Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4960
Скачиваний: 29
151
навидел я жизнь, ибо всё суета и томление духа», проникнуться
пессимизмом книги Иова «человек рождается на страдания» и
при этом верить, что на том свете человека ожидает райское бла-
женство, то где найти способ оставить на этом свете хоть одного
разумного человека, который бы не стремился всеми силами и
средствами удрать из этого мира «третьесортной красоты», стра-
дания и печали в божественные «райские кущи»? Тот, кто пра-
вильно понимает сущность христианства, только и должен возо-
пить, как святой Павел: «Кто избавит меня от сего тела смерти?».
Недаром теоретикам христианства, и в частности святому
Августину, чтобы предотвратить массовые самоубийства первых
христиан и не остаться без паствы и богатых прихожан, которых
они предпочитали убеждать в суетности богатства, но не в сует-
ности жизни, пришлось специально провозгласить самоубийство
грехом и слабостью, так как якобы при этом нарушается запо-
ведь Господня «не убий». Как только самоубийцам был обещан
вместо сладостных кущ рая жаркий и зловонный ад, самоубийст-
ва резко пошли на убыль. Если бы христианство не додумалось
до такой уловки, в настоящее время на Земле, вероятно, не было
бы ни одного христианина, а каждый новообращённый сущест-
вовал бы ровно столько, сколько нужно времени, чтобы завязать
на веревке петлю и накинуть её на шею.
В Японии, напротив, до сих пор широко распространён обы-
чай самоубийства от любви — синьжу. Молодые люди, влюб-
лённые друг в друга и не имеющие возможности обрести счастье
в этой жизни (по разным обстоятельствам: несогласие родителей,
материальное неблагополучие и т.п.), надеются на другую бла-
женную жизнь, в которой будут вместе. Самоубийства такого ро-
да практически никогда не осуждаются окружающими, а сами
самоубийцы рассчитывают на милосердие богини Амиды, со-
страдательной ко всем несчастным.
Исходя из вышеприведённых примеров, легко сделать вывод,
что представления о загробной жизни, и в частности своей даль-
нейшей судьбе после смерти, оказывают самое непосредственное
влияние на суицидальное поведение. Поэтому самый надёжный
фактор профилактики и блокады суицидального поведения —
наличие у подростка стойких религиозных убеждений прохри-
152
стианской или происламской направленности.
Несколько «подпортил» в этом плане ситуацию Моуди со
своей книгой «Жизнь после смерти». В этой злополучной книге
автор собрал свидетельства лиц, перенесших опыт клинической
смерти. Выжившие в один голос якобы утверждали, что сразу
после смерти их душа как бы отделялась от тела, проходила боль,
наступало спокойствие, они попадали в длинный туннель, в кон-
це которого был виден яркий свет, их окружали внимательные,
заботливые существа, встречали умершие родственники — и
только заботами неугомонных реаниматологов они возвращались
назад (без особого удовольствия). Кстати, даже в этих современ-
ных мифологических сказаниях (ни один известный мне реани-
матолог пока ещё не подтвердил всех этих историй) чётко про-
слеживается основной сдерживающий противосуицидальный
фактор: многие из «вернувшихся» рассказывали, что они сами
усилием воли вернулись назад при мысли о необходимости забо-
ты о ком-то или при мысли о необходимости что-то доделать, за-
вершить в этой жизни.
Подобные мифы широко распространены в нашем обществе,
несмотря на полное отсутствие доказательств, и так или иначе
доходят до подростков. При отсутствии других сдерживающих
факторов подобные представления достаточно опасны в плане
провокации или облегчения перехода суицидальных мыслей в
суицидальные действия.
Правда, не следует забывать, что даже сам Моуди, понимая,
какой эффект может оказать его книга, писал, что опыт внетелес-
ного существования у самоубийц, возвращённых к жизни, носит
мрачный, безрадостный и иногда даже «ужасный» характер.
Я описал здесь лишь осознаваемую мотивацию суицидаль-
ного поведения, зримо проявляющую себя в форме мыслей, фан-
тазий или представлений, но следует понимать, что за этими
осознаваемыми, видимыми мотивами самоубийства может ле-
жать скрытая, неосознаваемая, но от этого не менее реальная мо-
тивация.
*
Определение степени реального суицидального риска, по
153
мнению Амбрумовой, всегда должно проводиться на основании
двух рядов факторов: не только на основании суицидальных мо-
тивов, но и на основании противосуицидальных. При этом отме-
чается, что до сих пор противосуицидальные факторы не вклю-
чены ни в один из инструментов определения суицидального
риска (шкалы, опросники и др.). А. М. Понизовский, характери-
зуя специальные шкалы и таблицы, по которым высчитывается
«индекс суицидального риска», основным недостатком их счита-
ет игнорирование антисуицидальных факторов
112
.
С целью компенсации этого недостатка в 1997—1998 гг. я
попытался разработать тест, позволяющий выявить и количест-
венно оценить 9 основных противосуицидальных защитных мо-
тивационных комплексов:
·
витальную мотивацию;
·
религиозную мотивацию;
·
этические мотивы;
·
моральные мотивы;
·
эстетические мотивы;
·
нарциссическую мотивацию;
·
когнитивную надежду;
·
временную инфляцию;
·
финальную неопределенность.
Витальные (или провитальные) мотивы
отражают естест-
венный для человека страх перед смертью, тесно связанный с ин-
стинктом самосохранения.
В повседневной жизни этот страх достаточно редко выходит
на поверхность сознания, вытесняемый в глубины бессознатель-
ного, но, как только человек сталкивается с реальной угрозой
собственной жизни и здоровью, этот страх независимо от нашей
воли упрямо внедряется в самую сердцевину нашей психической
деятельности, холодной рукой сжимая сердце человека и парали-
зуя его активность.
Можно без преувеличения сказать, что из всех живых су-
ществ только человек способен сознательно преодолеть барьер
112
Понизовский А.М. Анализ основных подходов к пониманию суицидального пове-
дения при депрессиях //Актуальные проблемы суицидологии: Тр. Моск. НИИ психи-
атр. — Т. 92.— 1981.— С. 150—167.
154
инстинкта самосохранения и способен на равных взглянуть в ли-
цо смерти. Для подростков страх перед смертью в некоторых
случаях является как бы своеобразным испытанием. На вопрос:
«Что значит для тебя быть смелым?» — обычным ответом для
североамериканских индейцев-школьников является: «Иметь
смелость убить себя».
Хендерсен приводит интересный пример сновидения моло-
дого человека 25 лет, который испытывает сомнения по поводу
предстоящей женитьбы из страха стать зависимым от жены так
же, как был зависим от матери. В своём сне молодой человек был
вовлечен в ритуальный танец с другим мужчиной и двумя жен-
щинами, одна из которых была его невестой. «Мужчина и жен-
щина, муж и жена, выглядели старше и впечатляли сновидца по-
стольку, поскольку, несмотря на свою близость друг к другу,
имели возможность для выражения своих индивидуальных раз-
личий и не проявляли собственнических наклонностей. В таком
выражении оба они воплощали брачный союз, не понуждавший к
неуместным ограничениям в развитии индивидуальности обоих
партнеров. И если бы он имел возможность достичь такого со-
стояния, то в этом случае женитьба стала бы для него приемле-
мой.
В ритуальном танце каждый мужчина смотрел в лицо жен-
щине-партнёру, и все четверо находились по углам квадратной
танцевальной площадки. По мере того, как они танцевали, стано-
вилось очевидным, что всё действие напоминает также и танец с
мечом. Теперь уже в руке у каждого танцора был маленький меч,
с которым тот или та совершали замысловатые арабески, двигая
руками и ногами в череде движений, символизировавших попе-
ременно импульсы агрессии и повиновения друг другу. В заклю-
чительной сцене танца все четыре танцора должны были вонзить
свои мечи в свою грудь и умереть. И только сам сновидец в по-
следний момент отказался совершить самоубийство и остался
стоять один, когда все остальные упали. Он чувствовал глубокий
стыд за свою трусливую неудачу: неспособность принести себя в
жертву наряду с другими»
113
.
113
Хендерсен Дж. Древние мифы и современный человек //Человек и его символы.—
СПб., 1996.— С. 156—157.
155
Религиозные мотивы
отражают сформированные представ-
ления о самоубийстве как о грехе, страх погубить свою бес-
смертную душу, обречь себя на вечные мучения.
С точки зрения верующего человека, жизнь даётся Богом, и
только Он может распоряжаться судьбой человека. Человек не в
праве сам определять свой последний час. Чем более мужествен-
но человек справляется с трудностями, выпавшими ему на жиз-
ненном пути, тем больше ему воздастся после смерти. Самоубий-
цы же, которые «презирают» заповеди Божьи, будут справедливо
наказаны после смерти.
Великий Данте в «Божественной комедии» поместил само-
убийц среди грешников, мучающихся в аду. Души их превраща-
ются в деревья, а безжизненные тела навеки вешались на эти де-
ревья и своим видом возбуждали вечное отвращение и ужас у не-
счастных грешников.
Как только дух, так сильно огорчён,
Что в ярости сам тело оставляет,
То в ров седьмой Миносом осуждён,
И в этот лес несчастный попадает;
Здесь места нет, куда судьба пошлёт,
Там, как зерно, уж он росток пускает
И отпрыском и дерево взрастает.
И гарпия, насытившись листами,
Исторгнет грусть и язвы нанесёт.
Мы полетим за нашими телами,
Но никогда не облачимся в них:
Не вправе взять, что бросили мы сами,
А привлечём в трущобы эти их,
И каждый дух повесит труп злосчастный
На дерево всех горестей своих.
Интересно, что по результатам проведённого мной исследо-
вания противосуицидальной мотивации самоубийство как грех
воспринимают даже те люди, которые формально отрицают у се-
бя какие-либо религиозные убеждения.
Этические мотивы
отражают внутреннюю психологическую
неприемлемость самоубийства из-за нежелания делать больно
родным и близким людям, причинять страдания окружающим,