Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4924
Скачиваний: 29
56
гия развития в настоящее время опираются именно на эпигене-
тическую модель: развитие протекает как необратимый процесс
от недифференцированного начала с
максимальным программ-
ным потенциалом
и
минимальным значением программы,
то есть
с Работы Эриксона, который большую часть своей жизни про-
жил в США, читают и знают больше, чем любого другого психо-
аналитика
45
. Однажды, беседуя с приехавшим в Россию на ста-
жировку детским социальным работником из Англии, я был
очень удивлён тем, что она прекрасно осведомлена о работах и
идеях Эриксона, но практически ничего не знает ни о работах
Анны Фрейд, ни о работах Мелани Кляйн, которые жили и про-
водили исследования возрастного развития непосредственно в
Англии.
Эриксон составил уникально полную модель жизненной ди-
намики человека от рождения до смерти, максимально подходя-
щую максимальному количеству людей вне зависимости от их
социально-демографических характеристик. Восемь стадий пси-
хосоциального развития по Эриксону включают в себя обяза-
тельные жизненные кризисы, которые человек может преодолеть
с благоприятным или неблагоприятным исходом.
Ранее наиболее удобной и пригодной из всех метрических
классификаций считалась классификация, предложенная Бром-
лей. Человеческую жизнь она рассматривала как совокупность
пяти циклов: беременности, детства, юности, взрослости и старе-
ния. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характери-
зуемых возрастными датами и общими чертами развития.
1.
Утробный
1) зигота (оплодотворенное яйцо);
2) эмбрион (ранняя стадия биологического развития);
3) плод (поздняя стадия биологического развития);
4) момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского ор-
ганизма на жизнь во внешней среде).
2.
Детство
1) младенчество (от рождения до 18 месяцев);
45
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни //Э. Г. Эриксон. Дет-
ство и общество.— СПб., 1996. — С. 6.
57
2) дошкольное детство (от 18 мес. до 5 лет);
3) раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет).
3.
Юность
1) ранняя юность (стадия полового созревания) от 11—13 до 15 лет;
2) поздняя юность (15 — 21 год).
4.
Взрослость
1) ранняя взрослость (21 — 25 лет);
2) средняя взрослость (25 — 40 лет);
3) поздняя взрослость (40 — 55 лет);
4) предпенсионный возраст (55 — 65 лет).
5.
Старение
1) «удаление от дел», «отставки» (65 — 70 лет);
2) старость (70 и более лет);
3) дряхлость, болезненная старость и смерть (не позднее 110 лет).
В этой классификации, равно как и во многих отечествен-
ных, стадии биологического развития перемежаются со стадиями
социального развития, школьное детство — с половым созрева-
нием, а «удаление от дел» — со старостью и смертью.
По большому счёту, чисто биологическая классификация бы-
тия многоклеточного живого существа может включать в себя
только пять стадий: зарождение, созревание, зрелость, инволю-
цию и смерть.
Составить реальную периодизацию динамики личностного
бытия очень сложно, поскольку сами социальные системы, в ус-
ловиях которых протекает жизнь индивида, существенно отли-
чаются. Какое может быть дошкольное и школьное детство или
предпенсионный возраст в тех культурах, где сами понятия шко-
лы и пенсии отсутствуют?
Эриксон описал восемь стадий развития человека и наи-
большее значение уделил начальным этапам развития: детству,
отрочеству и юности:
1.
Первая стадия: первый год жизни
У ребёнка формируется такая черта личности как доверие.
Психологи называют эту характеристику личности —
базисным
доверием.
Родившийся ребёнок должен ощутить и почувство-
вать, что он желаем, что он принёс в мир радость и ему безуслов-
но рады. Рады просто факту его появления на свет. Это тот крат-
кий период жизни, когда нас любят
ни за что, просто так, за
58
сам факт нашего существования
.
Если обстоятельства в этот период складываются благопри-
ятно, у ребёнка появляется доверие к окружающей среде и сво-
ему будущему. Это очень важный период, потому что он обеспе-
чивает или не обеспечивает психологическую поддержку челове-
ку на всём его жизненном пути. Если ребёнок испытал близкое к
импринтингу
46
чувство базисного доверия, какие бы неприятно-
сти не поджидали его в жизни, у него всегда будет внутренняя
уверенность: «я — хороший человек», «я — достоин любви».
Если обстоятельства неблагоприятны — у ребёнка могут
сформироваться страх перед будущим, подозрительность, неуве-
ренность в себе, потребность бесконечно доказывать свою цен-
ность окружающим или ещё худшие тенденции, которые могут
иметь непосредственное отношение к авитальной активности.
Эриксон приводит высказывание одного старого американского
индейца, который порицал белых людей за то, что они позволяют
часто плакать маленьким детям и даже считают это в какой-то
степени полезным для развития лёгких. Неудивительно, говорил
индеец, что белый человек после такого исходного опыта так
стремится умереть и попасть в рай
47
.
2.
Вторая стадия: второй год жизни
У ребёнка формируется способность к автономии. При сфор-
мировавшемся базисном доверии ребёнок начинает всё дальше и
дальше удаляться от матери, учится всё больше и больше време-
ни проводить самостоятельно. Он ведёт себя подобно ребёнку —
участнику известного эксперимента, который, сидя на цветочной
полянке вместе с матерью, убедившись, что она никуда не исче-
зает, постепенно
начинает
самостоятельную
поисково-
разведывательную деятельность, всё дальше и дальше отползая
от сидящей матери, периодически проверяя: на месте ли она. Ре-
бёнок имеет потребность в таком поведении и испытывает гор-
46
У новорожденного утёнка первый движущийся предмет, попавший в поле зрения,
воспринимается как «мама» и он начинает повсюду следовать за ним. Импринтинг —
одномоментное установление связи между инстинктивной моделью поведения и
внешним средовым стимулом. Конрад Лоренц за открытие этого промежуточного ме-
жду инстинктом и условным рефлексом звена получил Нобелевскую премию по био-
логии.
47
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Пер. с англ.— М., 1996.— С. 108.
59
дость и радость при его успешном осуществлении. У него фор-
мируются чувства самоконтроля и самоуважения. При недоста-
точном базисном доверии или гиперопеке ребёнок не имеет воз-
можности научиться независимому существованию, он не приоб-
ретает навыков самоконтроля, проявляет сомнительность и тре-
вожность.
3.
Третья стадия: возраст от трёх до пяти лет
Ребёнок учится проявлять инициативу. Он учится делать что-
то
сам
и учится
сам
определять направление своей деятельности,
получая удовольствие от её выполнения. Неблагоприятным мо-
ментом этого периода является вторичное самоограничение ак-
тивности, страх наказания и благонравность. Ребёнок сам впер-
вые в жизни забивает гвоздь в полированный стол или рисует
«потрясающий» узор на обоях. Накажите его за это, но только не
вините потом мужа за то, что он не умеет держать молоток в ру-
ках или жену за то, что она не проявляет чудеса изобретательно-
сти на кухне.
4.
Четвёртая стадия: от 6 лет до полового созревания
Формируются такие важные черты, как трудолюбие и при-
лежание. Расширяются и развиваются способности. Ребёнок вхо-
дит в мир навыков и умений, упражняется в ловкости и смышлё-
ности. Он учится делать вещи и учится делать их хорошо. Во
всех культурах на этой стадии дети проходят систематическое
обучение. Фрейд называет эту стадию развития «латентной».
Ранние проявления детской сексуальности как бы уходят на вто-
рой план. Ребёнок, который до этого остро переживал и различ-
ными способами проигрывал в фантазии своё желание стать от-
цом или матерью, на этой фазе начинает смотреть на мир более
реально — он начинает интенсивно овладевать теми трудовыми
навыками, которые в жизни, а не в фантазиях помогут ему, спус-
тя короткое время, воплотить свои мечты. Как писал Эриксон:
«До того, как ребёнок, в психологическом отношении уже гото-
вый к элементарной роли родителя, способен стать биологиче-
ским родителем, он должен побыть в роли работника и потенци-
ального кормильца»
48
. При неблагоприятном прохождении этого
этапа формируется
чувство несоответствия
требованиям окру-
48
Эриксон Э. Детство и общество.— СПб., 1996.— С. 362.
60
жающей среды и развивается комплекс неполноценности. Опас-
ность этой стадии — остановка развития. В случае каких-либо
проблем, возникающих на следующих стадиях эпигенетического
развития, подросток, хорошо овладевший трудовыми навыками и
умениями, но испытывающий трудности в формировании груп-
повой идентичности, способности брать на себя ответственность
и обязательства, может «остановиться» на данной стадии, «огра-
ничив самого себя и сузив свой горизонт до границ поля своего
труда». Он может признать работу своей единственной обязанно-
стью и ценностью, а профессию и должность — единственным
критерием ценности человека. Именно с этой стадией связано
формирование таких распространённых форм аддиктивного по-
ведения, как лэрнинг (патологическая страсть к учёбе) и трудого-
лизм (патологическая страсть к работе). В современной психоло-
гии и психотерапии основное внимание уделяется второй разно-
видности, хотя уход в учёбу имеет не меньшее распространение
среди подростков и представляет не меньшую опасность для ду-
шевного здоровья.
5.
Пятая стадия: от 14 до 18 лет
Для этого этапа жизненного пути важнейшей задачей являет-
ся формирование чувства идентичности. Понятия «идентич-
ность», «идентификация» охватывают как бы три пересекающих-
ся плоскости психической реальности:
во-первых, это процесс отождествления себя с другим инди-
видом или группой, принятия существующих внешних норм,
ценностей, стилей поведения как «своих»;
во-вторых, это возможность переноса своих чувств, желаний,
фантазий, черт на другого человека — и как бы продолжение се-
бя в другом (например, родители могут ожидать от ребёнка осу-
ществления собственных честолюбивых замыслов, которые не
удалось полностью реализовать,— как считал Юнг, ничто в ду-
шевном отношении не действует сильнее на детей, чем непрожи-
тая жизнь родителей);
в-третьих, под идентификацией понимают процесс постанов-
ки субъектом себя на место другого с целью моделирования смы-
слового поля другого, взаимопонимания и взаимообщения.
Рассматривая идентификацию как главную и постоянную эк-