Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4928
Скачиваний: 29
226
тому, что не смог, а потому, что пью и(или) болею». У самого че-
ловека и окружающих его людей создаётся впечатление, что во
всём виноват алкоголь, что достаточно ликвидировать этот фак-
тор и ожидаемое всеми развитие пойдёт своим чередом. Однако
это не так. Развитие часто уже невозможно, поскольку исчерпан
личностный потенциал, а алкоголь в этой ситуации является не
столько защитой от мучительных переживаний, связанных с кри-
зисом аутентичности (в связи с его седативым и атарактическим
эффектом), сколько защитой от осознания самим и другими соб-
ственного несоответствия, собственной импотенции, собственной
инволюции.
Этот ловкий манёвр иногда настолько удачен, что и сама
личность и все окружающие её люди (и даже лечащие врачи) ис-
кренне уверены, что вся проблема заключена в алкоголе, что сто-
ит только убрать этот фактор, стоит только «вылечиться» — и
ожидаемый процесс личностного развития пойдёт своим чере-
дом. Но это не так.
Если мы попытаемся в таких случаях только вылечить зави-
симость от алкоголя и (не дай бог) вылечим её успешно, мы мо-
жем ожидать возникновения более деструктивных форм деви-
антного поведения, и в частности, описанного выше суицидаль-
ного поведения.
При успешном лечении, в лучшем случае, происходит транс-
формация субстанционных форм аддиктивного поведения в дру-
гие, менее патологические несубстанционные формы аддикций
(например, в трудоголизм, стремление к накопительству, гэмб-
линг).
*
Так уж получилось, что в природе существует ряд веществ,
которые обладают способностью желательным образом изменять
наше психологическое состояние. Многие из этих веществ, оче-
видно, были открыты ещё тогда, когда наша цивилизация нахо-
дилась на уровне каменного века. По крайней мере, большинство
первобытных племён, описанные путешественниками XVII—XIX
веков, употребляли различные психоактивные вещества во время
227
торжественных ритуальных церемоний.
Описаны случаи, когда даже животные употребляют расте-
ния, содержащие психоактивные вещества, и одурманивают ими
себя. Например, тропические обезъянки терпеливо дожидаются,
когда созреют и перезреют сочные плоды некоего дерева и с ви-
димым удовольствием поедают их, впадая в классическое со-
стояние опьянения с расторможенностью, нарушением коорди-
нации движений, эйфорией, переходящей позже в раздражитель-
ность и агрессивность — всё как у людей, только песни не поют.
Животные с удовольствием используют психоактивные ве-
щества, заимствованные у человека: кошки — настойку валериа-
ны, козы — табак, лабораторные крысы — раствор спирта. Учё-
ные, проводя эксперименты с крысами, доказали, что крыса, при-
нимающая в условиях эксперимента раствор спирта, в скором
времени безошибочно предпочитает его простой воде. Таким об-
разом, возможность возникновения пристрастия к психоактив-
ным веществам — не только человеческая беда.
Разумеется, ни одно животное не может сравниться в этом
отношении с человеком. Человек не только талантливо находит
психоактивные вещества в природе и культивирует их, но и ис-
кусственно создаёт их путём химической обработки. Из продук-
тов брожения плодов и ягод он научился извлекать чистый спирт,
из макового молочка — героин, из конопли — гашиш, из листьев
коки — кокаин, из кокаина — основание кокаина «крэк».
Количество психоактивных веществ увеличивается с каждым
днём. В конце XIX века в быту и промышленности стала широко
использоваться природная нефть. И уже в 1900 году в журнале
невропатологии и психиатрии появляется заметка о том, как одна
горничная, в обязанности которой входила чистка одежды бен-
зином, постепенно пристрастилась вдыхать его пары с целью
опьянения. А спустя ещё несколько десятилетий в 1983 году
Всемирная Организация Здравоохранения официально заявляет,
что ингаляционно потребляемые (то есть вдыхаемые) средства
бытовой химии наряду с героином, кокаином и марихуаной
представляют наибольшую опасность для населения среди всех
психоактивных веществ. Восемь лет тому назад я с удивлением
смотрел репортаж из Австралии, в котором показывали подрост-
228
ков, свободно вдыхающих пары растворителей на улицах города,
а сегодня я могу наблюдать подростков с полиэтиленовыми
кульками за пазухой, свободно гуляющих по центральным ули-
цам моего города. В 1994 году я обследовал девочек-подростков
в подмосковной спецшколе-интернате. Администрация была
удивлена активностью, с которой все девочки включились в про-
водившиеся плановые ремонтные работы. Их удивление выросло
ещё больше, когда они заметили, какие истинные мотивы скрыты
за этим «трудовым порывом». Оказалось, что девочек привлекла
возможность свободного доступа к краскам и бытовым раствори-
телям — и они успели безнаказанно устроить в интернате не-
сколько отменных токсикоманических эксцессов. Из 60 девочек,
находящихся в интернате, только четверть не имела опыта упот-
ребления летучих органических растворителей.
Мы должны на сегодняшний день признать, что наша голова
устроена таким образом, что стремление к изменению сознания
является её неотъемлемым свойством. Трудно найти человече-
скую культуру, которая за период своего существования не при-
думала бы тот или иной способ добиться этих изменений.
Даже маленькие дети, не имеющие доступа к психоактивным
веществам, приобщаются к празднику жизни тем, что развлекают
себя качанием и кружением до «полного одурения» на качелях и
каруселях. Широко распространённым способом изменения соз-
нания среди детей является временное прекращение доступа ки-
слорода в мозг с помощью пережатия сонных артерий на шее. Я
консультировал родителей 12-летнего мальчика, который на-
столько пристрастился к этому занятию, что использовал для не-
го каждую свободную минуту. Родители заподозрили неладное,
когда заметили постоянные синяки на шее у подростка. Во время
беседы мальчик сам признался им, что ничего не может с собой
поделать: удовольствие превышает страх наказания.
229
230
Глава 3
Теории авитальной активности
*
сли мы будем рассматривать только многообразие прояв-
лений авитальной активности, мы с вами рискуем остать-
ся лишь зрителями в зале. Мы имели возможность лицезреть
пресуицидальную, суицидальную, парасуицидальную и десоци-
альную активность так, как она является нам в клинике и в жиз-
ни, стараясь не упустить ни малейшей детали, наблюдая и фик-
сируя каждый феномен. Сейчас, надеюсь, с не меньшим интере-
сом мы постараемся заглянуть за кулисы этой великой жизнен-
ной драмы. Что именно, какие механизмы, какие силы скрыты
внутри бихевиористического «чёрного ящика» авитальной ак-
тивности?
Свои рассуждения на эту тему мне бы хотелось начать с опи-
сания одного феномена, с которым я случайно столкнулся, изучая
авитальную активность пациентов в городском психотерапевти-
ческом центре. То, что сначала воспринималось мной как поме-
ха, постепенно стало обращать на себя внимание и привлекать
мой интерес.
Очень быстро я убедился, что вопрос о влечении к смерти
вызывает у подавляющего большинства людей, с которыми мне
пришлось общаться на данную тему, негативное отношение. Это
негативное отношение варьирует в значительных пределах от
упорного непонимания сути моих вопросов до бурного возмуще-
ния, проявляющегося в том, что некоторые пациенты, с которы-
ми я разговаривал, могли затем длительное время высказывать
претензии своим лечащим врачам и соседям по палате на то, что
я «посмел заподозрить у них столь неприемлемые мысли». Дол-
жен признаться, что в какой-то степени беседы на темы авиталь-
ной активности приводили у них к временному психологическо-
му ухудшению.
Первое время у меня было подозрение, что страх признать у
себя наличие авитальных переживаний связан с тем, что в России
на протяжении многих десятилетий крайние формы авитальной
Е