Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4934

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

Откройте  учебник 1994 года для студентов старших курсов,

аспирантов  и  преподавателей  философских  и  психологических
факультетов  университетов: «Человек  развивающийся. Очерки
российской  психологии» двух  авторов: В. П. Зинченко  и  Е. Б.
Моргунова.

63

В каком направлении авторам мыслится обновление россий-

ской психологии? Предметом «серьёзных научных размышлений
и  исследований» становятся  в  первом  ряду «Духосфера, Духов-
ная  вертикаль, Духопроводность, Духовная  субстанция, Духов-
ное  материнство, Духовное  лоно, Духовная  близость, Духовные
потенции, Духовный  организм, Духовная  конституция, Духов-
ный  генофонд, Духовная  установка, Духовный  фон, Духовное
начало, Духовное  производство, Духовная  опора, Духовные  ус-
тои, Духовная ситуация, Духовное зеркало, Духовный облик, Ду-
ховное  здоровье, Духовное  равновесие, Духовное  единство, Ду-
ховное  измерение, Духовная  красота, Духовный  взор, глаз  Ду-
ховный, Духовный  нерв, Духовный  свет, Духовное  обоняние,
Духовная  жажда, Духовный  поиск, Духовное  руководство, Ду-
ховные  способности, Деятельность  Духа, Духовное  оборудова-
ние, Духовная мастерская, Духовный уклад, Духовные упражне-
ния, Сила  Духа, Духовное  развитие, Духовный  рост, Духовное
общение, Духовный подвиг, Духовный расцвет, Духовное насле-
дие, Памятник  Духа, Духовное  царствие, память  Духа, Печать
Духа, Духовная щедрость, Духовная родина, Духовное самоопре-
деление, Духовное  самоотречение, Духовная  аскеза, Духовное
величие, Духовное бытие, Духовная жизнь...». И второй ряд: «ду-
ховная слабость, духовная смерть...» и так далее.

Всё это «серьёзное научное» безобразие пишет ученый, кото-

рый  ещё  вчера  грозил  большой  социальной  ответственностью
(что это такое — в то время хорошо знали) психологам за «цир-
куляцию  в  общественном  сознании  идей, искажённо  отражаю-
щих  природу  человека  и  ведущих  к  отрицательным  социально-

С. 250.

63

 Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психо-

логии.— М., 1994.— С. 274.


background image

82

политическим последствиям»

64

.

К  сожалению, не лучше  обстоит  дело  и  в российской фило-

софии. Издание  трудов  русских  религиозных  философов  на-
столько  поразило  отечественную «интеллигенцию» глубиной
своего  содержания, фундаментальностью, эпичностью, даже
космологичностью  мышления, что  она, как  малый  ребёнок, по-
шла за большим дядей, напрочь забросив все свои материалисти-
ческие погремушки.

Из  современных  философов  в  большом  фаворе  Мамардаш-

вилли, который в результате своих исследований пришёл к выво-
ду, что сознание локализуется не в голове, а между головами.

Дуализм, дихотомия души и тела, противопоставление физи-

ческого и психического, богословские споры о Душе и Плоти —
всё это также интересно, как и старо. Я сам очень люблю русских
религиозных  философов  за  их  восторженность, детскую  непо-
средственность, какую-то  исключительно  милую  наивность. Я
очень люблю Соловьёва и Бердяева, Франка и Булгакова, Ильина
и Шпета, я обожаю Лосева в его академической шапочке, с пар-
титурой  в  руках  размышляющего  о  Вагнере, и  я  нисколько  не
против Веры, но до тех пор, пока эта Вера не начинает заявлять
свои права на меня и на то дело, которым я занимаюсь.

Давайте поставим все точки над «i». Там где есть Вера — нет

Науки. Учёный имеет право доверять, но верить — это, пожалуй-
ста, в храм Божий. Как это понимать, когда психолог пишет: оп-
тимистическая традиция Маслоу, Мэя, Роджерса, Фромма «

осно-

вана  на вере

 в конструктивное, активное, созидающее и творче-

ское  начало  человеческой  природы, на  его  изначальной мораль-
ности  и  доброте, его  альтруистической  и  коллективистической
направленности»

65

. Какая такая вера, позвольте спросить? Какое

такое «идеальное  пространство  личностного  развития, личност-
ного роста»

66

?

64

 Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.—

С. 30.

65

 Ковалёв Г.А. Три стратегии психологического воздействия //Вопр. психологии.—

1987.— № 3.— С. 41—49.

66

 Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.— Псков,

1994.— С. 28.


background image

83

Если многие после 30 лет, смутно чувствуя свою ненужность

и исчерпанность, постепенно впадают в тоску и единственным их
утешением является мысль, что, может быть, если они не нужны
больше  природе,  они  нужны  Богу?  «Как  могу  я  заслужить  его
любовь? Может быть, я должен отказаться ради него не только от
знаний, но  и  от  природы?» — спрашивает  себя  такая  инволю-
ционирующая  личность. Именно  поэтому  в  любой  религии  по-
следних  тысячелетий  так  много  ненависти  к  природной  сущно-
сти  человека. В  какой-то  степени  всё  это  связано  именно с уве-
личением продолжительности жизни человека. Когда продолжи-
тельность  жизни  составляла 25—30 лет, человек  умирал  в  рас-
цвете, он любил жизнь, и религии его были земными. Самым до-
рогим  для  человека  была  жизнь — и  её, как  самое  ценное, он
приносил  в  жертву  своим богам. В  религиях  последних  тысяче-
летий  самое  дорогое для человека — смерть. Какая  религия мо-
жет  быть  более  показательной  в  этом  отношении, нежели  хри-
стианство. В христианстве ненавидится всё, что связано с полом,
с  размножением, с  продолжением  жизни. Не  случайно  монахи-
ням  совершают  постриг. Ведь  волосы — это  символ  жизни, то,
что  растёт  быстрее  всего. Все  эти «покаянные  хоры  девствен-
ниц», святые мощи... В конце концов, какое удовольствие носить
на шее две тысячи лет тому назад умершего мужчину?

Я очень люблю Лосева, но как нужно относиться к жене, что-

бы писать, что «совокупление есть вульгаризация брака». Бедная
Тахо-Годи. Жалкая  монашка, которой  так  восхищается  Лосев,
ему  дороже: «милое, родное, вечное  в  этом исхудалом  и  тонком
теле, в этих сухих и несмелых косточках.., близкое, светлое, чис-
тое, родное-родное, простое, глубокое, ясное, вселенское, умное,
подвижническое, благоуханное, наивное, материнское — в  этой
впалой груди, в усталых глазах, в слабом и хрупком теле, в чёр-
ном и длинном одеянии, которое уже одно, само по себе, вливает
в  оглушённую  и  оцепеневшую  душу  умиление  и  утешение...»

67

.

Материнское — во впалой груди и исхудалом теле? Какой ужас.
Прости меня, конечно, Господи, если я что-то не понимаю...

Вера разрушает Знания, а Знания разрушают Веру. Более то-

67

 Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Миф—Число—Сущность.— М., 1994.— С. 78.

(919 с.)


background image

84

го, там где есть Вера, нет места Знаниям, а там, где есть Знания,
нет места Вере. В этом нет ничего странного, страшного, трагич-
ного, ужасного  и, вообще, плохого. Это  просто  так. Ребёнку  и
подростку  нужны  Знания, старикам  нужна  Вера. Зрелые  люди
более или менее удачно сочетают в себе и то и другое, но сами по
себе Знание и Вера несовместимы. Не может быть предмет Веры
предметом  науки. Не  может  наука  заниматься  Духосферами, да
ещё рассматривать всё это как перспективу российской психоло-
гии — зачем же позориться. Так мы скоро начнём использовать
математический  анализ  для  подсчёта  количества  чертей  на  ост-
рие  иглы. Есть  монастыри, есть  кельи — там  вам  и «Духовный
подвиг», и «Духовное  развитие», и «сухие  косточки», и «впалая
грудь».

И есть психология — наука, которая изучает среди прочего и

психологические  причины  и  механизмы  Веры (вспомним  Фрей-
да), но  никак  не атрибуты  Веры. И для Веры в этом нет ничего
обидного. Психология  может  изучать, к  примеру, либидозную
подоплёку  творчества, но  категории  искусства (прекрасное,
ужасное, трагичное, комичное, возвышенное  и  т.д.) — предмет
эстетики, а не психологии.

Если  для  религии  дихотомия  души  и  тела — первичный

принцип, обеспечивающий веру в возможность посмертного воз-
рождения, то  для  психологии  такой  дихотомии  не  существует.
Психическая  деятельность  есть  функция  головного  мозга — и
подчиняется  в  своих  динамических  и  содержательных  аспектах
онтогенезу. «Мы  являемся  организмами, мы  не  имеем  организ-
ма,— писал  Фредерик  Перлз,— мы  являемся  здоровым  единст-
вом»

68

. Стареет организм — стареет личность. Умирает организм

— умирает личность.

*

Развитие человека длится долго, но не бесконечно. После бо-

лее  или  менее  длительного  периода  эволюции  начинается  неот-
вратимый  инволюционный  процесс. В  обыденном  и  научном
языке  процесс  завершения  развития  обозначается  очень  просто:

68

 Пёрлз Ф.С. Указ. соч.— С. 48.


background image

85

«зрелость» («зрелая  личность», «зрелый  человек», «зрелые  мыс-
ли», «зрелое решение»). И если мы констатируем в определённый
момент  феномен  зрелости, следующий  шаг — увядание. Когда
человеческий индивид достигает зрелости, известно даже неспе-
циалисту, и это никак не возраст 55—60 лет, с которого принято
отсчитывать старость. После 20—25 лет все люди в большей или
меньшей  степени  начинают  подчиняться  инволюционным  про-
цессам, которые неуклонно начинают превалировать над эволю-
ционными процессами и неминуемо ведут человека к духовной и
физической смерти.

В  период  становления  навыков  психической  деятельности

ребёнок обладает значительной пластичностью и значительными
резервными  возможностями. В  этот  период  можно  существенно
увеличить  скорость  и  объём  ассимилируемой  информации, её
уровень  сложности, то  есть  ребёнка  можно «развить». Это  не
столько  трудно  с  практической  точки  зрения, сколько  опасно.
Мы хорошо знаем, что рано или поздно начнётся регресс, шансы
на то, что период развития у ребёнка окажется затянутым во вре-
мени ничтожно малы. При этом чем выше взлет, тем круче будет
перелом, тем  острее  и  осознаннее  будет  кризис  аутентичности,
тем скорее мы можем ожидать самый широкий спектр различных
психологических  и  патопсихологических  девиаций. Родители,
которые как бы ориентируют своего ребёнка на бесконечное раз-
витие, учителя, которые  ждут  от подростка  бесконечного  совер-
шенствования, напоминают  мне  авиадиспетчеров, которые  от-
правляют в полёт самолёт, не думая о том, что ему суждено ко-
гда-нибудь приземлиться, и не научив лётчика выпускать шасси.
Только жизнь — не  гуманный педагог, она быстро умеет «обла-
мывать крылья».

При этом я ещё и ещё раз подчеркиваю, что в самом процес-

се инволюции нет ничего патологического и даже болезненного.
Сам  по  себе регресс  личности, как  и любой регресс, очень при-
ятен. Страшен  в  психопатологическом  отношении  резкий  пере-
лом — кризис аутентичности. И даже не столько он, сколько его
осознание.

*