Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4929
Скачиваний: 29
66
щим, провокационным поведением, непослушанием при отсут-
ствии более тяжёлых диссоциальных или агрессивных действий,
нарушающих закон и права других). Дети, страдающие таким
расстройством, имеют тенденцию часто и активно игнорировать
просьбы взрослых, правила общественного порядка и намеренно
досаждать другим людям. Обычно они сердиты, обидчивы, им
легко досаждают другие люди, которых они обвиняют в собст-
венных ошибках и трудностях, их легко вывести из себя. В ти-
пичных ситуациях их вызывающее поведение имеет характер
провокации, они часто становятся зачинщиками ссор и обычно
проявляют
чрезмерную
грубость, нежелание взаимодействия и
сопротивление властям. В отличие от других видов девиаций
данному расстройству не свойственно поведение, нарушающее
законы и основные права других, например воровство, драки.
Многие исследователи считают, что оппозиционно-
вызывающее поведение представляет собой менее тяжёлый тип
расстройства поведения, а не качественно отличающийся тип.
Оппозиционно-вызывающее поведение часто отмечается и при
других типах нарушения поведения, поэтому имеющиеся данные
дают основание считать, что самостоятельность этого расстрой-
ства может быть принята в основном только у маленьких детей.
Для определения типа расстройства поведения у старших детей и
подростков данная категория используется с осторожностью.
*
Разумеется, можно сколько угодно критиковать оценочные
категории, используемые в классификации, такие как «чрезмер-
ная», «достаточная», «частые», «тяжёлые», «заметные», но делать
это нужно очень осторожно.
Для нас в данном случае важно другое. Достаточно поверх-
ностного взгляда, чтобы заметить, что в основе подавляющего
большинства расстройств поведения, свойственных детскому и
подростковому возрасту, лежит неспособность или трудность по-
давления собственной агрессивности, направленной вовне. Не
сам факт (!) наличия этой агрессивности (поскольку «
не чрезмер-
ная»
драчливость, хулиганство, жестокость к людям и животным,
порча собственности, поджоги, воровство, лживость, прогулы
67
уроков, уходы из дома, вспышки гнева и непослушание рассмат-
риваются авторами как норма
51
), а только её
чрезмерность
оп-
равдывает постановку диагноза «расстройство поведения».
Все вышеперечисленные типы расстройств поведения фак-
тически укладываются в рамки феноменологически выделяемых
двух типов девиантного поведения подростков: антисоциального
(с активной антиобщественной направленностью) и асоциально-
го (с пассивной антиобщественной направленностью)
52
. Основ-
ное внимание именно этим двум формам девиантного поведения
уделяется потому, что они несут непосредственную опасность не
только самому подростку, но и окружающим его лицам. От них
общество имеет явный и весомый ущерб, именно поэтому оно в
первую очередь заинтересовано в их раннем выявлении, диагно-
стике, профилактике, коррекции и лечении.
На суицидальное поведение и факты злоупотребления раз-
личными психоактивными веществами реально обращается
меньше внимания, так как, на первый взгляд, они менее опасны
для окружающих, чем вышеперечисленные формы девиаций.
Кроме того, данные формы поведения значительно сложнее кон-
тролировать из-за невозможности «силового решения вопроса».
Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом
возрасте в большинстве случаев не доходит ещё до той границы,
51
Я целиком и полностью с этим согласен, так как абсолютно все из вышеперечислен-
ных видов агрессивности были свойственны ему
не чрезмерно
(!) в детском и подрост-
ковом возрасте (крал, врал, поджигал и прогуливал), а также выявлялись им у всех тех
людей, с которыми обстоятельства позволяли ему общаться достаточно долго. И, на-
против,
чрезмерное
(!) отсутствие каких-то видов этой агрессивности в детском или
подростковом возрасте часто наблюдалось у пациентов, страдающих различными дру-
гими тяжёлыми психическими и поведенческими отклонениями. Здесь же можно
вспомнить часто встречающееся у практикующих психиатров общее мнение, что, с
одной стороны, больные шизофренией, маниакально-депрессивным синдромом в дет-
стве были «слишком правильными», и, с другой стороны, обсессивно-фобический нев-
роз делает пациента «слишком правильным» вторично. В первом случае избыток «пра-
вильности» приводит к заболеванию, а во втором — заболевание приводит к избытку
«правильности». Остаётся только вспомнить известную английскую пословицу: не-
множко грязи ребёнку не повредит.
52
В своих классификациях А. Г. Амбрумова и Л. Я. Жезлова (1973) выделяют антидис-
циплинарный, антисоциальный (антиобщественный) и делинквентный (противоправ-
ный) тип; В. Н. Кудрявцев и соавт. (1984) выделяют отклонения агрессивной ориента-
ции и отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения
от интересов общества и коллектива.
68
когда врач в праве диагностировать заболевание и оказывать ме-
дицинскую помощь, а за факт совершения суицидальной попыт-
ки уже не направляют на обязательное обследование и лечение в
закрытый психиатрический стационар. Изучение взаимоотноше-
ний нормы и патологии при суицидальном поведении выявило,
что на долю психически больных людей (в том числе и подрост-
ков) приходится не более трети суицидов, остальные же совер-
шаются людьми практически здоровыми или с пограничными
нервно-психическими расстройствами, то есть людьми, не нуж-
дающимися в обязательном лечении у психиатра, и последний
даже не имеет права без согласия суицидента обсудить с ним его
проблемы.
Агрессия против общества (юношеская преступность) и в на-
стоящее время считается основной проблемой и ставится на пер-
вое место среди всех специфических проблем подростковой ста-
дии развития, но нужно отметить, что в современных руково-
дствах по психиатрии уже сразу же вслед за ней ставятся такие
проблемы, как злоупотребление наркотиками, уход в молодёж-
ные секты и резко возросшее число завершённых суицидов в
подростковом возрасте и особенно среди детей, не достигших 12
лет
53
. Авторы честно признаются, что многочисленные социо-
культурные условия, приводящие к росту злоупотребления пси-
хоактивными веществами и суицидальной активности подрост-
ков, в деталях не выяснены. Высказывается предположение, что
в последние десятилетия становится всё более очевидным влия-
ние таких факторов, как безработица среди молодёжи, возрас-
тающие требования к работоспособности и давление отбора в
школе и вузе при одновременном снижении шансов на достойное
будущее. Эти факторы признаются важными как для роста под-
ростковых и детских суицидов, так и для роста числа эксцессов
насилия в молодёжных движениях и объединениях молодёжных
фанатов.
Именно поэтому особая роль в профилактике суицидального
и аддиктивного поведения должна быть отведена изучению и по-
ниманию индивидуальных психологических механизмов поведе-
ния подростка. Только в том случае, если мы сможем понять
53
Психиатрия, психосоматика, психотерапия /К.П. Кискер и др.— М., 1999.— С. 58.
69
скрытые эмоциональные и мыслительные процессы, лежащие за
внешними поведенческими актами, мы сможем реально повлиять
на отклоняющееся поведение подростка. Борьба с неправильным
поведением репрессивными методами подобна стрижке сорняков
садовыми ножницами. Ни корни, ни семена при этом никоим об-
разом не затрагиваются.
И ещё раз нужно подчеркнуть: именно в связи с непатоло-
гичностью подавляющего числа случаев суицидального и аддик-
тивного поведения особое значение следует уделять профилакти-
ке, помня о том, что в случае их возникновения проблему при-
дётся решать в первую очередь педагогам и психологам, а не
правоохранительным органам и врачам.
Глава 3
Кризис аутентичности
*
еня всегда интересовал подростковый и юношеский
период развития личности. Это тот период, когда за-
канчивается созревание индивида и наступает зрелость — вер-
шина человеческой жизни. Как на колесе обозрения: сначала ты
медленно-медленно поднимаешься вверх, затем — мгновение, и
ты уже едешь вниз...
Мы уже знаем, что жизнь любого многоклеточного существа
М
70
(в том числе и человека) включает в себя пять стадий: зарожде-
ние, созревание, зрелость, старение и смерть. Как нам правильно
назвать, чтобы не быть неверно истолкованными, весь цикл че-
ловеческого бытия?
Самое подходящее и точное, но в то же время и самое обман-
чивое, коварное, вводящее в заблуждение, извращённое «до на-
оборот», а потому и самое страшное для нас слово — «разви-
тие». «Развитие» — это великолепный термин, если иметь в виду
его второе значение: «развитие» в том смысле, что нечто изна-
чально
свитое
начинает
развиваться
, подобно пружине в меха-
нических часах. Такой процесс развития — это переход от боль-
шей энергии к меньшей, процесс не прогрессивный, а регрессив-
ный, не эволюционный, а инволюционный и т.д. Конечно, в ходе
так понимаемого развития какие-то подпроцессы могут претер-
певать восходяще-нисходящие тенденции, то есть сначала нарас-
тать, а затем спадать, но в основе всегда лежит
развитие
. Если
мы заведём любую детскую машинку и поставим её на пол, ско-
рость её сначала начнёт резко увеличиваться за
счёт развиваю-
щейся
пружины, а затем постепенно уменьшится, пока не сни-
зится до нуля. Похожие
развивающиеся
процессы мы можем на-
блюдать на разных уровнях человеческого индивидуального и
личностного бытия.
К сожалению, когда говорится о развитии, чаще использует-
ся первое значение этого слова — движение вперёд, движение
снизу-вверх, улучшение, усложнение и переход от простого к
сложному. Точно также понимаются и все производные от «раз-
вития» термины: «развивающее обучение», «развивающаяся лич-
ность». Но если попытаться вложить в «развивающее обучение»
его буквальный смысл, то получится, что педагоги, развивающие
ребёнка, похожи на человека, который пытается повиснуть вме-
сто гири на цепочке часов-ходиков, чтобы заставить их идти как
можно быстрее. Никто из нормальных людей, разумеется, не по-
зволит никому чинить такое насилие над своими часами, поэтому
меня всегда крайне удивляет, почему подобное насилие над
детьми не только позволяется, но и всеми силами поощряется.
Такое впечатление, что основная цель жизни человека — по-
лучение максимального количества информации, развитие како-