Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4673

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

противопоставлении «неадекватного (иллюзорного) восприятия
действительности» и «адекватного её восприятия». Задачей педа-
гогики представляется воспитание такой личности, которая мог-
ла  бы  мыслить  и  действовать  самостоятельно, что  предполагает
активное  её  участие  в  общественной  жизни  вплоть  до  противо-
действия господствующим общественным отношениям (если они
не  способствуют  положительной  самореализации  индивидов) и
борьбы за их уничтожение. При этом воспитание, обучение и да-
же  психотерапия мыслятся как  средства, которые помогут боль-
шему  количеству  людей «наиболее  успешно  перейти  от  ограни-
ченного развития к полному развитию».

Нельзя трактовать нормальное развитие личности как непол-

ное, а тем более пытаться перевести его на некий более высший
уровень, так  как  процесс  остановки  психического  развития  во
многом не зависит от усилий психотерапевта или педагога, а уси-
лия в этом направлении могут привести только к осознанию че-
ловеком дисгармонии между потенциально достижимыми духов-
ными  вершинами  и  его  собственными  реальными  возможностя-
ми. Поэтому такая «психотерапия» приведёт не к улучшению, а к
ухудшению психического состояния, не к снятию тревоги, а к её
увеличению. Такая  психотерапия  может  привести  к  потере  тех
примитивных способов защиты от тревоги, которые существуют
на соответствующем уровне личностного развития, но не приве-
дёт к овладению способами высшей защиты.

Однажды мне пришлось консультировать супругов уже дос-

таточно  зрелого  возраста (и  тому  и  другому было  под сорок). У
обоих  это  был  повторный брак. Она  работала  преподавателем  в
высшем учебном заведении, а он — актёром в театре. В профес-
сиональном  и  творческом  плане  муж  не  обладал  какими-либо
выдающимися способностями, но совершенно нормально справ-
лялся со своей работой, очень любил её, несмотря на то что играл
большей частью роли второго плана. В какой-то степени он осоз-
навал свой творческий актёрский потенциал, и если и переживал,
как  любой  человек  творческой  профессии, свою  второстепен-
ность, то эти переживания не приводили к личностной декомпен-
сации, а тем более к нервно-психическому срыву. Он удовлетво-
рялся  тем, что  хорошо  справлялся  со  своими  обязанностями  и,


background image

107

кроме этого, старался компенсировать и свою потребность выде-
литься, и материальные запросы, работая с детьми в школах.

Однако его вторая жена почему-то вдруг решила, что творче-

ский  потенциал  её  мужа  и  его  реальные  профессиональные  и
творческие  достижения  не  соответствуют  друг  другу  и  что  он
вполне может добиться большего, если только приложит к этому
усилия. С этой целью она (как  потом сама призналась) разрабо-
тала  целую  стратегию  поведения, направленную  на  усиление
творческой активности мужа. Она начала систематически специ-
ально «бить» по «больным  точкам» личности  мужа, постоянно
намекая на его творческую импотенцию, говоря, что он как актёр
не состоялся и то, что он выполняет на работе, не имеет к искус-
ству никакого отношения, а если он не состоялся как профессио-
нал —  это значит, что он не состоялся как мужчина, так как на-
стоящий  мужчина  не  может  довольствоваться  вторыми  ролями
на работе и т.д. и т.п. Причём она это делала совершенно созна-
тельно, будучи уверенной, что подобное поведение в конце кон-
цов  приведёт  к  положительным  результатам, муж  станет  более
активным и добьётся того, чего бы ей хотелось.

Когда они обратились ко мне, у мужа уже была развёрнутая

клиника  невроза  с  выраженной  депрессией  и  суицидальными
мыслями (причём  жена  сама  была  вынуждена  искать  для  него
психиатрической  и  психотерапевтической  помощи), семья  была
на грани распада, а муж уже собирался уходить со своей работы.
Душевные  страдания, которые  жена  причинила  своему  супругу
во  время  этого «развивающего» эксперимента, с  трудом  подда-
ются  описанию. Он  полностью  утратил  сон, в  его  поведении,
вместо ожидаемой активности и гибкости, начали резко преобла-
дать  черты  пассивности, ригидности, «застреваемости», психа-
стеничности, тревожной  мнительности, появились  идеи  самооб-
винения  и  самоуничижения, постепенно  стала  нарастать  общая
астеническая  симптоматика, появился  депрессивный  фон  и  не-
желание жить.

Нельзя  давать  человеку  возможность  осознать  неправиль-

ность  собственного  существования — наглядный  пример  тому
катастрофические явления, наблюдаемые в более просто органи-
зованных  сообществах, сталкивающихся на своём историческом


background image

108

пути  с  более  высокоорганизованными  цивилизациями. Эти кон-
такты  редко приводят к тому, что более примитивное сообщест-
во, сохраняя свои основные черты и самобытность, переходит на
какой-то  более  высокий  уровень  существования. Напротив —
нарастает уровень тревожности, усиливается алкоголизация, рас-
падаются привычные социальные институты и в том числе утра-
чиваются отработанные схемы защиты личности.

Роберт Музиль, который, как и Достоевский, Джойс, Кафка,

Пруст, помогает нам понять человека лучше, чем любое руково-
дство по психологии, писал: «…у каждого есть свой внутренний
размер, но одежду этого размера он может носить любую, какую
ни подкинет судьба... в ходе времени обыкновенные и неличные
мысли  сами  собой  усиливаются, а  необыкновенные  пропадают,
отчего  почти  каждый  автоматически  становится  всё  посредст-
веннее, то  вот  и  объяснение, почему, несмотря  на  тысячи  воз-
можностей, нам  как  будто  открытых, обыкновенный  человек  и
правда обыкновенен»

81

.

*

Последние  экспериментальные  данные  свидетельствуют  о

том, что в мозге человека и высших животных постоянно проте-
кают  процессы  прогнозирования  и  сличения  реально  наступив-
шей  ситуации  с  прогнозируемой  ситуацией. Фейгенберг  пишет,
что уже ласточка, ловящая насекомое, не догоняет его, повторяя
путь его полета, а летит «наперерез» — не на насекомое, а в не-
которую точку пространства, где в соответствии с прошлым опы-
том ласточки она вероятнее всего окажется одновременно с насе-
комым. Всякое  неожиданное  изменение  ситуации  ведёт  к  тому,
что  наступает  рассогласование  между  имеющейся  в  данный  мо-
мент  ситуацией, отраженной  органами  чувств, и  той,  которую
ожидал, прогнозировал (предвидел) организм. Чем больше рассо-
гласование  между  фактически  возникшим сигналом и прогнози-
руемым, тем большее количество информации несёт этот сигнал,
тем более патогенным он может оказаться

82

.

Личность, функционирующая  в  условиях  развивающегося

81

 Музиль Р. Указ. соч.— С. 504

82

 Цит. по: Свядощ А.М. Неврозы. — М., 1982. — С. 274.


background image

109

организма, имеет  тенденцию  рассчитывать  траекторию  своего
жизненного  пути  в  расчёте  на  постоянное  естественное  самооб-
новление  и  саморазвитие. Моё «Я» сегодня — есть  нечто  мень-
шее, чем  моё «Я» завтра. «Настоящая  жизнь» сознательно  или
бессознательно  рассматривается  как  вопрос  будущего, а  момент
сиюминутного  бытия  воспринимается  лишь  как  подготовитель-
ный этап — нечто черновое и не имеющее самостоятельной цен-
ности.

Ребёнку  и  подростку  на  каждом  шагу  внушают: «Подрасти

— и ты всё поймешь, подрасти — и тебе всё будет можно, подо-
жди — у  тебя  всё  впереди». Момент  достижения  зрелости  вос-
принимается как долгожданный праздник, а праздник почему-то
всегда не соответствует нашим ожиданиям.

Достигнув  зрелости, человек  зачастую  испытывает  жесто-

чайшее  разочарование. Именно  в  тот  момент, когда  стоишь  на
вершине  горы, наиболее  высок  шанс  осознать, что  это  всё:
«взлёт» окончен, дальше начинается нескончаемая череда серых
будней. Жизнь, которая виделась как расцвет, расцвела и облете-
ла за один день. Праздник, которого ждали так долго, пролетел за
одну секунду, за одно мгновение, и пришла пора убирать со сто-
ла  и  ложиться  спать. Пора  освобождать  место  другим. Всё  то
лучшее, что виделось впереди, в один момент оказалось позади.

Уже сам по себе онтогенетический перелом в силу того, что

он требует более или менее кардинальной перестройки всех сис-
тем  прогнозирования, вызывает  более  или  менее  значительное
психоэмоциональное  напряжение. Но  особенную  болезненность
этот процесс приобретает в тех ситуациях, когда личность отка-
зывается  по  тем  или  иным  причинам  учитывать  собственный
биологический базис. Всё более и более усиливающийся разрыв
между прогнозируемыми точками достижений и реальными дос-
тижениями приводит к нарастанию тревоги, потому что процесс
ежедневного  уменьшения  шансов  достигнуть  желаемого  не  мо-
жет не учитываться в бессознательных или сознательных пластах
психики.

*

Мы  помним, что  личность  представляет  собой  био-

социальное  единство, и  не  всегда  биологический  базис  может
обеспечить  личности  достаточно  высокий  уровень  социальной


background image

110

идентификации, интеграции  и функционирования. Уровень пси-
хической  энергии  не только внутренне детерминирован и имма-
нентен  для  каждой  личности, но  и  имеет  онтогенетически  обу-
словленную  эволюционно-инволюционную  динамику. Процесс
социализации, существенно  изменившийся  за  последние  столе-
тия, связан в настоящее время не столько с фактом рождения ин-
дивида, сколько с его личностными потенциями. Ранее рамки со-
циального  функционирования  ребёнка  определялись  в  большей
мере  рамками  социального  функционирования  его  родителей,
нежели его собственными способностями и потенциями: сын ко-
роля  становился  королём, сын  сапожника — сапожником. Сис-
тема каст и сословий функционировала тысячелетия. В ней были
отрицательные  и  положительные  стороны, но  прежде  всего  она
лишала человека необходимости выбора и ответственности за не-
го.

Антропологи, сравнивая воспитание детей в разных общест-

вах, приходят  к  выводу, что во многих культурах не существует
чёткого контраста между взрослым и ребёнком. В таких условиях
переход от детства к взрослости переходит плавно. Иначе проте-
кает  переход  от  детства  к  взрослости  в  современных  условиях,
когда  важные  требования  к  детям  и  взрослым  не  совпадают, а
часто  являются  противоположными. В  результате  этого  и  скла-
дывается неблагоприятная ситуация

83

.

В ситуации свободы выбора считается, что только от самого

человека зависит, в какой иерархической социальной системе он
будет  функционировать. Сама  возможность  рождает  надежду,
надежда — притязания, притязания — возможность несоответст-
вия, несоответствие — страдание, страдание — болезнь. Причём
процесс  этот  идёт  по  порочному  кругу. Родители, не достигшие
желаемого  социального  уровня, проецируют  свои  мечты  на  де-
тей, те, в свою очередь, на своих детей и так далее...

А. И. Захаров, занимаясь  изучением  особенностей  невроти-

ческих состояний в детском и подростковом возрасте, пришёл к
заключению, что  они, как  правило, являются  клинико-
психологическим выражением проблем семьи  даже в трёх поко-

83

 Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному //Хрестоматия по возрастной психо-

логии.— М., 1994.— С. 216—217.