Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4671

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

собой  личность, глубоко  внутренне  заинтересованную  и  озабо-
ченную  вышеперечисленными  проблемами, мы  видим  умираю-
щую личность.

Эти  средства  могут  быть  иногда  востребованы  совместно,

иногда одно из них вытесняет другие. Так, вера может вытеснять
любовь  к  деньгам  или  наоборот; модная  одежда — националь-
ную гордость или наоборот; патриотизм может стать выше денег
и  имущества  или  наоборот — не  суть  важно. Цель  всех  этих
средств одна — прикрыть, замаскировать, спрятать, защитить от
внешнего  взора  свою  всё  уменьшающуюся  внутреннюю  сущ-
ность и ценность.

На фоне укрепления социального статуса, профессионально-

го и карьерного роста, расширения связей, увеличения дохода и
благосостояния, социальной  значимости  собственной  личности
незаметно  идёт  постепенный, но  необратимый  процесс  распада
личности, её медленная инволюция. И возникает тот самый пара-
докс человеческого существования, на который в своё время об-
ращал внимание Ананьев, говоря, что во многих случаях те или
иные  формы  человеческого  существования  прекращаются  ещё
при  жизни  человека  как  индивида, т.е. их  умирание  наступает
раньше, чем физическое одряхление от старости. Он рассматри-
вал  всё  это  как  нормальное  состояние, связанное  с «сужением
объёма личностных свойств».

Несмотря  на  значительные  возможности  в  развитии  отдель-

ных систем и функций  после достижения зрелости, общее коли-
чество энергии индивида существенно снижается, что приводит к
более или менее заметному изменению личностного бытия. Про-
исходит смена энергетического вектора, неосознаваемая в норме
и осознаваемая в патологии.

Земная  жизнь  пройдена  до  середины, сборы  рюкзака  для

примитивной  личности  окончены. Всё  что  можно  было  взять  с
собой — взято, всё что можно было познать — познано, всё что
можно  было  выучить — выучено. Нормальный  человек  отправ-
ляется в путешествие по жизни, которое должно казаться для не-
го продвижением по лестнице вверх, хотя на самом деле он с ка-
ждым  шагом  движется  вниз.

Нравственность, религиозность  и

духовность — три колокола, звонящие по умершей личности.


background image

102

Музиль писал, что «мало кто в середине жизни помнит, как,

собственно, они пришли к самим себе, к своим радостям, к сво-
ему мировоззрению, к  своей жене, к своему характеру, но у них
есть  чувство, что  теперь  изменится  уже  мало  что... В  юности
жизнь  ещё  лежала  перед  ними, как  неистощимое  утро, полная,
куда ни взгляни, возможностей и пустоты, а уже в полдень вдруг
появилось  нечто, смеющее  притязать  на  то, чтобы  быть  отныне
их  жизнью,  и  в  целом  это  так  же  удивительно,  как  если  к  тебе
вдруг явится человек, с которым ты двадцать лет переписывался,
не зная его, и ты представлял себе его совершенно иначе. Но куда
более странно то, что большинство людей этого вовсе не замеча-
ет... Нечто обошлось с ними, как липучка с мухой, зацепило во-
лосок, задержало  в  движении  и  постепенно  обволокло, похоро-
нило  под  толстой  плёнкой, которая  соответствует  их  первона-
чальной форме лишь отдалённо. И лишь смутно вспоминают они
уже  юность, когда  в  них было  что-то  вроде силы  противодейст-
вия. Эта другая сила копошится и ерепенится, она никак не хочет
угомониться  и  вызывает  бурю  бесцельных  попыток  бегства; на-
смешливость юности, её бунт против существующего, готовность
юности ко всему, что героично, к самопожертвованию и престу-
плению, её пылкая серьёзность и её непостоянство — всё это ни-
что иное, как её попытка бегства»

75

.

Большинство людей и после 30 лет ещё предаются иллюзии,

что они могут завтра проснуться и что-то изменить в своей жиз-
ни, что  они  ещё  молоды  и  у  них  всё  впереди, что  предыдущая
жизнь — это  только  увертюра  к  большой  и  многоактной  опере.
Это  не  так, и  вся  социальная  система  устроена  таким  образом,
что, даже если примитивная личность и осознает в определённый
момент, что её обманули, общество всей своей махиной засосёт и
поглотит  её  последний  вопль. «Одна  и  та  же  идиотская  участь
постигает  миллионы  и  миллионы. Существование  как  таковое,
монотонное само по себе, сведено централизованным Государст-
вом к однообразной суровости»

76

,— писал по этому поводу Брод-

ский.

75

 Музиль Р. Человек без свойств: Роман.— Кн. 1.— М., 1984.— С. 543.

76

 Бродский И.А. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы: В 2 т.— М., 1992.—

Т. 2. — С. 276.


background image

103

Феномен остановки и инволюции человеческой личности на-

столько  заметен, настолько ярок, что у многих людей возникает
иллюзия, что имеет место какое-то внешнее вмешательство. Весь
процесс остановки рассматривается как ошибка, как артефакт. И
никакие факты, указывающие на тотальность этого процесса, не
помогают  большинству  учёных  отказаться  от  соблазнительной
идеи вмешаться в этот нормальный ход вещей и не дать заснуть
«засыпающей красавице».

Антуан де Сент-Экзюпери описывает в «Планете людей» се-

мью  в  вагоне  третьего  класса — мать  кормит  младенца, отец,
«как ком глины». Автор задаётся вопросом: «Почему же так изу-
родована  благородная  глина, из  которой  вылеплен  человек?»
«Дело не в нищете, грязи и уродстве,— рассуждает он.— Они ко-
гда-то  встретились  впервые, и  наверно, он  ей  улыбнулся  и, на-
верно, после работы принес ей цветы. Быть может, застенчивый
и неловкий, он боялся, что над ним посмеются. А ей, уверенной в
своём обаянии, из чисто женского кокетства, быть может, прият-
но  было  его  помучить. И  он, превратившийся  нынче в  машину,
только и способную ковать и копать, томился тревогой, от кото-
рой сладко сжималось сердце. Непостижимо, как же они оба пре-
вратились  в  комья  грязи? Под  какой страшный пресс они попа-
ли? Что их так исковеркало?»

77

Он смотрит на малыша, примостившегося между отцом и ма-

терью. «Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и ду-
мал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь — обе-
щание! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти,
согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые
смелые  надежды! Когда  в  саду, после  долгих  поисков, выведут
наконец  новую  розу, все  садовники  приходят  в  волнение. Розу
отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят её и лелеют.
Но  люди  растут  без  садовника. Маленький  Моцарт, как  и  все,
попадёт  под  тот  же  чудовищный  пресс. И  станет  наслаждаться
гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречён»

78

.

Он возвращается в свой вагон и говорит себе, что эти люди

не страдают от своей судьбы. И сам он не столько сострадает и

77

 Сент-Экзюпери А. Планета людей //Сб.— М., 1970.— С. 125.

78

 Там же.— С. 126.


background image

104

жалеет, сколько  мучается  заботой  садовника. «Меня  мучит  не
вид  нищеты, в  конце  концов, люди  свыкаются  с  нищетой, как
свыкаются  с  бездельем. На  востоке  многие  поколения  живут  в
грязи  и  отнюдь  не чувствуют себя несчастными. Того, что меня
мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков. Мучительно
не  уродство  этой  бесформенной, измятой  человеческой  глины.
Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт»

79

.

Мучительно  созерцать  процесс  умирания  человеческой  лич-

ности, но, если, как Экзюпери, верить в то, что любовью и забо-
той  этот  процесс  можно  приостановить, становиться  легче. Но
это только вера — и больше ничего. Ещё более мучительно осоз-
навать, что процесс этот необратим и никакие заботы садовника
не  могут  что-либо  изменить  в  существующем  порядке  вещей.
Никто не убивал Моцарта. Моцарт уснул. Прекрасная маленькая
бабочка  превратилась  в  толстую  прожорливую  гусеницу, уютно
устроившуюся на своём вкусном зелёном листе, и всё что её ин-
тересует — это  ещё  более  большой  и  сочный  лист, на  который
она  стремится  переползти, безжалостно  спихивая  менее  провор-
ных собратьев.

*

Больше  всех  в  отношении  остановки  личностного  развития

достается педагогам и образовательной системе в целом. Именно
бедных учителей в первую очередь, безо всяких на то оснований
обвиняют  в  подавлении  творческого  потенциала  в  своих  учени-
ках. Более того, их даже умудряются обвинять в увеличении ко-
личества  олигофренов — феномене, связанном  с  генетическими
заболеваниями  до 3-летнего  возраста, то есть когда  о школе ни-
какой речи ещё не идёт.

«Почему  же, переступив  порог  школы, дети  утрачивают  по-

тенциально присущие им творческие способности? — удивляется
физиолог Аршавский.— Почему, как  это уже неоднократно ука-
зывалось, школа является фактором отупения детей, фактором не
развития, а, напротив, задержки их интеллектуального (духовно-
го) развития  и, более  того, фактором  риска  для  таких  заболева-

79

 Там же.— С. 126.


background image

105

ний, как неврозы и даже дебильность»

80

. Французский поэт Поль

Валери, вспоминая учёбу  в  школе, пишет, что нередко «первым
учеником» был подросток, довольствующийся уже пережёванной
пищей, которой кормили его учителя. И если ему не везло и он не
встречал  среди  них  какого-нибудь  Сократа, который  не  согла-
шался обучать его «законченным истинам», он подвергался серь-
ёзной  опасности  погрузиться  в  сон  и  совсем  молодым  приоб-
щиться к сонму покойников («духовных покойников»).

Вот  типичные  примеры  широко  распространённого  заблуж-

дения, даже двух заблуждений: во-первых, считается, что учителя
и  школа «губят» психику ученика; и, во-вторых, наивно полага-
ется, что  встреча  с  настоящим  учителем  может  что-либо  изме-
нить. Только ведь давно уже было мудро сказано, что не учитель
находит ученика, а ученик находит учителя.

Какое  бы  направление  в  психологии  мы  не  рассмотрели, в

любом  мы  найдём  признаки  непонимания  реального  положения
вещей. Например, представители  критической  психологии
(Хольцкамп, Кайлер, Браун) оперируют понятием «способность к
действию», которое  предполагает  способность  индивида, благо-
даря его участию в жизни общества, контролировать свои собст-
венные условия жизни и распоряжаться ими. Развитие этой спо-
собности якобы имеет две альтернативные возможности (опреде-
ляемые социальными условиями и местом индивида в обществе):

1) ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается

к существующим условиям и подавляет свои «истинные» интере-
сы, используя средства психологической защиты от неудовлетво-
рённости, дискомфорта и т.п.;

2) полное  развитие, когда  индивид  осознаёт  свои  собствен-

ные потребности и борется за коренное улучшение условий жиз-
ни, свободно  развивая  при  этом  свои «сущностные  силы». Все
психические  процессы  рассматриваются  как  аспекты  этой  спо-
собности.

В  области  мышления  они  выделяют  дихотомию «толкова-

ния» (обыденного  мышления  со  свойственными  ему  фетишиз-
мом, упрощениями, персонификациями  и  т.п.) и «понимания»
(проникновения  в  сущность  вещей); в  области  восприятия — в

80

Аршавский И.А. Указ. соч.— С. 183—192.