Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4684

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131

реакции, обеспечивающие  процесс  индивидуального  развития  и
воспроизведения себе подобных, так же и вид имеет специфиче-
ские  реакции, обеспечивающие  процесс  выживания  вида  в  це-
лом.

Чем  более  сложную  структуру  имеет  биологический  инди-

вид, тем  более  сложные  реакции  и  модели  поведения  он  может
использовать для самосохранения и воспроизводства себе подоб-
ных. Существует, казалось  бы, гигантское  различие  между  ви-
тальной  активностью  хрестоматийной  инфузории-туфельки (уп-
лывающей  в  капле  воды  от  кристалла  соли  и  обменивающейся
протоплазматическим  веществом  с  другой  инфузорией  для  по-
следующего  деления) и  витальной  активностью  человека, спо-
собного функционировать даже в условиях открытого космоса и
который  может с помощью замороженной спермы искусственно
оплодотворить яйцеклетку и вырастить её, пересадив в матку. Но
на  самом  деле, несмотря  на  всё  большее  и  большее  усложнение
этих моделей поведения, в своей конечной цели они остаются все
теми же: сохранение индивида и продолжение рода.

Злоупотребление  психоактивными веществами и суицидаль-

ная активность относятся, несомненно, к тем моделям поведения,
которые  препятствуют  или  полностью  прекращают  как  сущест-
вование индивида, так и продолжение рода.

Чем  дальше  продвигаются  учёные  в  изучении  глубинных

корней этих, таких внешне различных проявлений человеческой
активности, тем  больше  у  них  укрепляется  убеждённость  в  том,
что в их основе лежит некий общий принцип, свойственный, воз-
можно, всему  живому, но  лишь  у  человека  впервые  проявляю-
щийся  настолько  ясно  и  чётко, что  возникает  предположение  о
заложенном в основе всего живого влечении к смерти.

*

На сегодняшний день к проявлениям авитальной активности

я  могу  отнести  четыре  группы  феноменов, наблюдаемых  в  пси-
хологической и психопатологической практике:

1.

 Пресуицидальная активность

*

 экспектинг (синдром ожидания);


background image

132

*

 астенические состояния и усталость от жизни;

*

 нежелание жить;

*

 желание умереть.

2.

Суицидальная активность

*

 суицидальные мысли;

*

 суицидальные тенденции;

*

 суицидальная готовность;

*

 суицидальные попытки;

*

 завершённый суицид.

3.

Парасуицидальная активность

*

 аскетическая активность;

*

 пренебрежение здоровьем и отказ от лечения;

*

 самоповреждения;

*

 рискованное поведение;

*

 аддиктивное (субстанционное) поведение;

*

 антисоциальное поведение.

4.

Десоциальная активность

*

 снижение социальной активности (уединение и уход в мо-

настырь, обет  молчания, нежелание  иметь  семью  и  детей  и
т.п.);
*

 аддиктивное (несубстанционное) поведение.

Каждая из вышеперечисленных форм авитальной активности

имеет свои особенности.

Пресуицидальная  активность

  отражает  постепенное  начало

процесса  преобладания  внутренних  авитальных  тенденций  над
витальными: от  синдромов  ожидания  и  хронической  усталости,
или, как говорили древние римляне — «taedeum vitae» (усталость
от  жизни), до  осознанного  нежелания  жить, но

без  осознанного

стремления прекратить собственное

биологическое

 и

социальное

функционирование.

Суицидальная  активность

предполагает

осознанное

  стрем-

ление прекратить собственное

биологическое

 функционирование.

Парасуицидальная  активность

предполагает

осознанное

стремление  ограничить, снизить, нарушить  или  поставить  под
угрозу  собственное

биологическое

функционирование  и

неосоз-

нанное

стремление прекратить собственное

биологическое

 функ-

ционирование.

Десоциальная  активность

  предполагает

осознанное

  стрем-


background image

133

ление  ограничить  собственное

социальное  и  психологическое

функционирование  и

неосознанное

  стремление  прекратить  соб-

ственное

биологическое

 функционирование.

Ключевые  понятия, разграничивающие  различные  проявле-

ния авитальной активности: социальное — биологическое; осоз-
нанное — неосознанное; ограничить — прекратить.

*

К  пресуицидальной  активности  относятся:

синдром  ожида-

ния, астенические  состояния  и  усталость  от  жизни, осознан-
ное  отсутствие  интереса  к  жизни, осознанное  желание  уме-
реть.

Пресуицидальный период — это отрезок времени, в течение

которого  начинающие  преобладать  авитальные  тенденции  не
достигают ещё границ сознания и, следовательно, не осознаются
самим человеком как таковые.

Синдром  ожидания (экспектинг) —

самая ранняя  из извест-

ных мне на сегодняшний день форм авитальной активности.

Экс-

пектинг

 проявляется в том, что существование «здесь и сейчас»

человека не радует, но он живёт надеждой на будущее — «сейчас
плохо, но  потом  будет  хорошо, поэтому

сейчас  нужно  не  про-

жить, а пережить

, человек мечтает «убить сейчас», «убить вре-

мя», чтобы скорее наступило завтра.

Это патологическое по своей сути состояние только напоми-

нает  нормальное  ожидание, знакомое  любому  человеку, напри-
мер  когда  мы  на  поезде  возвращаемся  из  длительной  команди-
ровки и готовимся к встрече с родным городом, домом и близки-
ми. В такие моменты особенно замечаешь, как медленно тянется
время, как  каждый  час  растягивается  до  невозможности, как
крайне трудно занять себя чем-либо и отвлечь, чтобы время шло
быстрее.

Феномен  ожидания  проявляется  в  осознанном  желании  бы-

стрее  прожить  определённый  отрезок  текущего  времени, иногда
даже  при  отсутствии  осознанной  фрустрирующей  ситуации
(«скорее бы лето», «скорее бы выходные дни», «скорее бы окон-
чить школу», «скорее бы выйти замуж, уйти из семьи»), что мож-
но  трактовать  как  желание побыстрее прожить  свою жизнь. Ко-
гда  неудовлетворённость  осознана, наличие  этого  феномена  по-


background image

134

степенно  складывается  в  синдром, основным  движущим  меха-
низмом  которого  является  надежда  на  ослабление  фрустрации
через  какой-то  промежуток  времени, а  само  ожидание  какого-
либо события в этом промежутке времени становится тягостным.
Жизнь  сама  по себе в данный момент глубоко не удовлетворяет
человека, но  при  этом  он  не  видит  никакой  возможности  как-
либо повлиять на течение событий. Единственное, что ему оста-
ётся,— это ждать, когда что-то в его жизни произойдёт само со-
бой (приедет  принц  на  белом  коне, появится  лёгкая  работа  с
большим заработком).

Суть синдрома ожидания заключается в том, что сформиро-

ванная потребность при невозможности (в силу каких-либо при-
чин) преобразоваться  в  поведение, направленное  на  её  удовле-
творение, создаёт «застойный  очаг» негативных  эмоций, пода-
вить  или  вытеснить  которые  полностью  не удаётся. Такие  нега-
тивные  эмоции  в  ряде  случаев  могут  дезорганизовать  практиче-
ски  всю  деятельность человека. Психическая активность как бы
замирает  в  ожидании  благоприятных  внешних  условий. В  пове-
дении вместо действия формируется реакция ожидания, что дей-
ствие свершится само.

Человек  постепенно приходит к пониманию того, что жизнь

«творится» собственными  усилиями — и  детским  ожиданиям
приходит  конец. Одаривать  его  никто в жизни не собирается. В
то  же  время формируется понятие о конечности существования,
когда не узнаёшь, а

понимаешь

, что жизнь имеет конец и можно

не успеть. В итоге ломки мировосприятия, когда привычное дет-
ское «ожидание  праздника» разрушается, начинается  поиск  за-
мены ему. В частности, подросток должен найти замену в «ощу-
щении  праздника» от  какой-либо  деятельности, которая  будет
целиком и полностью зависеть от его собственных способностей
и умений (принадлежать ему).

При  этом  подросток, больше  ожидающий  каких-либо  собы-

тий, чем участвующий в их создании или постигающий неудачи
и  неудовлетворенный  своей  деятельностью, имеет  гораздо боль-
ше шансов начать использовать патологические модели защитно-
го  поведения. К  суицидальному  поведению  подростка  может
привести  глубокое  разочарование  в  собственных  способностях


background image

135

чего-либо добиться самому и потеря надежды, что ситуация мо-
жет  каким-либо  образом  измениться  в  лучшую  сторону  сама  по
себе.

Как  речобретшая  долгожданную  свободу, подросток  нередко  теряется:
куда разместить себя всего, когда это пространство, оказывается,
не так доброжелательно? Надежды на то, что всё само собой из-
менится в лучшую сторону, как только «окончу школу», «посту-
плю в институт», «выйду замуж», как правило, не соответствуют
реальности. Именно этот хорошо известный факт даёт мне осно-
вание рассматривать синдром ожидания как одну из самых ран-
них форм пресуицидального поведения

104

. В отличие от осознан-

ного  отсутствия  интереса  к  жизни  при  синдроме  ожидания  нет
отсутствия интереса к жизни

вообще

. Жизнь не интересна такой,

какая она есть в данный момент. При этом сохраняется надежда,
что  в  будущем  что-то может измениться к лучшему, и эти изме-
нения  связываются  с  чисто  внешними  обстоятельствами, не  за-
висящими от самого человека. Надежда — очень хрупкий фено-
мен, и часто не она умирает последней — последним умирает че-
ловек, в котором она умерла.

Далее  следуют

астенические  состояния  и  усталость  от

жизни

 — это период, когда

жизнь в целом начинает утомлять

.

Подобные состояния часто сочетаются у подростков со злоупот-
реблением психоактивными веществами. Более того, злоупотреб-
ление  алкоголем  или  наркотиками  очень  часто  прикрывает  и,
возможно, своеобразным  образом  временно «лечит» подобные
астенические состояния. Врачи, занимающиеся проблемами под-
росткового  аддиктивного  поведения, хорошо  знают, что  непо-
средственно после прекращения приёма психоактивных веществ
у  подростков  возникает  тяжёлое  астено-апатическое  состояние,
которое часто служит причиной возвращения к приёму психоак-
тивных  веществ  или  проявляется  в  суицидальной  активности.
Подростки  заявляют, что  без  приёма  психоактивных  веществ
жизнь лишается для них смысла, они говорят, что у

них есть же-

лание, но нет сил жить.

104

 В изучении феномена экспектинга неоценимую помощь мне оказала М. Г. Тихонова

— врач-психиатр с удивительными дискриминационными способностями.