Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4955
Скачиваний: 29
136
На сегодняшний день подобные состояния описываются в
рамках
амотивационного синдрома
и рассматриваются как по-
следствия злоупотребления психоактивными веществами, но
вполне возможно, что сам факт начала злоупотребления психоак-
тивными веществами есть следствие первичной усталости от
жизни.
Вполне возможно, что подобное состояние описывается мно-
гими специалистами в рамках «синдрома хронической устало-
сти». Иногда его расценивают как обычную лень, про которую
Ларошфуко писал, что «леность — это самая безотчётная из всех
наших страстей. Хотя могущество её неощутимо, а ущерб, нано-
симый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пыл-
кой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к её влия-
нию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми
нашими чувствами, желаниями и наслаждениями: она — как ры-
ба-прилипала, останавливающая огромные суда, как мёртвый
штиль, более опасный для важнейших наших дел, чем любые
рифы и штормы. В ленивом покое душа черпает тайную усладу,
ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упова-
ниях и самых твёрдых намерениях. Наконец, чтобы дать истин-
ное представление об этой страсти, добавим, что леность — это
такой сладостный мир души, который утешает её во всех утратах
и заменяет все блага»
105
.
Но лучше всего суть усталости от жизни описала мне одна из
пациенток, которая рассказала, что она уже много лет живёт так,
как будто «отмечается, для галочки: вышла замуж, родила детей,
вырастила, вышла на пенсию», а всё это время где-то на заднем
плане с каким-то облегчением отмечается: «все меньше и меньше
осталось», до «конца» уже совсем недалеко, «и хорошо от этого».
Нежелание жить
— состояние, которое можно диагности-
ровать, когда жизнь не радует сейчас и нет надежды, что что-то
может измениться к лучшему в будущем. Не хочется просыпать-
ся по утрам. Вечер и ночь приносят облегчение, как конец ещё
одного прожитого дня. В англоязычной литературе для обозначе-
ния этого состояния используется оборот «feel that life was not
worth living» — «чувство, что жизнь не стоит того, чтобы жить».
105 Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы.— Л., 1971.— С. 202—203.
137
Одна из моих пациенток самостоятельно обратилась за по-
мощью и даже согласилась на стационарное лечение, после того
как стала испытывать стойкое нежелание просыпаться по утрам.
У неё не было никаких других более глубоких пресуицидальных
и суицидальных проявлений, но, будучи женщиной интеллекту-
ально утонченной, она каким-то образом почувствовала, что за
этим «нежеланием» скрывается нечто гораздо большее, чем про-
стая усталость, нечто реально угрожающее её жизни.
Подобные состояния возникают достаточно часто у подрост-
ков и людей, попавших в тяжёлые жизненные обстоятельства.
Насколько это опасно для душевного и физического здоровья хо-
рошо известно и психологам и врачам. Больной, потерявший на-
дежду на выздоровление, практически обречён. Человек, утра-
тивший веру в будущее, может реально погибнуть из-за полного
упадка душевных и физических сил от любого инфекционного
заболевания.
Один из ведущих специалистов в области суицидологии Бэк
специально подчёркивал, что у депрессивных пациентов, госпи-
тализированных в связи с суицидальными тенденциями,
фактор
безнадёжности
является лучшим критерием серьёзности суици-
дальных намерений.
Всемирно известный специалист по вопросам психологии
личности и психотерапии Виктор Франкл, переживший нацист-
ский концлагерь, вспоминает, что направление человека на ка-
кую-нибудь цель в будущем было единственным способом пре-
дотвратить самоубийство в лагере. «Тот же, кто уже не мог боль-
ше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с бу-
дущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и
деградировал как телесно, так и душевно»
106
.
Пресуицидальный феномен, возникающий вслед за осознан-
ным нежеланием жить,— осознанное
желание умереть
. Если те-
ряется смысл и цель жизни — зачем тогда жить? В этот период
появляются мысли о желательности смерти, мысли о том, что
«хорошо бы уснуть и не проснуться», «хорошо бы случайно по-
пасть под машину или в какую-нибудь катастрофу», «везёт же
людям, которые заболевают тяжёлыми, неизлечимыми заболева-
106
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. /Пер. с англ.— М., 1990.— С. 144.
138
ниями».
Подобные мысли и высказывания эпизодически могут воз-
никать практически у любого человека. Они мимолётны, не за-
нимают всю сферу психической активности и не представляют
большой опасности, так как мощная противосуицидальная моти-
вация в большинстве случаев не допускает возможности созна-
тельного логического завершения этих мыслей: зачем собственно
ждать счастливого случая, если все в моих руках, если можно са-
мому ускорить события.
Такие мысли и фантазии мы можем наблюдать в любом воз-
расте. Анна Фрейд приводит пример фантазии 10-летней девочки
в период её борьбы за первенство со старшими братьями и сёст-
рами: «Я вообще не хотела бы родиться, я хотела бы умереть.
Иногда я представляю себе, что умираю и потом опять появля-
юсь на свет в виде животного или куклы. Если я появляюсь на
свет в виде куклы, то я знаю, кому я хотела бы принадлежать:
маленькой девочке, у которой раньше служила моя няня; она бы-
ла очень милая и хорошая. Я хотела бы быть её куклой, и пусть
бы она обращалась со мной, как вообще обращаются с куклами;
я бы не обижалась на неё. Я была бы прелестным маленьким ре-
бёнком, меня можно было бы умывать и делать со мной всё, что
угодно. Девочка любила бы меня больше всех. Даже если бы она
получила в подарок новую куклу, я всё равно продолжала бы ос-
таваться её любимицей. Она никогда не любила бы другую куклу
больше, чем меня»
107
.
*
Суицидальная активность – это мыслительная и поведенче-
ская активность, направленная на сознательное прекращение
собственного биологического существования
. Данную разно-
видность поведенческой активности изначально изучала суици-
дология.
Начало суицидальной активности совпадает с первым появ-
лением
суицидальных мыслей
— мыслительной активности,
имеющей отношение к представлениям о возможности активного
107
Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа //Теория и практика детского
психоанализа: В 2 т.— М., 1999.— Т.1.— С. 78.
139
прекращения собственной жизни.
В психологическом плане важно отличать суицидальные
мысли от
мыслей о суициде
. Самоубийство как возможный вари-
ант поведенческой активности, как модель поведения встраива-
ется в детское сознание на самых ранних этапах онтогенеза. Хотя
этот процесс и требует дальнейшего изучения, можно сказать,
что уже к школьному периоду большинство детей имеют общее
представление о возможности самостоятельно прекратить собст-
венное существование. Через информацию, полученную от
взрослых, сверстников, книги, радио- и телепередачи
108
, через
сам язык (устойчивые обороты, метафоры) дети усваивают зна-
ния о случаях, иногда даже причинах и способах самоубийства.
Моя двенадцатилетняя дочь, оценивая количество и объём до-
машних заданий, часто для характеристики ситуации использует
выражение «застрелиться можно». Это, конечно, не суицидаль-
ные мысли, но, так или иначе, один из тех случаев, когда психика
производит своеобразное тестирование: стоит ли жизнь того,
чтобы жить.
*
По результатам исследования лиц с суицидальными тенден-
циями в настоящее время я условно выделяю семь основных
осознанных
мотивационно-когнитивных суицидальных комплек-
сов, хотя должен подчеркнуть, что суицидальное поведение все-
гда является сложным результатом взаимодействия практически
всей группы мотивационных комплексов с различной степенью
выраженности каждого из них. При этом многие из мотивацион-
ных компонентов не осознаются самим человеком.
Альтруистические мотивы
отражают желание умереть,
«чтобы всем было только лучше»; желание избавить окружаю-
щих от проблем, связанных с собственным существованием, ни-
кому не мешать, не быть обузой; мысли о том, что собственная
смерть может что-то изменить к лучшему вокруг. Альтрустиче-
108
Я мог бы привести не один пример известных детских мультипликационных филь-
мов, в которых персонажи не только заявляют о своём намерении уйти из жизни, но и
показывают детям, как они собираются это сделать.
140
ское самоубийство как самостоятельную форму описал ещё в
конце XIX века Эмиль Дюркгейм.
Есть основания предполагать, что альтруистическое само-
убийство является одним из самых ранних суицидальных фено-
менов, существовавших в истории человечества. В примитивных
сообществах, находящихся на ранних стадиях развития, сущест-
вовали традиции самоубийства стариков в голодные годы ради
того, чтобы пищи хватило молодым и здоровым соплеменникам.
В Древнем Китае существовала традиция самоубийства одного
из членов рода на месте закладки нового моста, храма, а иногда и
просто дома, чтобы душа самоубийцы охраняла это место от
злых сил. Широко известны случаи добровольного самопожерт-
вования во время военных действий, катастроф и тому подобных
чрезвычайных ситуаций.
Альтруистическая мотивация часто выявляется у подростков,
которые по тем или иным причинам считают себя виновными в
проблемах близких людей. В этих случаях альтруистическая мо-
тивация, как правило, сочетается с мотивацией самонаказания.
Например, достаточно часто подобная мотивация занимает одно
из ведущих мест в структуре суицидального мотивационного
комплекса у подростков-наркоманов, которые осуждают себя за
свою порочную склонность, невозможность остановиться и те
страдания, которые они причиняют своим близким.
Альтруистическая мотивация нередко встречается у девочек-
подростков при межличностных любовных конфликтах. Они ут-
верждают, что если умрут, то избавят любимого от всех проблем,
что он «немного погорюет, а затем будет счастлив с другой».
Альтруистическая мотивация суицидального поведения
встречается у подростков, страдающих тяжёлыми соматическими
или психическими заболеваниями, особенно при невозможности
самостоятельно содержать и обслуживать себя. В этом отноше-
нии такие подростки по мотивационному комплексу суицидаль-
ного поведения очень близки к пожилым людям.
Важным блокирующим фактором суицидального поведения
при преобладании альтруистической мотивации является осозна-
ние подростком того чувства вины, которое будут испытывать