Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4955

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

136

На  сегодняшний  день  подобные  состояния  описываются  в

рамках

амотивационного  синдрома

  и  рассматриваются  как  по-

следствия  злоупотребления  психоактивными  веществами, но
вполне возможно, что сам факт начала злоупотребления психоак-
тивными  веществами  есть  следствие  первичной  усталости  от
жизни.

Вполне возможно, что подобное состояние описывается мно-

гими  специалистами  в  рамках «синдрома  хронической  устало-
сти». Иногда  его  расценивают  как  обычную  лень, про  которую
Ларошфуко писал, что «леность — это самая безотчётная из всех
наших страстей. Хотя могущество её неощутимо, а ущерб, нано-
симый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пыл-
кой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к её влия-
нию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми
нашими чувствами, желаниями и наслаждениями: она — как ры-
ба-прилипала, останавливающая  огромные  суда, как  мёртвый
штиль, более  опасный  для  важнейших  наших  дел, чем  любые
рифы и штормы. В ленивом покое душа черпает тайную усладу,
ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упова-
ниях и  самых  твёрдых намерениях. Наконец, чтобы  дать истин-
ное представление об этой страсти, добавим, что леность — это
такой сладостный мир души, который утешает её во всех утратах
и заменяет все блага»

105

.

Но лучше всего суть усталости от жизни описала мне одна из

пациенток, которая рассказала, что она уже много лет живёт так,
как будто «отмечается, для галочки: вышла замуж, родила детей,
вырастила, вышла на пенсию», а всё это время где-то на заднем
плане с каким-то облегчением отмечается: «все меньше и меньше
осталось», до «конца» уже совсем недалеко, «и хорошо от этого».

Нежелание  жить

 — состояние, которое  можно  диагности-

ровать, когда жизнь не радует сейчас и нет надежды, что что-то
может измениться к лучшему в будущем. Не хочется просыпать-
ся  по  утрам. Вечер  и  ночь  приносят  облегчение, как  конец  ещё
одного прожитого дня. В англоязычной литературе для обозначе-
ния  этого  состояния  используется  оборот «feel that life was not
worth living» — «чувство, что жизнь не стоит того, чтобы жить».

105 Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы.— Л., 1971.— С. 202—203.


background image

137

Одна  из  моих  пациенток  самостоятельно  обратилась  за  по-

мощью и даже согласилась на стационарное лечение, после того
как стала испытывать стойкое нежелание просыпаться по утрам.
У неё не было никаких других более глубоких пресуицидальных
и  суицидальных  проявлений, но, будучи  женщиной  интеллекту-
ально  утонченной, она  каким-то  образом  почувствовала, что  за
этим «нежеланием» скрывается нечто гораздо большее, чем про-
стая усталость, нечто реально угрожающее её жизни.

Подобные состояния возникают достаточно часто у подрост-

ков  и  людей, попавших  в  тяжёлые  жизненные  обстоятельства.
Насколько это опасно для душевного и физического здоровья хо-
рошо известно и психологам и врачам. Больной, потерявший на-
дежду  на  выздоровление, практически  обречён. Человек, утра-
тивший веру в будущее, может реально погибнуть из-за полного
упадка  душевных  и  физических  сил  от  любого  инфекционного
заболевания.

Один из ведущих специалистов в области суицидологии Бэк

специально  подчёркивал, что  у  депрессивных  пациентов, госпи-
тализированных в связи с суицидальными тенденциями,

 фактор

безнадёжности

 является лучшим критерием серьёзности суици-

дальных намерений.

Всемирно  известный  специалист  по  вопросам  психологии

личности  и  психотерапии  Виктор  Франкл, переживший  нацист-
ский  концлагерь, вспоминает, что  направление  человека  на  ка-
кую-нибудь  цель  в  будущем  было  единственным  способом  пре-
дотвратить самоубийство в лагере. «Тот же, кто уже не мог боль-
ше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с бу-
дущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и
деградировал как телесно, так и душевно»

106

.

Пресуицидальный феномен, возникающий вслед за осознан-

ным нежеланием жить,— осознанное

желание умереть

. Если те-

ряется смысл и цель  жизни — зачем тогда жить? В этот период
появляются  мысли  о  желательности  смерти, мысли  о  том, что
«хорошо  бы  уснуть  и  не  проснуться», «хорошо бы  случайно по-
пасть  под  машину  или  в  какую-нибудь  катастрофу», «везёт  же
людям, которые заболевают тяжёлыми, неизлечимыми  заболева-

106

 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. /Пер. с англ.— М., 1990.— С. 144.


background image

138

ниями».

Подобные  мысли  и  высказывания  эпизодически  могут  воз-

никать  практически  у  любого  человека. Они  мимолётны, не  за-
нимают  всю  сферу  психической  активности  и  не  представляют
большой опасности, так как мощная противосуицидальная моти-
вация  в  большинстве  случаев  не  допускает  возможности  созна-
тельного логического завершения этих мыслей: зачем собственно
ждать счастливого случая, если все в моих руках, если можно са-
мому ускорить события.

Такие мысли и фантазии мы можем наблюдать в любом воз-

расте. Анна Фрейд приводит пример фантазии 10-летней девочки
в период её борьбы за первенство со старшими братьями и сёст-
рами: «Я  вообще  не  хотела  бы  родиться, я  хотела  бы  умереть.
Иногда  я  представляю  себе, что  умираю  и  потом  опять  появля-
юсь  на  свет  в  виде  животного  или  куклы. Если  я  появляюсь  на
свет  в  виде  куклы, то  я  знаю, кому  я  хотела  бы  принадлежать:
маленькой девочке, у которой раньше служила моя няня; она бы-
ла очень милая и хорошая. Я хотела бы быть её куклой, и пусть
бы она обращалась со мной, как вообще обращаются с куклами;
я бы не обижалась на неё. Я была бы прелестным маленьким ре-
бёнком, меня можно было бы умывать и делать со мной всё, что
угодно. Девочка любила бы меня больше всех. Даже если бы она
получила в подарок новую куклу, я всё равно продолжала бы ос-
таваться её любимицей. Она никогда не любила бы другую куклу
больше, чем меня»

107

.

*

Суицидальная активность – это мыслительная и поведенче-

ская  активность, направленная  на  сознательное  прекращение
собственного  биологического  существования

. Данную  разно-

видность  поведенческой  активности  изначально  изучала  суици-
дология.

Начало  суицидальной  активности  совпадает  с  первым  появ-

лением

суицидальных  мыслей

 — мыслительной  активности,

имеющей отношение к представлениям о возможности активного

107

 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа //Теория и практика детского

психоанализа: В 2 т.— М., 1999.— Т.1.— С. 78.


background image

139

прекращения собственной жизни.

В  психологическом  плане  важно  отличать  суицидальные

мысли от

мыслей о суициде

. Самоубийство как возможный вари-

ант  поведенческой  активности, как  модель  поведения  встраива-
ется в детское сознание на самых ранних этапах онтогенеза. Хотя
этот  процесс  и  требует  дальнейшего  изучения, можно  сказать,
что  уже  к  школьному  периоду большинство детей имеют общее
представление о возможности самостоятельно прекратить собст-
венное  существование. Через  информацию, полученную  от
взрослых, сверстников, книги, радио- и  телепередачи

108

, через

сам  язык (устойчивые  обороты, метафоры) дети  усваивают  зна-
ния  о  случаях, иногда  даже  причинах  и способах самоубийства.
Моя  двенадцатилетняя  дочь, оценивая  количество  и  объём  до-
машних заданий, часто для характеристики ситуации использует
выражение «застрелиться  можно». Это, конечно, не  суицидаль-
ные мысли, но, так или иначе, один из тех случаев, когда психика
производит  своеобразное  тестирование: стоит  ли  жизнь  того,
чтобы жить.

*

По  результатам  исследования  лиц  с  суицидальными  тенден-

циями  в  настоящее  время  я  условно  выделяю  семь  основных

осознанных

  мотивационно-когнитивных  суицидальных  комплек-

сов, хотя должен подчеркнуть, что суицидальное поведение все-
гда является  сложным  результатом  взаимодействия практически
всей  группы  мотивационных  комплексов  с  различной  степенью
выраженности каждого из них. При этом многие из мотивацион-
ных компонентов не осознаются самим человеком.

 Альтруистические  мотивы

  отражают  желание  умереть,

«чтобы  всем  было  только  лучше»; желание  избавить  окружаю-
щих от проблем, связанных с собственным существованием, ни-
кому  не  мешать,  не  быть  обузой;  мысли  о  том,  что  собственная
смерть  может  что-то  изменить  к  лучшему  вокруг. Альтрустиче-

108

 Я мог бы привести не один пример известных детских мультипликационных филь-

мов, в которых персонажи не только заявляют о своём намерении уйти из жизни, но и
показывают детям, как они собираются это сделать.


background image

140

ское  самоубийство  как  самостоятельную  форму  описал  ещё  в
конце XIX века Эмиль Дюркгейм.

Есть  основания  предполагать, что  альтруистическое  само-

убийство  является  одним  из  самых  ранних  суицидальных  фено-
менов, существовавших в истории человечества. В примитивных
сообществах, находящихся на ранних стадиях развития, сущест-
вовали  традиции  самоубийства  стариков  в  голодные  годы  ради
того, чтобы пищи хватило молодым и здоровым соплеменникам.
В  Древнем  Китае  существовала  традиция  самоубийства  одного
из членов рода на месте закладки нового моста, храма, а иногда и
просто  дома, чтобы  душа  самоубийцы  охраняла  это  место  от
злых  сил. Широко  известны  случаи  добровольного  самопожерт-
вования во время военных действий, катастроф и тому подобных
чрезвычайных ситуаций.

Альтруистическая мотивация часто выявляется у подростков,

которые по тем или иным причинам считают себя виновными в
проблемах близких людей. В этих случаях альтруистическая мо-
тивация, как  правило, сочетается  с  мотивацией  самонаказания.
Например, достаточно часто подобная мотивация занимает одно
из  ведущих  мест  в  структуре  суицидального  мотивационного
комплекса  у  подростков-наркоманов, которые  осуждают  себя  за
свою  порочную  склонность, невозможность  остановиться  и  те
страдания, которые они причиняют своим близким.

Альтруистическая мотивация нередко встречается у девочек-

подростков при  межличностных любовных конфликтах. Они ут-
верждают, что если умрут, то избавят любимого от всех проблем,
что он «немного погорюет, а затем будет счастлив с другой».

Альтруистическая  мотивация  суицидального  поведения

встречается у подростков, страдающих тяжёлыми соматическими
или психическими заболеваниями, особенно при невозможности
самостоятельно  содержать  и  обслуживать  себя. В  этом  отноше-
нии  такие подростки  по  мотивационному  комплексу  суицидаль-
ного поведения очень близки к пожилым людям.

Важным  блокирующим  фактором  суицидального  поведения

при преобладании альтруистической мотивации является осозна-
ние  подростком  того  чувства  вины, которое  будут  испытывать