Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4664

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

Кризис аутентичности — проблема преимущественно психо-

логическая, проблема  актуальная, имеющая  отношение  к  жизни
каждого человека, проблема не только до конца не разрешённая,
но и практически ещё не осознанная.

Как  без  знания  онтогенеза  и  эпигенеза  личности  нельзя  по-

нять  сущность  кризиса  аутентичности, так  и  без  кризиса  аутен-
тичности нельзя понять сущность многих расстройств поведения
и психики, возникающих в этот период. Будучи психологическим
феноменом, кризис аутентичности при неблагоприятных услови-
ях «обрастает» психопатологической  симптоматикой, начиная
представлять интерес не только для психологов, но и для психи-
атров, поскольку  патологические  процессы, возникающие  в  не-
посредственной этиологической связи с кризисом аутентичности,
достаточно своеобразны  и, что самое главное, из других причин
не выводимы.

Форма существования, когда человек находится в согласии и

со  своей  природой и  с  окружающим миром, обозначается  поня-
тием «аутентичность» и  считается  основной  экзистенциальной
ценностью. Аутентичность, понимается как идеальное существо-
вание, когда  человек  не  только  идентифицирует  себя  с  окру-
жающей действительностью, но и воспринимает себя как не ме-
нее значимую и ценную реальность.

Аутентичность  можно понимать буквально как соответствие

самому  себе. Если  человек  пытается  идентифицировать  себя  с
любым внешним феноменом, чуждым ему по содержанию и про-
явлениям, он  лишается  при  этом  аутентичности. Идентичность
— это  соответствие  одного  другому, аутентичность — это  соот-
ветствие  своему  предназначению, своему  пути, своей  идее, сво-
ему смыслу.

Не зная о кризисе аутентичности, мы никогда не поймём, по-

чему  так  часто человек, который  с  внешней  точки  зрения, каза-
лось бы, великолепно интегрирован в имеющуюся систему соци-
альных отношений, «внезапно» пытается разорвать её как паути-
ну на каком-то этапе онтогенеза.

Одним из способов подобного разрыва является самоубийст-

во, другим — злоупотребление  психоактивными  веществами. В
работе «Эстетика самоубийства», посвящённой психологическим


background image

87

аспектам  самоубийства, я  уже  писал, что  субъективный  мир  че-
ловека  настолько  сложен, индивидуален  и  уникален, что, даже
очень хорошо разбираясь в психологии, можно встретить случаи
совершенно неожиданных самоубийств, когда никто не сможет с
уверенностью  сказать, какие  из  механизмов  внутриличностной
защиты, которые, подобно  балансиру  корабля, позволяют  нам
плыть  по  неспокойному  морю  жизненных  проблем, волнений  и
тревог, вышли из строя.

Потребность  аутентичности — является  одним  из  таких  ба-

лансиров, а  кризис  аутентичности — одним  из  симптомов  по-
ломки. Поэтому так важно в психологии и психотерапии учиты-
вать не только внешнюю, но и внутреннюю детерминацию пове-
дения человека. Далее мы ещё остановимся на онтогенетических
аспектах суицидального поведения более подробно.

Сейчас  же  постараемся  рассмотреть, каким  образом  кризис

аутентичности  проявляется  в  жизни  практически  каждого  чело-
века.

*

Кризис аутентичности тесно связан с окончанием биологиче-

ского  созревания. Биологическое  развитие  окончено, наступает
период зрелости, стабилизации, нормализации на каком-то опре-
делённом  уровне  основных  процессов  обмена, процессов  анабо-
лизма  и  катаболизма  с  постепенным  снижением  общего  энерге-
тического  потенциала  и  жизнеспособности  организма. То  есть  с
биологической  точки  зрения  начинается  старение. Организм  в
целом уже не развивается, возможно дальнейшее развитие и по-
явление каких-либо новых  подсистем, но уже нет того процесса
глобального развёртывания, который свойственен растущему ор-
ганизму.

Такой более или менее резкий перелом в направленности ин-

дивидуального существования не может не пройти незамеченным
на психологическом уровне. В процессе роста, созревания выра-
батываются достаточно устойчивые стереотипы ментальной дея-
тельности, которые  ориентированы  в  направлении  постоянного
прироста  психической  активности, работоспособности, адаптив-
ности. Если происходят какие-либо резкие сдвиги и колебания по


background image

88

типу  пубертатных  кризов, резкого  усиления роста организма, то
избыточность энергетического обеспечения растущего организма
приводит  к  лёгкой  психологической  адаптации  и  переработке
этой  дополнительной  информации. Заболеваемость  неврозами  в
период пубертата чрезвычайно низка, и это даже вызывает удив-
ление. Например, Личко  пытается  объяснить  этот  феномен  тем,
что психогенные факторы, которые у детей и взрослых вызывают
невроз, у  подростков  вызывают  нарушения поведения

69

. Однако

это можно объяснить и тем, что психическая деятельность в этот
период чрезвычайно пластична и все проблемы, связанные с рос-
том, решаются достаточно легко.

Известно, что  девочки, например, переносят  пубертатный

криз легче, чем мальчики. Происходит это потому, что у девочек
половое созревание начинается существенно раньше, чем у маль-
чиков, когда  психика  ещё  пластична, личностные  структуры
окончательно  не  сформированы  и  новые  ощущения, пережива-
ния, желания, новая самооценка и самосознание легко встраива-
ется  в «мягкий» каркас  личности девочки-подростка. Как-то не-
заметно для окружающих девочка становится девушкой.

У мальчиков «поздний» пубертатный криз и «позднее» нача-

ло  полового  созревания  протекают  намного  сложнее. Пубертат-
ный криз приходиться у большинства мальчиков на возраст от 13
до 14 лет. В этом возрасте личность подростка уже более или ме-
нее сформировалась, устоялась. Он уже начинает осознавать себя
как  самостоятельно  функционирующего  человека, как  личность
со  своими  законами, правилами  мальчишеской «асексуальной»
жизни, со всеми войнами, драками, ножами, марками, книгами и
т.п. Представьте  себе  компанию  мальчиков  с  более  или  менее
жёсткой  структурной  иерархией. Все  считают  себя  уже  мужчи-
нами, занимаются  спортом. Девчонки  для  них  не  существуют.
«Девчонки  —  это  не  для  мужского  братства.  Тот  кто  дружит  с
девчонкой, не  достоин  быть  членом  настоящей  мужской  компа-
нии. С  теми  отщепенцами, которые  ходят  с  девчонками  в  кино,
мы  не  дружим». И  вдруг  на  фоне  этой  достаточно  устойчивой,
стабильной  системы  независимо  от  воли  и  желания  подростка

69

 Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л., 1985.— С. 80.


background image

89

начинают появляться совершенно новые, незнакомые желания и
мысли. «Эта  с  двумя  косичками, которую  семь  классов  не  вос-
принимал иначе, как мишень для жёваной промокашки, начинает
вызывать у тебя жуткое замирание под ложечкой, хочется смот-
реть на неё часами; прикоснувшись к ней, домой идёшь счастли-
вый — какой кошмар. Это — я, тот, который ещё вчера смеялся
над такими же несчастными и обзывал их «жених и невеста», это
я — несу ей портфель и изнываю под её окном».

И всё же, несмотря на то что подобные издержки биологиче-

ского  созревания  представляют  для  мальчиков, а  иногда  и  для
девочек, много  беспокойства — они  крайне  редко  становятся
причиной возникновения психопатологической симптоматики за
счёт гибкости и пластичности нервно-психической деятельности
в период роста. В это время ещё возможна глобальная трансфор-
мация  мировоззрения — и  оно  постоянно  трансформируется  в
сторону всё большего усложнения оценок различных жизненных
ситуаций. Жизнь с каждым днём воспринимается более сложно,
более  богато. Она  несёт  массу  неизведанных  и  неиспытанных
возможностей. Подросток  просто  разрывается  перед  необозри-
мыми  перспективами: сегодня  он  желает  стать  лётчиком, завтра
— хирургом, послезавтра — писателем.

Сам объективный процесс роста и развития приучает подро-

стка к мысли: то что я есть сейчас — меньше, чем то чем я буду
завтра: то что я имею сейчас — меньше, чем то что я буду иметь
завтра. И это так. Но только в процессе биологического созрева-
ния. На психологическом уровне это приводит иногда к возник-
новению лёгкой эйфории в этом возрасте — от осознания собст-
венного  здоровья, энергичности, интеллектуальности. Казалось
бы, пока  ещё  не  видится  никаких  видимых  причин, что  скоро
всему этому придёт конец, причём конец необратимый.

Монаков утверждает, что состояние под названием «клизис»

(радость, счастье) достижимо лишь тогда, когда всё функциони-
рование организма направлено на его развитие,— и отсюда воз-
никает  желание  к  повторению (продолжению) данного  поведе-
ния. В  противоположность  этому  поведение, препятствующее
оптимальному развитию организма, вызывает у субъекта состоя-
ние экклизиса (горести, депрессии, упадка).


background image

90

Состояние, подобное  экклизису, возникает  не  только  когда

нечто препятствует оптимальному развитию организма, но и то-
гда, когда, достигнув  пика, развитие  оканчивается, энергия  ис-
тощается и начинается процесс биологической и личностной ин-
волюции и регресса.

А человеку-то ведь казалось, более того, ему продолжают все

говорить, что всё впереди,— и  он  никак  не  подготовлен к тому,
что после 20 лет с каждым годом всё труднее и труднее усваивать
новую информацию, всё труднее и труднее что-то в крупном пла-
не изменить в себе и просто страшно признать, что вот то, что ты
есть сейчас — это уже навсегда и лучше не будет.

В этом плане тот оптимистический педагогический настрой,

который сформировался в обществе не без участия гуманистиче-
ской психологии с её теориями «дурного» бесконечного личност-
ного роста, вызывает у меня крайнюю настороженность. Именно
в этих тенденциях, в подобном подходе к личности я вижу при-
чину того, что в настоящее время главный кризис аутентичности,
связанный с окончанием биологического созревания, протекает у
многих людей в обострённой форме.

В  этом  отношении  показательна  недавно  вышедшая  моно-

графия  Грановской  и  Крижанской «Творчество  и  преодоление
стереотипов»

70

. Авторы  с  самого  начала  указывают  на  резкое

«оскудение творческого начала» в народе и связывают это явле-
ние  с  историческими  процессами, происходящими  в  России  за
последние 70 лет. Болея душой за русский народ, авторы требуют
«увеличить количество творчества» на душу населения. Для этих
целей  они  предлагают  использовать  методы «специального  обу-
чения или воспитания». Желание благостное. Только авторы, по-
хоже, забыли спросить население — желает ли оно увеличивать
количество своего творчества, которое им собираются отпускать,
как мыло или спички в старые добрые времена «на душу населе-
ния».

Грановская  и Крижанская предъявляют неизвестно кому це-

лый  список  своего  недовольства  существующим  положением
вещей. «Мы всё более и более недовольны обществом, в котором

70

 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб.,

1994.— С. 74.