Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4642

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

туры (пар — вода — лёд). Чем  сложнее  структура  мира, тем
меньше энергии остаётся в свободном состоянии. Каждая струк-
тура связывает и несёт в себе энергию. Распад структуры приво-
дит к освобождению энергии так же, как распад ядра атома при-
водит к освобождению энергии, которая, изменяя в свою очередь
структуру  пространства  вокруг, постепенно  переходит  в  связан-
ное состояние. Избыток свободной энергии приводит к процессу
структурообразования. Недостаток — к распаду структуры и вы-
свобождению энергии.

4.

 Я вижу, что мир флюктуирует.

Процессы  перемещения  энергии, структурообразования  и

структурораспада  подвержены

  флюктуации

, то  есть  периодиче-

скому колебанию.

Специалисты  по  макромиру  полагают, что  мы  живём  в  га-

лактике, образовавшейся путём взрыва (то есть скачкообразного
перехода) некоей высокоструктурированной материи, чьи исчер-
павшиеся  возможности  не  смогли  сдержать  энергию, и  она  вы-
рвалась  наружу, приведя  к  образованию  новых  форм  материи
(частью которых является и наша солнечная система, и наша пла-
нета, и  все  мы). Расширяясь, галактика  теряет  свободную  энер-
гию  и  увеличивает  свою  структурность. Высказывается  вполне
разумное  предположение, что  по  прошествии  некоего  времени
Солнце, исчерпав  свои  возможности, погаснет. Если мы не нау-
чимся  к  тому  времени  каким-то образом компенсировать недос-
таток солнечной энергии, жизнь на Земле прекратится.

Процессы  переструктурирования  при  изменении  количества

энергии  закономерны. Они  подчиняются  внутренней логике бы-
тия, они  имманентны  бытию, они  периодичны. Мир, который  я
воспринимаю, флюктуирует  и  пульсирует. Он  сворачивается  и
разворачивается, расширяется  и  сужается, увеличивается  и
уменьшается.

5.

 Я вижу жизнь, или витальную активность.

Я вижу жизнь как часть мира. Она закономерна. Она струк-

турна  и  энергетична. Она  флюктуирует — её интенсивность пе-
риодически  колеблется. Я  предполагаю, что  жизнь — одна  из
форм флюктуации бытия, приводящая к временному увеличению
структурной  организации  материи  и  уменьшению  количества


background image

42

свободной энергии. Я предполагаю, что смерть — другая сторона
этой  флюктуации, в  процессе  которой  происходит  деструктури-
зация  и  освобождение  связанной ранее в живой структуре энер-
гии. Биологическая  жизнь  является  одной  из  форм  организации
мира, который возникает при комплексе условий, включающих в
себя  определённый  уровень  свободной  энергии  и  предполагаю-
щих наличие определённых химических элементов. Жизнь и су-
ществует  для  связи  свободной  энергии  и  уменьшения  напряже-
ния в локальном участке мира. В этом её цель и смысл.

Если бы бытие обладало чувствительностью и эмоциями, ес-

ли бы космос был одушевлённым (как его воспринимали древние
греки), усиление напряжения в его локальном участке, несомнен-
но, сопровождалось бы  чувством неудовольствия, боли и стрем-
лением  избавиться  от  этого  напряжения. И  мы, на  самом  деле,
видим, что мир ведёт себя именно подобным образом: бытие по-
стоянно создаёт и разрушает структуры, связывая и отдавая сво-
бодную энергию. Живое — одна из таких структур.

Бытие, самопорождающее жизнь, каждый раз, возможно, ис-

пытывает  такое  же  облегчение, как  и  мать, разрешившаяся  от
бремени. Сама новорожденная жизнь в процессе самоструктури-
рования испытывает мощное чувство напряжения и неудовольст-
вия из-за собственной нестабильности и гигантской разницы по-
тенциалов, которая неминуемым образом притягивает к структу-
рообразующему центру жизни (молекуле ДНК) огромное количе-
ство вещества. Два генетических носителя (яйцеклетка и сперма-
тозоид), соединившись  вместе, начинают  действовать  как  на-
стоящая  чёрная дыра, которая  засасывает  в  себя, как  смерч, ги-
гантское  количество  вещества  из  окружающего  мира  вплоть  до
того момента, пока разница потенциалов не выравнится и сфор-
мированная  система  не  начнёт  постепенно  распадаться. Завер-
шение самоструктурирования — это и есть, по большому счёту,
смерть системы.

Наблюдая мир вокруг себя, над собой, внутри себя, я наблю-

даю бесконечный процесс образования и распада структур. Наша
жизнь и смерть — разновидности общего мирового закона, в со-
ответствии с которым материя структурируется и деструктуриру-
ется, созидается и разрушается, соединяется и распадается.


background image

43

С  самого  момента  зачатия, когда  два  комочка  вещества, ко-

торые мы называем половыми клетками, соединяются друг с дру-
гом, помимо нашего субъективного желания, мы влекомы к смер-
ти, к максимально уравновешенному состоянию. В процессе это-
го движения к смерти внутри нас периодически создаётся напря-
жение, побуждающее  нас  к  созданию  условий  для  соединения
половых клеток  и продолжения жизни после нашей смерти. Эти
соединившиеся половые клетки мы часто справедливо называем
смыслом нашей жизни.

Когда  природа  создавала  нас  и  вкладывала  программу  жиз-

необеспечения, она  позаботилась  лишь  о том, чтобы установить
постоянную «разницу  напряжения» между  чувством  удовольст-
вия  и  чувством  неудовольствия. Мы стремимся к  снижению на-
пряжения  и  удовольствию  и  всеми  силами  бежим  от  усиления
напряжения и  неудовольствия. Этот закон Фрейд положил в ос-
нову психоаналитической теории.

Самоструктуризация  и  порождение  новой  жизни — смысл

жизни. Удовольствие, сопровождающее  движение  от  жизни  к
смерти,— единственная награда за страдания, которые мы испы-
тываем на этом пути.

Но  Создатель  явно  не  учёл  сообразительности  своего  созда-

ния. Он, очевидно, рассчитывал, что человек будет мужественно
преодолевать все тяготы жизни: «плодиться и размножаться, на-
полнять  Землю  и  овладевать  ею, владычествовать  над  рыбами
морскими  и  птицами  небесными, и  над  всяким  животным, пре-
смыкающимся  по  земле». Ничего  подобного. Стоило  Создателю
ненадолго  отлучиться — человек  нашёл и скушал запретное яб-
локо. Наказание в виде ссылки на Землю не помогло — человек
тут же нашёл виноградник и научился делать из него вино. Даже
в холодной и дождливой Британии около стен старинного здания
времён римской империи были найдены остатки виноградной ло-
зы того времени. Даже там пытались выращивать виноград. Гос-
подь  явно давно уже, глядя на всё это безобразие, «умыл руки»,
предоставив нас самим себе.

Есть  некоторые  основания  подозревать, что  если  Господь  в

ближайшее  время не вернётся и не наведёт порядок  в своём хо-
зяйстве, у  Него  есть  все  шансы  по  возвращении  обнаружить


background image

44

спившихся  Адама с Евой, которые повесились на той самой яб-
лоне, с плода которой всё и началось.

Глава 2

Витальная активность подростков

*

одготовив несколько теоретическую базу, мы переходим
к  проблемам  динамики  витальной  активности  подрост-

ков  и  возможным  путям  её  отклонения. Поскольку  понятие  от-
клоняющегося (девиантного) поведения  тесно  связано с поняти-
ем нормы, возникает вопрос, что считать нормой. Специалист по
подростковым пограничным состояниям Ганнушкин ещё в нача-
ле двадцатого века писал, что та промежуточная полоса, которая
отделяет душевное здоровье от душевной болезни и которая в то
же самое время и соединяет друг с другом эти две формы челове-
ческого существования, оказывается необычайно широкой, а две
границы, которые отделяют её — одна от здоровья, другая от бо-
лезни, оказываются  крайне  неустойчивыми  и  крайне  неопреде-
лёнными.

В биологии всех людей принято делить на две группы: боль-

шинство, обладающее признаками, укладывающимися в пределы
нормы, и незначительное меньшинство, обладающее признаками,
которые  выходят  за  пределы  нормы  и  рассматриваются  как  от-
клонения. Линией разграничения между «нормой» и «не нормой»

П


background image

45

принято  считать  так  называемый 95-процентный  уровень. Это
означает, что  все  признаки, не  укладывающиеся  в  те, которыми
обладают 95 процентов  особей  популяции, признают  отклоне-
ниями  и  любую  особь, обладающую  такими  признаками, рас-
сматривают  как  отклоняющуюся  от  нормы. Подобным  образом
всех людей можно разделить по массе биохимических, физиоло-
гических, психологических  и  поведенческих  признаков, однако
ещё  Роджер  Уильямс  писал,  что  «эту  точку  зрения  чаще  молча-
ливо принимают, чем высказывают»

31

.

В  нашем  случае, чтобы  понять  отклоняющееся  поведение

подростков, мы  должны иметь какое-то  представление о том, от
чего  оно, собственно, отклоняется. Что  такое «нормальное  под-
ростковое поведение»? Как нужно жить и развиваться подростку,
чтобы «никуда не отклоняться» (особенно в сторону преждевре-
менной биологической и социальной смерти)? Кто видел и знает
ту  карту, на  которой  изображён  наш  правильный  жизненный
путь и с помощью которой можно смело идти по жизни без риска
заблудиться, угодить  в  болото  или  сорваться  в  пропасть? Даже
странно, что  учёные  пытаются  найти  ответ  на  этот  вопрос.
Странно  потому, что  он  кажется  неразрешимым  в  принципе.
Слишком  все  мы  разные: мужчины  и  женщины; мужчины —
бывшие женщины — и женщины — бывшие мужчины; чёрные,
белые и жёлтые; живущие в городах и в лесной глуши; верующие
в  Христа, Будду, Магомета  и  неверующие. Что  является  тем
внутренним  ядром, или  стержнем, который  объединяет  всех
представителей человеческого  рода  вне зависимости  от их расо-
вых, половых, культурных, социальных  и  психологических  осо-
бенностей?

*

В психологии и педагогике традиционно принято рассматри-

вать психоаналитическую теорию Фрейда как одну из самых ран-
них теорий, объясняющих социальное и личностное развитие ре-
бёнка и подростка. Это не совсем верно, поскольку динамическая
теория  личности  Фрейда  в  первую  очередь  подразумевала  не

31

 Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность /Пер. с англ.— М., 1960.— С. 112.