Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4927

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

231

активности, такие  как  самоубийство, рассматривались  как  несо-
мненный признак серьёзной психической патологии и как прямое
основание  для  принудительной  госпитализации  в  закрытое  пси-
хиатрическое отделение.

Поэтому  я  мог  предполагать, что  пациенты  сознательно

скрывают  информацию, касающуюся  собственных  авитальных
переживаний по двум причинам: во-первых, узнав об их нежела-
нии жить или суицидальных мыслях, я как ортодоксальный рос-
сийский  психиатр  мог  подумать  о  наличии  серьёзной  психиче-
ской патологии, во-вторых, на основании этой информации при-
менить к ним принудительные санкции медицинского характера.

Однако в дальнейшем по ряду причин  это объяснение пере-

стало меня удовлетворять, и вот почему. Во-первых, в результате
многочисленных  бесед  у  меня  сложилось  впечатление, что, по
крайней мере, у некоторых пациентов с негативной реакцией на
тему  авитальной  активности

сознательные

  авитальные  пережи-

вания  на  самом  деле  отсутствуют (даже  в  форме  пресуицидаль-
ной активности). То есть реально им нечего было скрывать и не-
чего  бояться. Отрицая  наличие  пресуицидальных  и  суицидаль-
ных мыслей, не говоря уже о большем, они не обманывали меня.

Во-вторых, ситуация в стране за последнее время в отноше-

нии психиатрической помощи настолько изменилась, что эта ин-
формация не могла тем или иным образом не быть получена па-
циентами. Подтверждением тому является реально изменившееся
отношение  к  психотерапевтической  помощи  в  целом  и  к  факту
госпитализации  в  психотерапевтическое  отделение  в  частности.
Я помню, как ещё несколько лет назад приходившие к нам паци-
енты  удивлялись  отсутствию  на  окнах  решёток, санитаров, сво-
бодному входу и выходу. В настоящее время страх, если не перед
психиатрами, то перед психотерапевтами, почти исчез.

В-третьих, во  время  проведения  бесед  или  использования

систематизированных  опросников  реакция  пациентов  никоим
образом не менялась от моих предварительных объяснений и за-
верений (с учётом вышеизложенных соображений) в том, что по-
добные переживания и мысли могут быть у любого нормального
человека и совершенно не обязательно связаны с серьёзным пси-
хическим расстройством.


background image

232

Эмоциональное отторжение данной темы происходило и про-

исходит до настоящего времени — и иногда мне кажется, что па-
циенту  легче  признать  в  себе  бессознательный  латентный  гомо-
сексуализм  или  инцестуозные  влечения, чем  авитальную  актив-
ность.

Слишком много эмоций — вот тот клинический вывод, кото-

рый  я  мог  сделать  в  результате  своих  наблюдений, и  не  удиви-
тельно, что этот факт привлёк моё внимание.

*

Одновременно и параллельно с эмоциональным отвержением

темы  смерти  пациентами  моё  внимание  привлекло  отношение
Фрейда к тематике смерти в целом и созданной им теории влече-
ния к смерти, в частности.

В «Экзистенциальной  психотерапии» Ирвин  Ялом, анализи-

руя творчество Фрейда, показывает, что, начиная с первых работ,
Фрейд  не  просто  не  замечал, а  старательно  избегал  тематики
смерти. Ялом уверен, что при всей невероятной интуиции Фрей-
да тема смерти оставалась для него слепым пятном, скрывавшим
некоторые очевидные аспекты внутреннего мира человека

130

.

Фрейд на самом деле очень долго исключал агрессивность и

деструктивные тенденции из сферы своих интересов, рассматри-
вая их как вторичные феномены в паре сексуального инстинкта и
инстинкта самосохранения. Он долго не решался признать суще-
ствование внутри человека тенденций, направленных против вле-
чения к  жизни, а признав, неоднократно удивлялся тому, что не
сделал этого раньше. «Мне теперь непонятно, как мы проглядели
повсеместность неэротической агрессивности и деструктивности,
упустили  из  виду  принадлежащее  ей  в  истолковании  жизни  ме-
сто»

131

.

Ранее, когда в 1908 году Адлер выдвинул идею агрессивного

влечения, Фрейд раскритиковал его, обвинив в отступничестве и
отходе от теории либидо. Точно так же негативно отнесся Фрейд

130

 Кроль Л. Специи жизни и смерти в психотерапии //Ялом И. Экзистенциальная пси-

хотерапия /Предисл. Л. Кроля.— М., 1999.— С. 6.

131

 Фрейд З. Недовольство культурой //Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.—

С. 90.


background image

233

и к докладу российской исследовательницы Сабины Шпильрейн
на заседании Венского психоаналитического общества 25 ноября
1911 года. Ещё  в 1909 году  Шпильрейн  высказала  предположе-
ние, что наряду с сексуальным влечением, вместе с ним и в про-
тивоположность ему существует влечение к разрушению и унич-
тожению жизни. Свои мысли она доложила на заседании в при-
сутствии  Фрейда, Федерна, Ранка, Сакса, Штекеля, Тауска  и
опубликовала в 1912 году

132

.

Фрейд, не испытывающий к Сабине Шпильрейн той личной

неприязни, которую он испытывал к Адлеру, отозвался о докладе
тем  не  менее  довольно  скептически: «Она  очень  талантлива; во
всём, что  она  говорит, есть  смысл; её  деструктивное  влечение
мне не очень  нравится, потому что мне кажется, что оно лично-
стно  обусловлено. Она  выглядит  ненормально  амбивалент-
ной»

133

.

Через месяц после начала первой мировой войны в 1914 го-

ду в журнале «Имаго» Фрейд опубликовал статью «Современный
взгляд на войну и смерть», в которой впервые задался вопросом:
«Не  лучше  ли  нам  придавать  смерти  в  жизни  и  наших  мыслях
место,  которое  ему  соответствует,  и  уделять  больше  внимания
нашему  бессознательному  отношению  к  смерти, которое  мы
обычно так старательно подавляем?»

134

.

Восемнадцать лет спустя Фрейд скажет: «Я помню моё соб-

ственное защитное отношение к идее инстинкта разрушения, ко-
гда  она  впервые  появилась  в  психоаналитической  литературе, и
то, какое  долгое время  понадобилось мне, прежде чем  я  смог её
принять»

135

.

В  работе «По  ту  сторону  принципа  удовольствия», с  кото-

рой  принято  отсчитывать  начало  развития  теории  влечения  к
смерти, Фрейд  делает  ссылку  на  Сабину  Шпильрейн: «В  одной
очень богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не

132

 Spielrein S. Die Destruction als Ursache des Werdens //Jarbuch fur psychanalytische und

psychopatologische Forschungen.—1912.— 4.— Р. 465—503.

133

 Freud-Jung Letters. W. McGuire, ed. London: Hogard, 1974.— Р. 494.

134

 Freud S. Thoughts for the times on war and death //Standart Edition of the Complete

Psychological Works of S. Freud, v. 14, 1961.— Р. 273—300.

135

 Freud S. Civilisation and Discontent //Standart Edition of the Complete Psychological

Works of S. Freud, v. 21, 1961.— Р. 120.


background image

234

совсем  понятной  для  меня, Сабина  Шпильрейн  предвосхитила
значительную часть этих рассуждений»

136

. Эта ссылка Фрейда не

помешала  Юнгу  позже  обвинить  Фрейда  в  том, что  последний
присвоил идею его ученицы

137

.

Нельзя  сказать, что  обвинения  Юнга  в  данном  случае обос-

нованы. Сабина Шпильрейн, равно как и Адлер, выдвинула лишь
идею (от  которой  Адлер, кстати, позднее  отказался). Фрейд  же,
исходя из собственного клинического материала, самостоятельно
развил эту идею в смелую теорию, которая заставила его в корне
пересмотреть  основы  психоаналитической  парадигмы, и, может
быть, никогда  ранее  он  не  высказывал  столько  осторожности  и
сомнений по поводу своих рассуждений и выводов. «Меня могли
бы спросить,— писал он,— убеждён ли я сам, и в какой мере, в
развитых здесь предположениях. Ответ гласил бы, что я не толь-
ко не убеждён в них, но и никого не стараюсь склонить к вере в
них. Правильнее сказать, я не знаю, насколько я в них верю»

138

.

Только  в 1923 году  Фрейд  окончательно  формулирует  свои

выводы  относительно «двух  видов  первичных  позывов», дейст-
вующих «в каждой живой субстанции»

139

. Но и в 1933 году, спус-

тя 13 лет после выхода в свет «По ту сторону принципа удоволь-
ствия», Фрейд  всё  ещё  пишет  как  о  гипотезе  о  наличии «влече-
ний  к  смерти (Todestrieb), которые противостоят этому стремле-
нию (влечению  к  жизни) и  приводят  живое  к  неорганическому
состоянию»

140

. Он  всё  ещё  опасается  обвинений  со  стороны  чи-

тателей  в  спекулятивной  философии  и  заявляет, что  не  пойдёт
«дальше той области, где нам открылась эта точка зрения»

141

.

Судя  по  всему, те  же  импульсы, которые  заставляют  моих

пациентов  избыточно  эмоционально  относиться  к  предположе-
нию о наличии у них авитальной активности, препятствовали ин-
теллектуальным усилиям Фрейда в осмыслении темы влечения к
смерти.

136

 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Психология бессознательного.—

М., 1990.— С. 420—421.

137

 Цит. по: Roasen. Freud and his Followers.— Р. 290.

138

 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.— Указ. изд.— С. 420—421.

139

 Фрейд З. Я и Оно: Труды разных лет.— Тбилиси, 1991.— С. 375.

140

 Фрейд З. Продолжение лекций по введению в психоанализ.— М., 1989.— С. 366.

141

 Там же.— С. 366.


background image

235

*

Основные  принципы  теории  влечения  к  смерти  были  сфор-

мулированы  Фрейдом  в  работе «По  ту  сторону  принципа  удо-
вольствия». Работа состоит из семи частей. Психоанализ большое
значение придаёт символике, которая через бессознательные пла-
сты  психики  влияет  на  нашу  психическую  активность. Фрейд  в
своей  работе  фактически  заново  создаёт  теоретические  основы
психоанализа — как Бог создал Землю за семь дней, так и Фрейд
выделяет в своей теории влечения к смерти семь этапов. Каждая
из семи частей постепенно и последовательно ведёт его к форму-
лированию знаменитой концепции влечения к смерти, которая и
в настоящее время вызывает самые ожесточённые споры даже в
среде последователей Фрейда.

1. В первой части «По ту сторону…» Фрейд говорит о прин-

ципе  удовольствия, которому  подчиняется  вся  психическая
жизнь  и о том, что удовольствие связано с уменьшением напря-
жения и наоборот.

2. Во второй — приводятся три примера, когда психическая

активность  очевидно  не  подчиняется  принципу  удовольствия:
навязчивые  повторяющиеся  кошмарные  сновидения, неодно-
кратное  проигрывание  психотравмирующих  ситуаций  у  детей,
драматическое и трагическое театральное искусство.

3. В  третьей  части  высказывается  предположение, что  за

стремлением  к  навязчивому  повторению  неприятных  моментов
кроется некое влечение, не подчиняющееся принципу удовольст-
вия.

4. В четвертой — с помощью модели простейшей организа-

ции  жизни  Фрейд  пытается  понять  принцип  удовольствия  и  де-
лает шаг для объяснения противоречащих ему фактов с помощью
кроющегося за ними

иного принципа.

5. В  пятой  части  на  основании  многочисленных  примеров

«стремления  к  повторению» в  органической жизни Фрейд пред-
полагает в живом организме стремление к восстановлению преж-
него неорганического состояния, то есть влечение к смерти.