Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4924

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

гия  развития  в  настоящее  время  опираются  именно  на  эпигене-
тическую  модель: развитие  протекает  как  необратимый процесс
от  недифференцированного  начала  с

максимальным  программ-

ным потенциалом

 и

минимальным значением программы,

 то есть

с Работы Эриксона, который большую часть своей жизни про-

жил в США, читают и знают больше, чем любого другого психо-
аналитика

45

. Однажды, беседуя  с  приехавшим  в  Россию  на  ста-

жировку  детским  социальным  работником  из  Англии, я  был
очень  удивлён  тем, что  она  прекрасно  осведомлена  о  работах  и
идеях  Эриксона, но  практически  ничего  не  знает  ни  о  работах
Анны Фрейд, ни о работах Мелани Кляйн, которые жили и про-
водили  исследования  возрастного  развития  непосредственно  в
Англии.

Эриксон  составил уникально полную модель жизненной ди-

намики человека  от рождения до смерти, максимально подходя-
щую  максимальному  количеству  людей  вне  зависимости  от  их
социально-демографических  характеристик. Восемь  стадий  пси-
хосоциального  развития  по  Эриксону  включают  в  себя  обяза-
тельные жизненные кризисы, которые человек может преодолеть
с благоприятным или неблагоприятным исходом.

Ранее  наиболее  удобной  и  пригодной  из  всех  метрических

классификаций  считалась  классификация, предложенная  Бром-
лей. Человеческую  жизнь  она  рассматривала  как  совокупность
пяти циклов: беременности, детства, юности, взрослости и старе-
ния. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характери-
зуемых возрастными датами и общими чертами развития.

1.

Утробный

1) зигота (оплодотворенное яйцо);
2) эмбрион (ранняя стадия биологического развития);
3) плод (поздняя стадия биологического развития);
4) момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского ор-
ганизма на жизнь во внешней среде).

2.

Детство

1) младенчество (от рождения до 18 месяцев);

45

 Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни //Э. Г. Эриксон. Дет-

ство и общество.— СПб., 1996. — С. 6.


background image

57

2) дошкольное детство (от 18 мес. до 5 лет);
3) раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет).

3.

Юность

1) ранняя юность (стадия полового созревания) от 11—13 до 15 лет;
2) поздняя юность (15 — 21 год).

4.

Взрослость

1) ранняя взрослость (21 — 25 лет);
2) средняя взрослость (25 — 40 лет);
3) поздняя взрослость (40 — 55 лет);
4) предпенсионный возраст (55 — 65 лет).

5.

Старение

1) «удаление от дел», «отставки» (65 — 70 лет);
2) старость (70 и более лет);
3) дряхлость, болезненная старость и смерть (не позднее 110 лет).

 В  этой  классификации, равно  как  и  во  многих  отечествен-

ных, стадии биологического развития перемежаются со стадиями
социального  развития, школьное  детство — с  половым  созрева-
нием, а «удаление от дел» — со старостью и смертью.

По большому счёту, чисто биологическая классификация бы-

тия  многоклеточного  живого  существа  может  включать  в  себя
только  пять  стадий: зарождение, созревание, зрелость, инволю-
цию и смерть.

Составить  реальную  периодизацию  динамики  личностного

бытия очень сложно, поскольку сами социальные системы, в ус-
ловиях  которых  протекает  жизнь  индивида, существенно  отли-
чаются. Какое  может  быть  дошкольное  и  школьное  детство или
предпенсионный возраст в тех культурах, где сами понятия шко-
лы и пенсии отсутствуют?

Эриксон  описал  восемь  стадий  развития  человека  и  наи-

большее  значение  уделил  начальным  этапам  развития: детству,
отрочеству и юности:

1.

Первая стадия: первый год жизни

У  ребёнка  формируется  такая  черта  личности  как  доверие.

Психологи  называют  эту  характеристику  личности —

базисным

доверием.

Родившийся  ребёнок  должен  ощутить  и  почувство-

вать, что он желаем, что он принёс в мир радость и ему безуслов-
но рады. Рады просто факту его появления на свет. Это тот крат-
кий  период  жизни, когда  нас  любят

ни  за  что, просто  так, за


background image

58

сам факт нашего существования

.

Если  обстоятельства  в  этот  период складываются  благопри-

ятно, у  ребёнка  появляется  доверие  к  окружающей  среде  и  сво-
ему будущему. Это очень важный период, потому что он обеспе-
чивает или не обеспечивает психологическую поддержку челове-
ку на всём его жизненном пути. Если ребёнок испытал близкое к
импринтингу

46

  чувство  базисного  доверия, какие  бы  неприятно-

сти  не  поджидали  его  в  жизни, у  него  всегда  будет  внутренняя
уверенность: «я — хороший человек», «я — достоин любви».

Если  обстоятельства  неблагоприятны — у  ребёнка  могут

сформироваться страх перед будущим, подозрительность, неуве-
ренность  в  себе, потребность  бесконечно  доказывать  свою  цен-
ность  окружающим  или  ещё  худшие  тенденции, которые  могут
иметь  непосредственное  отношение  к  авитальной  активности.
Эриксон  приводит  высказывание  одного  старого  американского
индейца, который порицал белых людей за то, что они позволяют
часто  плакать  маленьким  детям  и  даже  считают  это  в  какой-то
степени полезным для развития лёгких. Неудивительно, говорил
индеец, что  белый  человек  после  такого  исходного  опыта  так
стремится умереть и попасть в рай

47

.

2.

Вторая стадия: второй год жизни

У ребёнка формируется способность к автономии. При сфор-

мировавшемся базисном доверии ребёнок начинает всё дальше и
дальше удаляться от матери, учится всё больше и больше време-
ни проводить самостоятельно. Он ведёт себя подобно ребёнку —
участнику известного эксперимента, который, сидя на цветочной
полянке вместе с матерью, убедившись, что она никуда не исче-
зает, постепенно 

начинает 

самостоятельную 

поисково-

разведывательную  деятельность, всё  дальше  и  дальше  отползая
от сидящей матери, периодически проверяя: на месте ли она. Ре-
бёнок  имеет  потребность  в  таком  поведении  и  испытывает  гор-

46

 У новорожденного утёнка первый движущийся предмет, попавший в поле зрения,

воспринимается как «мама» и он начинает повсюду следовать за ним. Импринтинг —
одномоментное установление связи между инстинктивной моделью поведения и
внешним средовым стимулом. Конрад Лоренц за открытие этого промежуточного ме-
жду инстинктом и условным рефлексом звена получил Нобелевскую премию по био-
логии.

47

 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Пер. с англ.— М., 1996.— С. 108.


background image

59

дость  и  радость  при  его  успешном  осуществлении. У  него  фор-
мируются  чувства  самоконтроля  и  самоуважения. При  недоста-
точном базисном доверии или гиперопеке ребёнок не имеет воз-
можности научиться независимому существованию, он не приоб-
ретает  навыков  самоконтроля, проявляет  сомнительность  и  тре-
вожность.

3.

Третья стадия: возраст от трёх до пяти лет

Ребёнок учится проявлять инициативу. Он учится делать что-

то

сам

 и учится

сам

 определять направление своей деятельности,

получая  удовольствие  от  её  выполнения. Неблагоприятным  мо-
ментом  этого  периода  является  вторичное  самоограничение  ак-
тивности, страх  наказания  и  благонравность. Ребёнок  сам  впер-
вые  в  жизни  забивает  гвоздь  в  полированный  стол  или  рисует
«потрясающий» узор на обоях. Накажите его за это, но только не
вините потом мужа за то, что он не умеет держать молоток в ру-
ках или жену за то, что она не проявляет чудеса изобретательно-
сти на кухне.

4.

Четвёртая стадия: от 6 лет до полового созревания

Формируются  такие  важные  черты, как  трудолюбие  и  при-

лежание. Расширяются и развиваются способности. Ребёнок вхо-
дит в мир навыков и умений, упражняется в ловкости и смышлё-
ности. Он  учится  делать  вещи  и  учится  делать  их  хорошо. Во
всех  культурах  на  этой  стадии  дети  проходят  систематическое
обучение. Фрейд  называет  эту  стадию  развития «латентной».
Ранние проявления детской сексуальности как бы уходят на вто-
рой план. Ребёнок, который  до этого остро переживал и различ-
ными способами проигрывал в фантазии своё желание стать от-
цом или матерью, на этой фазе начинает смотреть на мир более
реально — он начинает интенсивно овладевать теми трудовыми
навыками, которые в жизни, а не в фантазиях помогут ему, спус-
тя  короткое  время, воплотить  свои  мечты. Как  писал  Эриксон:
«До  того, как  ребёнок, в  психологическом  отношении  уже гото-
вый  к  элементарной  роли  родителя, способен  стать  биологиче-
ским родителем, он должен побыть в роли работника и потенци-
ального кормильца»

48

. При неблагоприятном прохождении этого

этапа  формируется

чувство  несоответствия

 требованиям окру-

48

 Эриксон Э. Детство и общество.— СПб., 1996.— С. 362.


background image

60

жающей  среды  и  развивается комплекс  неполноценности. Опас-
ность  этой  стадии — остановка  развития. В  случае  каких-либо
проблем, возникающих на следующих стадиях эпигенетического
развития, подросток, хорошо овладевший трудовыми навыками и
умениями, но  испытывающий  трудности  в  формировании  груп-
повой идентичности, способности брать на себя ответственность
и обязательства, может «остановиться» на данной стадии, «огра-
ничив  самого себя и сузив свой горизонт до границ поля своего
труда». Он может признать работу своей единственной обязанно-
стью  и  ценностью, а  профессию  и  должность — единственным
критерием  ценности  человека. Именно  с  этой  стадией  связано
формирование  таких  распространённых  форм  аддиктивного  по-
ведения, как лэрнинг (патологическая страсть к учёбе) и трудого-
лизм (патологическая страсть к работе). В современной психоло-
гии и психотерапии основное внимание уделяется второй разно-
видности, хотя уход в учёбу имеет не меньшее распространение
среди подростков и представляет не меньшую опасность для ду-
шевного здоровья.

5.

Пятая стадия: от 14 до 18 лет

Для этого этапа жизненного пути важнейшей задачей являет-

ся  формирование  чувства  идентичности. Понятия «идентич-
ность», «идентификация» охватывают как бы три пересекающих-
ся плоскости психической реальности:

во-первых, это процесс отождествления себя с другим инди-

видом  или  группой, принятия  существующих  внешних  норм,
ценностей, стилей поведения как «своих»;

во-вторых, это возможность переноса своих чувств, желаний,

фантазий, черт на другого человека — и как бы продолжение се-
бя в другом (например, родители могут ожидать от ребёнка осу-
ществления  собственных  честолюбивых  замыслов, которые  не
удалось  полностью  реализовать,— как  считал  Юнг, ничто  в  ду-
шевном отношении не действует сильнее на детей, чем непрожи-
тая жизнь родителей);

в-третьих, под идентификацией понимают процесс постанов-

ки субъектом себя на место другого с целью моделирования смы-
слового поля другого, взаимопонимания и взаимообщения.

Рассматривая идентификацию как главную и постоянную эк-