Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4920

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

телем динамического направления в отечественной психологии в
период запрета психоанализа, а также одним из первых, если не
единственным  отечественным  психологом, который  смело  вы-
ступил  против  дурных  теорий  бесконечного  развития  личности.
Он  прямо  указывал  на  разновременность  моментов, характери-
зующих  финал  человеческой  жизни. Финалом  для  индивида  яв-
ляется  смерть, с  которой  прекращается  существование  человека
как личности. «Историческая личность и творческий деятель, ос-
тавившие потомкам выдающиеся материальные и духовные цен-
ности, в какой-то степени обретают социальное бессмертие... Но
нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завер-
шения  человеческой  жизни,— писал  Ананьев.— Парадокс  этот
заключается  в  том, что  во  многих случаях  те или другие формы
человеческого  существования  прекращаются  ещё  при  жизни  че-
ловека как индивида, то есть их умирание наступает раньше, чем
физическое  одряхление  от  старости... Речь  идёт  о, так  сказать,
нормальном  состоянии, при  котором  человек  сам  развивается  в
направлении  растущей  социальной  изоляции, постепенно  отка-
зываясь от многих функций  и ролей в обществе, используя своё
право  на  социальное  обеспечение. Постепенное «освобождение»
от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сораз-
мерному сужению объёма личностных свойств»

37

. Одним из пер-

вых  Ананьев  признал  нормальную  личностную  инволюцию  и
нормальное «сужение объёма личностных свойств».

Ананьев  предлагал  назвать  раздел  психологии, объединяю-

щий в себе возрастную психофизиологию и генетическую персо-
нологию  онтопсихологией. Предметом  онтопсихологии, по  его
мнению, должны были явиться взаимосвязи между индивидуаль-
ным онтогенезом и личностным жизненным путём, взаимосвязи,
которые  определяют  главные  закономерности  целостного  инди-
видуального  развития  человека. «История  личности  и  субъекта
деятельности развёртывается в реальном пространстве и времени
онтогенеза  и  в  известной  мере  им  определяется»

38

. Ананьев  в

своих  исследованиях  пытался  не  только  реально  увязать  лично-

37

 Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности

//Хрестоматия по возрастной психологии.— М., 1994.— С. 82—83.

38

 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.— С. 218.


background image

52

стное  и  индивидуальное  бытие  человека, но  и, как  можно  заме-
тить из его высказываний, полагал, что именно индивидуальные
биологические факторы детерминируют «историю личности».

Самое большое, что могла себе позволить отечественная пси-

хология  того  периода, это  мимолётное  упоминание  о  том, что
личностное бытие в какой-то степени зависит и от биологических
факторов. «Известна  враждебность  значительной  части  совет-
ских  социологов, психологов  и  педагогов  к  признанию  фунда-
ментальной роли генотипа в личностной индивидуальности»

39

,—

писал  во  введении  к  своей  книге «Генетика  этики  и  эстетики»
классик  отечественной  генетики  В. П. Эфроимсон. Его  работа
увидела свет лишь в 1995 году, а в 80-х автору отказали даже в
депонировании монографии, сославшись на цитируемые в книге
стихи запре
щённого в то время Николая Гумилёва.

В.  С.  Мерлин  в  тот  же  период  высказывал  «смелую»  точку

зрения, что темперамент скорее всего не поддаётся воспитанию,
как это считают многие советские психологи, что в этом есть не-
кий перегиб. Другой авторитет советской психологии А. В. Запо-
рожец лишь позволил себе заметить, что «признание детермини-
рованности  психического  развития  условиями  жизни и воспита-
нием  не  отрицает  особой  логики  этого  развития, наличия  в  нём
определённого самодвижения»

40

.

В  этих  высказываниях, как  можно  видеть, биологический

фактор  полностью  не  отрицается, однако  ясно  указывается, что
первично, а что вторично. Социальные факторы (условия жизни,
воспитание) — детерминаторы, а онтогенезу отводится роль «оп-
ределённого самодвижения».

Ананьев — одним из первых уделил основное внимание он-

тогенетической  обусловленности  личностной  динамики. «Воз-
растные изменения в динамике жизненного цикла содержат в се-
бе  оба  параметра  времени — длительность  бытия  и  временную
последовательность  смены  фаз. В  современной  возрастной  пси-
хологии далеко  не  всегда  учитывается  эта  взаимосвязь  парамет-
ров времени. Широко распространённые в ней принципы конст-

39

 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.— СПб., 1995.— С. 153.

40

 Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребёнка

//Хрестоматия по возрастной психологии.— М., 1994.— С. 26.


background image

53

руирования возрастных симптомокомплексов, относящихся к от-
дельному  периоду  человеческой  жизни, представляют  собой  аб-
страгирование  от  целостного  хода  исторического  развития с  его
«стрелой времени» и своего рода консервацию в статических по-
казателях динамики возрастных преобразований»

41

.

Именно поэтому у Ананьева были все основания рассматри-

вать онтопсихологию как новое направление в исследовании че-
ловеческой  индивидуальности — и  его  онтопсихологический
подход открывал совершенно новые горизонты для психофизио-
логических, нейрофизиологических, нейропсихологических  ис-
следований в нашей стране.

Однако, в  то  время  как  работы  нашего соотечественника не

получили широкого признания, в настоящее время в России име-
ет  значительное  распространение  онтопсихологическая  теория
Антонио Менегетти, который использует в своих работах тот же
термин, который много ранее предложил Ананьев. При этом Ме-
негетти и его трактовка онтопсихологии не только не имеют ни-
чего общего с теорией Ананьева, но и находятся, можно сказать,
по другую сторону баррикад.

Если  Ананьев  надеялся  своим  онтопсихологическим  подхо-

дом  сконцентрировать  внимание  исследователей  на  индивиду-
альной  онтогенетической  обусловленности  личностного  бытия,
то  Менегетти  провозглашает, что «онтопсихология  является  ак-
туализацией  четвертой  силы  в  психологии, которую  предвидел
Маслоу»

42

. Ни для кого не секрет, что Маслоу, равно как и Род-

жерс, является  основоположником  гуманистической  психологии
и  гуманистического  подхода  к  личности, который  не  просто  не
учитывает биологические факторы в личности, но и активно иг-
норирует  их. Именно  гуманистическую  психологию  принято
именовать третьей волной в психологии, в связи с чем Менегетти
рассматривает свою теорию как четвёртую волну, которая позво-
лит  всему  человечеству «от  собственного  духовного  мира» пе-
рейти «к  духовному миру всего сущего, ибо свой духовный мир
— это  духовный  мир  Вселенной». Каким образом  возможен  по-

41

 Ананьев Б.Г. Указ. соч.— С. 219.

41

 Менегетти А. Клиническая онтопсихология.— Пермь, 1995.— С. 20.

42

 Менегетти А. Указ. соч.— С. 21.


background image

54

добный переход? Очень простым (с точки зрения Менегетти): «с
помощью  экстрасенсорного  восприятия  осуществляется  подго-
товка к онтической интуиции».

В  связи  с  невозможностью  использовать  термин  Ананьева

«онтопсихология» для  обозначения  направления  в  психологии,
занимающегося  изучением  индивидуальной, биологической, он-
тогенетической обусловленности динамики личностного бытия, в
своё  время  я  предложил  термин «онтогенетическая  персоноло-
гия»

43

.  Нужно  отметить, что  онтогенетическая  персонология

имеет в своей основе онтопсихологию Ананьева в узком понима-
нии этого термина и динамическую психологию — в широком.

Онтогенетическая персонология имеет существенное отличие

не  только  от  психологии  развития, но  и  от  возрастной  психоло-
гии уже хотя бы в том, что возрастную психологию преимущест-
венно интересует, что мы имеем, что мы можем и должны ожи-
дать  от  личности  в  том  или  ином  возрасте, а  онтогенетическую
персонологию в первую очередь — почему личность претерпева-
ет  различные  изменения  в  процессе  жизни  и  как  эти  изменения
связаны с этапами биологического созревания и инволюции. Ес-
ли  возрастная  психология  ставит  акцент  на  социальных  факто-
рах, считая их движущей силой развития личности, то онтогене-
тическая  персонология  ставит  акцент  на  биологических  факто-
рах, считая, что именно биологический базис обуславливает ди-
намику личностного бытия, а социальная среда представляет со-
бой лишь ту питательную среду, гумус, в котором и на котором
развивается личность.

Основной  задачей  онтогенетической  персонологии, в  отли-

чие от дифференциальной психофизиологии, является не столько
попытка  с  помощью  современных  методов  исследования  нейро-
физиологических  и  нейрохимических  процессов  вычленить  спе-
цифические 

индивидуальные 

паттерны (структурно-

динамические  модели) функционирования  центральной  нервной
системы, сколько  изучение  онтогенетической  обусловленности
динамики личностного бытия, изменений когнитивных функций,
сознания  и  самосознания  в  процессе  индивидуального  созрева-
ния и инволюции и, более того, изучение зависимости структуры

43

 Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные…— С. 72.


background image

55

психических процессов от динамических и энергетических уров-
ней нейрофизиологических процессов.

С моей точки зрения, между динамическими и содержатель-

ными  аспектами  психической  деятельности  имеется  достаточно
тесная  связь  и  взаимозависимость: зная  динамику  и  энергетику
функционирования мозга, можно в определённой степени судить
о содержательной стороне психики и наоборот.

*

Мне  думается, что  лучше  всех  составить  планкарту  челове-

ческой жизни удалось датскому учёному-психологу Эрику Эрик-
сону. В  молодости, живя  в  Вене, Эриксон  в  неофициальной  об-
становке познакомился с Фрейдом, прошёл курс психоанализа и
затем, переехав с женой в США, стал преподавателем и крупным
специалистом в области детского психоанализа. После пятнадца-
ти  лет  практической  и  теоретической  работы  он  выдвинул  три
новых  положения, существенно  изменившие  взгляд  на  жизнен-
ный путь человека.

*

Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом

фазами психосоциального развития (оральной, анальной, фалли-
ческой и генитальной) существуют психологические стадии раз-
вития собственно «Я»;
*

 Эриксон  обратил  внимание  исследователей  на  то, что

значительные  изменения  в  личности  происходят  не  только  в
детском  и  подростковом  возрасте, но  и  на  протяжении  всей
жизни;
*

 Эриксон  описал  параметры  динамики  каждой  стадии

жизненного пути в их позитивном и негативном аспектах.

Эпигенез (epigenesis) подразумевает, что  личностный  рост

подчинён определённым законам, общим для всего, что растёт. У
каждого типа организма имеется своя программа, в соответствии
с которой для каждой части наступает своё время особой значи-
мости, и так до тех пор, пока из этих частей не образуется функ-
ционирующее  целое

44

. Биология  и  психодинамическая  психоло-

44

 Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития /Пер. с англ.— Екате-

ринбург, 1998.— С. 471.