Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4941
Скачиваний: 29
96
служивающий уважения», он честен, порядочен, ограничен рам-
ками общих ценностей, его больше беспокоит соответствие сво-
его поведения общепринятым нормам, чем собственным желани-
ям и побуждениям. Да их и не возникает у него. Вся жизнь его
расписана и запланирована на много лет вперёд — служба, же-
нитьба на Лотте, и он не понимает совершенно противоположно-
го ему по складу характера Вертера. Он не одобряет индивидуа-
лизм Вертера, так как в каждом поступке Альбера интересует
именно то, как на это посмотрят окружающие. Альбер идентичен
и аутентичен.
Однажды Вертер перед прогулкой зашёл к Альберу, и на гла-
за ему попались висящие на стене пистолеты. Шутки ради он
внезапным движением прижимает дуло пистолета ко лбу.
«Фу! К чему это? Даже представить себе не могу, как это че-
ловек способен дойти до такого безумия, чтобы застрелиться; са-
ма мысль противна мне»,— возмущается Альбер.
«Странный вы народ,— отвечает ему Вертер.— Для всего у
вас готовы определения: то безумно, то умно, это хорошо, то
плохо! А какой во всём этом смысл? Разве вы вникли во внут-
ренние причины данного поступка? Можете вы с точностью про-
следить ход событий, которые привели, должны были привести к
нему? Если бы взяли на себя этот труд, ваши суждения были бы
не так опрометчивы».
Но примитивная личность и общество примитивных лично-
стей — и раньше, и сейчас редко когда даёт себе труд вникнуть
во внутренние психологические переживания конкретного чело-
века. Экономически выгоднее и проще мыслить и действовать по
раз и навсегда выработанным правилам, не задумываясь, какой в
этом смысл. Это не должно звучать как осуждение или упрёк —
общество не может функционировать иначе.
Кто из двух героев романа — Вертер или Альбер — в конеч-
ном счёте покончил с собой, я думаю, говорить нет необходимо-
сти. Этот роман следовало бы перечитать всем тем гуманистиче-
ским психологам и поборникам развивающего обучения, которые
с утра до вечера мечтают из всех Альберов вырастить Вертеров.
В одном из самых лучших и самых малоизвестных романов
двадцатого века «Человек без свойств» Роберт Музиль блестяще
97
описывает кризис аутентичности, связанный с остановкой лич-
ностного развития, и процесс его преодоления на примере Валь-
тера — друга главного героя, Ульриха.
Кризис аутентичности Вальтера усугубляется не только тем,
что он имеет изначально большие задатки, то есть кривая лично-
стного развития изначально круто уходит вверх (чем выше по-
тенциал личности, тем тяжелее переживается кризис аутентично-
сти), но и тем, что рядом с ним находится его жена, которая этот
кризис замечает, то есть видит остановку в развитии Вальтера, но
не собирается с ней мириться.
Когда-то Ульрих и Вальтер были друзьями юности, вместе
мечтали и восхищались красотой и бесконечными возможностя-
ми мира, но, достигнув зрелости, Ульрих остается «человеком без
свойств», «человеком возможностей», идущим «рядом с жиз-
нью», а Вальтер испытывает мучительные переживания из-за не-
возможности осуществить свои творческие замыслы и планы.
Причём ситуация такова, что
у него нет формальной возможно-
сти обвинить кого-либо в препятствии реализовать собствен-
ные потенции
.
Вальтеру тридцать пять лет. В молодости он увлекался жи-
вописью, музыкой и поэзией. Находились специалисты, которые
прочили Вальтеру великое будущее, и он, как это часто бывает,
сам привык мыслить себя в перспективе своего великого будуще-
го. Несмотря на сомнения родственников жены, которые здраво
полагали, что у молодого человека нет воли, если он не может за-
ниматься определённым делом, приносящим деньги, Вальтер в
конце концов обосновался в своём доме вместе с женой и тихой
должностью, не требующей много времени и усилий, но и не
приносящей существенного дохода.
Казалось бы, он создал себе все условия для творчества. «Но
когда не осталось ничего, что нужно было преодолевать, случи-
лось неожиданное: произведений, которые так долго сулило ве-
личие его помыслов, не последовало». Вальтер в ужасе осознаёт,
что он не может больше работать, каждое утро с надеждой на
вдохновение он запирается на несколько часов дома, совершает
многочасовые прогулки с закрытым мольбертом, но то немногое,
что он создаёт в эти часы, он никому не показывает и уничтожа-
98
ет. Достаточно было установить холст на мольберте или поло-
жить чистый лист бумаги на стол — и уже возникало ощущение
ужасной пропажи в душе. Замученный безнадёжностью во всех
своих решениях и побуждениях, он страдал от горькой грусти, и
его неспособность превратилась в боль, которая часто, как носо-
вое кровотечение, возникала у него где-то во лбу, едва он решал-
ся за что-то взяться.
Это — кризис аутентичности.
Во время своего прихода Ульрих беседует с Клариссой (же-
ной Вальтера).
«Ты, значит, не веришь,— говорит она Ульриху, — что он
ещё чего-то достигнет».
«Нет второго такого примера неизбежности, как тот, что яв-
ляет собой способный молодой человек, когда он суживается в
обыкновенного старого человека — не от какого-то удара судь-
бы, а только от усыхания, заранее ему предназначенного!» — от-
вечает ей Ульрих.
Музиль не только блестяще показывает сущность кризиса
аутентичности (настоящий писатель для психолога — всё равно,
что микроскоп для гистолога), но и показывает, как личность за-
щищает себя от, казалось бы, неминуемого в этой ситуации осоз-
нания.
Взгляды Вальтера на глазах начинают меняться. Он начинает
«подводить черту, в музыке, например, после Баха, в литературе
— после Штифнера, в живописи — после Энгра, и объявляет всё
последующее вычурным, упадочническим, утрированным и вы-
рождающимся; мало того, он с каждым разом всё запальчивей
утверждает, что в такое отравленное в своих духовных корнях
время, как нынешнее, чистый талант (к которому он продолжает
относить себя) должен вообще воздерживаться от творчества». И
всё чаще из его комнаты раздаются звуки Вагнера — музыки, ко-
торую он в прежние годы учил свою жену презирать как образец
мещанства, но перед которой теперь сам не мог устоять.
Кларисса молода и всеми силами сопротивляется личност-
ному регрессу Вальтера. Она, считающая гениальность вопросом
воли, с пятнадцати лет мечтала выйти замуж за гения и не разре-
шает Вальтеру не быть гением — «увидев его несостоятельность,
она стала бешено сопротивляться. Как раз когда Вальтеру необ-
99
ходимо было человеческое тепло, когда Вальтера мучило его бес-
силие, она не поддавалась ему...»
Мудрый Ульрих, как подозревает Кларисса, всё понимает, но
она не хочет признать его жестокую правоту и предпочитает про-
должать мучить Вальтера. «Причину таинственных изменений,
которые, пожирая гений, составляют болезнь, Ульрих считал са-
мой обыкновенной глупостью. Совсем не в обидном смысле. В
глупости,— размышляет он,— есть что-то необыкновенно распо-
лагающее и естественное и чистейшая банальность всегда чело-
вечнее, чем новое открытие, чем Ван Гог, Шекспир или Гетё».
Тем временем состояние Вальтера (не без помощи Клариссы)
всё ухудшалось, пока он не нашёл великолепной защиты в мыс-
ли, которой он никогда прежде не ценил. Мысль эта заключалась
в том, что Европа, где он был вынужден жить, безнадёжно выро-
дилась.
«Многим людям,— пишет Музиль,— явно проще верить в
какую-то тайну, отчего они и провозглашают неудержимый упа-
док чего-то, что не поддаётся точному определению и обладает
торжественной расплывчатостью. Да и совершенно, в сущности,
безразлично, что это — раса, сырая растительная пища или душа:
как при всяком здоровом пессимизме, тут важно найти что-то
неизбежное, за что можно ухватиться. И хотя Вальтер в лучшие
годы способен был смеяться над такими теориями, он тоже, на-
чав прибегать к ним, быстро увидел великие их преимущества.
Если дотоле был неспособен к работе и плохо чувствовал себя
он, то теперь неспособно к ней было время, а он был здоров. Его
ни к чему ни приведшая жизнь нашла вдруг потрясающее объяс-
нение, оправдание в эпохальном масштабе, его достойное».
Одна только Кларисса мучила его. Как только Вальтер начи-
нал патетическим тоном сетовать, что «нынче всё развалилось»,
Кларисса «тоном заботливой мамочки» с издёвкой спрашивала:
— Хочешь пива?
— Пива? Почему бы нет? Я ведь не прочь... Немножко погу-
лять, перекинуться словом с соседями и спокойно закончить
день. Это и есть человеческая жизнь...
Да, это и есть нормальная человеческая жизнь.
100
*
Из разной содержательной наполненности одной и той же
личности на разных этапах её личностного онтогенеза непосред-
ственно вытекает известный конфликт поколений, конфликт ме-
жду миром креативных детей и подростков и миром взрослых.
Разное мировоззрение, разные ценности, разнонаправленное в
векторном отношении бытие приводит к естественному антаго-
низму, который из поколения в поколение находит своё естест-
венное же разрешение в том, что девяносто пять процентов бун-
тующих подростков (нигилистов и анархистов) незаметно в про-
цессе онтогенеза превращаются в примитивных личностей и вли-
ваются в примитивный мир. Они незаметно для себя усваивают и
понимают ценности этого мира и стыдливо вспоминают свои
«незрелые» юношеские порывы и фантазии.
Какие нормальные юноша и/или девушка интересуются ма-
териальным положением или социальным статусом своей люби-
мой или любимого? И какие нормальные молодой мужчина и/или
молодая женщина не интересуются этим? Какие нормальные
юноша и/или девушка интересуются социальной престижностью
или материальной выгодностью своей будущей профессии? И
какие нормальные молодой мужчина и/или молодая женщина не
выразят в последующем в душе благодарность своим дальновид-
ным родителям, которым удалось заставить своего ребёнка вы-
брать именно ту профессию, которая при минимуме затрат при-
несёт социальные плоды?
Вся проблема онтогенеза личности заключена в том, что по-
сле достижения биологической зрелости внутренний, ядерный
потенциал личности начинает неизбежно и необратимо, как шаг-
реневая кожа, уменьшаться, съёживаться, сужаться и морщиться.
Живая душа начинает постепенно умирать — и единственный
способ не замедлить, но спрятать этот страшный необратимый
процесс от себя и от других — это забота о возведении декора-
ций, укреплении фасада личности. Деньги, имущество, власть,
связи, титулы и звания, национальная гордость и патриотизм, ве-
ра и мораль — вот вечные способы иллюзорного увеличения
масштаба собственной личности не только в глазах окружающих,
но и в своих собственных. В тех случаях когда мы видим перед