Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4670

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

196

требность  в  них) и  абстинентный  синдром (физическое  ощуще-
ние  нехватки, компульсивная  непреодолимая  потребность  в  ал-
коголе). По  данным  отдаленных исследований, когда  прослежи-
валась длительная  динамика взаимоотношений подростков с ал-
коголем, зависимость от алкоголя к 18 годам формируется у 18—
19% подростков, злоупотребляющих им.

Поскольку в своей работе я уделяю основное внимание глу-

бинным  психологическим  корням  феномена  злоупотребления  и
зависимости от различных психоактивных веществ среди подро-
стков, подробно останавливаться на клинических проявлениях и
методах лечения зависимости от алкоголя я не буду.

Я только ещё раз хочу подчеркнуть ту мысль, что подросток,

злоупотребляющий  алкоголем  и  зависимый  от  него, не  может  и
не  хочет  жить  без  него. Поэтому «отнятие» алкоголя  и  лечение
зависимости ни в коем случае не решит проблемы в корне.

*

Не будет преувеличением сказать, что опиаты на сегодня со-

ставляют  одну  из  самых  серьёзных  подростковых  проблем. Ко-
личество  подростков, злоупотребляющих  опиатами, неуклонно
растёт  с  каждым  месяцем. Сами  наркоманы  относят  опиаты  к
«тяжёлым» наркотикам из-за их способности вызывать сильней-
шую физическую зависимость.

На  чёрном  рынке  широко  распространены  две  группы  пре-

паратов, содержащих  опий,— это  кустарным  образом  приготов-
ленный опийных мак («ханка», «чернушка») и очищенный хими-
ческим способом героин

 («

герасим», «герболайф», «герыч», «же-

сткая», «эйч»). Героин более ценится наркоманами и постепенно
вытесняет кустарные препараты опия, так как способен вызывать
более  мощные  изменения  в  сознании, является  более  очищен-
ным, а  также  может  вводиться  в  организм  путём  вдыхания, что
позволяет избежать внутривенного введения.

Опиаты представляют огромную опасность для психического

здоровья, так как обладают способностью вызывать эйфорию, не
сравнимую ни с одним из положительных переживаний, которые
может  предоставить обычная  жизнь. Никогда нормальный чело-
век, не злоупотребляющий наркотиками, не сможет испытать то


background image

197

психоэмоциональное  состояние, которое  испытывает  подросток,
злоупотребляющий  героином  или  другими  опиатами. При  поли-
наркомании, когда  подросток  злоупотребляет  несколькими  пре-
паратами, опиаты, как  правило, рано или поздно вытесняют все
остальные вещества, включая алкоголь и никотин.

Серьёзность  этой проблемы  не должна  недооцениваться. Не

существует адекватной активности в «нормальной» жизни, кото-
рая  могла  бы  давать  подростку  эквивалентную  замену  эйфории,
переживаемой  в  момент  наркотической  опийной  интоксикации.
В подавляющем большинстве случаев подростки обращаются за
медицинской помощью только в том случае, если даже гипердо-
зы наркотика перестают вызывать эйфорию в связи с ростом то-
лерантности, или  тогда, когда  у  них  отсутствуют  финансовые
возможности для дальнейшей наркотизации.

При этом на сегодняшний день у нас нет способов «стереть»

память  о  переживаниях, испытанных  в  момент  интоксикации.
Некоторые  подростки  сами  просят  об  этом, понимая, что  иначе
им  не  справиться  с «тягой». К  сожалению, мы не способны  по-
мочь  им  в  этом. Пройдя  курс  лечения, подростки  симулируют
«полное  выздоровление», предвкушая «медовый  месяц» новой
встречи  с  наркотиком, который  после  лечения  необходим  в
меньших дозах и вызывает такие же эффекты, как и в начале зло-
употребления.

Природа зачем-то «подшутила» над нами и поместила в «ма-

ковое  молочко» молекулы — практически  полностью  идентич-
ные  молекулам  эндогенных  опиатов (вещества, синтезируемые
мозгом и отвечающие за поддержание фона настроения и подав-
ление  болевой  чувствительности). Каким  образом  получилось
так, что головной мозг и простое растение вырабатывают в про-
цессе  своей  жизнедеятельности  совершенно одинаковую, хотя  и
очень  сложную, молекулу — для  нас  загадка. Хотя  в  последнее
время выяснилось, что генетический  набор  человека, дождевого
червя и, например, банана на 50% схожи между собой. И человек
и мак имеют общего предка в лице простейшего одноклеточного
организма, поэтому  не  удивительно, что  какие-то  части  наших
далеко  разошедшихся  в  процессе  эволюции  организмов  похожи
друг на друга.


background image

198

Наркоман, извлекая  опиаты  из  мака  или  покупая  их  в  виде

чистого  героина, получает  возможность  вводить  их  в  организм
практически  в  неограниченном  количестве. Границами  служат
лишь  финансовые  возможности  и  опасность  передозировки
(опиаты  угнетают  дыхание). Никогда  и  ни  при  каких  условиях
организм человека не может синтезировать и выбросить в кровь
такое  количество  эндогенных  опиатов, какое  может  ввести  себе
наркоман всего лишь за одну иньекцию. Поэтому, повторюсь ещё
раз, нужно быть честными перед собой: никогда и ни при каких
условиях  нормальный  человек  не  сможет  испытать  то  пиковое
состояние блаженства («приход»), которое испытывает наркоман,
вводящий себе героин. Не случайно сами подростки говорят, что
даже «оргазм по отношению к «приходу» — то же самое, что по-
чёсывание носа по отношению к оргазму».

Эта проблема кажется мне интересной сама по себе. Я часто

задавал  себе  вопрос, почему  я, зная  о  том, что  проживу  всю
жизнь и никогда не испытаю той интенсивности положительных
эмоций (эйфорию), которую  переживают  наркоманы  во  время
«прихода», никогда  не  соглашусь  употребить  наркотик  сам, не-
смотря на его относительную доступность?

Я, конечно, теоретически  и  из  своего  клинического  опыта

знаю, что  эйфория  от  приёма  героина  очень  быстро  проходит  и
наркоман вынужден ставить всё большую и большую дозу толь-
ко для того, чтобы находиться в том обычном состоянии, в кото-
ром я или другой человек, независимый от наркотиков, находятся
«просто  так», «бесплатно». Но  на  это  соображение  есть  веский
контраргумент: можно и не дожидаться второго этапа —  взять от
жизни всё и «красиво» уйти. «Живи быстро и умри молодым» —
популярный  лозунг, провозглашённый  в  молодёжной  культуре
60-х  годов (Питом  Тауншендом  из  группы «The Who»). Это  не
только  мои  отвлечённые  рассуждения — подобные «теории» я
слышал  от  многих  начинающих (подчёркиваю — начинающих)
наркоманов. Они рассуждают примерно так, как  поётся в одной
из песен Андрея Макаревича: «А ты был не прав — ты всё спа-
лил за час...». И в этой песне явно чувствуется симпатия автора к
тому, кто был «не прав».

Правда, на  эти  теоретические  рассуждения, которым  нельзя


background image

199

отказать  во  внутренней  логике, существует самой жизнью пред-
лагаемое опровержение. Во-первых, если я понимаю «преимуще-
ства» подобной модели поведения, почему я сам её не выбираю?
Во-вторых, может быть, наркоманы, которые реально поступают
в  соответствии  с  вышеприведенными  соображениями  и  сущест-
вуют где-то вне поля моего внимания, но я их не встречал.

Рассуждения  Раскольникова  в «Преступлении  и  наказании»

тоже  звучат  достаточно  логично, но  только  на  первый  взгляд.
После  многочисленных  разговоров  с  подростками, злоупотреб-
ляющими  опиатами, кажется, я  все  же  понял, почему  наркоман
«со стажем», страдающий зависимостью от героина, живёт с од-
ной  единственной  мечтой — когда-нибудь бросить его употреб-
ление. Об этом мечтают все наркоманы. Они все принимают ге-
роин с твёрдым убеждением, что однажды настанет тот счастли-
вый  день, когда они расстанутся с ним. Но, если героин так хо-
рош, зачем мечтать о расставании с ним? Зачем мечтать о свобо-
де?

Эйфорию, вызываемую  воздействием  опиатов (если  одним

словом выразить всё то, что мне рассказывали подростки о ней),
можно  назвать «одноцветной». Это  недолгое  состояние «прихо-
да» несравнимо ни с чем и на самом деле никогда не может быть
пережито человеком, не употребляющим наркотики, но оно «од-
нообразное», «всегда  одно  и  то  же», «запрограммированное»,
«сделанное», «чужое». Оно напоминает яркую, необъяснимо пре-
красную белую вспышку света, лишённую оттенков и полутонов,
ослепляющую и подавляющую, уносящую стремительной волной
прочь от всех тревог и волнений. Эта мощная тёплая волна мил-
лионами  пузырьков  распространяется  по всему телу, парализует
мозг, заставляет человека оцепенеть и пассивно плыть по беско-
нечным волнам блаженства, плавно переливающимся через тебя,
заставляет забыть о жизни, о людях, о проблемах, о боли — обо
всём. Это состояние есть смерть.

И  нет  ничего  странного  в  том, что эти  ощущения  очень  на-

поминают  ощущения  людей, переживших  клиническую  смерть:
«Всё как будто сильно поплыло, и я почувствовал вибрацию мое-
го существа, рвущегося из тела, и услышал прекрасную музыку…
я поплыл по направлению к прозрачному ясному свету... он был


background image

200

прекрасен, такой блестящий, такой лучезарный, но он совсем не
ослеплял  меня. Это  был  неземной  свет. По-настоящему я не ви-
дел никого в этом свете, и в то же время в нём была заключена
особая  индивидуальность... Это  был  свет  абсолютного  понима-
ния и совершенной любви... я чувствовал себя окружённым все-
поглощающей любовью и состраданием»

129

. Можно вспомнить и

агонию, описанную  Толстым  в «Смерти  Ивана  Ильича»: «А
смерть? Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, пото-
му  что  и  смерти  не  было. Вместо  смерти  был  свет». Филологи,
если  бы  знали  об  этих  интересных  переживаниях  наркоманов  и
умирающих  людей, наверное, задумались  бы  о  происхождении
выражения «тот свет».

В  обычной  жизни  мы  практически  никогда  не  испытываем

подобных  состояний, за  исключением, может  быть, редких  мо-
ментов  экстаза  в  каких-то  исключительных  ситуациях. Но  ведь
почему-то наркоманы готовы отдать что угодно за то, чтобы в эту
нашу  обычную, нормальную  земную  жизнь  вернуться? Зачем?
Наркотик учит (правда, часто слишком поздно) ценить жизнь?

Мне  вспоминается  одна  история  про  молодую  революцио-

нерку, которая из-за идейных разногласий совершила суицидаль-
ную попытку, выстрелив в себя. Перед смертью друзья принесли
ей спелые вишни. Она съела одну из них и заметила: «Вот вполне
достаточное основание для того, чтобы жить». После чего умер-
ла.

В  чём  смысл  жизни? В  чём  смысл  вишенки для нас? В том,

чтобы её съесть. И жизнь — как вишенка. Она вкусная и её нуж-
но есть. Верно говорят, чтобы оценить то, что имеешь, нужно это
потерять. Оказывается самое главное в нашей жизни (то, что ут-
рачивают  наркоманы) — это  её  разнообразие. Наша  жизнь  с  её
многочисленными переживаниями — «цветная», она переливает-
ся сотнями красок, она мерцает, искрится и играет всеми цветами
радуги. Она бесконечно разнообразна, как цветные картинки дет-
ского калейдоскопа. Небо — синее, трава — зелёная, котлетка —
вкусная; всё  вокруг  пропитано  запахами, звуками, прикоснове-
ниями. И вся эта красота дана нам

ни за что, просто так,

 и каж-

129

 Моуди Р. Жизнь после жизни.— Москва — Рига, 1991.—С. 70.