Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4923

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

зистенциальную  проблему  личности, Эриксон  понимал  под  ней
чувство  обретения  стабильности  при  адекватном  разрешении
сложных  идентификационных  задач (кризисы  идентичности),
возникающих  перед  личностью  на  каждой из восьми стадий су-
ществования.

Особое значение все эти процессы имеют в период отрочест-

ва  и  юности, когда  относительная  стабильность  латентного  пе-
риода  сменяется  стремительными  изменениями  пубертата. Ин-
тенсивность  роста  тела  и  физиологические  изменения, происхо-
дящие  с  подростком, сопоставимы  с  периодом  детства — и  их
справедливо  называют «физиологической  революцией». В  этот
период  подросток  мучительно  пытается  понять  и  принять  свою
особую  роль  в  коллективе  сверстников, что  часто  приводит  к

спутанности идентичности.

 Попытки со стороны взрослых жё-

стко навязать подростку какие-либо неприемлемые для него роли
приводят к  бурному сопротивлению и всплескам агрессивности,
которые, будучи  смещёнными, легко  могут  обернуться  против
самого  подростка. Побеги  из  школы, бродяжничество, делин-
квентное, аддиктивное и суицидальное поведение — частые сим-
птомы неудачной попытки идентификации этого периода.

Эриксон  приводит  пример  патологической  идентификации

девушки-подростка, мать которой неоднократно заявляла, что ей
легче  увидеть  свою  дочь  мёртвой,  чем  проституткой,  и  в  то  же
время догадывалась о легкомысленном поведении дочери за пре-
делами дома. Когда в итоге девушка попала в исправительное за-
ведение, обвинённая в занятиях проституцией (идентификация с
материнским  негативным  представлением  как  вариант  агрессии
против материнского диктата), и имела возможность непосредст-
венно убедиться во всех последствиях той роли, которую она на
себя  приняла, «стать  самоубийцей» стало  для  неё  неизбежным
выбором  идентичности  для  того, чтобы «вернуться  к  матери».
Она  повесилась, предварительно  нарядно  одевшись  и  написав
записку, кончавшуюся словами: «Ведь  я достигаю чести, только
чтобы отбросить её ...»

49

.

6.

Шестая стадия: ранняя зрелость (18—25 лет)

В  этот  период  главной  задачей, стоящей  перед  личностью,

49

 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.— Указ изд.— С. 180.


background image

62

является  раскрытие способности к  близости и любви, способно-
сти понимать других, способности принимать на себя обязатель-
ства  по  отношению  к  другим. Однажды Фрейда спросили: «Как
должен  жить  и  что  должен  уметь  делать  нормальный  человек,
достигший  зрелости?». Фрейд недолго  подумал  и  ответил: «Лю-
бить и работать». В этом кратком ответе и в самом деле заключён
весь  тот  широчайший  спектр  человеческой  жизни, который  от-
крывается перед нами по достижении зрелости. При неблагопри-
ятном прохождении этого этапа наблюдается дистанцирование от
других, избегание обязательств и любви.

7.

Седьмая стадия: средний возраст (25—55 лет)

Основной чертой этого возрастного периода Эриксон считает

генеративность — способность  заботиться  о  том, что  было  соз-
дано тобой ранее (о детях, работе, идеях). При неблагоприятном
прохождении  этого  периода  можно  наблюдать  усиление  скуки,
потакание  своим  слабостям, обеднение  межличностных  контак-
тов.

8.

Восьмая стадия: пожилой возраст (55 и более лет)

В норме появляется чувство умиротворённости, уменьшение

озабоченности  своей  жизнью, уверенность  в  смысле жизни  и  её
достоинстве, мудрость, принятие  неизбежности  смерти. При  не-
благоприятном  исходе — отвращение  к  жизни  и  отчаяние  при
мыслях о смерти.

Таким  образом, на  первой  стадии  ребёнок  для  нормального

развития  должен  испытать  доверие  к  окружающим его людям и
среде, на второй стадии он должен овладеть определёнными на-
выками  самоконтроля, перейти  на  более  автономный  уровень
существования, на третьей стадии — не бояться  проявлять  ини-
циативу, самостоятельно  заниматься  деятельностью, на  четвёр-
той — расширить  запас  своих  навыков  и  умений, приступить  к
элементам трудовой деятельности, на пятой — расширить спектр
ролевого  поведения  с  сохранением собственной индивидуально-
сти, на  шестой — овладеть способностью принимать обязатель-
ства, принимать и понимать других, на седьмой — уметь сохра-
нить созданное и проявить заботу, уметь пожертвовать собствен-
ными интересами во имя интересов будущих поколений (генера-
тивность), на  восьмой  стадии  человек  должен принять неизбеж-


background image

63

ность смерти и смириться с ней.

Если  человек  благополучно  проходит  через  все  восемь  жиз-

ненных кризисов, идентичность позволяет ему испытывать само-
уважение, чувство  собственного достоинства, получать удоволь-
ствие  от  соответствия, иметь  уверенность  в  смысле и  достойно-
сти собственной жизни. Если нет — его ждёт постоянный страх
перед будущим, перед возможным наказанием, сомнения, подоз-
рительность, стыдливость, чувство  несоответствия  требованиям
и  комплекс  неполноценности, скука, обеднение  межличностных
контактов, отвращение к жизни и отчаяние при мыслях о смерти.

Если изменения разрешаются успешно, позитивные личност-

ные  черты  постепенно  и  последовательно  проявляются, что  в
свою  очередь  облегчает  переход  к  следующим  изменениям. Не-
удачные изменения, напротив, порождают тревожность и усили-
вают проявления авитальной активности.

*

Мы постарались понять, что представляет собой нормальное

развитие  подростка, и  подробно  проследить  его, потому  что  мы
наблюдаем  большое  количество  подростков, чьё  поведение  от-
клоняется от нормального, свойственного большинству подрост-
ков нашего общества, и эти отклонения, очевидно, не связаны с
какими-либо  психическими  заболеваниями. Отсюда  вопрос: что
мы  имеем  в  виду, когда  говорим  об  отклоняющемся  поведении
подростков?

Феноменологически традиционно выделяют:

*

 Аддиктивное поведение;

*

 Суицидальное поведение;

*

 Сексуальные девиации;

*

 Антисоциальное поведение;

*

 Асоциальное поведение.

Новая  международная  классификация  болезней 10-го  пере-

смотра, на которую мы недавно перешли, содержит в себе раздел
«психических  и  поведенческих  расстройств». Авторы классифи-
кации  специально  обращают  наше  внимание  на  то, что  они  ис-
пользуют именно термин «расстройство», а не «болезнь» или «за-
болевание». Расстройство — это

клинически определённая группа


background image

64

симптомов или поведенческих признаков, которые в большинст-
ве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному
функционированию

50

. Изолированные  социальные  отклонения

или  конфликты  в  группу  психических  расстройств  при  этом  не
включаются. Что имеется в виду в последнем случае — не совсем
понятно, но, видимо, это  такие  изолированные  социальные  от-
клонения  в  поведении, как  традиция  отрезать  у  себя  фалангу
пальца  после  смерти  близкого  человека  у  японских  якудза  или
изолированные конфликты между супругами на кухне.

Два  раздела  этой  классификации «Расстройства  психологи-

ческого развития» и «Поведенческие и эмоциональные расстрой-
ства с началом, типичным для детского и подросткового возрас-
та» охватывают расстройства, типичные для детского и подрост-
кового  возраста. Среди  них  отдельно  выделяется  раздел  собст-
венно  детских  и  подростковых  расстройств  поведения, которые
характеризуются «

стойким типом диссоциального, агрессивного

или вызывающего поведения

», которое «

доходит до выраженно-

го нарушения соответствующих возрастных социальных норм и
является  поэтому  более  тяжёлым, чем  обычный  ребяческий
злой  умысел  или  подростковое  бунтарство

».  То  есть  в  данном

случае речь идёт именно о девиантном поведении у подростков.
Словосочетание «обычный ребяческий злой умысел», с моей точ-
ки  зрения, бесподобно  и наводит на массу интересных и далеко
идущих размышлений.

Примеры поведения, на которых должен основываться диаг-

ноз, включают:

чрезмерную

  драчливость  или  хулиганство; жес-

токость  к  другим  людям  или  животным; тяжёлые  разрушения
собственности; поджоги, воровство, лживость, прогулы в  школе
и  уходы  из  дома,

необычно  частые и  тяжёлые

 вспышки  гнева;

вызывающее  провокационное  поведение; постоянное  откровен-
ное непослушание.

Любая  из  этих  категорий

при  её  выраженности

  является

достаточной  для  постановки  диагноза. При  этом  исключаются
расстройства поведения, в основе которых лежат серьёзные пси-
хические заболевания типа шизофрении или депрессии, изолиро-

50

 Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психиче-


background image

65

ванные  диссоциальные  акты, и  не  рекомендуется  ставить  этот
диагноз, если продолжительность вышеописанного поведения не
составляет 6 месяцев и больше.

К  расстройствам  поведения Международная Классификация

Болезни 10-го пересмотра относит:
*

 Расстройства  поведения, ограничивающиеся  условия-

ми  семьи

 (антисоциальное  и  агрессивное  поведение). Может

иметь  место  воровство  из  дома, порча  игрушек  и  украшений,
обуви, одежды, мебели  и  другого  ценного  имущества; проявле-
ния  жестокости  по  отношению  к  членам  семьи; намеренный
поджог дома. То есть ребёнок или подросток не может сдержать
своей  агрессии  внутри  семьи (в  микросоциуме), но  способен  на
это вне её (в макросоциуме).
*

 Несоциализированное расстройство поведения

(

упорное

диссоциальное  или  агрессивное  поведение  со  значительным  об-
щим  нарушением  взаимоотношений  со  сверстниками). Харак-
терно (но не обязательно), что нарушитель одинок. Типичное по-
ведение  включает  в  себя  хулиганство,

чрезмерную

  драчливость,

вымогательство или нападения с насилием;

чрезмерное

 непослу-

шание, грубость;

тяжёлые

  вспышки  гнева  и  неконтролируемой

ярости, порчу имущества, поджоги и жестокость по отношению к
другим детям и животным. Агрессия одинокого ребёнка или под-
ростка  выходит  за  рамки  семьи  и  направлена  против  его  непо-
средственного микросоциального окружения.
*

Социализированное  расстройство  поведения

(

стойкое

диссоциальное или агрессивное поведение у детей и подростков,
хорошо интегрированных в группе сверстников). Имеется в виду
групповая делинквентность, правонарушения в условиях членст-
ва в банде, воровство в компании, совместные прогулы уроков и
уходы  из  дома. В  этом  случае  агрессия  детей  или  подростков
объединяется  и  направлена  не  столько  против  домашних  или
друг  друга, сколько  против  других  групп  детей, подростков,
взрослых, социальных институтов или органов правопорядка.
*

Опозиционно-вызывающее  расстройство

(характерно

для  детей  младше 9—10 лет  и  проявляется

заметно

вызываю-

ских и поведенческих расстройств /ВОЗ. — СПб., 1994. — С. 261—266.