Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4959
Скачиваний: 29
146
мыслей, фантазий, высказываний, демонстративных попыток с
использованием заведомо несмертельных способов и средств.
Для взрослого человека демонстративность подобного пове-
дения в большинстве случаев очевидна. Единственная опасность
может заключаться в том, что подросток по неведению может
принять или использовать более опасные для жизни средства и
способы, чем сам того желал. Существует опасность, что в случае
достижения желаемого результата, подросток может закрепить
суицидальную модель поведения и использовать её стереотипно
в любых сложных жизненных ситуациях.
Исследования Лазарашвили выявили тенденцию к закрепле-
нию у подростков суицидального поведения как «модуса поведе-
ния», формы реагирования в сложных конфликтных ситуациях.
Фактором, формирующим повторное суицидальное поведение,
являлось разрешение ситуации в благоприятную сторону после
первичной попытки. При этом прослеживалась трансформация
попыток от истинных к демонстративно-шантажным, но не ис-
ключаются и повторные истинные попытки. При этом появление
суицидальной модели поведения нарушало имеющиеся прежде
непатологические формы защиты
110
. Точно так же Ковалёв рас-
сматривает суицидальное поведение с элементами демонстра-
тивности как примитивную истерическую реакцию, закрепив-
шуюся по механизму «условной желательности», как средство,
освобождающее ребёнка от трудной для него ситуации
111
.
Лазарашвили, говоря о демонстративном типе суицидального
поведения, указывает, что если в одной ситуации у подростка
может отсутствовать серьёзное намерение самоубийства, то в
другое время и при других обстоятельствах он может использо-
вать тот же способ для целенаправленных суицидальных дейст-
вий.
Особое внимание необходимо уделять суицидальному пове-
дению с инструментальной мотивацией у детей. Дети убеждены,
110
Лазарашвили И.С. Анализ суицидальных действий лиц, страдающих некоторыми
формами психопатий //Комплексные исследования в суицидологии: Сб. науч. тру-
дов.— М., 1986.— С. 105—113.
111
Ковалёв В.В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в нарушениях поведения, как
форма психогенных (реактивных) расстройств у детей и подростков //Журн. невропа-
тол. и психиатрии им. Корсакова.— 1979.— № 10.— С. 1386—1391.
147
что смерть имеет свой конец и после того, как она закончится,
жизнь начнётся сначала, без прежних трудностей и конфликтов.
Дети образно представляют себе собственные похороны, горе и
раскаяние близких, будучи уверенными в том, что можно быть
свидетелями этого события и убедиться собственными глазами,
что все, кого ребёнок хотел наказать или разжалобить своей
смертью, пребывают в глубоком отчаянии.
Аутопунитические мотивы
отражают желание наказать се-
бя, представления о недопустимости своего существования, же-
лание быть самому себе и судьёй и палачом.
Традиционно во многих культурах смерть является самой
высшей мерой искупления вины за совершённое деяние. Россий-
ская культура не является исключением. Более того, подобные
традиции имеют в российской культуре достаточно глубокие
корни, особенно в военной среде. Самоубийство являлось и, мо-
жет быть, до сих пор является нормальным этикетным поведени-
ем в офицерской среде. Не случайно самоубийства среди воен-
ных встречаются несколько чаще, чем в общей популяции. Пред-
ставления о возможности искупить свою вину смертью настоль-
ко глубоко закреплены в психике современного человека, что не
всегда осознаются самими носителями этой культуры. Мне при-
шлось быть свидетелем разбора неэтичного поведения врача на
общем собрании коллектива. При этом два взрослых человека,
независимо друг от друга (один из них — руководитель, другой
— авторитетный сотрудник), не заметив этого, в своих высказы-
ваниях предлагали суицидальную модель поведения как вполне
адекватный способ разрешения ситуации. Один из них при обсу-
ждении ситуации с пафосом заявил (в присутствии провинивше-
гося), что русские офицеры раньше в таких ситуациях стреля-
лись, а вторая во время выступления призналась, что сама бы,
наверное, в такой ситуации повесилась от стыда.
Подобный прототипический пласт сознания существует прак-
тически у каждого человека, поэтому самоубийства во имя иску-
пления вины встречают, возможно, наибольшее понимание у ок-
ружающих.
Не представляют собой исключения и подростки. Только в их
случае гипертрофированность чувств, максимализм, «чёрно-
148
белый» подход к жизни вызывают зачастую удивление по поводу
незначительности тех ситуаций, которые могут «запустить» суи-
цидальную активность с аутопунитической мотивацией.
У мальчиков достаточно распространённой причиной ауто-
пунитического суицидального поведения является неспособность
чего-либо добиться с последующими обвинениями себя в слабо-
сти, бесхарактерности, безволии. При этом суицидальное пове-
дение рассматривается ими как, в какой-то степени, компенсация
слабости, как единственный сильный поступок, на который они
могут быть способны: «если я не могу быть сильным в жизни, то
я хотя бы смогу быть сильным в смерти».
У девочек аутопунитические суицидальные мысли часто воз-
никают как следствие чувства собственной неполноценности, не-
нужности, когда им начинает казаться, что их существование ка-
ким-либо образом мешает окружающим, особенно в ситуации
«любовного треугольника». Мотивационно-когнитивный меха-
низм при этом достаточно типичен: идея собственной смертью
освободить дорогу для другой, чтобы «любимый» был счастлив,
повышает ценность собственной личности, которая снижается в
ситуации, когда «любимый» реально отдаёт предпочтение другой
девушке. Суицидальные мысли при этом носят аутопунитиче-
ский оттенок как бы вторично. На самом деле они позволяют
личности поднять собственную самооценку.
Суицидальные мысли с мотивацией самонаказания всегда
должны настораживать педагогов и психологов в плане возмож-
ного депрессивного состояния. При депрессии ситуация воспри-
нимается извращенно, более того, ситуация существует только в
рамках болезненного состояния самого пациента. Идеи самооб-
винения и самоуничижения не вытекают из реальной ситуации,
они тесно связаны с болезненным состоянием подростка или
взрослого. Не случайно, в случаях диагностики психотического
депрессивного состояния психиатр имеет полное право на при-
нудительную госпитализацию пациента с суицидальными мыс-
лями в соответствии с «Законом об оказании психиатрической
помощи». Как только излечивается заболевание — восстанавли-
вается способность критической оценки своего состояния, исче-
зают суицидальные мысли. Во время депрессии пациент сам не
способен критически оценить своё состояние. Душевная боль,
149
которая несравнима даже с физической, чувство собственной
ущербности, идеи самообвинения и самоуничижения, ощущение
безнадёжности, отсутствие «света впереди» при депрессии выво-
дит суицидальную модель поведения как единственный «разум-
ный» выход на передний план сознания. Многие психиатры счи-
тают, что суицидальные мысли при депрессии существуют все-
гда. Если мы видим депрессивное состояние подростка, у него
обязательно есть суицидальные мысли, независимо от того, гово-
рит он нам о них или нет. Чем больше он их скрывает, тем боль-
ше опасность их неожиданной реализации.
Признаками депрессивного состояния у подростка являются:
* сниженная способность к сосредоточению и вниманию;
* сниженные самооценка и чувство уверенности в себе;
* идеи виновности и уничижения;
* мрачное и пессимистическое видение будущего;
* нарушенный сон и аппетит.
Когда мотивация самонаказания сочетается с альтруистиче-
ской, нарушается самый главный противосуицидальный защит-
ный механизм — необходимость жить ради других. При выше-
упомянутой комбинации данный защитный механизм полностью
обесценивается убеждением, что всем окружающим будет только
лучше, если его или её не станет. Данное сочетание является наи-
более опасным в суицидальном плане.
В последнее время у меня всё более и более укрепляется убе-
ждённость в том, что само по себе депрессивное состояние воз-
никает тогда, когда человек очень хочет умереть, но не может
этого сделать по тем или иным причинам. Депрессивное состоя-
ние нужно рассматривать как эквивалент самоубийства: вся со-
вокупность депрессивной симптоматики есть по своей сути про-
явление авитальной активности, блокированной на пороге суи-
цида.
Гетеропунитическая мотивация
отражает желание отом-
стить кому-то, наказать, причинить боль, страдание, пробудить у
окружающих муки совести, создать своей смертью всем пробле-
му.
Модель поведения очень древняя. У китайцев многие столе-
тия существовала традиция в случаях получения незаслуженной
150
обиды вешаться перед домом или прямо на воротах дома обид-
чика. Таким образом осуществлялась как бы собственная реаби-
литация и одновременно месть причинившему обиду, так как по-
следний после такого случая всегда подвергался социальному
остракизму.
Для подростковой культуры подобный мотивационный меха-
низм настолько характерен, что его отражение можно найти даже
в названии российского художественного фильма о подростко-
вых проблемах «В моей смерти прошу винить Клару К.». Подоб-
ный тип суицидального поведения более характерен для младше-
го и среднего подросткового возраста. Суицидальные мысли с
мотивацией «наказать другого» встречаются даже у детей, кото-
рые представляют, как (чаще не после самоубийства, а просто
собственной смерти) будут мучиться родители, учителя, близкие,
которые их чем-то обидели. Эти фантазии имеют чаще защит-
ный, компенсаторный характер, не являются патологией и в по-
давляющем большинстве случаев не выходят за пределы мысли-
тельной активности.
У подростков старшего возраста суицидальные мысли данно-
го типа могут переходить границы фантазирования и реализовы-
ваться в поведении, чаще всего с элементами демонстративности
и, следовательно, в сочетании с инструментальной мотивацией.
Поствитальная мотивация
отражает надежду на что-то луч-
шее после смерти, желание умереть «здесь», чтобы иметь воз-
можность возродиться к новой жизни, желание уйти «туда», к
кому-то очень важному в жизни подростка и любимому, мысль о
смерти как о пути к новой жизни.
Подобные традиции были широко распространены в древ-
нем мире, особенно на Востоке. В Индии в случае смерти брами-
на его жена (иногда и слуги) по традиции совершали самоубий-
ство на костре (сати), чтобы вместе с ним войти в царство мерт-
вых и обрести там вечное блаженство. Многие первые христиане,
буквально восприняв учение апостолов, принялись поодиночке и
группами кончать жизнь самоубийством, чтобы скорее предстать
перед Всевышним и оказаться в царстве «вечной красоты и бла-
женства».
Если буквально воспринимать слова Екклезиаста «…и возне-