Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4946
Скачиваний: 29
111
лениях: прародителей, родителей и детей. Описанную выше си-
туацию он обозначает как «паранойяльный настрой родителей»,
проявляющийся в неприятии индивидуальности ребёнка, несоот-
ветствии требований и ожиданий родителей реальным возмож-
ностям детей
84
.
И всегда в ситуации, когда навязанный личности извне про-
цесс социальной интеграции во все более усложняющиеся соци-
альные группы перестаёт соответствовать и перерастает биоло-
гическую основу и потенциал личности, мы наблюдаем чётко
очерченный феномен кризиса аутентичности. Человек перестаёт
соответствовать самому себе. Уровень социального функциони-
рования, который требует от него социальное окружение, оказы-
вается выше возможностей индивидуально-биологического бази-
са личности. В итоге интеграция возможна лишь путём макси-
мального перенапряжения всего наличного потенциала личности,
что чревато возникновением самых различных защитных патоло-
гических процессов.
Ещё раз подчеркнём, что процесс этот особенно часто на-
блюдается в случаях проекции со стороны родителей или других
значимых лиц референтной группы своих нереализованных же-
ланий, фантазий и тщеславных устремлений на ребёнка и подро-
стка. Так, родители, не имеющие высшего образования, могут
желать, чтобы их дети обязательно получили высшее образова-
ние и прилагают к этому все усилия, иногда в ущерб своей лич-
ной жизни, благосостоянию и здоровью. Ребёнок в этой ситуации
практически лишён права выбора, он не может развиваться ау-
тентично, он постоянно идентифицируется с представлениями о
себе со стороны родителей и всего их окружения, постоянно ин-
формирующегося о тех героических усилиях и затратах, на кото-
рые идут ради ребёнка и невольно участвующего в мощном дав-
лении. Ребёнок в этой ситуации никогда не воспринимается как
самостоятельная самоценная личность — и сам привыкает оце-
нивать себя лишь в соответствии с теми представлениями, кото-
рые сложились о нём в окружающем его микросоциуме.
Как только потенциал личности исчерпывается, а особенно
заметен этот процесс в период окончания биологического созре-
84
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— Л., 1982.— С. 123.
112
вания, возникает всё более увеличивающийся разрыв и «вилка»
между тем, что от человека ждут и как его себе представляют (в
том числе и как он сам себя представляет), и тем что имеется в
реальности. Возникает тяжелейший кризис аутентичности с раз-
витием чувств неполноценности, стыда, растерянности и поте-
рянности.
Захаров, разбирая патогенез неврозов у детей, пишет, что
именно двойственная, противоречивая ситуация внутреннего
конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями
родителей, своим опытом и невозможностью найти «рациональ-
ный» выход из него, приводит к тому, что дети начинают играть
не свойственные им роли, «заставляя себя быть другими, не та-
кими, какие они есть, и выполняя функции, превышающие их
адаптационные возможности, они находились в состоянии посто-
янного внутреннего конфликтного перенапряжения», что и при-
водило к дезорганизации нервно-психической деятельности
85
.
Невроз в этом случае — зачастую единственное парадоксальное
средство решения проблем, неосознаваемая попытка избавиться
от них и обрести душевное равновесие.
Ситуация часто обостряется ещё и тем, что ребёнок, подрос-
ток или молодой человек в этот период не могут найти поддерж-
ки со стороны самых близких людей, которые расценивают его
несостоятельность как «дурь», лень и «подлое предательство»
спроецированных на подростка идеалов.
При этом, с одной стороны, чрезвычайно опасен сам момент
кризиса аутентичности, так как вышеописанный фактор входит в
триаду самых мощных личностно значимых психических травм:
угроза собственной жизни и здоровью, угроза жизни и здоровью
близких людей, угроза своему социальному статусу и материаль-
ному благополучию.
Не случайно именно в этот период мы наблюдаем резкое
усиление самых серьёзных деструктивных форм девиантного по-
ведения, включая аддиктивное и суицидальное. Естественная аг-
рессивность подростка и молодого человека, связанная с неудов-
летворённостью социальным статусом, в современных условиях
с трудом может быть направлена на внешние социальные инсти-
85
Захаров А.И.—Указ. соч.— С. 123.
113
туты, поскольку чем дальше идёт процесс социальной эволюции,
тем большая роль в занятии места в жизни отводится способно-
стям самого человека и ему некого винить, кроме себя самого. Не
случайно поэтому агрессия подростков все чаще и чаще направ-
ляется именно на самого себя.
*
С другой стороны, чрезвычайно нехороши и последствия
кризиса аутентичности. Подросток и молодой человек, ориенти-
рованный на функционирование в группах высокого развития,
одновременно не получает навыков функционирования в тех со-
циальных группах, которые реально соответствуют его индиви-
дуальному и личностному потенциалу. И поэтому в послекризис-
ный период зачастую не происходит плавного перехода на сту-
пеньку ниже, как можно было бы предположить, а личность
опускается в прямом и переносном смысле иногда на несколько
ступеней ниже и вынуждена функционировать на уровне, кото-
рый даже объективно ниже имеющегося потенциала.
Вместо того, чтобы получить хорошее среднее профессио-
нально-техническое образование, человек растрачивает время на
многолетние безуспешные попытки получить высшее образова-
ние (сколько таких страдальцев, грызущих с упорством, достой-
ным лучшего применения, гранит науки, можно наблюдать в лю-
бом институте или университете). Когда же по прошествии ино-
гда десятилетия «вечный студент» наконец выбрасывает белый
флаг, он остаётся не только без высшего, но и вообще без про-
фессионального образования, совершенно не приспособленный к
жизни, дезинтегрированный и дезадаптированный. Он не может
функционировать на том социальном уровне, на котором ему хо-
телось бы, но он не может уже функционировать и на том уровне,
который вполне соответствует его личностным потенциям. Время
упущено, поскольку период от 16 до 25 лет в плане получения
профессионального образования является в какой-то мере сенси-
тивным периодом. Личностный онтогенез не имеет обратного хо-
да, равно как и индивидуальный онтогенез. С этого момента та-
кой человек уже становится потенциальным клиентом психоте-
рапевта или нарколога (не знаю, что хуже).
114
Подобные явления можно наблюдать в семьях, в которых оба
родителя имеют высшее образование, когда происходит безаль-
тернативная проекция на своих детей, которые «никак не могут
быть ниже своих родителей». То что дети должны иметь высшее
образование, рассматривается в таких семьях как нечто само со-
бой разумеющееся, не подлежащее обсуждению, а отсутствие
высшего образования — как нечто ненормальное. Всё это усу-
губляется тем, что многие из таких родителей в силу социального
или материального положения обладают возможностями «вне-
дрения» своих детей в систему высшего образования в обход ху-
до-бедно функционирующей экзаменационной системы. Не отсе-
явшись на вступительных экзаменах, не проверив себя на прак-
тике, и пусть болезненно, но вовремя не начав функционировать
на более аутентичном социальном уровне, такие люди тратят
своё драгоценное время (я уже не говорю о времени преподава-
телей) попусту, с каждым годом двигаясь к тому страшнейшему
кризису аутентичности, из которого уже нет никакого выхода,
кроме как в пьянство, ипохондрию, психосоматические заболе-
вания и самоубийство.
Этот феномен мы наблюдаем не только при идентификаци-
онных отношениях родители — дети, но иногда и при идентифи-
кационных отношениях между супругами.
Мне в своей практике неоднократно приходилось наблюдать
случаи, когда девушка с достаточно высоким личностным потен-
циалом, девушка, так сказать, «духовная», выделяющаяся из ок-
ружающей среды иногда реальными, иногда завышенными за-
просами, своей придирчивостью и разборчивостью, истово жду-
щая своего принца, вместе с которым она окунётся в мир духов-
ной гармонии и калокагатии и рука об руку пойдёт в царство
правды и красоты, к 25—30 годам осознаёт, что принцев нет, а
есть то, что есть. А годы уходят. Непонимание и своеобразное
уважение окружающих сменяется усмешками и «сочувствием», и
она «выскакивает» замуж в прямом смысле за первого встречно-
го. И этот первый встречный очень часто — хороший, простой,
работящий, добрый, заботливый нормальный парень, мечтаю-
щий о семье, жене, детях и домашнем уюте. Но не тут-то было.
Эта «принцесса», не найдя себе готового «принца», начинает де-
115
лать его, так сказать, «из подручных средств». Она начинает тер-
роризировать бедного супруга тем, что он не читает Достоевско-
го, что он не знает, кто такие Вагнер, Ницше и Рильке. Она «ты-
чет» в него Кафкой и билетом в оперный театр, в котором несча-
стный последний раз был в первом классе, во время массового
культпохода. Страдалец получает бесконечные упрёки, что он
некультурен, необразован, глуп, примитивен и в конце концов
превращается в глубоко несчастного человека, начинает пить и
бить свою жену, которая, в свою очередь, поступает к нам на ле-
чение.
Проблемам аутентичности и её нарушениям, большое внима-
ние в своих исследованиях уделял психоаналитик и основатель
гештальттерапии Фредерик Пёрлз. Это и не удивительно, если
учесть, что гештальттерапия в своих теоретических и лечебных
исследованиях придаёт ведущее значение целостности, нерас-
членённости видения мира, себя, ситуации.
В своих трудах Пёрлз писал, что уяснение экзистенциального
вопроса в значительной мере прольёт свет на предмет «суетно-
сти, противостоящей аутентичному (подлинному) существова-
нию, возможно даже покажет путь преодоления раскола между
нашей социальной и биологической сущностью. Как биологиче-
ские индивидуумы, мы являемся животными, как социальные
существа — мы играем роли и игры. Как животные мы убиваем,
чтобы выжить, как социальные существа, мы убиваем ради сла-
вы, алчности, мщения. Как биологические существа мы ведем
жизнь, связанную с природой и погружённую в неё, как социаль-
ные существа мы проводим жизнь «как если бы»
86
. Пёрлз считает
эту проблему связанной с различием и несовместимостью само-
актуализации и актуализации «образа себя». Самоактуализация,
или аутентичность (подлинность существования) противопостав-
ляется им суетности.
«Нет орла, желающего стать слоном, нет слона, желающего
стать орлом. Они «принимают» себя, они принимают свою «са-
мость». Нет, они даже не принимают себя, так как это может оз-
начать возможность неприятия. Они принимают себя как что-то
само собой разумеющееся, это не может подразумевать возмож-
86
Пёрлз Ф.С.— С. 11.