Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4945

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

191

друзья, но не желает он сам. Если подросток сам попросит о по-
мощи — необходимо  ему  эту  помощь  оказать, чего  бы  это  ни
стоило, но единственный смысл такая помощь будет иметь толь-
ко в одном случае, если подросток и, что самое главное, родители
будут  твердо  знать: эта  помощь — последняя. Если  подросток
интуитивно, «нюхом» почувствует, что  родителей  можно  будет
«раскручивать» и дальше, единственное чего можно добиться —
это согласия пройти курс лечения за их счёт, чтобы «омолодить-
ся», понизить  дозу  вещества, необходимую  для  достижения  же-
лаемого  эффекта, и  начать  всё  сначала, в  твёрдой  уверенности,
что, когда снова станет плохо, родители опять помогут.

Как только подросток преодолевает физическую зависимость

(«ломку»), в  его  сознании  сразу  же  начинает  вращаться  мысль,
что  теперь  он  стал  умнее  и  будет  употреблять  наркотик «по-
умному». В  глубине  души  он  знает, что  это  невозможно, но  всё
равно  попытается  попробовать — практически  в  ста  процентах
случаев.

Наркотики, особенно героин, вызывают тяжёлое психическое

заболевание: они  как  бы  раскалывают  психику  человека  на  две
никак не связанные между собой части. Люди, тесно сталкиваю-
щиеся с подростками, злоупотребляющими и зависимыми от нар-
котиков, хорошо знают эту их особенность. С ними можно вести
многочасовые беседы о вреде употребления наркотиков, они ис-
кренне  убеждают  вас  в  том, что «всё  поняли», дают  самые  не-
мыслимые  клятвы, что «это  больше  никогда  не повторится», но
стоит им только выйти из дома — они тут же принимают тот же
наркотик. Родители  начинают  проклинать  все  на  свете  и  в  пер-
вую  очередь  —  своего  ребёнка,  наркотики  и  тех,  кто  допускает
их  распространение. Проклинать  бесполезно. До  тех  пор  пока
наркотики  будут  оставаться  одним  из  самых  выгодных  видов
бизнеса, они будут распространяться, несмотря на самые строгие
юридические санкции. Поэтому наша задача не полагаться на со-
циальные  санкции  и  юридические  запреты, которые, возможно,
полезны, но  не способны  решить  проблему. Наша задача — по-
стараться  понять  проблему, взглянув  на  нее  изнутри. Если  мы
косим траву, а она растёт, вытаптываем её, а она растёт, перека-
пываем землю, а она всё равно растёт — нужно в конце концов


background image

192

заинтересоваться её глубинными корнями (если мы, конечно, не
страдаем  глубокой  степенью  интеллектуальной  недостаточно-
сти).

*

В  целом  поведение, связанное  с  использованием  того  или

иного вещества, может быть рассмотрено в трёх плоскостях:

употребление вещества

злоупотребление веществом

зависимость от вещества

Под

употреблением  психоактивного  вещества

  понимается

нормальное, культурально  приемлемое  использование  того  или
иного  вещества, не вызывающее нарушений социального и био-
логического  функционирования. Примером такого употребления
является использование чая, кофе, алкоголя и некоторых других
веществ.

Если  я  утром  выпиваю  кружку  крепкого  чая  или  кофе, это

никоим  образом  отрицательно  не сказывается  на  моём  биологи-
ческом, психологическом и  социальном функционировании. На-
оборот, это повышает мою витальную активность, способность к
концентрации внимания, работоспособность и выносливость.

Другое дело, если человек употребляет тот же чай или кофе в

таких  количествах, что  это  уже  реально  вредит  его  биологиче-
скому и социальному функционированию. Одна из моих пациен-
ток (учитель) не могла уже провести сорока пяти минутный урок
без того, чтобы не выйти в коридор и не выпить ампулу кофеина.

Критериями

злоупотребления  веществом

  в  соответствии  с

американской  классификацией  психических  расстройств DSM-4
являются:

*

 невозможность  выполнять  важные  социальные  обяза-

тельства в связи с приёмом того или иного вещества (например,
систематические пропуски занятий, прогулы на работе, отсут-
ствие заботы о детях, домашнем хозяйстве);
*

 периодическое употребление вещества в ситуациях, когда

это опасно для жизни;


background image

193

*

 проблемы  с  законом, связанные  с  употреблением  вещест-

ва;

*

 продолжительное  употребление  вещества, несмотря  на

постоянные или регулярные социальные и межличностные про-
блемы, вызываемые или обостряемые этим веществом

.

И наконец, есть  группа психоактивных веществ, которые не

только  вызывают  специфические  психологические  эффекты, ко-
торые могут привести к их употреблению и злоупотреблению, но
и в процессе приёма встраиваются во внутренний обмен веществ
таким образом, что дальнейшее нормальное биологическое функ-
ционирование становится невозможным без их систематического
поступления  в  организм. Человек  становится  зависим  от  психо-
активного  вещества  точно  так  же, как  он естественным образом
зависим  от  кислорода, тепла, воды  или  пищи. Удивительную  в
этом  плане  надпись  я  прочёл  недавно  на  одной  из  стен  дома:
«Куришь, пьёшь — рабом помрёшь!». Очень мудро.

Критериями зависимости являются:

*

 заметное  ослабление  действия  одинакового  количества

вещества  при  продолжительном  приёме  и  нужда  в  увеличении
количества принимаемого вещества для достижения желаемо-
го эффекта;
*

 синдром  отмены  и  необходимость  приёма  данного  веще-

ства для его облегчения или снятия;
*

 приём вещества в больших количествах или в течение бо-

лее продолжительного периода, чем это предписано;
*

 устойчивое  желание  или  неудачные попытки прекратить

или сократить приём химического вещества;
*

 тратится очень много времени на действия, необходимые

для приобретения химического вещества;
*

 из-за  употребления  химического  вещества  прекращаются

или  уменьшаются  занятия, связанные с общественной или про-
фессиональной деятельностью, а также деятельность, направ-
ленная на отдых;
*

 продолжительное  употребление  вещества, несмотря  на

вызываемые  постоянные  или  регулярные  физиологические  или
психические  проблемы, вызываемые  или  обостряемые  этим  ве-
ществом.


background image

194

Не все психоактивные вещества встраиваются во внутренний

обмен веществ и вызывают специфический синдром отмены (аб-
стиненцию). Некоторые  вещества, несмотря  на  способность  вы-
зывать  изменения  со  стороны  психики  в  момент  интоксикации,
не вызывают эффекта привыкания и не вызывают зависимости.

Современная международная классификация болезней выде-

ляет девять классов психоактивных веществ, в которые сгруппи-
рованы  сотни  и  тысячи  психоактивных  веществ, способных  из-
менять наше сознание.

Принципиально выделяются следующие классы:
1)

 алкоголь;

2)

 опиаты (производные опийного мака);

3)

 каннабиодиды (производные конопли);

4)

 седативные и снотворные вещества;

5)

 кокаин;

6)

 стимуляторы, включая кофеин;

7)

 галлюциногены;

8)

 табак;

9)

 летучие растворители.

*

По отношению к

алкоголю

, как и всем психоактивным веще-

ствам, используется три понятия, обозначающие возможные кон-
такты  человека  с  ними:

употребление, злоупотребление  и  зави-

симость.

По  имеющимся  данным  к  восьмому  классу  алкоголь  упот-

ребляют 75% мальчиков и 40% девочек, к десятому классу 90—
95% подростков  обоего  пола. По  данным  анонимного  анкетиро-
вания, проведенного в одном из крупных городов нашей страны,
алкоголь  употребляют 68,2% учащихся  школ, 92,5% — профес-
сионально-технических  училищ  и 98,1% — техникумов. Не  ду-
маю, что  за  последнее  время  в  этих  цифрах  произошли  сущест-
венные изменения (по крайней мере в сторону уменьшения).

Таким  образом, учитывая, что  не  нормой  мы  можем  фор-

мально  признать  лишь  то  явление, которое  распространено  ме-
нее, чем  у 5% представителей  популяции, рассматривать  упот-
ребление  алкоголя  подростками  как  не норму, как  отклонение у


background image

195

нас нет никакой возможности. Подростки употребляют алкоголь.
Ещё  в 30-х  годах  проведенные  исследования (Дейчман  Э.И.,
1927; Исхакова А.И., 1929) показали, что и тогда в возрасте 8—
11  лет  75%  детей  уже  знали  вкус  алкогольных  напитков,  а  25%
получали их систематически по праздникам. С времён возникно-
вения православия на Руси обязательную ложку церковного вина
во  время  причастия  получали  все  дети. Авторы  руководства  по
подростковой  наркологии  также  не  рассматривают  раннее  зна-
комство со вкусом алкоголя как фактор, способствующий после-
дующему злоупотреблению им.

Надёжные эпидемиологические данные по

злоупотреблению

алкоголем

 среди подростков, к сожалению, отсутствуют. Имеют-

ся  данные  лишь  по  воспитанникам  специализированных  интер-
натов  и  подросткам-правонарушителям. Цифры  эти  достаточно
высоки (порядка 30%), но  делать  на  их  основании  выводы  для
всей популяции подростков не представляется возможным.

Мы знаем лишь те критерии, по которым можно определить

начавшееся злоупотребление алкоголем у подростка:

128

*

 употребление  алкоголя  в  малознакомых  компаниях  и  ак-

тивный поиск ситуаций для выпивки;

*

 признаки  противодействия  со  стороны  своей  компании

сверстников

;

*

 отсутствие рвоты после приёма больших доз алкоголя

;

*

 признаки  компульсивного  влечения  к  алкоголю — желание

напиться до «отключения

»;

*

 употребление алкоголя в ситуациях, грозящих строгим на-

казанием

;

*

 появление после употребления алкоголя отсутствовавших

ранее провалов в памяти (подросток не помнит некоторые мо-
менты своего поведения в состоянии алкогольного опьянения

);

*

 употребление  суррогатов  алкоголя  в  ситуации, когда  по-

добное поведение унижает подростка перед сверстниками

.

Зависимость  от  алкоголя

  у  подростков  в  случае  её  возник-

новения  характеризуется  теми  же  классическими  признаками,
как  и  любая  другая  зависимость: рост  толерантности (способ-
ность  переносить  всё  большие  и  большие  дозы  спиртного  и  по-

128

 Личко А. Е., Битенский В. С.— Указ. изд.— С. 210.