Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4654

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

щим,  провокационным  поведением, непослушанием  при  отсут-
ствии более тяжёлых диссоциальных или агрессивных действий,
нарушающих  закон  и  права  других). Дети, страдающие  таким
расстройством, имеют тенденцию часто и активно игнорировать
просьбы взрослых, правила общественного порядка и намеренно
досаждать  другим  людям. Обычно  они  сердиты, обидчивы, им
легко  досаждают  другие  люди, которых  они  обвиняют  в  собст-
венных  ошибках  и  трудностях, их  легко  вывести  из  себя. В  ти-
пичных  ситуациях  их  вызывающее  поведение  имеет  характер
провокации, они  часто  становятся  зачинщиками  ссор  и  обычно
проявляют

чрезмерную

  грубость, нежелание  взаимодействия  и

сопротивление  властям. В  отличие  от  других  видов  девиаций
данному  расстройству  не  свойственно  поведение, нарушающее
законы и основные права других, например воровство, драки.

Многие  исследователи  считают, что  оппозиционно-

вызывающее  поведение  представляет  собой  менее  тяжёлый  тип
расстройства  поведения, а  не  качественно  отличающийся  тип.
Оппозиционно-вызывающее  поведение  часто  отмечается  и  при
других типах нарушения поведения, поэтому имеющиеся данные
дают  основание  считать, что  самостоятельность  этого  расстрой-
ства может быть принята в основном только у маленьких детей.
Для определения типа расстройства поведения у старших детей и
подростков данная категория используется с осторожностью.

*

Разумеется, можно  сколько  угодно  критиковать  оценочные

категории, используемые  в  классификации, такие  как «чрезмер-
ная», «достаточная», «частые», «тяжёлые», «заметные», но делать
это нужно очень осторожно.

Для  нас  в  данном  случае  важно  другое. Достаточно  поверх-

ностного  взгляда, чтобы  заметить, что  в  основе  подавляющего
большинства  расстройств  поведения, свойственных  детскому  и
подростковому возрасту, лежит неспособность или трудность по-
давления  собственной  агрессивности, направленной  вовне. Не
сам факт (!) наличия этой агрессивности (поскольку «

не чрезмер-

ная»

 драчливость, хулиганство, жестокость к людям и животным,

порча  собственности, поджоги, воровство, лживость, прогулы


background image

67

уроков, уходы из дома, вспышки гнева и непослушание рассмат-
риваются  авторами  как  норма

51

),  а  только  её

чрезмерность

оп-

равдывает постановку диагноза «расстройство поведения».

Все  вышеперечисленные  типы  расстройств  поведения  фак-

тически  укладываются  в рамки феноменологически  выделяемых
двух типов девиантного поведения подростков: антисоциального
(с активной антиобщественной направленностью) и асоциально-
го (с  пассивной  антиобщественной  направленностью)

52

. Основ-

ное внимание именно этим двум формам девиантного поведения
уделяется потому, что они несут непосредственную опасность не
только  самому подростку, но  и  окружающим  его лицам. От  них
общество имеет явный и весомый ущерб, именно поэтому оно в
первую очередь заинтересовано в их раннем выявлении, диагно-
стике, профилактике, коррекции и лечении.

На  суицидальное  поведение  и  факты  злоупотребления  раз-

личными  психоактивными  веществами  реально  обращается
меньше внимания, так как, на первый взгляд, они менее опасны
для  окружающих, чем  вышеперечисленные  формы  девиаций.
Кроме того, данные формы поведения значительно сложнее кон-
тролировать  из-за  невозможности «силового  решения  вопроса».
Злоупотребление  психоактивными  веществами  в  подростковом
возрасте в большинстве случаев не доходит ещё до той границы,

51

 Я целиком и полностью с этим согласен, так как абсолютно все из вышеперечислен-

ных видов агрессивности были свойственны ему

не чрезмерно

 (!) в детском и подрост-

ковом возрасте (крал, врал, поджигал и прогуливал), а также выявлялись им у всех тех
людей, с которыми обстоятельства позволяли ему общаться достаточно долго. И, на-
против,

чрезмерное

 (!) отсутствие каких-то видов этой агрессивности в детском или

подростковом возрасте часто наблюдалось у пациентов, страдающих различными дру-
гими тяжёлыми психическими и поведенческими отклонениями. Здесь же можно
вспомнить часто встречающееся у практикующих психиатров общее мнение, что, с
одной стороны, больные шизофренией, маниакально-депрессивным синдромом в дет-
стве были «слишком правильными», и, с другой стороны, обсессивно-фобический нев-
роз делает пациента «слишком правильным» вторично. В первом случае избыток «пра-
вильности» приводит к заболеванию, а во втором — заболевание приводит к избытку
«правильности». Остаётся только вспомнить известную английскую пословицу: не-
множко грязи ребёнку не повредит.

52

 В своих классификациях А. Г. Амбрумова и Л. Я. Жезлова (1973) выделяют антидис-

циплинарный, антисоциальный (антиобщественный) и делинквентный (противоправ-
ный) тип; В. Н. Кудрявцев и соавт. (1984) выделяют отклонения агрессивной ориента-
ции и отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения
от интересов общества и коллектива.


background image

68

когда врач в праве диагностировать заболевание и оказывать ме-
дицинскую помощь, а за факт совершения суицидальной попыт-
ки уже не направляют на обязательное обследование и лечение в
закрытый психиатрический  стационар. Изучение  взаимоотноше-
ний  нормы  и  патологии  при  суицидальном  поведении  выявило,
что на долю психически больных людей (в том числе и подрост-
ков) приходится  не  более  трети  суицидов, остальные  же  совер-
шаются  людьми  практически  здоровыми  или  с  пограничными
нервно-психическими  расстройствами, то  есть  людьми, не  нуж-
дающимися  в  обязательном  лечении  у  психиатра, и  последний
даже не имеет права без согласия суицидента обсудить с ним его
проблемы.

Агрессия против общества (юношеская преступность) и в на-

стоящее время считается основной проблемой и ставится на пер-
вое место среди всех специфических проблем подростковой ста-
дии  развития, но  нужно  отметить, что  в  современных  руково-
дствах  по  психиатрии  уже  сразу  же  вслед  за  ней  ставятся такие
проблемы, как  злоупотребление  наркотиками, уход  в  молодёж-
ные  секты  и  резко  возросшее  число  завершённых  суицидов  в
подростковом возрасте и особенно среди детей, не достигших 12
лет

53

. Авторы  честно  признаются, что  многочисленные  социо-

культурные  условия, приводящие  к  росту  злоупотребления  пси-
хоактивными  веществами  и  суицидальной  активности  подрост-
ков, в деталях не выяснены. Высказывается предположение, что
в  последние десятилетия  становится  всё  более  очевидным влия-
ние  таких  факторов, как  безработица  среди  молодёжи, возрас-
тающие  требования  к  работоспособности  и  давление  отбора  в
школе и вузе при одновременном снижении шансов на достойное
будущее. Эти факторы  признаются важными как  для роста под-
ростковых и детских суицидов, так и для роста числа эксцессов
насилия  в  молодёжных  движениях и объединениях молодёжных
фанатов.

Именно поэтому особая роль в профилактике суицидального

и аддиктивного поведения должна быть отведена изучению и по-
ниманию индивидуальных психологических механизмов поведе-
ния  подростка. Только  в  том  случае, если  мы  сможем  понять

53

 Психиатрия, психосоматика, психотерапия /К.П. Кискер и др.— М., 1999.— С. 58.


background image

69

скрытые эмоциональные и мыслительные процессы, лежащие за
внешними поведенческими актами, мы сможем реально повлиять
на отклоняющееся поведение подростка. Борьба с неправильным
поведением репрессивными методами подобна стрижке сорняков
садовыми ножницами. Ни корни, ни семена при этом никоим об-
разом не затрагиваются.

И  ещё  раз  нужно  подчеркнуть: именно  в  связи  с  непатоло-

гичностью подавляющего числа случаев суицидального и аддик-
тивного поведения особое значение следует уделять профилакти-
ке, помня  о  том, что  в  случае  их  возникновения  проблему  при-
дётся  решать  в  первую  очередь  педагогам  и  психологам, а  не
правоохранительным органам и врачам.

Глава 3

Кризис аутентичности

*

еня  всегда  интересовал  подростковый  и  юношеский
период  развития  личности. Это  тот  период, когда  за-

канчивается  созревание  индивида  и  наступает  зрелость — вер-
шина человеческой жизни. Как на колесе обозрения: сначала ты
медленно-медленно  поднимаешься  вверх, затем — мгновение, и
ты уже едешь вниз...

Мы уже знаем, что жизнь любого многоклеточного существа

М


background image

70

(в том числе и человека) включает в себя пять стадий: зарожде-
ние, созревание, зрелость, старение и смерть. Как нам правильно
назвать, чтобы  не  быть  неверно  истолкованными, весь  цикл  че-
ловеческого бытия?

Самое подходящее и точное, но в то же время и самое обман-

чивое, коварное, вводящее  в  заблуждение, извращённое «до  на-
оборот», а  потому  и  самое  страшное  для  нас  слово —  «разви-
тие». «Развитие» — это великолепный термин, если иметь в виду
его  второе  значение:  «развитие»  в  том  смысле,  что  нечто  изна-
чально

свитое

начинает

развиваться

, подобно пружине  в  меха-

нических часах. Такой процесс развития — это переход от боль-
шей энергии к меньшей, процесс не прогрессивный, а регрессив-
ный, не эволюционный, а инволюционный и т.д. Конечно, в ходе
так  понимаемого  развития  какие-то  подпроцессы  могут  претер-
певать восходяще-нисходящие тенденции, то есть сначала нарас-
тать, а  затем  спадать, но  в  основе всегда  лежит

развитие

. Если

мы заведём любую детскую машинку и поставим её на пол, ско-
рость  её  сначала  начнёт  резко  увеличиваться  за

счёт  развиваю-

щейся

  пружины, а  затем  постепенно  уменьшится, пока  не  сни-

зится до нуля. Похожие

развивающиеся

 процессы мы можем на-

блюдать  на  разных  уровнях  человеческого  индивидуального  и
личностного бытия.

К сожалению, когда говорится о развитии, чаще использует-

ся  первое  значение  этого  слова — движение  вперёд, движение
снизу-вверх, улучшение, усложнение  и  переход  от  простого  к
сложному. Точно также понимаются и все производные от «раз-
вития» термины: «развивающее обучение», «развивающаяся лич-
ность». Но если попытаться вложить в «развивающее обучение»
его буквальный смысл, то получится, что педагоги, развивающие
ребёнка, похожи  на  человека, который  пытается повиснуть вме-
сто гири на цепочке часов-ходиков, чтобы заставить их идти как
можно быстрее. Никто из нормальных людей, разумеется, не по-
зволит никому чинить такое насилие над своими часами, поэтому
меня  всегда  крайне  удивляет, почему  подобное  насилие  над
детьми не только позволяется, но и всеми силами поощряется.

Такое впечатление, что основная цель жизни человека — по-

лучение  максимального  количества  информации, развитие како-