психической
деятельности. Обобщая  имеющиеся  по  этому  вопросу  данные,
Лейтес сформулировал  положение  о том, что «свойства нервной
системы имеют отношение к общей психической активности че-
ловека, связанной с энергетическими характеристиками его дея-
тельности»

28

.

В тех случаях — когда мы имеем перед собой сочетание по-

вышенной  мозговой  активности  и  врождённую  филигранность
структурной  организации  мозгового  вещества, когнитивной  сет-
ки — мы  имеем  право  ожидать  возникновение  феномена  креа-
тивной личности.

Одна только энергия, равно как одно только хорошее устрой-

ство головного мозга, ничего не даёт. При отсутствии хорошо ор-
ганизованной когнитивной матрицы (ещё в начале века физиоло-
ги  поняли  тормозящую  роль  коры) вся  психическая  энергия  бу-
дет  выплёскиваться  лишь  в  недифференцированных, грубых,
брутальных эмоциях и мы будем иметь перед собой возбудимого
олигофрена, или психопата или несчастного «деревенского фило-
софа», всю жизнь посвятившего изобретению вечного двигателя,
нового  способа  улучшения  жизни  всего  человечества  путём  ис-
пользования новой солонки, новый способ «разубеждения бреда»
и т.п.

Однако  мы  забыли  про  социальный  фактор. Оказывает  ли

социальная среда какое-либо влияние на формирование креатив-
ной личности? Несомненно, да. Как социальная среда наполняет
и  формирует  основу  личности  вообще,  так  же  она  формирует  и

27

 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.— М., 1995.— С. 26.

28

 Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности //Проблемы

дифференциальной психофизиологии.— М., 1977.— С. 164—179.


background image

38

наполняет  основу  креативной  личности. Другое  дело, что  креа-
тивная личность в результате и в процессе своего более длитель-
ного  формирования  перерастает  возможности  окружающей  сре-
ды. Если  примитивная  личность  усваивает  ту  часть  социальной
системы, которая  необходима ей для более или менее успешной
социальной адаптации и в значительной степени равна этой сис-
теме или меньше её, то креативная личность (в силу того, что по-
требность  в  информационном  поглощении  у  неё  значительно
превышает  те  возможности, которые  может  предоставить  обще-
ство в готовом виде, так сказать, в виде полуфабрикатов) в опре-
делённый момент перерастает любое общество и оказывается не-
ожиданно для себя вне общества — на границе между спокойной
информационно-бедной  известностью  и  непознанным  хаосом
мира, на границе «terra incognita».

Креативная личность вырастает не в инкубаторе и не на не-

обитаемом  острове, и  поэтому  ничто  человеческое  ей  не  чуждо,
но жажда нового, другой мир, мир, который не видят и не хотят
видеть большинство людей, манит её — и ничто человеческое ей
не  интересно. Характерный  признак  одарённости, по  мнению
Мясищева, заключается именно в «опережении человеком предъ-
являемых  к  нему  требований  непосредственной  узкой  среды»

29

.

Рано или поздно любая креативная личность остаётся вне обще-
ства.

Между креативной деятельностью ребёнка и креативной дея-

тельностью  креативной  личности  нет  никаких  принципиальных
различий. И  в  том  и  в  другом  случае  речь  идёт  о  познании, то
есть  о  поглощении, интериоризации, упорядочивании, структу-
ризации объективной реальности в субъективном мире. В резуль-
тате этой деятельности у ребёнка возникают навыки, развивается
речь, накапливается  индивидуальный  опыт, но  этот  опыт  имеет
социальную  природу. Ребёнок  учится  ходить, но  он  ходит, как
все; ребёнок учится говорить, но он говорит на том же языке, что
и  окружающие;  ребёнок  учится  думать,  но  и  думает  он  так  же,
как и прочие. На все эти процессы тратится гигантское количест-
во энергии, и она у ребёнка есть. Но, чтобы научиться видеть не
как все, думать не как все, говорить не как все, необходимо ещё

29

 Мясищев В.Н. Психология отношений.— Воронеж, 1995.— С. 321.


background image

39

большее количество энергии, с одной стороны, и время — с дру-
гой. Никто  ещё  не  стал  великим  поэтом, не  научившись  перед
этим  просто  говорить, «не  проговорив  в  своей  поэзии  поэзию
других», никто  не  стал  великим  учёным, не научившись  просто
анализировать факты так, как это делали тысячи людей до него.
И только вместив в себе всё это, если только у человека ещё ос-
тались  силы, он  начинает  говорить

своим

  языком  и  оставляет

свой

 вклад в живописи, поэзии, литературе, музыке, науке. Чело-

век расширяет в своей креативной деятельности сферу познанно-
го мира, он стоит на границе познания и, глядя в неизведанное, в
ничто, как  маленький ребёнок, рисует на бумаге нечто лишь от-
далённо напоминающее реальное лицо или лошадку, так и креа-
тивная  личность  рисует  в  своём  творчестве  отдалённое  подобие
того, что никто и никогда ещё не видел. Он рисует мир. Те, кто
придут вслед за ним, усовершенствуют его рисунок. Таким обра-
зом  я  понимаю  феномен  креативности  и  креативной  деятельно-
сти.

*

Количество верований, искренних заблуждений и иллюзий, с

которыми мы на каждом шагу сталкиваемся (как мы могли выше
убедиться), настолько велико, что я считаю необходимым перед
тем, как перейти к рассуждениям по проблеме авитальной актив-
ности, обозначить, стараясь быть максимально точным: что я мо-
гу с достаточной долей уверенности утверждать? что я вижу?

1.

 Я вижу, что существует мир.

То есть я

допускаю

, что мой субъективный образ мира явля-

ется  схемой  объективно  существующей  реальности. При  этом  я
мыслю себя частью мира и, независимо от своей воли, подчиня-
юсь  его  законам. Мой  образ  мира  зависит  от  свойств  мира,
свойств  моего  мозга  и  направленности моего ассимиляционного
процесса

30

.

Я  переживаю  своё бытие относительно бытия окружающего

мира, правда, я не знаю наверняка, а лишь допускаю его объек-
тивность и независимость от меня. Я могу также, придерживаясь

30

 Более подробно об этом см.: Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Основы онто-

генетической персонологии и психопатологии.— Пермь, 1996.— 208 с.


background image

40

субъективно-идеалистических  или  солипсических  позиций, до-
пустить, что «внешний» мир является порождением моей психи-
ки, но  не  могу доказать истинность ни того ни другого допуще-
ния. Мне удобнее и проще жить, допуская объективность внеш-
ней  реальности  —  это  все,  что  я  могу  с  достаточной  долей  уве-
ренности сказать. Другой человек, поскольку я уже допустил его
независимое  от  меня  существование, может  переживать  своё  и
моё бытие по-другому, если ему так удобнее.

2.

 Я вижу, что мир закономерен.

Мир, который  я  воспринимаю, закономерен. Вернее, я  вос-

принимаю  лишь  его  закономерную  часть. Я  могу  допустить  су-
ществование  мира, в  котором  отсутствует  закономерность, но  я
его не воспринимаю. Всё, воспринимаемое мною в мире, взаимо-
связано и в большей или меньшей степени предопределено. По-
этому я допускаю, что закономерность и предопределённость —
внутреннее  свойство  мира. Я  могу  допустить  существование
управляющей и предопределяющей силы вне мира, как это дела-
ют другие люди, но мне удобнее и проще этого не делать. На во-
прос: «Есть Бог или нет?» — я не могу дать ответ, но, спрашивая
себя: «Зачем  мне  Бог?», я  могу  ответить  в  соответствии  с  моим
настоящим состоянием: «Для понимания мира в целом и себя как
части мира мне Бог не нужен». Я вижу идею Бога в субъективных
схемах реальности других людей, и эта идея полезна мне для объ-
яснения  их  поведения, но  для  понимания  мира  идея  Бога  даёт
мне не больше, чем идея закономерности мира. При этом я впол-
не допускаю, что в процессе старения, когда моя же психическая
активность  снизится  настолько, что я не смогу понимать и при-
нимать мир так, как сейчас, мне понадобится идея Бога. Но тогда
всего того, что я понимаю сейчас, я уже не буду понимать.

3.

 Я вижу, что мир структурен и энергетичен.

Мир, который  я  воспринимаю, не  однороден. Поскольку  я

воспринимаю

 мир, я воспринимаю его как структуру, как фигуру,

как гештальт, как конечное разнообразие. Неструктурный мир не
доступен моему восприятию.

Структурность  мира, очевидно, связана  с  его  энергетично-

стью. Я  вижу, что  изменение  структуры  мира связано с измене-
нием энергии, а изменение энергии связано с изменением струк-