Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4931
Скачиваний: 29
221
Изучение информированности подростков контрольной груп-
пы о возможности ингаляционного злоупотребления различными
веществами с целью опьянения показало, что 96,4% юношей и
97,5 % девушек имеют такую информацию. При этом большин-
ство подростков получали информацию из телевизионных пере-
дач (92,4%) и из газет (61%). Юноши чаще получали информа-
цию от друзей (35,7%), нежели от родителей (33%). Девушки ча-
ще получали информацию от родителей (48,4%), нежели от дру-
зей (32,3%). 17% юношей и 11,3% девушек видели сами, как под-
ростки вдыхают пары летучих органических углеводородов. 4
девушки и 1 юноша во время анкетирования отметили, что один
или несколько раз сами пробовали «дышать» ингалянтами с це-
лью опьянения.
Вопрос, зачем подростки злоупотребляют ингалянтами, ре-
шается с помощью исследования мотивации злоупотребления ин-
галянтами. Однако остаётся нерешённой проблема, поставленная
выше: подростков, испытавших на себе эффекты ингалянтов, как
показывают опросы и предварительные исследования, очевидно,
намного больше тех, у которых в дальнейшем формируется дан-
ная форма аддиктивного поведения. Поскольку практически все
мотивы начала злоупотребления ингалянтами (любопытство,
конформизм, желание получить и испытать новые и необычные
ощущения и т.д.) являются по сути дела непатологическими,
нормальными, свойственными подростковому и не только подро-
стковому возрасту, перед нами встаёт очевидная проблема: мы
имеем перед собой общую популяцию подростков, лишь незна-
чительная часть которых злоупотребляет ингалянтами. Гипоте-
тически можно выдвинуть два предположения:
а) большинство подростков ничего не знают о возможности
ингаляционного использования различных летучих органических
углеводородов с целью опьянения и изменения своего сознания.
Если это так, то все усилия по профилактике злоупотребления
ингалянтами среди подростков должны быть направлены на мак-
симально полное ограничение информации о психоактивных эф-
фектах данной группы веществ. Однако наши данные, получен-
ные во время исследования контрольной группы, свидетельству-
ют о практически стопроцентной осведомлённости подростков
222
общеобразовательных школ о возможности ингаляционного при-
менения летучих органических углеводородов, что позволяет от-
вергнуть первое предположение. Следовательно:
б) существует некий внутренний антиаддиктивный мотиваци-
онный комплекс, надёжно блокирующий у большинства подро-
стков возможность реализации программы данного вида деструк-
тивного поведения.
Вытекающие вопросы:
а) какие антиаддиктивные мотивационные механизмы произ-
водят блокаду данного вида патологического деструктивного ад-
диктивного поведения у подавляющего большинства подростков
в популяции и на каком уровне происходит эта блокада в соот-
ветствии с широко распространённой трёхуровневой системой
реализации поведения человека: индивидуально-биологической,
микросоциальной и макросоциальной.
б) почему данный антиаддиктивный механизм не срабатыва-
ет в том случае, когда мы видим перед собой подростка, злоупот-
ребляющего ингалянтами.
Полученные в ходе исследования данные выявили сущест-
венные отличия в выраженности различных антиаддиктивных
мотивов — как по сравнению с группой контроля, так и при раз-
личных формах злоупотребления ингалянтами.
Основное отличие наблюдается по одной шкале антиаддик-
тивных мотивов: страх отрицательного отношения и осуждения
со стороны друзей. Сравнение показателей по данной группе мо-
тивов показывает, что при всех формах злоупотребления инга-
лянтами у токсикоманов они существенно ниже, чем в группе
контроля.
В целом анализ антиаддиктивных мотивационных комплек-
сов подростков с различными формами злоупотребления инга-
лянтами и сравнение их с антиаддиктивными мотивационными
комплексами подростков из группы контроля показывает, что
основной дефект у подростков, злоупотребляющих ингалянтами,
находится на микросоциальном уровне в области мотива, ка-
сающегося страха осуждения со стороны друзей и приятелей.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что
страх осуждения со стороны своих друзей является тем ключе-
вым микросоциальным фактором, который надёжно блокирует
223
начало и развитие ингаляционного субстанционного аддиктивно-
го поведения у подростков контрольной группы, находящихся в
удовлетворительных социальных и микросоциальных условиях.
С другой стороны — наличие дефекта в этой области может объ-
яснить отмеченный многими авторами феномен группового на-
чала злоупотребления ингалянтами. Для того чтобы подросток
начал «дышать» ингалянтами, за исключением редких случаев,
он должен, во-первых, находиться вне микросоциального окру-
жения, которое бы осуждало данную форму аддиктивного пове-
дения, то есть быть практически полностью выключенным из
всех социальных институтов, во-вторых, он должен находиться в
микросоциальном окружении, в котором данная форма аддик-
тивного поведения существует и одобряется. Как показывают
наши исследования, такие условия возникают в основном в анти-
социальных группах подростков, которые отличаются макси-
мальной изоляцией и оппозиционной настроенностью к боль-
шинству социальных институтов
.
Таким образом, при исследовании аддиктивного поведения
была выявлена практически стопроцентная информированность
подростков о возможных эффектах психоактивных веществ, что,
однако, не являлось достаточным фактором для запуска аддик-
тивной модели поведения, так как блокирующим фактором явля-
ется страх осуждения со стороны друзей и приятелей.
*
Поскольку попытка решить проблему злоупотребления раз-
личными веществами только правовыми и медицинскими мето-
дами успеха не имела, многие исследователи пришли к выводу,
что ключевым фактором в разработке мер профилактики зло-
употребления психоактивными веществами у подростков являет-
ся изучение его мотивации. Цель — поиск путей, средств кор-
рекции и устранения истинных мотивов злоупотребления, а так-
же тех социально-психологических факторов, которые способст-
вуют ему.
Любое психоактивное вещество не только является источни-
ком заболевания (как это с ложной очевидностью кажется мно-
гим неспециалистам), но и позволяет личности решить многие
224
внутренние проблемы. Когда человек попадает в неблагоприят-
ную ситуацию, у него возникает естественный психологический
дискомфорт. Биологическая и социальная эволюция выработала
много самых разнообразных способов защитить личность от не-
гативных эмоций.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что любое защитное
поведение может иметь активный или пассивный характер. При
активной защите человек предпринимает определённые усилия,
чтобы как-то изменить ситуацию в благоприятном для себя на-
правлении. При пассивной защите человек просто
пережидает,
когда неблагоприятная ситуация сама по себе разрешится. В ос-
нове пассивной защиты всегда лежит надежда. Человек надеется,
что если в настоящее время не всё так хорошо, как хотелось бы,
или просто совсем не хорошо, то что-то (пока ещё не известно
что) может измениться к лучшему в будущем. Для того, чтобы
справиться с ситуацией, необходимы только терпение, время и
надежда.
В этом отношении подросткам с их активностью, энергично-
стью, нетерпимостью и отсутствием опыта данный тип защиты
даётся с особенным трудом. У них часто отсутствует как опыт
переживания
тяжёлых кризисных ситуаций, так и навыки актив-
ного поиска выхода из них. Я хорошо помню себя в 16 лет, когда
после ссоры с любимой девушкой сидел дома на диване и совер-
шенно серьёзно размышлял о том, что всё кончено: жизнь про-
жита, всё лучшее позади, впереди ничего нет и тому подобное.
Сейчас я могу с усмешкой вспоминать себя в тот период,
зная
на
собственном опыте, как много хорошего мне удалось пережить
после
этого момента. И когда у меня возникает определённое же-
лание снова «сесть на диван», я думаю, более того,
я знаю
: даже
если проблему нельзя решить, её можно пережить, и будущее
сполна наградит меня за то, что сейчас я справлюсь с этой ситуа-
цией.
Однако, вспоминая себя подростком, я думаю, что, если бы
ко мне подошёл кто-то из взрослых и, умудрённый опытом, стал
рассказывать о том, что я в дальнейшем и сам понял,— я бы с
трудом поверил ему. Так и большинство подростков, к сожале-
нию, с трудом могут поверить, что их гипертрофированные про-
225
блемы и трудности когда-нибудь покажутся им самим чуть ли не
счастьем. «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
Надежда на лучшее будущее является практически единст-
венным источником сохранения внутриличностного психологи-
ческого равновесия в тех случаях, когда у человека отсутствуют
возможности повлиять на неблагоприятную ситуацию самому. В
силу возраста, отсутствия опыта, социальной некомпетентности у
подростков, как правило, мало возможностей активно защищать-
ся от различных неблагоприятных ситуаций. Они зависимы и не-
свободны в своём поведении, что бы ни думали по этому поводу
сами. Сама жизненная ситуация часто толкает подростка на пас-
сивный вариант защиты.
Хорошо известно, что психоактивные вещества являются
своеобразными патологическими способами защиты, включаю-
щимися тогда, когда у подростка или взрослого человека не сра-
батывают нормальные защитные механизмы, такие как попытки
устранить препятствие или обойти его, замена цели, ставшей не-
достижимой, на более достижимую, прямая агрессия или пере-
мещение агрессии на другой объект, регрессия, отказ или смире-
ние. Такое поведение позволяет снизить или полностью снять
(хотя бы временно) эмоциональное напряжение при фрустрации
значимых потребностей и блокирует запуск витальной активно-
сти, направленной на преодоление негативных эмоциональных
состояний и ситуаций, их вызвавших.
Мы наблюдаем так называемое «бегство в болезнь». При
этом глубинные причины появления «условной выгодности» пси-
хопатологической симптоматики зачастую остаются неосознан-
ными не только пациентом, но и врачами. С особой наглядно-
стью можно наблюдать этот феномен при алкогольной зависимо-
сти.
Я неоднократно наблюдал клинические случаи, когда лич-
ность, будучи не в силах соответствовать собственным представ-
лениям или представлениям окружающих о «должном» уровне
личностного функционирования, использует алкоголизацию и
другие формы субстанционного аддиктивного поведения как
«объяснительный» и защитный механизм. «Я не достиг того, чего
хотел сам, или того, чего хотели окружающие меня люди, не по-