Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4923
Скачиваний: 29
61
зистенциальную проблему личности, Эриксон понимал под ней
чувство обретения стабильности при адекватном разрешении
сложных идентификационных задач (кризисы идентичности),
возникающих перед личностью на каждой из восьми стадий су-
ществования.
Особое значение все эти процессы имеют в период отрочест-
ва и юности, когда относительная стабильность латентного пе-
риода сменяется стремительными изменениями пубертата. Ин-
тенсивность роста тела и физиологические изменения, происхо-
дящие с подростком, сопоставимы с периодом детства — и их
справедливо называют «физиологической революцией». В этот
период подросток мучительно пытается понять и принять свою
особую роль в коллективе сверстников, что часто приводит к
спутанности идентичности.
Попытки со стороны взрослых жё-
стко навязать подростку какие-либо неприемлемые для него роли
приводят к бурному сопротивлению и всплескам агрессивности,
которые, будучи смещёнными, легко могут обернуться против
самого подростка. Побеги из школы, бродяжничество, делин-
квентное, аддиктивное и суицидальное поведение — частые сим-
птомы неудачной попытки идентификации этого периода.
Эриксон приводит пример патологической идентификации
девушки-подростка, мать которой неоднократно заявляла, что ей
легче увидеть свою дочь мёртвой, чем проституткой, и в то же
время догадывалась о легкомысленном поведении дочери за пре-
делами дома. Когда в итоге девушка попала в исправительное за-
ведение, обвинённая в занятиях проституцией (идентификация с
материнским негативным представлением как вариант агрессии
против материнского диктата), и имела возможность непосредст-
венно убедиться во всех последствиях той роли, которую она на
себя приняла, «стать самоубийцей» стало для неё неизбежным
выбором идентичности для того, чтобы «вернуться к матери».
Она повесилась, предварительно нарядно одевшись и написав
записку, кончавшуюся словами: «Ведь я достигаю чести, только
чтобы отбросить её ...»
49
.
6.
Шестая стадия: ранняя зрелость (18—25 лет)
В этот период главной задачей, стоящей перед личностью,
49
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.— Указ изд.— С. 180.
62
является раскрытие способности к близости и любви, способно-
сти понимать других, способности принимать на себя обязатель-
ства по отношению к другим. Однажды Фрейда спросили: «Как
должен жить и что должен уметь делать нормальный человек,
достигший зрелости?». Фрейд недолго подумал и ответил: «Лю-
бить и работать». В этом кратком ответе и в самом деле заключён
весь тот широчайший спектр человеческой жизни, который от-
крывается перед нами по достижении зрелости. При неблагопри-
ятном прохождении этого этапа наблюдается дистанцирование от
других, избегание обязательств и любви.
7.
Седьмая стадия: средний возраст (25—55 лет)
Основной чертой этого возрастного периода Эриксон считает
генеративность — способность заботиться о том, что было соз-
дано тобой ранее (о детях, работе, идеях). При неблагоприятном
прохождении этого периода можно наблюдать усиление скуки,
потакание своим слабостям, обеднение межличностных контак-
тов.
8.
Восьмая стадия: пожилой возраст (55 и более лет)
В норме появляется чувство умиротворённости, уменьшение
озабоченности своей жизнью, уверенность в смысле жизни и её
достоинстве, мудрость, принятие неизбежности смерти. При не-
благоприятном исходе — отвращение к жизни и отчаяние при
мыслях о смерти.
Таким образом, на первой стадии ребёнок для нормального
развития должен испытать доверие к окружающим его людям и
среде, на второй стадии он должен овладеть определёнными на-
выками самоконтроля, перейти на более автономный уровень
существования, на третьей стадии — не бояться проявлять ини-
циативу, самостоятельно заниматься деятельностью, на четвёр-
той — расширить запас своих навыков и умений, приступить к
элементам трудовой деятельности, на пятой — расширить спектр
ролевого поведения с сохранением собственной индивидуально-
сти, на шестой — овладеть способностью принимать обязатель-
ства, принимать и понимать других, на седьмой — уметь сохра-
нить созданное и проявить заботу, уметь пожертвовать собствен-
ными интересами во имя интересов будущих поколений (генера-
тивность), на восьмой стадии человек должен принять неизбеж-
63
ность смерти и смириться с ней.
Если человек благополучно проходит через все восемь жиз-
ненных кризисов, идентичность позволяет ему испытывать само-
уважение, чувство собственного достоинства, получать удоволь-
ствие от соответствия, иметь уверенность в смысле и достойно-
сти собственной жизни. Если нет — его ждёт постоянный страх
перед будущим, перед возможным наказанием, сомнения, подоз-
рительность, стыдливость, чувство несоответствия требованиям
и комплекс неполноценности, скука, обеднение межличностных
контактов, отвращение к жизни и отчаяние при мыслях о смерти.
Если изменения разрешаются успешно, позитивные личност-
ные черты постепенно и последовательно проявляются, что в
свою очередь облегчает переход к следующим изменениям. Не-
удачные изменения, напротив, порождают тревожность и усили-
вают проявления авитальной активности.
*
Мы постарались понять, что представляет собой нормальное
развитие подростка, и подробно проследить его, потому что мы
наблюдаем большое количество подростков, чьё поведение от-
клоняется от нормального, свойственного большинству подрост-
ков нашего общества, и эти отклонения, очевидно, не связаны с
какими-либо психическими заболеваниями. Отсюда вопрос: что
мы имеем в виду, когда говорим об отклоняющемся поведении
подростков?
Феноменологически традиционно выделяют:
*
Аддиктивное поведение;
*
Суицидальное поведение;
*
Сексуальные девиации;
*
Антисоциальное поведение;
*
Асоциальное поведение.
Новая международная классификация болезней 10-го пере-
смотра, на которую мы недавно перешли, содержит в себе раздел
«психических и поведенческих расстройств». Авторы классифи-
кации специально обращают наше внимание на то, что они ис-
пользуют именно термин «расстройство», а не «болезнь» или «за-
болевание». Расстройство — это
клинически определённая группа
64
симптомов или поведенческих признаков, которые в большинст-
ве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному
функционированию
50
. Изолированные социальные отклонения
или конфликты в группу психических расстройств при этом не
включаются. Что имеется в виду в последнем случае — не совсем
понятно, но, видимо, это такие изолированные социальные от-
клонения в поведении, как традиция отрезать у себя фалангу
пальца после смерти близкого человека у японских якудза или
изолированные конфликты между супругами на кухне.
Два раздела этой классификации «Расстройства психологи-
ческого развития» и «Поведенческие и эмоциональные расстрой-
ства с началом, типичным для детского и подросткового возрас-
та» охватывают расстройства, типичные для детского и подрост-
кового возраста. Среди них отдельно выделяется раздел собст-
венно детских и подростковых расстройств поведения, которые
характеризуются «
стойким типом диссоциального, агрессивного
или вызывающего поведения
», которое «
доходит до выраженно-
го нарушения соответствующих возрастных социальных норм и
является поэтому более тяжёлым, чем обычный ребяческий
злой умысел или подростковое бунтарство
». То есть в данном
случае речь идёт именно о девиантном поведении у подростков.
Словосочетание «обычный ребяческий злой умысел», с моей точ-
ки зрения, бесподобно и наводит на массу интересных и далеко
идущих размышлений.
Примеры поведения, на которых должен основываться диаг-
ноз, включают:
чрезмерную
драчливость или хулиганство; жес-
токость к другим людям или животным; тяжёлые разрушения
собственности; поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе
и уходы из дома,
необычно частые и тяжёлые
вспышки гнева;
вызывающее провокационное поведение; постоянное откровен-
ное непослушание.
Любая из этих категорий
при её выраженности
является
достаточной для постановки диагноза. При этом исключаются
расстройства поведения, в основе которых лежат серьёзные пси-
хические заболевания типа шизофрении или депрессии, изолиро-
50
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психиче-
65
ванные диссоциальные акты, и не рекомендуется ставить этот
диагноз, если продолжительность вышеописанного поведения не
составляет 6 месяцев и больше.
К расстройствам поведения Международная Классификация
Болезни 10-го пересмотра относит:
*
Расстройства поведения, ограничивающиеся условия-
ми семьи
(антисоциальное и агрессивное поведение). Может
иметь место воровство из дома, порча игрушек и украшений,
обуви, одежды, мебели и другого ценного имущества; проявле-
ния жестокости по отношению к членам семьи; намеренный
поджог дома. То есть ребёнок или подросток не может сдержать
своей агрессии внутри семьи (в микросоциуме), но способен на
это вне её (в макросоциуме).
*
Несоциализированное расстройство поведения
(
упорное
диссоциальное или агрессивное поведение со значительным об-
щим нарушением взаимоотношений со сверстниками). Харак-
терно (но не обязательно), что нарушитель одинок. Типичное по-
ведение включает в себя хулиганство,
чрезмерную
драчливость,
вымогательство или нападения с насилием;
чрезмерное
непослу-
шание, грубость;
тяжёлые
вспышки гнева и неконтролируемой
ярости, порчу имущества, поджоги и жестокость по отношению к
другим детям и животным. Агрессия одинокого ребёнка или под-
ростка выходит за рамки семьи и направлена против его непо-
средственного микросоциального окружения.
*
Социализированное расстройство поведения
(
стойкое
диссоциальное или агрессивное поведение у детей и подростков,
хорошо интегрированных в группе сверстников). Имеется в виду
групповая делинквентность, правонарушения в условиях членст-
ва в банде, воровство в компании, совместные прогулы уроков и
уходы из дома. В этом случае агрессия детей или подростков
объединяется и направлена не столько против домашних или
друг друга, сколько против других групп детей, подростков,
взрослых, социальных институтов или органов правопорядка.
*
Опозиционно-вызывающее расстройство
(характерно
для детей младше 9—10 лет и проявляется
заметно
вызываю-
ских и поведенческих расстройств /ВОЗ. — СПб., 1994. — С. 261—266.