Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4933
Скачиваний: 29
76
ческой активности со всеми вытекающими отсюда последствия-
ми. Если мы и наблюдаем незначительное количество индивидов,
не подчиняющихся этому общему биологическому закону, то это
ещё не значит, что последние представляют собой некий челове-
ческий абсолют или идеал, к которому необходимо стремиться. И
уж ни в коем случае нельзя рассматривать индивидов с продлён-
ным периодом функциональной активности центральной нерв-
ной системы как нормальное явление. Это не есть норма, исходя
из определения, поскольку такая (креативная) личность пред-
ставляет собой редкое, краевое явление, которое, возможно, и
имеет биологическую и социальную ценность, а возможно, и нет.
*
К сожалению, печальную картину можно наблюдать в на-
стоящее время в отечественной психологии — и мне хотелось бы
остановиться на этом подробнее. В то время как душа (psyche) —
первоначальный предмет психологии, казалось бы, благодаря
трудам стольких исследователей была более или менее водворена
в материальный субстрат головного мозга (не всеми и не сразу),
личность (personality) и сознание (conscience) — то с чем непо-
средственно приходиться работать психиатрам и психотерапев-
там,— настойчиво продолжают изгоняться за пределы анатомо-
физиологических границ головного мозга. Личность и сознание
провозглашаются независимыми от анатомического субстрата и
физиологии головного мозга. Экстракраниальность сознания во-
обще уже утверждается как тривиальность. И уж тем более не
признаётся подчинённость личностной динамики, личностных
трансформаций, трансформаций сознания индивидуальным, то
есть организменным, онтогенетическим процессам.
Все теории, постулирующие неограниченные возможности
личностного развития, непрерывный личностный рост на протя-
жении всего онтогенеза, а иногда и после его окончания, я бы на-
звал
теориями «дурного бесконечного» развития личности.
Для формирования теорий «дурного бесконечного» развития
личности немало сделали, как это ни странно, и многие весьма
уважаемые физиологи. Не только Павлов, но и современные фи-
77
зиологи склонны рассматривать центральную нервную систему
как одну из самых долгоживущих функциональных систем. На-
горный смело утверждает, что из всех систем целостного живот-
ного организма (при отсутствии конечно, патологических явле-
ний) наиболее устойчивой, наиболее интенсивно функциони-
рующей и наиболее долго живущей является система полушарий
головного мозга. Он указывает на то, что в литературе имеется
достаточно примеров расцвета духовной деятельности во вторую
половину жизни человека, и связывает это с тем, что полушария
головного мозга и особенно кора — филогенетически весьма не-
давнее приобретение животного мира, качественно отличное от
всех остальных частей центральной нервной системы. Кора явля-
ется носителем совершенно особых функций. Деятельность моз-
говой коры — это постоянная перестройка, переделка самой се-
бя. Кора — наиболее устойчивая часть из всех систем организма?
Это кора, которая погибает через 5 минут после прекращения по-
ступления кислорода, кора, клеточные элементы которой практи-
чески не подлежат регенерации?!
Или вот сентенция из руководства по физиологии «Биологии
старения»: «цель и биологический смысл индивидуального раз-
вития у животных заключается в достижении половозрелого пе-
риода и в осуществлении им видовой миссии, т.е. детородной
функции. Эта цель, естественно, сохранилась и у человека. Одна-
ко наряду с ней у человека возникла ещё и другая, биолого-
социальная, но специфическая для него видовая миссия — твор-
ческая трудовая деятельность. Она продолжается и после завер-
шения детородного периода. Указываемая творческая трудовая
деятельность и явилась тем дополнительным негэнтропийным
фактором, который в системе класса млекопитающих именно у
человека обусловил наиболее высокую продолжительность жиз-
ни»
.
Не отстают от отечественных учёных и зарубежные: «Пра-
вильное понимание истоков человеческой «природы» и разнооб-
разия людей зиждется, таким образом, на понимании двух фун-
даментальных черт организма: во-первых, каждый организм яв-
ляется субъектом постоянного развития на протяжении всей его
56
Биология старения: Руководство по физиологии. — Л., 1982.— С. 146.
78
жизни; во-вторых, развивающийся организм в каждый момент
времени находится под совместным влиянием взаимодействую-
щих генов и среды»
57
.
О гуманистической психологии речь особая. Вся её суть сво-
дится к тотальному отрицанию биологических факторов, детер-
минирующих личностный онтогенез. Одной из наиболее типич-
ных теорий «дурного бесконечного» развития личности является
теория личности Олпорта. Отрицая биологическую обусловлен-
ность онтогенетического развития личности и выводя феномен
развития личности и её функционирования за рамки основных
законов, которым подчиняются все живые системы, он неодно-
кратно подчёркивал во всех своих работах, что основной харак-
теристикой и естественным способом существования личности
является непрерывное становление, беспредельные возможности
развития и активное отношение к миру.
Олпорт допускает типичную ошибку. При построении своей
теории он использует метод изучения и обобщения личностных
качеств выдающихся творческих, прогрессивных представителей
человечества — «людей в своём непрерывном развитии выры-
вающихся за пределы своего общества, времени, эпохи»
58
. Опи-
сывая их свойства: сопротивление равновесию, поддержание на-
пряжения
59
, он приводит различные примеры, в том числе Рауля
Амундсена с его непрерывным преодолением огромных трудно-
стей, навстречу которым стремился полярный исследователь, и
делает на основании этого совершенно безосновательный вывод,
что непрерывное становление — основная форма существования
личности — и личность — это скорее процесс, чем законченный
продукт.
Чтобы существовать как личность, подчёркивает Олпорт, че-
ловек должен творчески относиться к миру и «развивать» свой
собственный взгляд на него, ставить перед собой новые задачи и
решать их новыми способами. Рассматривая личность как откры-
тую, постоянно развивающуюся систему, Олпорт стремится ис-
57
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Пер. с
англ.— М., 1993.— С. 54.
58
Анцыферова Л.И. Психология личности как «открытой системы» (О концепции Гор-
дона В. Олпорта) //Вопр. психологии.— 1970.— № 5.— С. 168—177.
59
Allport G.W. Becoming. Basic cosideration for a psychology of personality.— New Haven,
1955.— P. 49.
79
следовать истоки, основные условия и главные линии развития
личности в онтогенезе. Решая проблему развития мотивов, он
выдвинул концепцию «функциональной автономии мотивов»
60
.
Мотивы взрослого человека следует рассматривать «как беско-
нечно разнообразные и самоподдерживающиеся современные
системы, вырастающие из предшествующих систем, но функ-
ционально независимые от них»
61
.
Такой довольно незамысловатый ход нужен Олпорту, чтобы
оторвать мотивационные силы Эго от либидозной энергии Ид и
обеспечить Эго собственной энергией. Таким образом достигает-
ся отрыв личности от её биологических, организменных корней и
утверждается качественная несводимость личностного и индиви-
дуального онтогенеза. Прозрачно, как слеза. История дуализма
насчитывает тысячелетия. И вечный стон о возможности каких-
либо «особых», не подчиняющихся биологическим законам пу-
тях развития личности всегда раздаётся там, где личность, в ко-
торый раз подчиняясь этим законам, начинает инволюциониро-
вать.
Однако, как это часто бывает в науке, Олпорт в своих иссле-
дованиях, исходя из неверных теоретических посылок, довольно
точно описал реально существующий феномен разделения людей
на две группы, которые он обозначил как «активные» и «реак-
тивные», а я называю их «креативные» и «примитивные».
Активные люди, как замечает Олпорт, стойко переносят не-
удачи, крушение планов, осознают свои недостатки, слабости,
стараются их преодолеть, а реактивные — действуют под влия-
нием внешних обстоятельств, склонны к постоянным жалобам,
придирчивы, ревнивы. Он считает, что именно для реактивных
личностей характерны выявленные Фрейдом разнообразные ме-
ханизмы защиты «Я». Игнорирование онтогенетических меха-
низмов личностного бытия выразилось в данном случае в том,
что он считал важнейшей психологической проблемой превра-
щение всех реактивных личностей в активных, что, во-первых,
60
Allport G.W. The functional autonomy of motives.— American journal of psychology.—
1937.— Vol. 50.— P. 141.
61
Allport G.W. The nature of personality: selected papers.— Cambridge, Massachussets,
1950. — P. 78.
80
невозможно, а во-вторых — не нужно. Он не обратил внимания,
что активность и реактивность — это две тенденции одной и той
же личности на разных этапах онтогенеза. При этом реактив-
ность — это нормальная характеристика зрелой личности, а ак-
тивность — нормальная характеристика ребёнка, подростка и
креативной личности. Мечтать о трансформации всех личностей
в креативные — не более чем утопия.
Идея развития личности, как бред, навязчиво преследует
практически всех представителей гуманистической психологии.
«Развитие личности достигается только упорным кропотливым
трудом, сосредоточенностью, умением взять 62
.
Научная психология в последние десятилетия сильно постра-
дала от прямой агрессии религиозного мировоззрения под маской
гуманистической психологии. Эта «пятая колонна» третьей вол-
ной в последнее время наступает с такой скоростью, что скоро
труды Дарвина, Сеченова, Павлова будут сжигать на площадях.
В своё время Главный комитет по делам печати в России уже
предписывал «арестовать и подвергнуть судебному преследова-
нию» книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» как
«ведущую к развращению нравов».
Я могу привести конкретные примеры, как «развращение
нравов» происходит буквально на наших глазах. Существует про-
грамма «Обновление гуманитарного образования в России»,
осуществляемая Государственным комитетом Российской Феде-
рации по высшему образованию и Международным фондом
«Культурная инициатива». Спонсором программы является
Джордж Сорос. В каком же направлении идёт это обновление
«гуманитарного образования» и, в частности, «обновление» рос-
сийской психологии? В направлении неприкрытой, откровенной,
агрессивной религиозной экспансии, причём преподносится всё
это как великое достижение отечественной психологии.
62
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности /Пер. с англ.— М., 1994.—