Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4930
Скачиваний: 29
71
го-то своего таланта и в конце концов достижение всеми уровня
«полной гениальности». Бертран Рассел писал, что если бы в
XVII веке сто выдающихся личностей погибли в детстве, то со-
временный мир не стал бы таким, каков он есть. «Если творче-
ская потенция всего лишь ста человек имеет такое значение для
мировой истории, то можно представить себе,— продолжает его
мысль Вайнцвайг,— какое прекрасное будущее ждало бы нас,
если бы целый миллиард личностей стал обладателем полноцен-
ного образования и свободы, чтобы получить возможность само-
выражения и развития своих природных способностей»
54
. Под-
ход, по-моему, из области детских фантазий: как хорошо было бы
съесть целую тонну мороженого и сто килограмм конфет. Мил-
лиард выдающихся личностей! Человечество не смогло бы при-
строить и миллион подобных экземпляров. Густав Лебон писал,
что он с трудом представляет, что было бы, если собрать всех
выдающихся людей вместе на одном острове. Психологи-
гуманисты мечтают о том, чтобы таким островом стала вся Зем-
ля. Глупо.
В англоязычной литературе, когда говорят о развитии, поль-
зуются термином «development». Смысл этого понятия соответст-
вует термину «развитие» в общепринятом употреблении и озна-
чает: улучшение, усовершенствование, рост, эволюцию и т.д. Так
же трактуется этот термин и в психологии развития
«developmental psychology» — ветви психологии, концентри-
рующей своё внимание на изменениях в когнитивном, мотиваци-
онном, психофизиологическом и социальном функционировании,
происходящих в процессе жизнедеятельности.
Однако если говорить обо всём периоде жизни человека, то
многие психологи хорошо понимают, насколько опасно и невер-
но использовать для описания динамических процессов, проис-
ходящих при этом, термин «development» — «развитие». Те, кто
понимают эту опасность и хотят подчеркнуть неадекватность
термина «развитие», используют термины «life-span» и «life-span
psychology».
«Life-span» буквально переводится как жизнь «от начала до
конца». «Span» — старогерманское и саксонское понятие, проис-
54
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.— М., 1990.— С. 19.
72
ходящее от слова «spanna» (ладонь), обозначает расстояние меж-
ду кончиками большого пальца и мизинца, когда они разведены в
разные стороны на максимальное расстояние; также расстояние
между двумя концами арки; также промежуток времени от нача-
ла до конца. При этом вовсе не имеется в виду, что нечто посто-
янно прогрессирует или улучшается, а предполагается, что нечто
начавшееся по прошествии некоторого времени завершится.
Из понятий английского языка «life-span» — для нас исклю-
чительно удобный, лишённый малейшей двусмысленности, ём-
кий и точный термин. Но в русском языке аналог, к сожалению,
отсутствует. Если просто пользоваться словом «жизнь», то про-
изводный от него термин «жизненная психология» приобретает
значение каких-то обыденных человеческих знаний в области
поведения, взаимоотношений людей.
Какое ещё понятие может более или менее точно отразить
всю динамику человеческого бытия от рождения до смерти?
В восточной культуре, достигшей своего расцвета в те вре-
мена, когда многие народы ещё жили в лесах, существует поня-
тие «дао» — обычно непереводимое, но несущее в своём содер-
жании именно динамическую, какую-то вне личности лежащую
силу, определяющую судьбу человека. Однако этот термин чрез-
мерно глубок, чтобы называть «дао-психологией» тот раздел
психологии, который всего лишь концентрирует своё внимание
на биологической, онтогенетической обусловленности динамики
личностного бытия.
Учитывая вышесказанное, я стал использовать термин «он-
тогенез» за неимением лучшего, а не потому, что этот термин —
лучший. Достаточно сказать, что в настоящее время в научной
литературе отсутствует чёткая трактовка термина «онтогенез»,
чтобы понять, насколько трудно работать с термином, в который
одни учёные вкладывают только первую половину жизни челове-
ка, другие — всю жизнь, а третьи — периодически меняют свою
точку зрения.
Термин «онтогенез» ввёл в биологию Геккель в конце XIX
века, обозначив им развитие особи (ontos — существо, особь;
generis — развитие, возникновение) от стадии оплодотворённого
яйца до завершения процессов рекапитуляции, или повторения
предшествующего филогенетического развития. Биогенетиче-
73
ский закон Геккеля гласит: «Развитие зародыша (онтогенез) есть
сжатое и сокращённое повторение развития рода (филогенез)...».
Аналогичный закон в отношении психической деятельности в
последующем сформулировал Фрейд, который утверждал, что и
психическое развитие отдельного человека повторяет весь ход
развития человечества.
*
Человеческий организм созревает к 20—25 годам. К этому
времени заканчивается формирование всех генетически детерми-
нированных морфофункциональных систем, в том числе и цен-
тральной нервной системы. Развитие организма закончено. Гене-
тическая программа выполнена. Многие сохранившиеся древне-
римские надгробия свидетельствуют о том, что средняя продол-
жительность жизни человека составляла именно 20—35 лет. И в
средние века, и в период Ренессанса продолжительность жизни в
европейских странах немногим отличалась от продолжительно-
сти жизни в период Римской империи.
Жизнь людей в настоящий момент в развитых странах после
достижения зрелости продолжается по инерции ещё 3—5 десяти-
летий в зависимости от социальных условий: уровня жизни, ме-
дицинского обслуживания, питания и т.д. Средняя продолжи-
тельность жизни в разных регионах колеблется от 40 до 80 лет.
До 500 лет, кроме Адама и его ветхозаветных потомков, не дожил
никто. Данные о 150-летних долгожителях вызывают большие
сомнения. 120—130 лет человеческий организм, скорее всего,
может прожить, но из них 100—110 лет придётся на старость.
Личность не обязательно должна функционировать в системе
социальных отношений, чтобы быть личностью. Она может
быть, как Робинзон Крузо, выброшена из социума, но обязатель-
но должна усвоить эту сложную систему на ранних этапах онто-
генеза, иначе в дальнейшем в связи со снижением энергетическо-
го потенциала и гибкости функционирования ЦНС процесс со-
циализации будет чрезвычайно затруднён. Детишки, описывае-
мые в рамках феномена «Маугли», в детстве находившиеся вне
человеческого общения, попадая к людям, уже никогда не могут
адаптироваться к тем социальным условиям, в которые они по-
74
пали.
Кроме человеческой социальной среды для формирования
личности по понятным причинам необходимо наличие достаточ-
но сохранной ЦНС и периферических анализаторов. Выражен-
ные дефекты головного мозга приводят к неспособности ребёнка
усваивать сложную систему социальных связей из-за нарушения
сенсорных, мнестических, когнитивных процессов (малоумие).
Нарушение или выпадение функций одного или нескольких ана-
лизаторов достаточно легко поддаётся коррекции, однако опять
же важно, чтобы эта коррекция была проведена на ранних этапах
онтогенеза. При создании специальных условий возможно фор-
мирование полноценной личности даже у слепоглухонемых де-
тей.
Следует также подчеркнуть, что формирование личности
возможно только на основе человеческого индивида. Ни один
представитель земной фауны не обладает достаточно развитой
центральной нервной системой, чтобы ассимилировать человече-
скую систему социальных отношений, хотя отдельные её элемен-
ты усваивают практически все домашние и даже дикие живот-
ные, если с рождения воспитываются рядом с людьми. Но даже
приматы не способны продвинуться в своём «человеческом» со-
циальном развитии дальше 3-летнего ребёнка. Известны опыты,
когда детёнышей приматов (горилл, шимпанзе) исследователи-
этологи пытались выращивать и воспитывать вместе со своими
новорожденными детьми, создавая для тех и других абсолютно
одинаковые условия. Их одинаково кормили, пеленали, ласкали,
баюкали и обучали. Эти эксперименты убедительно доказали,
что после короткого периода относительно равномерного разви-
тия детёныши приматов начинают стремительно отставать в ско-
рости и объёме установления новых и сложных связей. Никакие
усилия и воспитательные изыски не могут сформировать на базе
нечеловеческого индивида человеческую личность.
Современный человек — это высокоразвитый, питекоидный,
узконосый, двуногий примат, обладающий высоким энергетиче-
ским потенциалом и функциональными способностями ЦНС,
достаточными для осуществления уникальных по своему объёму
и дискретности сенсорных, мнестических, когнитивных процес-
75
сов, вплоть до осуществления когнитивных процессов макси-
мальной степени свободы, называемых в психологии творчест-
вом, и контрольных функций процессов жизнедеятельности, на-
зываемых в психологии сознанием.
Все эти функции появились в результате эволюции нервной
системы, увеличения объёма головного мозга, увеличения коли-
чества и сложности связей между нейронами, усиления энергети-
ческого потенциала и, как следствие, функциональной гибкости
ЦНС. Можно предположить, что в настоящее время эволюцион-
ный процесс движется в направлении увеличения продолжитель-
ности функциональной пластичности центральной нервной сис-
темы. Об этом косвенно свидетельствует существенно удлинив-
шийся за последние несколько столетий период «ученичества» у
человеческих детёнышей. Однако эти эволюционные процессы
ни в коей мере не должны приводить к иллюзии бесконечных,
каких-то особенных, избраннических функциональных способ-
ностей центральной нервной системы человека. Да, эти способ-
ности велики, но им есть предел, и предел этот биологически де-
терминирован. Детерминирован так же, как в сознании древнего
грека была предопределена вся жизнь человека. Ананке вращает
на своих коленях ось мирового веретена. Дочери Ананке — три
сестры мойры — определяют человеческую судьбу: Лахесис на-
значает человеческий жребий, Клото прядёт нить человеческой
жизни, Атропос обрезает её в назначенный час.
На сегодняшний день
созревание центральной нервной сис-
темы, а значит, и достижение максимального уровня функцио-
нальных возможностей нервно-психической деятельности про-
исходит к 20—25 годам
. В «период от рождения до окончания
психического созревания, который у мужчин нашей расы и в на-
шем климате продолжается в нормальном случае до двадцатипя-
тилетнего возраста, а у женщин же завершается раньше, в девят-
надцать или в двадцать лет... происходит наиболее значительное
и обширное развитие сознания»,— писал Юнг
55
. После этого воз-
раста трудно ожидать каких-либо существенных изменений в ин-
дивидуальном и личностном функционировании человека.
После 20—25 лет происходит постепенное снижение психи-
55
Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собр.соч. /Пер. с нем.— М., 1994.— С. 55.