Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4950

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121

полным  сознанием  оставаться  всецело  самим  собою (т.е. аутен-
тичным — прим. наше.— Ю.В.) и  никогда  не  попадет  впросак
из-за  самого  себя, так  как  он всегда  знает, чего  может  ждать от
себя. На его долю часто будет выпадать радость чувствовать свои
силы, и  редко  он  испытает  боль  от  напоминания  о  собственной
слабости, то  есть  унижения, которое, вероятно, причиняет вели-
чайшие  душевные  страдания; поэтому  гораздо  легче  вынести
сознание своей неудачливости, чем своей неумелости»

93

. Ещё бо-

лее простой формуле Зенона — более двух тысяч лет: для дости-
жения  высшего  блага, то  есть  счастья  и  душевного  покоя, надо
жить согласно с самим собой.

Непонимание  онтогенетических  механизмов  личностного

функционирования  приводит  не  только  к  тому, что  родители
очень часто искусственно пытаются «поднять планку» для своего
ребёнка, заставляя его многие годы пытаться достигнуть того ру-
бежа, который они ему установили, но и опытные психотерапев-
ты  рекомендуют  с  целью

профилактики

  неврозов  говорить  ре-

бёнку: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь занимать-
ся, можешь  заставить себя работать, можешь вырасти полезным
членом  общества. Ты  можешь  всего  достигнуть, если  захо-
чешь»

94

. Последняя фраза, если она на самом деле будет усвоена

ребёнком, прямым путём приведёт его к неврозу.

Попытки интенсифицировать усилия по достижению тех или

иных  нереальных  жизненных  целей  приводят  только  к  ухудше-
нию  функционирования  индивидуально-личностной  системы.
Бесплодная  борьба  приводит  к  отчаянию. Смысл  жизни, каким
он  привычно  виделся, с  каждым  днём удаляется всё далее и да-
лее. Человек  начинает  терять  смысл  жизни. Он  перестаёт  полу-
чать удовольствие от жизни. Витальная активность парализуется.
Возникает знаменитый экзистенциальный вакуум, блестяще опи-
санный Франклом. И самое страшное, если он осознаётся. Пото-
му что именно в этой ситуации возникают мысли о самоубийст-
ве.

Нарушение  нормального  течения  витальной  активности  в

процессе  онтогенеза  с  помощью  попыток  её  стимуляции  приво-

93

 Там же.—С. 57.

94

 Свядощ А.М. Неврозы.— М., 1982.— С. 342.


background image

122

дит  к  обратному  эффекту — усилению  авитальной  активности.
Самоубийство  и  злоупотребление  психоактивными  веществами
— одни  из  самых  распространённых  способов  разрешения  кри-
зиса  аутентичности. Самые  трагичные  способы. Самые  безна-
дёжные.

Франкл  пишет, что самоубийства у американских студентов

среди причин смертности занимают второе место по частоте по-
сле  дорожно-транспортных  происшествий. При  этом  число  по-
пыток  самоубийства — в 15 раз  больше. Из 60 студентов  Уни-
верситета  штата  Айдахо, совершивших  попытку  самоубийства,
якобы 85% не видели больше в своей жизни никакого смысла и
при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жи-
ли  в  хороших  материальных  условиях  и  в  полном  согласии  со
своей семьёй, активно участвовали в общественной жизни и име-
ли  все  основания  быть  довольными своими академическими ус-
пехами. Во всяком случае, о неудовлетворённых потребностях не
могло быть и речи.

Франкл  задаёт  себе  вопрос, каковы  условия, делающие  воз-

можной  попытку  самоубийства, что  должно  быть  встроено  в
«condition humane» (природу человека), чтобы когда-нибудь при-
вести  человека  к  такому  поступку, как  попытка  самоубийства,
несмотря на удовлетворение повседневных потребностей. По его
мнению, представить это можно лишь в том случае, если человек
добивается  того, чтобы  найти  в  своей  жизни  смысл  и  осущест-
вить его

95

.

С моей точки зрения, как раз наоборот, это есть свидетельст-

во «нестремления» к смыслу, это есть свидетельство ужаса перед
смыслом, ибо  человек  может  существовать  лишь  в  бессмыслен-
ной  жизни. Из  этих  студентов 99% вполне  удовлетворились  бы
хорошей  зарплатой, домом, престижной  женой, послушными
детьми  и  кружкой  пива  в  вечернем  баре, а  они  попали  в  среду,
где  господствовал  чуждый  им  смысл  жизни, заключающийся  в
стремлении к получению знаний, образования, интеллектуальной
деятельности. И  этот  смысл, которого  они  не  могли  принять, и
тот смысл, который они потеряли, создал для них типичный кри-
зис  аутентичности  с  суицидальной  активностью. На  фоне  оста-

95

 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.— М., 1990.— С. 27


background image

123

новки онтогенетического личностного роста они особенно болез-
ненно пережили кризис аутентичности, потому что, во-первых —
находились в стенах университета, где количество индивидуумов
с  отсроченной  остановкой  развития (креативных  личностей) на-
много больше, чем в общей популяции, и, во-вторых — будучи в
состоянии удовлетворить все свои материальные запросы. Необ-
ходимость  бороться  за  своё  материальное  существование  отвле-
кает необходимую энергию, и  у человека не остаётся возможно-
сти задуматься о бессмысленности собственного существования,
так как мысли о хлебе насущном полностью вытесняют те вопро-
сы, которые  неминуемо  возникают  перед  человеком, не  лишён-
ным способности самосознания, который подходит к пику своего
онтогенетического  существования  и  начинает  чувствовать, что
далее начинается период личностной инволюции и регресса.

 Подозревать  у  человека  постоянное  стремление  к  поиску

смысла жизни — то же самое, что думать, будто человек, катаю-
щийся  на  американских  горках, вместо  того, чтобы  получать
удовольствие, постоянно  думает, зачем  он  это  делает. Нормаль-
ный человек редко задумывается о смысле своего существования.

Именно в период кризиса аутентичности возникает часто во-

прос  и  сомнения  о  смысле, и  следует  признать  всё  это  крайне
опасным  в  суицидогенном  плане. Опасным  в  том  смысле, что
именно в эти моменты человек может ощутить бессмысленность
собственного  существования  особенно  остро  и  этой  осознанной
фрустрации  может  оказаться  вполне  достаточно  не  только  для
эмоционально-когнитивной  психической  деятельности, но  и  для
поведенческого акта.

Хотя  Франкл  и  писал, что «люди  не  являются  предметами,

подобно столам или стульям, и, если они обнаруживают, что их
жизнь  редуцируется  к  простейшему  существованию  столов  или
стульев, они совершают самоубийство»

96

. Хотя Фромм и считал,

что «человек не может существовать как простой «предмет», как
игральная кость, выскакивающая из стакана, он сильно страдает,
если  его  низводят  до  уровня  автоматического  устройства, спо-
собного  лишь  к  приёму  пищи  и  размножению, даже  если  при

96

 Там же.— С. 27.


background image

124

этом  ему  гарантируется  высшая  степень  безопасности»

97

. К  со-

жалению, приходится признать, что Франкл и Фромм в своих ут-
верждениях  выдают  желаемое  за  действительное. Люди  в  своей
жизни (уж мы-то знаем) являются не только столами и стульями,
игральными костями и автоматическими устройствами, но и по-
ловыми тряпками, о которые вытирают ноги, и пушечным мясом,
которое считают тысячами. И, если мы хотим, чтобы люди не со-
вершали самоубийства, необходимо, чтобы они ни в коем случае
не  обнаружили  бессмысленность  собственного  существования.
Лишь  не осознавая  смысл  жизни, мы можем  вести  радостную и
счастливую  жизнь. Ребёнок  не  осознаёт  смысла  жизни, малоум-
ный не осознаёт смысла жизни, человек, занятый делом, не осоз-
наёт смысла жизни — и они счастливы. Счастлив тот, кто умеет
наслаждаться  каждой  данной  минутой, не  увязывая  её  с  каким-
либо вне удовольствия данной минуты лежащим смыслом. Если
бы  это  было  не  так, то  тогда  неминуемо  каждая  минута  жизни
воспринималась бы как минута, приближающая к смерти. Поиск
смысла  жизни  ведёт  к  самоубийству  или  к  вере. Ибо  ясно, что,
исходя  из  самого  себя, существование  человека  на  Земле  бес-
смысленно. Вера  же  ведёт  человека  опять  или  к  самоубийству,
или  к  крайнему  неприятию  земной  жизни  и  различным  формам
замаскированного самоубийства тела, духа либо и того и другого
вместе взятых.

Франкл  со своей логотерапией, утверждая присущее челове-

ку «стремление к смыслу», прав, с одной стороны. «Кто ещё ста-
нет  сомневаться  в  существовании  стремления  к  смыслу (под-
черкнём: не больше и не меньше, чем специфической для челове-
ка  мотивации), взяв в руки  доклад американского Совета по во-
просам  образования?». В  нём  приведены  данные  опроса  почти
двухсот тысяч студентов в 360 университетах. Главный интерес у
большинства опрошенных выражался в цели «прийти к мировоз-
зрению, которое  сделало  бы  жизнь  осмысленной»

98

. В  докладе

Национального института психического здоровья из почти вось-

97

 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности /Пер. с англ.— М., 1994.—

С. 216

98

 Франкл В. Указ. соч.— С. 28.


background image

125

ми тысяч студентов в 48 вузах наибольшее число также выразили
желание «найти в своей жизни смысл».

Согласимся, что  стремление  к  смыслу  есть, и  приведённые

данные как раз подтверждают мысль, что это стремление усили-
вается в момент кризиса аутентичности.

Но! Есть очень  неприятный для Франкла и его последовате-

лей момент — есть большие сомнения в том, что смысл этот есть.
Я  повторю  ещё  раз: есть  большие  сомнения (я  не  имею  в  виду
только  себя  лично), что  у  жизни  и  в  жизни  есть  смысл. Вполне
может быть, что его нет. Поэтому вопрос о смысле жизни — во-
прос нехороший, и чем реже он будет возникать, тем счастливее
будет жизнь конкретного человека и жизнь всех людей.

Эйнштейн  однажды  заметил, что  тот, кто  ощущает  свою

жизнь  лишённой  смысла, не  только  несчастлив, но  и  вряд  ли
жизнеспособен, а  Фрейд  писал  в  одном  из  своих  писем: «когда
человек  задаёт вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров,
поскольку  ни  того, ни  другого  объективно  не  существует; ру-
чаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетво-
рённого либидо». Хорошо сказано и нужно ли ещё об этом. Чест-
ное  слово, двум евреям, учитывая историю этого народа, можно
верить в вопросе о смысле жизни.

Поэтому  знаменитый  тезис  Франкла  о  том, что «смысл  дол-

жен  быть  найден, но  не  может  быть  создан», следует  признать
неверным и опасным. Смысл жизни нужно не искать, а получать.
И чем больше государство будет заботиться об этом вопросе, тем
счастливее будет  жизнь  его  граждан  и  тем  меньше  самоубийств
будет среди их числа. Именно этим я объясняю себе большое ко-
личество  самоубийств  во  многих  развитых  странах, где  часто
есть материальное благополучие, но иногда теряется смысл, и не-
значительное  количество  самоубийств  в  малоразвитых  странах,
где  часто  нет  благополучия, зато  меньше  времени  и  возможно-
стей задумываться о смысле.

Поиск  же  смысла  жизни  всегда  рано  или  поздно  приводит

человека к двум формам самоубийства: это самоубийство либо в
прямом смысле этого слова, когда человек, подобно Кириллову в
«Бесах» Достоевского плюёт в лицо Богу, либо вторая, более ши-