Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4958
Скачиваний: 29
141
окружающие после совершения им попытки самоубийства. Под-
ростку просто можно предложить проиграть ситуацию: что бы
испытал он сам, если бы его (или её) любимый покончил с собой,
чтобы, как они сами же утверждают, «очистить дорогу к светло-
му будущему».
Из-за того, что для подростка и молодого человека очень
важно показать и доказать собственную ценность для окружаю-
щих лиц в тех случаях, когда для этого нет других способов, ино-
гда возникают «псевдоальтруистические» модели суицидального
поведения с гипертрофированной склонностью к риску, самопо-
жертвованию и героизму. Мнимая общественная польза от такой
нелепой смерти существует только в сознании самого подростка,
кроме него никому не нужна и не приносит общественной поль-
зы, являющейся сутью и смыслом альтруистического самоубий-
ства.
Аномические мотивы
отражают потерю смысла и интереса к
жизни, утрату внутренней силы для жизни, представления о том,
что всё хорошее позади и впереди ничего нет.
Та жизнь, которая мысленно рисуется подростку впереди, не
устраивает его по тем или иным причинам. Она не соответствует
его ожиданиям — и он не видит смысла в своём дальнейшем су-
ществовании.
Аномическое самоубийство наряду с альтруистическим опи-
сано Эмилем Дюркгеймом как самостоятельная форма. «Всякое
живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счаст-
ливым только при том условии, что его потребности находят себе
достаточно удовлетворения. В противном случае, то есть, если
живое существо требует большего или просто иного, чем то, что
находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно стано-
вится непрерывной цепью страданий. Стремление, не находящее
себе удовлетворения неизбежно атрофируется, а так как желание
жить есть по существу своему производное всех других желаний,
то оно не может не ослабеть, если все прочие чувства притупля-
ются»
109
.
Известный русский суицидолог Г. И. Гордон также обращал
109
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд /Пер. с фр.— СПб., 1998.—
С. 284.
142
особое внимание на аномические мотивационные механизмы
суицидального поведения: «Где-то внутри человека как бы лопа-
ется пружина, которая заправляла всем сложным механизмом его
бытия, ослабела какая-то сила, которая рождала в нём мысли и
желания, заставляла его действовать, бороться и стремиться,—
словом жить».
Соратник Фрейда Шандор Ференчи трактовал смерть как
«символический последний предел, когда ситуация отчаяния вы-
звана тем, что человек оказывается не способен быть тем, кем он
не может быть». Если личность попадает в эту «вилку» вероят-
ность возникновения суицидального поведения тем больше, чем
меньше проявление других форм деструктивного поведения.
Известно, что самоубийства занимают третье место среди
причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. На
факты частых самоубийств среди подростков и молодых людей
обращали внимание все суицидологи, начиная с конца XIX века.
Абрамович в начале ХХ века писал: «Молодость часто безумна в
гордом сознании истинно королевского величия своей поэзии,
своей романтики и не хочет унизить этого величия в пыли и гря-
зи жизненной мертвечины». Он отмечал также, что бывают слу-
чаи, когда человек уходит из жизни только лишь из страха в бу-
дущем стать зрителем картины собственного заката и распада.
В «Эстетике самоубийства» мы писали, что молодость иногда
любуется своей красотой и не желает, в отличие от зрелости,
жертвовать ею ради благ жизни, предпочитая умереть на пике
своего величия, чем поступиться хотя бы сотой долей своей неза-
висимости.
Аномический самоубийца, выбирая между жизнью и смер-
тью, не только логически взвешивает все «за» и «против», как
бухгалтер, подводя под результатом общую черту и выводя ба-
ланс, но и, как художник, как творец, эстетически оценивает всю
свою жизнь как уникальный акт творчества, как своё единствен-
ное и главное произведение, которое удалось или не удалось, и
по результатам оценки совершает выбор.
Как писал русский поэт А. Н. Майков:
Теперь стою я, как ваятель
В своей великой мастерской.
143
Передо мной — как исполины —
Недовершённые мечты!
Как мрамор, ждут они единой
Для жизни творческой черты...
В Древней Греции, гласит легенда, был обычай у жителей
одного из островов заканчивать жизнь самоубийством сразу по-
сле достижения в жизни какого-либо выдающегося результата.
Так, молодые влюблённые могли покончить с собой после пер-
вой брачной ночи, боясь, что последующая жизнь ничего не до-
бавит к силе их чувства, а только день за днём будет стирать
краски их молодости. Скульптор, создавший прекрасную статую,
которого все жители острова носили на руках и прославляли как
самого гениального мастера, мог сразу после этого покончить с
собой, боясь, что ему уже никогда не удастся пережить подобно-
го триумфа.
Аномическая мотивация суицидального поведения довольно
часто наблюдается в старшем подростковом и юношеском воз-
расте и тесно связана с тем самым кризисом аутентичности, о ко-
тором я уже писал.
Лучшим способом блокады суицидального поведения при
аномической мотивации является «подписание противосуици-
дального договора». Подростка не следует убеждать в том, что
будущее прекрасно, что впереди у него — ещё много хорошего.
Следует внимательно выслушать его, согласившись, что ситуа-
ция, в которой он находится сейчас, на самом деле не внушает
никаких радужных перспектив, и, возможно, ничего не изменит-
ся в лучшую сторону. При этом следует подчеркнуть, что он ос-
таётся свободен в своём праве выбора между жизнью и смертью.
Единственное, на чём нужно настаивать,— это на необходимости
выждать какое-то время перед окончательным принятием реше-
ния. Следует подчеркнуть, что если ситуация на самом деле та-
кова, какой она видится подростку, и ничего не может изменить-
ся, то ничего и не изменится по прошествии определённого вре-
мени, и, если он в этом убедится, у него ещё будет возможность
осуществить своё намерение. После этого заключается устный
договор, который вызывает у подростков большее доверие, чем
письменный, что он обязуется в течение определённого времени
не предпринимать никаких попыток покончить жизнь самоубий-
144
ством. Как правило, подобный договор имеет силу даже у де-
прессивных больных. Подобный договор заметно облегчает пси-
хологическое состояние подростка, так как перекладывает груз
ответственности за принятие решения на другого человека. Если
подросток сообщает о своих суицидальных намерениях с аноми-
ческим мотивационным комплексом, это обязательно предпола-
гает интенсивную внутриличностную борьбу мотивов, а заклю-
чение договора как бы избавляет его от изнуряющих мыслей,
страхов и сомнений, высвобождая необходимую психическую
энергию для того, чтобы как-то справиться с ситуацией и найти
альтернативные варианты решения.
В качестве примера можно привести известный подросткам
роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», в котором Мон-
те-Кристо заключает «противосуицидальный договор» с Макси-
милианом Морелем после мнимой смерти Валентины. Граф берёт
с Мореля обещание, что, если через месяц желание расстаться с
жизнью не покинет несчастного влюблённого, он сам выберет
ему и подходящее оружие и лёгкую смерть.
Противосуицидальный договор позволяет хотя бы временно
блокировать суицидальные тенденции в тех случаях, когда не
срабатывают никакие другие психологические и психотерапев-
тические приёмы.
Анестетические мотивы
отражают представление о том, что
только смерть может избавить подростка от внутренних психоло-
гических страданий, невозможность больше терпеть ситуацию,
невозможность найти другие пути избавиться от бесконечной и
мучительной душевной боли.
А. Г. Амбрумова, исследуя переживания суицидентов в пре-
суицидальный период, обратила внимание на особые пережива-
ния «невыносимой душевной боли», которые обозначила как
«психалгии». На то, что подобные переживания душевной боли
(«neuralgia psychica») могут толкать на самоубийство, указывал
ещё С. С. Корсаков в начале ХХ века. Душевная боль, с точки
зрения Амбрумовой, мешает сознанию использовать прошлый
опыт для решения конфликтной ситуации и как бы лишает на
время возможности видеть будущее. Деятельность сознания все-
цело направляется на немедленное избавление от тягостного эмо-
ционального состояния.
145
Выявление анестетической мотивации у подростка при вы-
раженной психалгии в первую очередь требует специализиро-
ванной психологической и психотерапевтической помощи. Такой
подросток должен незамедлительно попасть в поле зрения спе-
циалистов, учитывая то, что психалгия во многих случаях, вне-
запно усиливаясь, может привести к «импульсивным» быстрым
суицидальным действиям. Мне пришлось лечить женщину, един-
ственный 17-летний сын которой, придя объясниться в любви к
девушке, получил неожиданный и грубый отказ. В тот же миг он,
не выдержав мучительной душевной боли, разбежался и на гла-
зах у девушки выбросился в окно с восьмого этажа.
В тех случаях, когда мы можем предполагать, что ситуация
вызовет у подростка сильную душевную боль, мы должны быть
готовы к возникновению мощного анестетического суицидально-
го импульса. В этот момент особенно плохо срабатывают все
противосуицидальные механизмы — и иногда единственным
способом удержать подростка от самоубийства являются меры
принудительного удержания.
Следует помнить, что современной медицине хорошо извест-
ны лекарственные средства, позволяющие облегчить самую силь-
ную душевную боль, даже в тех случаях, когда мы не можем воз-
действовать на её психологическую причину.
В большинстве случаев со временем боль ослабевает, восста-
навливается способность критической оценки своего поведения,
включаются противосуицидальные защитные механизмы, и риск
суицидального поведения уменьшается. В тех случаях, когда ду-
шевная боль сохраняется или рецидивирует на протяжении дос-
таточно длительного времени, необходимо срочное вмешательст-
во психотерапевта.
Инструментальные мотивы
отражают неспособность изме-
нить неблагоприятную для него ситуацию другим образом, они
связаны с желанием доказать что-то хотя бы таким образом, хотя
бы своей смертью как последним и самым веским аргументом;
иногда же это просто желание привлечь к себе внимание.
Подростки с инструментальной мотивацией используют суи-
цидальную модель поведения как шантажно-манипулятивную
технику. Высокого риска совершения суицида в таких случаях,
как правило, нет. Суицидальное поведение остаётся на уровне