Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4934
Скачиваний: 29
81
Откройте учебник 1994 года для студентов старших курсов,
аспирантов и преподавателей философских и психологических
факультетов университетов: «Человек развивающийся. Очерки
российской психологии» двух авторов: В. П. Зинченко и Е. Б.
Моргунова.
В каком направлении авторам мыслится обновление россий-
ской психологии? Предметом «серьёзных научных размышлений
и исследований» становятся в первом ряду «Духосфера, Духов-
ная вертикаль, Духопроводность, Духовная субстанция, Духов-
ное материнство, Духовное лоно, Духовная близость, Духовные
потенции, Духовный организм, Духовная конституция, Духов-
ный генофонд, Духовная установка, Духовный фон, Духовное
начало, Духовное производство, Духовная опора, Духовные ус-
тои, Духовная ситуация, Духовное зеркало, Духовный облик, Ду-
ховное здоровье, Духовное равновесие, Духовное единство, Ду-
ховное измерение, Духовная красота, Духовный взор, глаз Ду-
ховный, Духовный нерв, Духовный свет, Духовное обоняние,
Духовная жажда, Духовный поиск, Духовное руководство, Ду-
ховные способности, Деятельность Духа, Духовное оборудова-
ние, Духовная мастерская, Духовный уклад, Духовные упражне-
ния, Сила Духа, Духовное развитие, Духовный рост, Духовное
общение, Духовный подвиг, Духовный расцвет, Духовное насле-
дие, Памятник Духа, Духовное царствие, память Духа, Печать
Духа, Духовная щедрость, Духовная родина, Духовное самоопре-
деление, Духовное самоотречение, Духовная аскеза, Духовное
величие, Духовное бытие, Духовная жизнь...». И второй ряд: «ду-
ховная слабость, духовная смерть...» и так далее.
Всё это «серьёзное научное» безобразие пишет ученый, кото-
рый ещё вчера грозил большой социальной ответственностью
(что это такое — в то время хорошо знали) психологам за «цир-
куляцию в общественном сознании идей, искажённо отражаю-
щих природу человека и ведущих к отрицательным социально-
С. 250.
63
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психо-
логии.— М., 1994.— С. 274.
82
политическим последствиям»
64
.
К сожалению, не лучше обстоит дело и в российской фило-
софии. Издание трудов русских религиозных философов на-
столько поразило отечественную «интеллигенцию» глубиной
своего содержания, фундаментальностью, эпичностью, даже
космологичностью мышления, что она, как малый ребёнок, по-
шла за большим дядей, напрочь забросив все свои материалисти-
ческие погремушки.
Из современных философов в большом фаворе Мамардаш-
вилли, который в результате своих исследований пришёл к выво-
ду, что сознание локализуется не в голове, а между головами.
Дуализм, дихотомия души и тела, противопоставление физи-
ческого и психического, богословские споры о Душе и Плоти —
всё это также интересно, как и старо. Я сам очень люблю русских
религиозных философов за их восторженность, детскую непо-
средственность, какую-то исключительно милую наивность. Я
очень люблю Соловьёва и Бердяева, Франка и Булгакова, Ильина
и Шпета, я обожаю Лосева в его академической шапочке, с пар-
титурой в руках размышляющего о Вагнере, и я нисколько не
против Веры, но до тех пор, пока эта Вера не начинает заявлять
свои права на меня и на то дело, которым я занимаюсь.
Давайте поставим все точки над «i». Там где есть Вера — нет
Науки. Учёный имеет право доверять, но верить — это, пожалуй-
ста, в храм Божий. Как это понимать, когда психолог пишет: оп-
тимистическая традиция Маслоу, Мэя, Роджерса, Фромма «
осно-
вана на вере
в конструктивное, активное, созидающее и творче-
ское начало человеческой природы, на его изначальной мораль-
ности и доброте, его альтруистической и коллективистической
направленности»
65
. Какая такая вера, позвольте спросить? Какое
такое «идеальное пространство личностного развития, личност-
ного роста»
66
?
64
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.—
С. 30.
65
Ковалёв Г.А. Три стратегии психологического воздействия //Вопр. психологии.—
1987.— № 3.— С. 41—49.
66
Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.— Псков,
1994.— С. 28.
83
Если многие после 30 лет, смутно чувствуя свою ненужность
и исчерпанность, постепенно впадают в тоску и единственным их
утешением является мысль, что, может быть, если они не нужны
больше природе, они нужны Богу? «Как могу я заслужить его
любовь? Может быть, я должен отказаться ради него не только от
знаний, но и от природы?» — спрашивает себя такая инволю-
ционирующая личность. Именно поэтому в любой религии по-
следних тысячелетий так много ненависти к природной сущно-
сти человека. В какой-то степени всё это связано именно с уве-
личением продолжительности жизни человека. Когда продолжи-
тельность жизни составляла 25—30 лет, человек умирал в рас-
цвете, он любил жизнь, и религии его были земными. Самым до-
рогим для человека была жизнь — и её, как самое ценное, он
приносил в жертву своим богам. В религиях последних тысяче-
летий самое дорогое для человека — смерть. Какая религия мо-
жет быть более показательной в этом отношении, нежели хри-
стианство. В христианстве ненавидится всё, что связано с полом,
с размножением, с продолжением жизни. Не случайно монахи-
ням совершают постриг. Ведь волосы — это символ жизни, то,
что растёт быстрее всего. Все эти «покаянные хоры девствен-
ниц», святые мощи... В конце концов, какое удовольствие носить
на шее две тысячи лет тому назад умершего мужчину?
Я очень люблю Лосева, но как нужно относиться к жене, что-
бы писать, что «совокупление есть вульгаризация брака». Бедная
Тахо-Годи. Жалкая монашка, которой так восхищается Лосев,
ему дороже: «милое, родное, вечное в этом исхудалом и тонком
теле, в этих сухих и несмелых косточках.., близкое, светлое, чис-
тое, родное-родное, простое, глубокое, ясное, вселенское, умное,
подвижническое, благоуханное, наивное, материнское — в этой
впалой груди, в усталых глазах, в слабом и хрупком теле, в чёр-
ном и длинном одеянии, которое уже одно, само по себе, вливает
в оглушённую и оцепеневшую душу умиление и утешение...»
67
.
Материнское — во впалой груди и исхудалом теле? Какой ужас.
Прости меня, конечно, Господи, если я что-то не понимаю...
Вера разрушает Знания, а Знания разрушают Веру. Более то-
67
Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Миф—Число—Сущность.— М., 1994.— С. 78.
(919 с.)
84
го, там где есть Вера, нет места Знаниям, а там, где есть Знания,
нет места Вере. В этом нет ничего странного, страшного, трагич-
ного, ужасного и, вообще, плохого. Это просто так. Ребёнку и
подростку нужны Знания, старикам нужна Вера. Зрелые люди
более или менее удачно сочетают в себе и то и другое, но сами по
себе Знание и Вера несовместимы. Не может быть предмет Веры
предметом науки. Не может наука заниматься Духосферами, да
ещё рассматривать всё это как перспективу российской психоло-
гии — зачем же позориться. Так мы скоро начнём использовать
математический анализ для подсчёта количества чертей на ост-
рие иглы. Есть монастыри, есть кельи — там вам и «Духовный
подвиг», и «Духовное развитие», и «сухие косточки», и «впалая
грудь».
И есть психология — наука, которая изучает среди прочего и
психологические причины и механизмы Веры (вспомним Фрей-
да), но никак не атрибуты Веры. И для Веры в этом нет ничего
обидного. Психология может изучать, к примеру, либидозную
подоплёку творчества, но категории искусства (прекрасное,
ужасное, трагичное, комичное, возвышенное и т.д.) — предмет
эстетики, а не психологии.
Если для религии дихотомия души и тела — первичный
принцип, обеспечивающий веру в возможность посмертного воз-
рождения, то для психологии такой дихотомии не существует.
Психическая деятельность есть функция головного мозга — и
подчиняется в своих динамических и содержательных аспектах
онтогенезу. «Мы являемся организмами, мы не имеем организ-
ма,— писал Фредерик Перлз,— мы являемся здоровым единст-
вом»
68
. Стареет организм — стареет личность. Умирает организм
— умирает личность.
*
Развитие человека длится долго, но не бесконечно. После бо-
лее или менее длительного периода эволюции начинается неот-
вратимый инволюционный процесс. В обыденном и научном
языке процесс завершения развития обозначается очень просто:
68
Пёрлз Ф.С. Указ. соч.— С. 48.
85
«зрелость» («зрелая личность», «зрелый человек», «зрелые мыс-
ли», «зрелое решение»). И если мы констатируем в определённый
момент феномен зрелости, следующий шаг — увядание. Когда
человеческий индивид достигает зрелости, известно даже неспе-
циалисту, и это никак не возраст 55—60 лет, с которого принято
отсчитывать старость. После 20—25 лет все люди в большей или
меньшей степени начинают подчиняться инволюционным про-
цессам, которые неуклонно начинают превалировать над эволю-
ционными процессами и неминуемо ведут человека к духовной и
физической смерти.
В период становления навыков психической деятельности
ребёнок обладает значительной пластичностью и значительными
резервными возможностями. В этот период можно существенно
увеличить скорость и объём ассимилируемой информации, её
уровень сложности, то есть ребёнка можно «развить». Это не
столько трудно с практической точки зрения, сколько опасно.
Мы хорошо знаем, что рано или поздно начнётся регресс, шансы
на то, что период развития у ребёнка окажется затянутым во вре-
мени ничтожно малы. При этом чем выше взлет, тем круче будет
перелом, тем острее и осознаннее будет кризис аутентичности,
тем скорее мы можем ожидать самый широкий спектр различных
психологических и патопсихологических девиаций. Родители,
которые как бы ориентируют своего ребёнка на бесконечное раз-
витие, учителя, которые ждут от подростка бесконечного совер-
шенствования, напоминают мне авиадиспетчеров, которые от-
правляют в полёт самолёт, не думая о том, что ему суждено ко-
гда-нибудь приземлиться, и не научив лётчика выпускать шасси.
Только жизнь — не гуманный педагог, она быстро умеет «обла-
мывать крылья».
При этом я ещё и ещё раз подчеркиваю, что в самом процес-
се инволюции нет ничего патологического и даже болезненного.
Сам по себе регресс личности, как и любой регресс, очень при-
ятен. Страшен в психопатологическом отношении резкий пере-
лом — кризис аутентичности. И даже не столько он, сколько его
осознание.
*