Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4938
Скачиваний: 29
91
живём,— заявляют они.— Мы недовольны растущей унификаци-
ей нашей частной — семейной и индивидуальной — жизни, вы-
нужденно одинаковой одеждой, пищей, развлечениями, мысля-
ми, стереотипами, явственной враждебностью общества к любой
форме оригинальности или просто отличности от общепринято-
го».
Что значит «недовольны»? Недовольны — не унифицируй-
тесь. Кто это «мы»? Вечно страдающая русская интеллигенция,
осеменённая мировой культурой, вечно чуть-чуть беременная
вселенскими замыслами и с вечной слабостью родовой деятель-
ности? Великий знаток русского народа и русской интеллиген-
ции Бердяев хорошо сказал, что «в русской интеллигенции ра-
ционализм сознания сочетается с исключительной эмоциональ-
ностью и с слабостью самоценной умственной жизни»
71
.
Как можно обвинять общество во враждебности к любой
форме оригинальности, если само общество на том стоит, если
само общество суть единство. Общество, если оно желает ста-
бильного существования, вынуждено всеми силами поощрять
конформизм и унитаризм.
Авторы «недовольны всепроникающей массовой культурой,
вытесняющей культуру подлинную, несовместимой с какой бы то
ни было духовностью и индивидуализмом в любых его проявле-
ниях».
Стоит ли злобиться на массовую культуру, которая, исходя
из определения,— явление массовое и на массы рассчитаное. Не
нравится — выключите телевизор, радио, прекратите читать га-
зеты — сходите в театр, почитайте Кафку, Музиля, Пруста,
Джойса, Бродского, Пушкина, в конце концов, посмотрите Тар-
ковского и Сокурова, Гринуэя и Бергмана, послушайте Шнитке и
не отравляйте жизнь окружающим, не мешайте им смотреть
«Марианну» и «Санта-Барбару».
В Соединённых Штатах, между прочим, национальная свя-
тыня — отнюдь не Гарвард, а Музей футбольной славы, а ассо-
циация людей с высоким коэффициентом интеллекта «Менса» —
чуть ли не тайное сообщество. Извечное желание русской интел-
71
Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда //Вехи. Интеллигенция
в России: Сб. ст. 1909—1910.— М., 1991.— С. 24—42.
92
лигенции (начиная от народников) «дотянуть» народ до своего
уровня ничто иное, как утопия, ничего общего с поведением
креативной личности не имеющая. Какое дело креативной лич-
ности до общества, которое её окружает. Суть креативной лично-
сти — ярко выраженный индивидуализм и, если вы так ратуете
за него,— будьте индивидуалистами до конца — признайте пра-
во окружающих самостоятельно распоряжаться собственной
судьбой. Не нужно всеобщей «креативизации», и нет смысла об-
винять систему образования, «которая порождает конформистов
и вдалбливает в головы стереотипы, формируя людей с «закон-
ченным» во всех смыслах образованием вместо того, чтобы вос-
питывать оригинальных мыслителей».
Уверенность, что всё зависит от воспитания и образования
— следствие грубого отражательного понимания психической
деятельности в каком-то примитивном локковском смысле.
Можно подумать, что все креативные личности поголовно обуча-
лись в специальных, закрытых от остального народа, учебных за-
ведениях. Нет — они учились в обычных школах, у обычных
учителей, и никакая система образования не может воспрепятст-
вовать реализации потенций человека, если они, конечно, имеют-
ся. Бродский окончил восемь классов обычной советской школы,
после чего работал фрезеровщиком на «Арсенале» и санитаром в
морге, и это ничуть не помешало ему стать Бродским.
Уже не только психологи и педагоги подключаются к про-
блеме воспитания творческой личности, но и физиологи.
«При рождении каждый ребёнок является потенциальным
обладателем творческих способностей... Почему же, однако,
лишь немногие остаются обладателями творческих способностей,
подавляющее большинство приобретает лишь исполнительские,
а часть — вообще никаких?» — пишет физиолог Аршавский. Он
предлагает использовать «принцип доминанты» в организации
обучения, который якобы может способствовать развитию твор-
ческих способностей у школьников. Для этих целей учитель на
каждом уроке формирует задачу-цель, а ученик самостоятельно
оценивает результат, который он должен достигнуть, и учитель-
консультант должен добиться, чтобы доминанта была разрешена.
Затем во время перемен ученики осуществляют «раскованную
93
двигательную активность», «пальпаторно оценивая вагус-фазу
восстановления, т.е. частоту сердечных сокращений. Всё это за-
канчив72
.
Если бы всё было так просто. Масса креативных тренинго-
вых курсов была предложена за рубежом, чтобы обучить людей
генерировать идеи. Постоянно появляются оптимистические за-
явления о ценности этих курсов для развития креативности, но,
как доказано, на деле они всего лишь улучшают способность вы-
полнять только тот вид тестов, которые использовались во время
тренинга. Полученные навыки неприменимы в других ситуациях.
Это и не удивительно.
Удивительно другое — начало разработки данной проблемы
в нашей стране. Если бы это не было так смешно, это было бы
грустно. Какой смысл заниматься развитием креативности у де-
тей в стране, из которой креативные личности удирают как в ста-
ром анекдоте «хоть тушкой, хоть чучелом»? Причём тысячами.
Причём никто в большинстве случаев об их креативности не бес-
покоился — и никого она (кроме Джорджа Сороса) не интересо-
вала и не интересует.
Это Соединённые Штаты в начале и в конце Второй мировой
войны в первую очередь вывезли весь интеллектуальный потен-
циал Германии — сначала еврейский, затем немецкий. Когда нам
понадобилось создать атомную бомбу — где был её будущий
отец? Правильно — в тюрьме. Куда отправили создателя водо-
родной бомбы, после того как он выполнил свою миссию и стал
позволять себе индивидуальные мысли и взгляды? Правильно —
под присмотр психиатров и под домашний арест. Если вы счи-
таете, что в настоящее время в нашей стране что-либо измени-
лось, вспомните, что было, когда Сахаров вышел на трибуну
съезда.
72
Аршавский И.А. Роль принципа доминанты при психофизиологическом обоснова-
нии творческого процесса в системе обучения: к профилактике неврозов у детей
школьнгого возраста //Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения
здоровья.— СПб., 1993.— С. 183—192.
94
Это Израиль проводит ежегодно тестирование детей в Екате-
ринбурге и лучших за государственный счёт вместе с родителями
вывозит к себе. Эти страны могут позволить сказать о себе, что
им не хватает творческих личностей. России лучше бы не позо-
риться на этот счёт.
Если наша страна и создаст уникальный метод по развитию
креативности, правительства США и Израиля с радостью сокра-
тят свои расходы на образование в глубокой уверенности на ско-
рый приток свежих сил.
*
Даже гуманистические психологи и психотерапевты (что,
конечно, для них крайне нехарактерно) иногда признают некото-
рые перегибы в этом направлении. «Общество говорит его члену,
что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соот-
ветствии со своей свободной волей; «великая игра жизни» от-
крыта для него, и он может получить то, что хочет, если он дея-
телен и энергичен. В действительности для большинства людей
все эти возможности ограничены»,— пишет Франкл.
73
«Перед тобой открыты все просторы»,— внушается подрост-
ку и молодому человеку. «Ты всего можешь добиться, если при-
ложишь усилия»,— беззаботно и благодушно обманывают его. И
наивный, доверчивый человечек набирает скорость и на парусах
надежды врезается в рифы жизни — и чем быстрее скорость, тем
сокрушительнее удар. Как писал Пёрлз: «Мечты юности стано-
вятся подобными ночному кошмару, отравляющему существова-
ние»
74
.
Не случайно все сказки кончаются на свадьбе и на «стали
они жить долго и счастливо». Потому что после этого ничего
больше и не было. Принц становится королём, принцесса — ко-
ролевой (или не становятся), потом все медленно стареют. Гру-
стная картина. Не для сказок.
У Евгения Шварца есть совершенно замечательная сказка
«Обыкновенное чудо». Волшебник превратил медвежонка в че-
ловека с условием, что если тот когда-нибудь полюбит и поцелу-
73
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.— М., 1990.— С. 234.
74
Пёрлз Ф. С. Указ. соч.— С. 119.
95
ет принцессу, то снова превратится в медведя. Юноша влюбляет-
ся в прекрасную принцессу, целует её и... не превращается в мед-
ведя — в этом и заключается настоящее чудо. Юноша не пре-
вращается в медведя, который сидит у телевизора, пьёт пиво,
шляется по кабакам, читает газеты, ходит на выборы и не зани-
мается всей той ерундой, которую люди называют жизнью и от
которой так тошнит, что и слов нет.
Но чудеса, к сожалению, случаются редко. Крайне редко
личностное развитие человека не останавливается после двадца-
ти лет. В большинстве случаев происходит постепенная останов-
ка развития — и незаметно осознаёшь, что ещё вчера ты только
собирался на ярмарку, а сегодня ты уже едешь с ярмарки.
В этом процессе нет не только ничего патологического, но
даже болезненного. Более того, я смею заверить, что процессы
регресса и инволюции сами по себе доставляют массу удовольст-
вия, и об этом мы ещё будем иметь возможность поговорить ни-
же. В норме к 25 годам зрелая личность достигает уже того или
иного социального положения, она достаточно хорошо интегри-
руется в систему социальных отношений, занимая в оптимальном
случае то место, которое максимально соответствует имеющему-
ся потенциалу. Человек замечает, что если он и не достиг всего
того, о чём мечталось, однако то, что имеется, не лишено прият-
ности. Он чувствует свою нужность, социальную полезность, он
становится одним из многих, он становится полноценным членом
общества, первоначальное чувство недовольства начинает про-
ходить, с каждым днём он начинает открывать все преимущества
спокойной жизни, в которой необходимо прилагать минимальное
количество усилий, чтобы не выпасть из общей упряжки. Делай
своё дело, не высовывайся, и, если ты не совсем дурак, карьера
будет идти сама собой. Прежние порывы юности воспринимают-
ся со смехом и улыбкой. Возникает чувство самоуважения. И
общество предлагает массу готовых вариантов, чтобы повысить
это самоуважение: от орденов и медалей до званий и титулов.
Кризис аутентичности благополучно преодолён.
В знаменитом романе Гёте «Страдания юного Вертера» такой
тип личности замечательно выведен в лице Альбера — мужа
Шарлотты. Альбер — человек «милый», «славный», «вполне за-