Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4943
Скачиваний: 29
106
противопоставлении «неадекватного (иллюзорного) восприятия
действительности» и «адекватного её восприятия». Задачей педа-
гогики представляется воспитание такой личности, которая мог-
ла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает
активное её участие в общественной жизни вплоть до противо-
действия господствующим общественным отношениям (если они
не способствуют положительной самореализации индивидов) и
борьбы за их уничтожение. При этом воспитание, обучение и да-
же психотерапия мыслятся как средства, которые помогут боль-
шему количеству людей «наиболее успешно перейти от ограни-
ченного развития к полному развитию».
Нельзя трактовать нормальное развитие личности как непол-
ное, а тем более пытаться перевести его на некий более высший
уровень, так как процесс остановки психического развития во
многом не зависит от усилий психотерапевта или педагога, а уси-
лия в этом направлении могут привести только к осознанию че-
ловеком дисгармонии между потенциально достижимыми духов-
ными вершинами и его собственными реальными возможностя-
ми. Поэтому такая «психотерапия» приведёт не к улучшению, а к
ухудшению психического состояния, не к снятию тревоги, а к её
увеличению. Такая психотерапия может привести к потере тех
примитивных способов защиты от тревоги, которые существуют
на соответствующем уровне личностного развития, но не приве-
дёт к овладению способами высшей защиты.
Однажды мне пришлось консультировать супругов уже дос-
таточно зрелого возраста (и тому и другому было под сорок). У
обоих это был повторный брак. Она работала преподавателем в
высшем учебном заведении, а он — актёром в театре. В профес-
сиональном и творческом плане муж не обладал какими-либо
выдающимися способностями, но совершенно нормально справ-
лялся со своей работой, очень любил её, несмотря на то что играл
большей частью роли второго плана. В какой-то степени он осоз-
навал свой творческий актёрский потенциал, и если и переживал,
как любой человек творческой профессии, свою второстепен-
ность, то эти переживания не приводили к личностной декомпен-
сации, а тем более к нервно-психическому срыву. Он удовлетво-
рялся тем, что хорошо справлялся со своими обязанностями и,
107
кроме этого, старался компенсировать и свою потребность выде-
литься, и материальные запросы, работая с детьми в школах.
Однако его вторая жена почему-то вдруг решила, что творче-
ский потенциал её мужа и его реальные профессиональные и
творческие достижения не соответствуют друг другу и что он
вполне может добиться большего, если только приложит к этому
усилия. С этой целью она (как потом сама призналась) разрабо-
тала целую стратегию поведения, направленную на усиление
творческой активности мужа. Она начала систематически специ-
ально «бить» по «больным точкам» личности мужа, постоянно
намекая на его творческую импотенцию, говоря, что он как актёр
не состоялся и то, что он выполняет на работе, не имеет к искус-
ству никакого отношения, а если он не состоялся как профессио-
нал — это значит, что он не состоялся как мужчина, так как на-
стоящий мужчина не может довольствоваться вторыми ролями
на работе и т.д. и т.п. Причём она это делала совершенно созна-
тельно, будучи уверенной, что подобное поведение в конце кон-
цов приведёт к положительным результатам, муж станет более
активным и добьётся того, чего бы ей хотелось.
Когда они обратились ко мне, у мужа уже была развёрнутая
клиника невроза с выраженной депрессией и суицидальными
мыслями (причём жена сама была вынуждена искать для него
психиатрической и психотерапевтической помощи), семья была
на грани распада, а муж уже собирался уходить со своей работы.
Душевные страдания, которые жена причинила своему супругу
во время этого «развивающего» эксперимента, с трудом подда-
ются описанию. Он полностью утратил сон, в его поведении,
вместо ожидаемой активности и гибкости, начали резко преобла-
дать черты пассивности, ригидности, «застреваемости», психа-
стеничности, тревожной мнительности, появились идеи самооб-
винения и самоуничижения, постепенно стала нарастать общая
астеническая симптоматика, появился депрессивный фон и не-
желание жить.
Нельзя давать человеку возможность осознать неправиль-
ность собственного существования — наглядный пример тому
катастрофические явления, наблюдаемые в более просто органи-
зованных сообществах, сталкивающихся на своём историческом
108
пути с более высокоорганизованными цивилизациями. Эти кон-
такты редко приводят к тому, что более примитивное сообщест-
во, сохраняя свои основные черты и самобытность, переходит на
какой-то более высокий уровень существования. Напротив —
нарастает уровень тревожности, усиливается алкоголизация, рас-
падаются привычные социальные институты и в том числе утра-
чиваются отработанные схемы защиты личности.
Роберт Музиль, который, как и Достоевский, Джойс, Кафка,
Пруст, помогает нам понять человека лучше, чем любое руково-
дство по психологии, писал: «…у каждого есть свой внутренний
размер, но одежду этого размера он может носить любую, какую
ни подкинет судьба... в ходе времени обыкновенные и неличные
мысли сами собой усиливаются, а необыкновенные пропадают,
отчего почти каждый автоматически становится всё посредст-
веннее, то вот и объяснение, почему, несмотря на тысячи воз-
можностей, нам как будто открытых, обыкновенный человек и
правда обыкновенен»
81
.
*
Последние экспериментальные данные свидетельствуют о
том, что в мозге человека и высших животных постоянно проте-
кают процессы прогнозирования и сличения реально наступив-
шей ситуации с прогнозируемой ситуацией. Фейгенберг пишет,
что уже ласточка, ловящая насекомое, не догоняет его, повторяя
путь его полета, а летит «наперерез» — не на насекомое, а в не-
которую точку пространства, где в соответствии с прошлым опы-
том ласточки она вероятнее всего окажется одновременно с насе-
комым. Всякое неожиданное изменение ситуации ведёт к тому,
что наступает рассогласование между имеющейся в данный мо-
мент ситуацией, отраженной органами чувств, и той, которую
ожидал, прогнозировал (предвидел) организм. Чем больше рассо-
гласование между фактически возникшим сигналом и прогнози-
руемым, тем большее количество информации несёт этот сигнал,
тем более патогенным он может оказаться
82
.
Личность, функционирующая в условиях развивающегося
81
Музиль Р. Указ. соч.— С. 504
82
Цит. по: Свядощ А.М. Неврозы. — М., 1982. — С. 274.
109
организма, имеет тенденцию рассчитывать траекторию своего
жизненного пути в расчёте на постоянное естественное самооб-
новление и саморазвитие. Моё «Я» сегодня — есть нечто мень-
шее, чем моё «Я» завтра. «Настоящая жизнь» сознательно или
бессознательно рассматривается как вопрос будущего, а момент
сиюминутного бытия воспринимается лишь как подготовитель-
ный этап — нечто черновое и не имеющее самостоятельной цен-
ности.
Ребёнку и подростку на каждом шагу внушают: «Подрасти
— и ты всё поймешь, подрасти — и тебе всё будет можно, подо-
жди — у тебя всё впереди». Момент достижения зрелости вос-
принимается как долгожданный праздник, а праздник почему-то
всегда не соответствует нашим ожиданиям.
Достигнув зрелости, человек зачастую испытывает жесто-
чайшее разочарование. Именно в тот момент, когда стоишь на
вершине горы, наиболее высок шанс осознать, что это всё:
«взлёт» окончен, дальше начинается нескончаемая череда серых
будней. Жизнь, которая виделась как расцвет, расцвела и облете-
ла за один день. Праздник, которого ждали так долго, пролетел за
одну секунду, за одно мгновение, и пришла пора убирать со сто-
ла и ложиться спать. Пора освобождать место другим. Всё то
лучшее, что виделось впереди, в один момент оказалось позади.
Уже сам по себе онтогенетический перелом в силу того, что
он требует более или менее кардинальной перестройки всех сис-
тем прогнозирования, вызывает более или менее значительное
психоэмоциональное напряжение. Но особенную болезненность
этот процесс приобретает в тех ситуациях, когда личность отка-
зывается по тем или иным причинам учитывать собственный
биологический базис. Всё более и более усиливающийся разрыв
между прогнозируемыми точками достижений и реальными дос-
тижениями приводит к нарастанию тревоги, потому что процесс
ежедневного уменьшения шансов достигнуть желаемого не мо-
жет не учитываться в бессознательных или сознательных пластах
психики.
*
Мы помним, что личность представляет собой био-
социальное единство, и не всегда биологический базис может
обеспечить личности достаточно высокий уровень социальной
110
идентификации, интеграции и функционирования. Уровень пси-
хической энергии не только внутренне детерминирован и имма-
нентен для каждой личности, но и имеет онтогенетически обу-
словленную эволюционно-инволюционную динамику. Процесс
социализации, существенно изменившийся за последние столе-
тия, связан в настоящее время не столько с фактом рождения ин-
дивида, сколько с его личностными потенциями. Ранее рамки со-
циального функционирования ребёнка определялись в большей
мере рамками социального функционирования его родителей,
нежели его собственными способностями и потенциями: сын ко-
роля становился королём, сын сапожника — сапожником. Сис-
тема каст и сословий функционировала тысячелетия. В ней были
отрицательные и положительные стороны, но прежде всего она
лишала человека необходимости выбора и ответственности за не-
го.
Антропологи, сравнивая воспитание детей в разных общест-
вах, приходят к выводу, что во многих культурах не существует
чёткого контраста между взрослым и ребёнком. В таких условиях
переход от детства к взрослости переходит плавно. Иначе проте-
кает переход от детства к взрослости в современных условиях,
когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, а
часто являются противоположными. В результате этого и скла-
дывается неблагоприятная ситуация
83
.
В ситуации свободы выбора считается, что только от самого
человека зависит, в какой иерархической социальной системе он
будет функционировать. Сама возможность рождает надежду,
надежда — притязания, притязания — возможность несоответст-
вия, несоответствие — страдание, страдание — болезнь. Причём
процесс этот идёт по порочному кругу. Родители, не достигшие
желаемого социального уровня, проецируют свои мечты на де-
тей, те, в свою очередь, на своих детей и так далее...
А. И. Захаров, занимаясь изучением особенностей невроти-
ческих состояний в детском и подростковом возрасте, пришёл к
заключению, что они, как правило, являются клинико-
психологическим выражением проблем семьи даже в трёх поко-
83
Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному //Хрестоматия по возрастной психо-
логии.— М., 1994.— С. 216—217.