Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4916
Скачиваний: 29
41
туры (пар — вода — лёд). Чем сложнее структура мира, тем
меньше энергии остаётся в свободном состоянии. Каждая струк-
тура связывает и несёт в себе энергию. Распад структуры приво-
дит к освобождению энергии так же, как распад ядра атома при-
водит к освобождению энергии, которая, изменяя в свою очередь
структуру пространства вокруг, постепенно переходит в связан-
ное состояние. Избыток свободной энергии приводит к процессу
структурообразования. Недостаток — к распаду структуры и вы-
свобождению энергии.
4.
Я вижу, что мир флюктуирует.
Процессы перемещения энергии, структурообразования и
структурораспада подвержены
флюктуации
, то есть периодиче-
скому колебанию.
Специалисты по макромиру полагают, что мы живём в га-
лактике, образовавшейся путём взрыва (то есть скачкообразного
перехода) некоей высокоструктурированной материи, чьи исчер-
павшиеся возможности не смогли сдержать энергию, и она вы-
рвалась наружу, приведя к образованию новых форм материи
(частью которых является и наша солнечная система, и наша пла-
нета, и все мы). Расширяясь, галактика теряет свободную энер-
гию и увеличивает свою структурность. Высказывается вполне
разумное предположение, что по прошествии некоего времени
Солнце, исчерпав свои возможности, погаснет. Если мы не нау-
чимся к тому времени каким-то образом компенсировать недос-
таток солнечной энергии, жизнь на Земле прекратится.
Процессы переструктурирования при изменении количества
энергии закономерны. Они подчиняются внутренней логике бы-
тия, они имманентны бытию, они периодичны. Мир, который я
воспринимаю, флюктуирует и пульсирует. Он сворачивается и
разворачивается, расширяется и сужается, увеличивается и
уменьшается.
5.
Я вижу жизнь, или витальную активность.
Я вижу жизнь как часть мира. Она закономерна. Она струк-
турна и энергетична. Она флюктуирует — её интенсивность пе-
риодически колеблется. Я предполагаю, что жизнь — одна из
форм флюктуации бытия, приводящая к временному увеличению
структурной организации материи и уменьшению количества
42
свободной энергии. Я предполагаю, что смерть — другая сторона
этой флюктуации, в процессе которой происходит деструктури-
зация и освобождение связанной ранее в живой структуре энер-
гии. Биологическая жизнь является одной из форм организации
мира, который возникает при комплексе условий, включающих в
себя определённый уровень свободной энергии и предполагаю-
щих наличие определённых химических элементов. Жизнь и су-
ществует для связи свободной энергии и уменьшения напряже-
ния в локальном участке мира. В этом её цель и смысл.
Если бы бытие обладало чувствительностью и эмоциями, ес-
ли бы космос был одушевлённым (как его воспринимали древние
греки), усиление напряжения в его локальном участке, несомнен-
но, сопровождалось бы чувством неудовольствия, боли и стрем-
лением избавиться от этого напряжения. И мы, на самом деле,
видим, что мир ведёт себя именно подобным образом: бытие по-
стоянно создаёт и разрушает структуры, связывая и отдавая сво-
бодную энергию. Живое — одна из таких структур.
Бытие, самопорождающее жизнь, каждый раз, возможно, ис-
пытывает такое же облегчение, как и мать, разрешившаяся от
бремени. Сама новорожденная жизнь в процессе самоструктури-
рования испытывает мощное чувство напряжения и неудовольст-
вия из-за собственной нестабильности и гигантской разницы по-
тенциалов, которая неминуемым образом притягивает к структу-
рообразующему центру жизни (молекуле ДНК) огромное количе-
ство вещества. Два генетических носителя (яйцеклетка и сперма-
тозоид), соединившись вместе, начинают действовать как на-
стоящая чёрная дыра, которая засасывает в себя, как смерч, ги-
гантское количество вещества из окружающего мира вплоть до
того момента, пока разница потенциалов не выравнится и сфор-
мированная система не начнёт постепенно распадаться. Завер-
шение самоструктурирования — это и есть, по большому счёту,
смерть системы.
Наблюдая мир вокруг себя, над собой, внутри себя, я наблю-
даю бесконечный процесс образования и распада структур. Наша
жизнь и смерть — разновидности общего мирового закона, в со-
ответствии с которым материя структурируется и деструктуриру-
ется, созидается и разрушается, соединяется и распадается.
43
С самого момента зачатия, когда два комочка вещества, ко-
торые мы называем половыми клетками, соединяются друг с дру-
гом, помимо нашего субъективного желания, мы влекомы к смер-
ти, к максимально уравновешенному состоянию. В процессе это-
го движения к смерти внутри нас периодически создаётся напря-
жение, побуждающее нас к созданию условий для соединения
половых клеток и продолжения жизни после нашей смерти. Эти
соединившиеся половые клетки мы часто справедливо называем
смыслом нашей жизни.
Когда природа создавала нас и вкладывала программу жиз-
необеспечения, она позаботилась лишь о том, чтобы установить
постоянную «разницу напряжения» между чувством удовольст-
вия и чувством неудовольствия. Мы стремимся к снижению на-
пряжения и удовольствию и всеми силами бежим от усиления
напряжения и неудовольствия. Этот закон Фрейд положил в ос-
нову психоаналитической теории.
Самоструктуризация и порождение новой жизни — смысл
жизни. Удовольствие, сопровождающее движение от жизни к
смерти,— единственная награда за страдания, которые мы испы-
тываем на этом пути.
Но Создатель явно не учёл сообразительности своего созда-
ния. Он, очевидно, рассчитывал, что человек будет мужественно
преодолевать все тяготы жизни: «плодиться и размножаться, на-
полнять Землю и овладевать ею, владычествовать над рыбами
морскими и птицами небесными, и над всяким животным, пре-
смыкающимся по земле». Ничего подобного. Стоило Создателю
ненадолго отлучиться — человек нашёл и скушал запретное яб-
локо. Наказание в виде ссылки на Землю не помогло — человек
тут же нашёл виноградник и научился делать из него вино. Даже
в холодной и дождливой Британии около стен старинного здания
времён римской империи были найдены остатки виноградной ло-
зы того времени. Даже там пытались выращивать виноград. Гос-
подь явно давно уже, глядя на всё это безобразие, «умыл руки»,
предоставив нас самим себе.
Есть некоторые основания подозревать, что если Господь в
ближайшее время не вернётся и не наведёт порядок в своём хо-
зяйстве, у Него есть все шансы по возвращении обнаружить
44
спившихся Адама с Евой, которые повесились на той самой яб-
лоне, с плода которой всё и началось.
Глава 2
Витальная активность подростков
*
одготовив несколько теоретическую базу, мы переходим
к проблемам динамики витальной активности подрост-
ков и возможным путям её отклонения. Поскольку понятие от-
клоняющегося (девиантного) поведения тесно связано с поняти-
ем нормы, возникает вопрос, что считать нормой. Специалист по
подростковым пограничным состояниям Ганнушкин ещё в нача-
ле двадцатого века писал, что та промежуточная полоса, которая
отделяет душевное здоровье от душевной болезни и которая в то
же самое время и соединяет друг с другом эти две формы челове-
ческого существования, оказывается необычайно широкой, а две
границы, которые отделяют её — одна от здоровья, другая от бо-
лезни, оказываются крайне неустойчивыми и крайне неопреде-
лёнными.
В биологии всех людей принято делить на две группы: боль-
шинство, обладающее признаками, укладывающимися в пределы
нормы, и незначительное меньшинство, обладающее признаками,
которые выходят за пределы нормы и рассматриваются как от-
клонения. Линией разграничения между «нормой» и «не нормой»
П
45
принято считать так называемый 95-процентный уровень. Это
означает, что все признаки, не укладывающиеся в те, которыми
обладают 95 процентов особей популяции, признают отклоне-
ниями и любую особь, обладающую такими признаками, рас-
сматривают как отклоняющуюся от нормы. Подобным образом
всех людей можно разделить по массе биохимических, физиоло-
гических, психологических и поведенческих признаков, однако
ещё Роджер Уильямс писал, что «эту точку зрения чаще молча-
ливо принимают, чем высказывают»
31
.
В нашем случае, чтобы понять отклоняющееся поведение
подростков, мы должны иметь какое-то представление о том, от
чего оно, собственно, отклоняется. Что такое «нормальное под-
ростковое поведение»? Как нужно жить и развиваться подростку,
чтобы «никуда не отклоняться» (особенно в сторону преждевре-
менной биологической и социальной смерти)? Кто видел и знает
ту карту, на которой изображён наш правильный жизненный
путь и с помощью которой можно смело идти по жизни без риска
заблудиться, угодить в болото или сорваться в пропасть? Даже
странно, что учёные пытаются найти ответ на этот вопрос.
Странно потому, что он кажется неразрешимым в принципе.
Слишком все мы разные: мужчины и женщины; мужчины —
бывшие женщины — и женщины — бывшие мужчины; чёрные,
белые и жёлтые; живущие в городах и в лесной глуши; верующие
в Христа, Будду, Магомета и неверующие. Что является тем
внутренним ядром, или стержнем, который объединяет всех
представителей человеческого рода вне зависимости от их расо-
вых, половых, культурных, социальных и психологических осо-
бенностей?
*
В психологии и педагогике традиционно принято рассматри-
вать психоаналитическую теорию Фрейда как одну из самых ран-
них теорий, объясняющих социальное и личностное развитие ре-
бёнка и подростка. Это не совсем верно, поскольку динамическая
теория личности Фрейда в первую очередь подразумевала не
31
Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность /Пер. с англ.— М., 1960.— С. 112.