Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4958

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

141

окружающие после совершения им попытки самоубийства. Под-
ростку  просто  можно  предложить  проиграть  ситуацию: что  бы
испытал он сам, если бы его (или её) любимый покончил с собой,
чтобы, как они сами же утверждают, «очистить дорогу к светло-
му будущему».

Из-за  того, что  для  подростка  и  молодого  человека  очень

важно  показать  и  доказать  собственную  ценность  для окружаю-
щих лиц в тех случаях, когда для этого нет других способов, ино-
гда возникают «псевдоальтруистические» модели суицидального
поведения с гипертрофированной склонностью к риску, самопо-
жертвованию и героизму. Мнимая общественная польза от такой
нелепой смерти существует только в сознании самого подростка,
кроме него никому не нужна и не приносит общественной поль-
зы, являющейся  сутью  и  смыслом  альтруистического  самоубий-
ства.

Аномические мотивы

 отражают потерю смысла и интереса к

жизни, утрату внутренней силы для жизни, представления о том,
что всё хорошее позади и впереди ничего нет.

Та жизнь, которая мысленно рисуется подростку впереди, не

устраивает его по тем или иным причинам. Она не соответствует
его ожиданиям — и он не видит смысла в своём дальнейшем су-
ществовании.

Аномическое самоубийство  наряду  с альтруистическим опи-

сано  Эмилем  Дюркгеймом  как  самостоятельная  форма. «Всякое
живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счаст-
ливым только при том условии, что его потребности находят себе
достаточно  удовлетворения. В  противном  случае, то  есть, если
живое существо требует большего или просто иного, чем то, что
находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно стано-
вится непрерывной цепью страданий. Стремление, не находящее
себе удовлетворения неизбежно атрофируется, а так как желание
жить есть по существу своему производное всех других желаний,
то оно не может не ослабеть, если все прочие чувства притупля-
ются»

109

.

Известный русский  суицидолог Г. И. Гордон также обращал

109

 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд /Пер. с фр.— СПб., 1998.—

С. 284.


background image

142

особое  внимание  на  аномические  мотивационные  механизмы
суицидального поведения: «Где-то внутри человека как бы лопа-
ется пружина, которая заправляла всем сложным механизмом его
бытия, ослабела  какая-то  сила, которая  рождала  в  нём  мысли  и
желания, заставляла  его  действовать, бороться  и  стремиться,—
словом жить».

Соратник  Фрейда  Шандор  Ференчи  трактовал  смерть  как

«символический последний предел, когда ситуация отчаяния вы-
звана тем, что человек оказывается не способен быть тем, кем он
не  может  быть». Если  личность  попадает  в  эту «вилку» вероят-
ность  возникновения суицидального поведения тем больше, чем
меньше проявление других форм деструктивного поведения.

Известно, что  самоубийства  занимают  третье  место  среди

причин  смерти  молодых  людей  в  возрасте  от  15  до  24  лет.  На
факты  частых  самоубийств  среди  подростков  и  молодых  людей
обращали внимание все суицидологи, начиная с конца XIX века.
Абрамович в начале ХХ века писал: «Молодость часто безумна в
гордом  сознании  истинно  королевского  величия  своей  поэзии,
своей романтики и не хочет унизить этого величия в пыли и гря-
зи жизненной мертвечины». Он отмечал также, что бывают слу-
чаи, когда человек уходит из жизни только лишь из страха в бу-
дущем стать зрителем картины собственного заката и распада.

В «Эстетике самоубийства» мы писали, что молодость иногда

любуется  своей  красотой  и  не  желает, в  отличие  от  зрелости,
жертвовать  ею  ради  благ  жизни, предпочитая  умереть  на  пике
своего величия, чем поступиться хотя бы сотой долей своей неза-
висимости.

Аномический  самоубийца, выбирая  между  жизнью  и  смер-

тью, не  только  логически  взвешивает  все «за» и «против», как
бухгалтер, подводя  под  результатом  общую  черту  и  выводя  ба-
ланс, но и, как художник, как творец, эстетически оценивает всю
свою жизнь как уникальный акт творчества, как своё единствен-
ное  и  главное  произведение, которое  удалось  или  не  удалось, и
по результатам оценки совершает выбор.

Как писал русский поэт А. Н. Майков:

Теперь стою я, как ваятель
В своей великой мастерской.


background image

143

Передо мной — как исполины —
Недовершённые мечты!
Как мрамор, ждут они единой
Для жизни творческой черты...

В  Древней  Греции, гласит  легенда, был  обычай  у  жителей

одного  из  островов  заканчивать  жизнь  самоубийством сразу по-
сле  достижения  в  жизни  какого-либо  выдающегося  результата.
Так, молодые  влюблённые  могли  покончить  с  собой  после  пер-
вой брачной ночи, боясь, что последующая жизнь ничего не до-
бавит  к  силе  их  чувства, а  только  день  за  днём  будет  стирать
краски их молодости. Скульптор, создавший прекрасную статую,
которого все жители острова носили на руках и прославляли как
самого  гениального  мастера, мог  сразу  после  этого  покончить  с
собой, боясь, что ему уже никогда не удастся пережить подобно-
го триумфа.

Аномическая  мотивация  суицидального  поведения  довольно

часто  наблюдается  в  старшем  подростковом  и  юношеском  воз-
расте и тесно связана с тем самым кризисом аутентичности, о ко-
тором я уже писал.

Лучшим  способом  блокады  суицидального  поведения  при

аномической  мотивации  является «подписание  противосуици-
дального  договора». Подростка  не  следует  убеждать  в  том, что
будущее прекрасно, что впереди  у него — ещё много хорошего.
Следует  внимательно  выслушать  его, согласившись, что  ситуа-
ция, в  которой  он  находится  сейчас, на  самом  деле  не  внушает
никаких радужных перспектив, и, возможно, ничего не изменит-
ся в лучшую сторону. При этом следует подчеркнуть, что он ос-
таётся свободен в своём праве выбора между жизнью и смертью.
Единственное, на чём нужно настаивать,— это на необходимости
выждать  какое-то  время перед  окончательным  принятием  реше-
ния. Следует  подчеркнуть, что  если  ситуация  на  самом  деле  та-
кова, какой она видится подростку, и ничего не может изменить-
ся, то ничего и не изменится по прошествии определённого вре-
мени, и, если он в этом убедится, у него ещё будет возможность
осуществить  своё  намерение. После  этого  заключается  устный
договор, который  вызывает  у  подростков  большее  доверие, чем
письменный, что он обязуется в течение определённого времени
не предпринимать никаких попыток покончить жизнь самоубий-


background image

144

ством. Как  правило, подобный  договор  имеет  силу  даже  у  де-
прессивных больных. Подобный договор заметно облегчает пси-
хологическое  состояние  подростка, так  как  перекладывает  груз
ответственности за принятие решения на другого человека. Если
подросток сообщает о своих суицидальных намерениях с аноми-
ческим  мотивационным  комплексом, это  обязательно  предпола-
гает  интенсивную  внутриличностную  борьбу  мотивов, а  заклю-
чение  договора  как  бы  избавляет  его  от  изнуряющих  мыслей,
страхов  и  сомнений, высвобождая  необходимую  психическую
энергию для того, чтобы как-то справиться с ситуацией и найти
альтернативные варианты решения.

В  качестве  примера  можно  привести  известный  подросткам

роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», в котором Мон-
те-Кристо  заключает «противосуицидальный  договор» с  Макси-
милианом Морелем после мнимой смерти Валентины. Граф берёт
с Мореля обещание, что, если через месяц желание расстаться с
жизнью  не  покинет  несчастного  влюблённого, он  сам  выберет
ему и подходящее оружие и лёгкую смерть.

Противосуицидальный  договор  позволяет  хотя  бы  временно

блокировать  суицидальные  тенденции  в  тех  случаях, когда  не
срабатывают  никакие  другие  психологические  и  психотерапев-
тические приёмы.

Анестетические мотивы

 отражают представление о том, что

только смерть может избавить подростка от внутренних психоло-
гических  страданий, невозможность  больше  терпеть  ситуацию,
невозможность  найти  другие  пути  избавиться  от  бесконечной  и
мучительной душевной боли.

А. Г. Амбрумова, исследуя переживания суицидентов в пре-

суицидальный  период, обратила  внимание  на  особые  пережива-
ния «невыносимой  душевной  боли», которые  обозначила  как
«психалгии». На  то, что  подобные  переживания  душевной  боли
(«neuralgia psychica») могут  толкать  на  самоубийство, указывал
ещё  С. С. Корсаков  в  начале  ХХ  века. Душевная  боль, с  точки
зрения  Амбрумовой, мешает  сознанию  использовать  прошлый
опыт  для  решения  конфликтной  ситуации  и  как  бы  лишает  на
время возможности видеть будущее. Деятельность сознания все-
цело направляется на немедленное избавление от тягостного эмо-
ционального состояния.


background image

145

Выявление  анестетической  мотивации  у  подростка  при  вы-

раженной  психалгии  в  первую  очередь  требует  специализиро-
ванной психологической и психотерапевтической помощи. Такой
подросток  должен  незамедлительно  попасть  в  поле  зрения  спе-
циалистов, учитывая  то, что  психалгия  во  многих  случаях, вне-
запно  усиливаясь, может  привести  к «импульсивным» быстрым
суицидальным действиям. Мне пришлось лечить женщину, един-
ственный 17-летний сын которой, придя объясниться  в любви к
девушке, получил неожиданный и грубый отказ. В тот же миг он,
не выдержав  мучительной  душевной  боли, разбежался  и на гла-
зах у девушки выбросился в окно с восьмого этажа.

В  тех  случаях, когда  мы  можем  предполагать, что  ситуация

вызовет  у  подростка  сильную душевную боль, мы должны быть
готовы к возникновению мощного анестетического суицидально-
го  импульса. В  этот  момент  особенно  плохо  срабатывают  все
противосуицидальные  механизмы — и  иногда  единственным
способом  удержать  подростка  от  самоубийства  являются  меры
принудительного удержания.

Следует помнить, что современной медицине хорошо извест-

ны лекарственные средства, позволяющие облегчить самую силь-
ную душевную боль, даже в тех случаях, когда мы не можем воз-
действовать на её психологическую причину.

В большинстве случаев со временем боль ослабевает, восста-

навливается  способность  критической оценки  своего поведения,
включаются противосуицидальные защитные механизмы, и риск
суицидального поведения уменьшается. В тех случаях, когда ду-
шевная  боль  сохраняется или рецидивирует на протяжении дос-
таточно длительного времени, необходимо срочное вмешательст-
во психотерапевта.

Инструментальные  мотивы

  отражают  неспособность  изме-

нить  неблагоприятную  для  него  ситуацию  другим  образом, они
связаны с желанием доказать что-то хотя бы таким образом, хотя
бы  своей  смертью  как  последним  и  самым  веским  аргументом;
иногда же это просто желание привлечь к себе внимание.

Подростки с инструментальной мотивацией используют суи-

цидальную  модель  поведения  как  шантажно-манипулятивную
технику. Высокого  риска  совершения  суицида  в  таких  случаях,
как  правило, нет. Суицидальное  поведение  остаётся  на  уровне