Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4927
Скачиваний: 29
231
активности, такие как самоубийство, рассматривались как несо-
мненный признак серьёзной психической патологии и как прямое
основание для принудительной госпитализации в закрытое пси-
хиатрическое отделение.
Поэтому я мог предполагать, что пациенты сознательно
скрывают информацию, касающуюся собственных авитальных
переживаний по двум причинам: во-первых, узнав об их нежела-
нии жить или суицидальных мыслях, я как ортодоксальный рос-
сийский психиатр мог подумать о наличии серьёзной психиче-
ской патологии, во-вторых, на основании этой информации при-
менить к ним принудительные санкции медицинского характера.
Однако в дальнейшем по ряду причин это объяснение пере-
стало меня удовлетворять, и вот почему. Во-первых, в результате
многочисленных бесед у меня сложилось впечатление, что, по
крайней мере, у некоторых пациентов с негативной реакцией на
тему авитальной активности
сознательные
авитальные пережи-
вания на самом деле отсутствуют (даже в форме пресуицидаль-
ной активности). То есть реально им нечего было скрывать и не-
чего бояться. Отрицая наличие пресуицидальных и суицидаль-
ных мыслей, не говоря уже о большем, они не обманывали меня.
Во-вторых, ситуация в стране за последнее время в отноше-
нии психиатрической помощи настолько изменилась, что эта ин-
формация не могла тем или иным образом не быть получена па-
циентами. Подтверждением тому является реально изменившееся
отношение к психотерапевтической помощи в целом и к факту
госпитализации в психотерапевтическое отделение в частности.
Я помню, как ещё несколько лет назад приходившие к нам паци-
енты удивлялись отсутствию на окнах решёток, санитаров, сво-
бодному входу и выходу. В настоящее время страх, если не перед
психиатрами, то перед психотерапевтами, почти исчез.
В-третьих, во время проведения бесед или использования
систематизированных опросников реакция пациентов никоим
образом не менялась от моих предварительных объяснений и за-
верений (с учётом вышеизложенных соображений) в том, что по-
добные переживания и мысли могут быть у любого нормального
человека и совершенно не обязательно связаны с серьёзным пси-
хическим расстройством.
232
Эмоциональное отторжение данной темы происходило и про-
исходит до настоящего времени — и иногда мне кажется, что па-
циенту легче признать в себе бессознательный латентный гомо-
сексуализм или инцестуозные влечения, чем авитальную актив-
ность.
Слишком много эмоций — вот тот клинический вывод, кото-
рый я мог сделать в результате своих наблюдений, и не удиви-
тельно, что этот факт привлёк моё внимание.
*
Одновременно и параллельно с эмоциональным отвержением
темы смерти пациентами моё внимание привлекло отношение
Фрейда к тематике смерти в целом и созданной им теории влече-
ния к смерти, в частности.
В «Экзистенциальной психотерапии» Ирвин Ялом, анализи-
руя творчество Фрейда, показывает, что, начиная с первых работ,
Фрейд не просто не замечал, а старательно избегал тематики
смерти. Ялом уверен, что при всей невероятной интуиции Фрей-
да тема смерти оставалась для него слепым пятном, скрывавшим
некоторые очевидные аспекты внутреннего мира человека
130
.
Фрейд на самом деле очень долго исключал агрессивность и
деструктивные тенденции из сферы своих интересов, рассматри-
вая их как вторичные феномены в паре сексуального инстинкта и
инстинкта самосохранения. Он долго не решался признать суще-
ствование внутри человека тенденций, направленных против вле-
чения к жизни, а признав, неоднократно удивлялся тому, что не
сделал этого раньше. «Мне теперь непонятно, как мы проглядели
повсеместность неэротической агрессивности и деструктивности,
упустили из виду принадлежащее ей в истолковании жизни ме-
сто»
131
.
Ранее, когда в 1908 году Адлер выдвинул идею агрессивного
влечения, Фрейд раскритиковал его, обвинив в отступничестве и
отходе от теории либидо. Точно так же негативно отнесся Фрейд
130
Кроль Л. Специи жизни и смерти в психотерапии //Ялом И. Экзистенциальная пси-
хотерапия /Предисл. Л. Кроля.— М., 1999.— С. 6.
131
Фрейд З. Недовольство культурой //Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.—
С. 90.
233
и к докладу российской исследовательницы Сабины Шпильрейн
на заседании Венского психоаналитического общества 25 ноября
1911 года. Ещё в 1909 году Шпильрейн высказала предположе-
ние, что наряду с сексуальным влечением, вместе с ним и в про-
тивоположность ему существует влечение к разрушению и унич-
тожению жизни. Свои мысли она доложила на заседании в при-
сутствии Фрейда, Федерна, Ранка, Сакса, Штекеля, Тауска и
опубликовала в 1912 году
132
.
Фрейд, не испытывающий к Сабине Шпильрейн той личной
неприязни, которую он испытывал к Адлеру, отозвался о докладе
тем не менее довольно скептически: «Она очень талантлива; во
всём, что она говорит, есть смысл; её деструктивное влечение
мне не очень нравится, потому что мне кажется, что оно лично-
стно обусловлено. Она выглядит ненормально амбивалент-
ной»
133
.
Через месяц после начала первой мировой войны в 1914 го-
ду в журнале «Имаго» Фрейд опубликовал статью «Современный
взгляд на войну и смерть», в которой впервые задался вопросом:
«Не лучше ли нам придавать смерти в жизни и наших мыслях
место, которое ему соответствует, и уделять больше внимания
нашему бессознательному отношению к смерти, которое мы
обычно так старательно подавляем?»
Восемнадцать лет спустя Фрейд скажет: «Я помню моё соб-
ственное защитное отношение к идее инстинкта разрушения, ко-
гда она впервые появилась в психоаналитической литературе, и
то, какое долгое время понадобилось мне, прежде чем я смог её
принять»
135
.
В работе «По ту сторону принципа удовольствия», с кото-
рой принято отсчитывать начало развития теории влечения к
смерти, Фрейд делает ссылку на Сабину Шпильрейн: «В одной
очень богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не
132
Spielrein S. Die Destruction als Ursache des Werdens //Jarbuch fur psychanalytische und
psychopatologische Forschungen.—1912.— 4.— Р. 465—503.
133
Freud-Jung Letters. W. McGuire, ed. London: Hogard, 1974.— Р. 494.
134
Freud S. Thoughts for the times on war and death //Standart Edition of the Complete
Psychological Works of S. Freud, v. 14, 1961.— Р. 273—300.
135
Freud S. Civilisation and Discontent //Standart Edition of the Complete Psychological
Works of S. Freud, v. 21, 1961.— Р. 120.
234
совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила
значительную часть этих рассуждений»
136
. Эта ссылка Фрейда не
помешала Юнгу позже обвинить Фрейда в том, что последний
присвоил идею его ученицы
137
.
Нельзя сказать, что обвинения Юнга в данном случае обос-
нованы. Сабина Шпильрейн, равно как и Адлер, выдвинула лишь
идею (от которой Адлер, кстати, позднее отказался). Фрейд же,
исходя из собственного клинического материала, самостоятельно
развил эту идею в смелую теорию, которая заставила его в корне
пересмотреть основы психоаналитической парадигмы, и, может
быть, никогда ранее он не высказывал столько осторожности и
сомнений по поводу своих рассуждений и выводов. «Меня могли
бы спросить,— писал он,— убеждён ли я сам, и в какой мере, в
развитых здесь предположениях. Ответ гласил бы, что я не толь-
ко не убеждён в них, но и никого не стараюсь склонить к вере в
них. Правильнее сказать, я не знаю, насколько я в них верю»
138
.
Только в 1923 году Фрейд окончательно формулирует свои
выводы относительно «двух видов первичных позывов», дейст-
вующих «в каждой живой субстанции»
139
. Но и в 1933 году, спус-
тя 13 лет после выхода в свет «По ту сторону принципа удоволь-
ствия», Фрейд всё ещё пишет как о гипотезе о наличии «влече-
ний к смерти (Todestrieb), которые противостоят этому стремле-
нию (влечению к жизни) и приводят живое к неорганическому
состоянию»
140
. Он всё ещё опасается обвинений со стороны чи-
тателей в спекулятивной философии и заявляет, что не пойдёт
«дальше той области, где нам открылась эта точка зрения»
141
.
Судя по всему, те же импульсы, которые заставляют моих
пациентов избыточно эмоционально относиться к предположе-
нию о наличии у них авитальной активности, препятствовали ин-
теллектуальным усилиям Фрейда в осмыслении темы влечения к
смерти.
136
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Психология бессознательного.—
М., 1990.— С. 420—421.
137
Цит. по: Roasen. Freud and his Followers.— Р. 290.
138
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.— Указ. изд.— С. 420—421.
139
Фрейд З. Я и Оно: Труды разных лет.— Тбилиси, 1991.— С. 375.
140
Фрейд З. Продолжение лекций по введению в психоанализ.— М., 1989.— С. 366.
141
Там же.— С. 366.
235
*
Основные принципы теории влечения к смерти были сфор-
мулированы Фрейдом в работе «По ту сторону принципа удо-
вольствия». Работа состоит из семи частей. Психоанализ большое
значение придаёт символике, которая через бессознательные пла-
сты психики влияет на нашу психическую активность. Фрейд в
своей работе фактически заново создаёт теоретические основы
психоанализа — как Бог создал Землю за семь дней, так и Фрейд
выделяет в своей теории влечения к смерти семь этапов. Каждая
из семи частей постепенно и последовательно ведёт его к форму-
лированию знаменитой концепции влечения к смерти, которая и
в настоящее время вызывает самые ожесточённые споры даже в
среде последователей Фрейда.
1. В первой части «По ту сторону…» Фрейд говорит о прин-
ципе удовольствия, которому подчиняется вся психическая
жизнь и о том, что удовольствие связано с уменьшением напря-
жения и наоборот.
2. Во второй — приводятся три примера, когда психическая
активность очевидно не подчиняется принципу удовольствия:
навязчивые повторяющиеся кошмарные сновидения, неодно-
кратное проигрывание психотравмирующих ситуаций у детей,
драматическое и трагическое театральное искусство.
3. В третьей части высказывается предположение, что за
стремлением к навязчивому повторению неприятных моментов
кроется некое влечение, не подчиняющееся принципу удовольст-
вия.
4. В четвертой — с помощью модели простейшей организа-
ции жизни Фрейд пытается понять принцип удовольствия и де-
лает шаг для объяснения противоречащих ему фактов с помощью
кроющегося за ними
иного принципа.
5. В пятой части на основании многочисленных примеров
«стремления к повторению» в органической жизни Фрейд пред-
полагает в живом организме стремление к восстановлению преж-
него неорганического состояния, то есть влечение к смерти.