Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4950
Скачиваний: 29
121
полным сознанием оставаться всецело самим собою (т.е. аутен-
тичным — прим. наше.— Ю.В.) и никогда не попадет впросак
из-за самого себя, так как он всегда знает, чего может ждать от
себя. На его долю часто будет выпадать радость чувствовать свои
силы, и редко он испытает боль от напоминания о собственной
слабости, то есть унижения, которое, вероятно, причиняет вели-
чайшие душевные страдания; поэтому гораздо легче вынести
сознание своей неудачливости, чем своей неумелости»
93
. Ещё бо-
лее простой формуле Зенона — более двух тысяч лет: для дости-
жения высшего блага, то есть счастья и душевного покоя, надо
жить согласно с самим собой.
Непонимание онтогенетических механизмов личностного
функционирования приводит не только к тому, что родители
очень часто искусственно пытаются «поднять планку» для своего
ребёнка, заставляя его многие годы пытаться достигнуть того ру-
бежа, который они ему установили, но и опытные психотерапев-
ты рекомендуют с целью
профилактики
неврозов говорить ре-
бёнку: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь занимать-
ся, можешь заставить себя работать, можешь вырасти полезным
членом общества. Ты можешь всего достигнуть, если захо-
чешь»
94
. Последняя фраза, если она на самом деле будет усвоена
ребёнком, прямым путём приведёт его к неврозу.
Попытки интенсифицировать усилия по достижению тех или
иных нереальных жизненных целей приводят только к ухудше-
нию функционирования индивидуально-личностной системы.
Бесплодная борьба приводит к отчаянию. Смысл жизни, каким
он привычно виделся, с каждым днём удаляется всё далее и да-
лее. Человек начинает терять смысл жизни. Он перестаёт полу-
чать удовольствие от жизни. Витальная активность парализуется.
Возникает знаменитый экзистенциальный вакуум, блестяще опи-
санный Франклом. И самое страшное, если он осознаётся. Пото-
му что именно в этой ситуации возникают мысли о самоубийст-
ве.
Нарушение нормального течения витальной активности в
процессе онтогенеза с помощью попыток её стимуляции приво-
93
Там же.—С. 57.
94
Свядощ А.М. Неврозы.— М., 1982.— С. 342.
122
дит к обратному эффекту — усилению авитальной активности.
Самоубийство и злоупотребление психоактивными веществами
— одни из самых распространённых способов разрешения кри-
зиса аутентичности. Самые трагичные способы. Самые безна-
дёжные.
Франкл пишет, что самоубийства у американских студентов
среди причин смертности занимают второе место по частоте по-
сле дорожно-транспортных происшествий. При этом число по-
пыток самоубийства — в 15 раз больше. Из 60 студентов Уни-
верситета штата Айдахо, совершивших попытку самоубийства,
якобы 85% не видели больше в своей жизни никакого смысла и
при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жи-
ли в хороших материальных условиях и в полном согласии со
своей семьёй, активно участвовали в общественной жизни и име-
ли все основания быть довольными своими академическими ус-
пехами. Во всяком случае, о неудовлетворённых потребностях не
могло быть и речи.
Франкл задаёт себе вопрос, каковы условия, делающие воз-
можной попытку самоубийства, что должно быть встроено в
«condition humane» (природу человека), чтобы когда-нибудь при-
вести человека к такому поступку, как попытка самоубийства,
несмотря на удовлетворение повседневных потребностей. По его
мнению, представить это можно лишь в том случае, если человек
добивается того, чтобы найти в своей жизни смысл и осущест-
вить его
95
.
С моей точки зрения, как раз наоборот, это есть свидетельст-
во «нестремления» к смыслу, это есть свидетельство ужаса перед
смыслом, ибо человек может существовать лишь в бессмыслен-
ной жизни. Из этих студентов 99% вполне удовлетворились бы
хорошей зарплатой, домом, престижной женой, послушными
детьми и кружкой пива в вечернем баре, а они попали в среду,
где господствовал чуждый им смысл жизни, заключающийся в
стремлении к получению знаний, образования, интеллектуальной
деятельности. И этот смысл, которого они не могли принять, и
тот смысл, который они потеряли, создал для них типичный кри-
зис аутентичности с суицидальной активностью. На фоне оста-
95
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.— М., 1990.— С. 27
123
новки онтогенетического личностного роста они особенно болез-
ненно пережили кризис аутентичности, потому что, во-первых —
находились в стенах университета, где количество индивидуумов
с отсроченной остановкой развития (креативных личностей) на-
много больше, чем в общей популяции, и, во-вторых — будучи в
состоянии удовлетворить все свои материальные запросы. Необ-
ходимость бороться за своё материальное существование отвле-
кает необходимую энергию, и у человека не остаётся возможно-
сти задуматься о бессмысленности собственного существования,
так как мысли о хлебе насущном полностью вытесняют те вопро-
сы, которые неминуемо возникают перед человеком, не лишён-
ным способности самосознания, который подходит к пику своего
онтогенетического существования и начинает чувствовать, что
далее начинается период личностной инволюции и регресса.
Подозревать у человека постоянное стремление к поиску
смысла жизни — то же самое, что думать, будто человек, катаю-
щийся на американских горках, вместо того, чтобы получать
удовольствие, постоянно думает, зачем он это делает. Нормаль-
ный человек редко задумывается о смысле своего существования.
Именно в период кризиса аутентичности возникает часто во-
прос и сомнения о смысле, и следует признать всё это крайне
опасным в суицидогенном плане. Опасным в том смысле, что
именно в эти моменты человек может ощутить бессмысленность
собственного существования особенно остро и этой осознанной
фрустрации может оказаться вполне достаточно не только для
эмоционально-когнитивной психической деятельности, но и для
поведенческого акта.
Хотя Франкл и писал, что «люди не являются предметами,
подобно столам или стульям, и, если они обнаруживают, что их
жизнь редуцируется к простейшему существованию столов или
стульев, они совершают самоубийство»
96
. Хотя Фромм и считал,
что «человек не может существовать как простой «предмет», как
игральная кость, выскакивающая из стакана, он сильно страдает,
если его низводят до уровня автоматического устройства, спо-
собного лишь к приёму пищи и размножению, даже если при
96
Там же.— С. 27.
124
этом ему гарантируется высшая степень безопасности»
97
. К со-
жалению, приходится признать, что Франкл и Фромм в своих ут-
верждениях выдают желаемое за действительное. Люди в своей
жизни (уж мы-то знаем) являются не только столами и стульями,
игральными костями и автоматическими устройствами, но и по-
ловыми тряпками, о которые вытирают ноги, и пушечным мясом,
которое считают тысячами. И, если мы хотим, чтобы люди не со-
вершали самоубийства, необходимо, чтобы они ни в коем случае
не обнаружили бессмысленность собственного существования.
Лишь не осознавая смысл жизни, мы можем вести радостную и
счастливую жизнь. Ребёнок не осознаёт смысла жизни, малоум-
ный не осознаёт смысла жизни, человек, занятый делом, не осоз-
наёт смысла жизни — и они счастливы. Счастлив тот, кто умеет
наслаждаться каждой данной минутой, не увязывая её с каким-
либо вне удовольствия данной минуты лежащим смыслом. Если
бы это было не так, то тогда неминуемо каждая минута жизни
воспринималась бы как минута, приближающая к смерти. Поиск
смысла жизни ведёт к самоубийству или к вере. Ибо ясно, что,
исходя из самого себя, существование человека на Земле бес-
смысленно. Вера же ведёт человека опять или к самоубийству,
или к крайнему неприятию земной жизни и различным формам
замаскированного самоубийства тела, духа либо и того и другого
вместе взятых.
Франкл со своей логотерапией, утверждая присущее челове-
ку «стремление к смыслу», прав, с одной стороны. «Кто ещё ста-
нет сомневаться в существовании стремления к смыслу (под-
черкнём: не больше и не меньше, чем специфической для челове-
ка мотивации), взяв в руки доклад американского Совета по во-
просам образования?». В нём приведены данные опроса почти
двухсот тысяч студентов в 360 университетах. Главный интерес у
большинства опрошенных выражался в цели «прийти к мировоз-
зрению, которое сделало бы жизнь осмысленной»
98
. В докладе
Национального института психического здоровья из почти вось-
97
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности /Пер. с англ.— М., 1994.—
С. 216
98
Франкл В. Указ. соч.— С. 28.
125
ми тысяч студентов в 48 вузах наибольшее число также выразили
желание «найти в своей жизни смысл».
Согласимся, что стремление к смыслу есть, и приведённые
данные как раз подтверждают мысль, что это стремление усили-
вается в момент кризиса аутентичности.
Но! Есть очень неприятный для Франкла и его последовате-
лей момент — есть большие сомнения в том, что смысл этот есть.
Я повторю ещё раз: есть большие сомнения (я не имею в виду
только себя лично), что у жизни и в жизни есть смысл. Вполне
может быть, что его нет. Поэтому вопрос о смысле жизни — во-
прос нехороший, и чем реже он будет возникать, тем счастливее
будет жизнь конкретного человека и жизнь всех людей.
Эйнштейн однажды заметил, что тот, кто ощущает свою
жизнь лишённой смысла, не только несчастлив, но и вряд ли
жизнеспособен, а Фрейд писал в одном из своих писем: «когда
человек задаёт вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров,
поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ру-
чаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетво-
рённого либидо». Хорошо сказано и нужно ли ещё об этом. Чест-
ное слово, двум евреям, учитывая историю этого народа, можно
верить в вопросе о смысле жизни.
Поэтому знаменитый тезис Франкла о том, что «смысл дол-
жен быть найден, но не может быть создан», следует признать
неверным и опасным. Смысл жизни нужно не искать, а получать.
И чем больше государство будет заботиться об этом вопросе, тем
счастливее будет жизнь его граждан и тем меньше самоубийств
будет среди их числа. Именно этим я объясняю себе большое ко-
личество самоубийств во многих развитых странах, где часто
есть материальное благополучие, но иногда теряется смысл, и не-
значительное количество самоубийств в малоразвитых странах,
где часто нет благополучия, зато меньше времени и возможно-
стей задумываться о смысле.
Поиск же смысла жизни всегда рано или поздно приводит
человека к двум формам самоубийства: это самоубийство либо в
прямом смысле этого слова, когда человек, подобно Кириллову в
«Бесах» Достоевского плюёт в лицо Богу, либо вторая, более ши-