Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4653

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

236

6. В шестой части, исходя из этого, Фрейд впервые постули-

рует  новую  пару  противоположно  направленных  влечений: вле-
чение к жизни и влечение к смерти.

7. В седьмой части приходит к трудному, но окончательному

выводу: принцип удо

вольствия находится на службе у влечения

к смерти.

*

Начиная свою работу с того, что «в психоаналитической тео-

рии мы без колебания принимаем положение, что течение психи-
ческих  процессов  автоматически  регулируется  принципом  удо-
вольствия», Фрейд  заканчивает  её  тем, что «влечение  к  жизни»
выступает  нарушителем  мира  покоя, принося  с  собой  напряже-
ние. Разрешение от напряжения, связанного с влечением к жизни,
воспринимается  как  удовольствие, «влечение  к  смерти  непре-
рывно  производит  свою  работу, и  принцип  удовольствия  нахо-
дится в подчинении у влечения к смерти»

142

.

Между  первой  фразой  в  начале  работы  и  второй  фразой  в

конце  находится  тот  водораздел, который  сразу  же  и  на  многие
десятилетия  расколол  всех  учёных, занимающихся  проблемами
витальной  активности  на  два  лагеря: принявших  концепцию
Фрейда  о  влечении  к  смерти  и  отвергнувших  её  как  «чуждую
биологии... не только ненужную, но и неверную»

143

.

Логическая цепочка теории влечения к смерти очень проста:

1) практически  все исследователи, как  и Фрейд, признают,

что  психическая  деятельность  человека  подчиняется  принципу
удовольствия;

2) признаётся  также  и  то, что  удовольствие  связано  со

снижением напряжения, а неудовольствие  — с его увеличением;

3) не многие будут спорить и с тем, что жизнь — это уси-

ление напряжения и активности, а смерть — это снижение на-
пряжения, спад активности, пассивность и статичность;

142

 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.— Указ. изд.— С. 424.

143

 Лоренц К. Так называемое зло //Оборотная сторона зеркала /Пер. с нем.— М., 1998.

— С. 96.


background image

237

4) отсюда всё, что движет нас к покою, снижению напря-

жения, смерти — вызывает удовольствие, а всё, что усиливает
напряжение (сама жизнь по своей сути) — вызывает неудоволь-
ствие;

5) таким образом, если психическая деятельность подчиня-

ется  принципу  удовольствия, а  в  основе  удовольствия  лежит
влечение к  смерти, то  вся психическая деятельность обслужи-
вает влечение к смерти;

6) таким образом, смерть и влечение к смерти — это тот

фон, на котором разворачивается процесс жизни. Всё, что име-
ет отношение к жизни — вызывает страдание; всё, что имеет
отношение к смерти — вызывает удовольствие. Жизнь — стра-
дание. Смерть — избавление от страдания (вывод, который не
кажется мне излишне экстравагантным);

7) инстинкт самосохранения — тот единственный фактор,

который не даёт нам умереть максимально быстро и с макси-
мальным удовольствием.

Логика  Фрейда  в  данной  работе  столь  убедительна, что  её

очень сложно аргументировано опровергнуть, поэтому, если точ-
но охарактеризовать создавшееся и существующее по настоящий
день  положение вещей, подавляющее большинство исследовате-
лей  предпочло  и  предпочитает  просто  игнорировать  теорию
Фрейда о влечении к смерти, критикуя скорее не саму теорию, а
личность  Фрейда. Точно так же, как  ранее сам Фрейд приписы-
вал  идеи  агрессивности  и  влечения  к  смерти  личностным  осо-
бенностям  учёных, впервые заговоривших об этом (паронойяль-
ности  Адлера  и  амбивалентности  Шпильрейн), многие  последо-
ватели  Фрейда  поспешили  приписать  идеи  влечения  к  смерти
личностным проблемам самого Фрейда. Эрик Фромм, например,
рассматривал теорию  влечения  к  смерти  как  следствие, с одной
стороны, болезни  и  старости  Фрейда, а  с  другой  стороны, как
следствие  его  идейных  разногласий  с  Юнгом  и  необходимости
«пристроить  свою  новую  убеждённость  в  силе  человеческой  аг-
рессивности»

144

. «Тяжёлая  болезнь  Фрейда  запечатлелась  в  его

сознании, подкрепив  страх  смерти, и  тем  самым  внесла  свой

144

 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.— М., 1994.— С. 390.


background image

238

вклад в формулировку инстинкта смерти»

145

,— пишет Фромм по

этому поводу, считая, что

допущение

, согласно которому челове-

ку приходится умирать потому, что смерть — цель жизни, не бо-
лее чем утешение и облегчение страха смерти.

Высказывались  также предположения, что на Фрейда с его

формулировкой  идеи  влечения  к  смерти  могли  повлиять  такие
события, как смерть второй жены его отца, Ревекки, самоубийст-
во  одного  из  его  лучших  учеников  Виктора  Таска

146

, смерть од-

ной из дочерей Фрейда. Собственно Фрейд и сам опасается, как
бы его размышления не были приняты за переосмысление собы-
тий личной жизни. В письмах к  Эйтингтону и Виттелсу он под-
чёркивает, что работа «По ту сторону...» была написана за год до
смерти его дочери — «когда моя дочь была молода и жизнерадо-
стна»

147

.

Интересно, что если кем-то идея влечения к смерти и была

достаточно  хорошо принята, то — это были русские аналитики.
На  базе  концепции  влечения  к  смерти  основывал  свои  поздние
статьи  известный  российский  психиатр  Николай  Осипов. В  мае
1926 года доктор Виноградов из Киева рассказывал на заседании
Русского  психоаналитического  общества  в  Москве  о  девушке,
покончившей  с  собой  с  помощью  самосожжения, и  трактовал
этот  случай  как  проявление  изолированного  действия  деструк-
тивного инстинкта. В ноябре 1927 года доктор Гольц докладыва-
ла о психических реакциях переживших землетрясение в Крыму
людей. Среди них она выделяла тех, кто был безразличен к опас-
ности. По словам Гольц, расспросы этих людей выявляли бессоз-
нательное влечение к смерти

148

.

*

Фрейд, как я уже упоминал, только в самом конце своей ра-

боты осознанно приходит к выводу о том, что принцип удоволь-
ствия  на  самом  деле  обслуживает  влечение  к  смерти. В  начале

145

 Там же.— С. 387.

146

 После смерти Таска в письме к Лу Андреа-Саломе от 1 августа 1919 года Фрейд

пишет: «Я выбрал сейчас в качестве пищи тему смерти».

147

 Дадун Р. Фрейд /Пер. с фр.— М., 1994.— С. 167—191.


background image

239

Фрейд больше говорит о принципах удовольствия и реальности,
как  бы  подготавливая  читателя  к  путешествию «по  ту  сторону
принципа  удовольствия» — на  территорию  влечения  к  смерти,
но, что интересно, уже в первой части он целиком и полностью
находится на территории смерти, рассуждает, сам того не подоз-
ревая, о  смерти  и  даже  во  многом  объясняет  многие  принципы
проявлений смерти в организме.

Даже самые первые фразы «По ту сторону…», будучи «пере-

ведёнными» с  учётом  последующих  знаний, начинают  звучать
совершенно  естественно  и  не  требуют  тех  трудных  интеллекту-
альных «сальто-мортале», которые приходится совершать Фрей-
ду на протяжении всех семи частей работы.

Он пишет в первой части: «Под влиянием

стремления орга-

низма  к  самосохранению  принцип  удовольствия

  сменяется

«принципом  реальности», который, не  оставляя  конечной  цели

достижения удовольствия

, откладывает возможности удовле-

творения  и  временно  терпит

неудовольствие

  на  длинном  околь-

ном пути к удовольствию»

149

.

Зная теперь уже о том, что лежит за «удовольствием» и «не-

удовольствием», эта  фраза  читается  нами  совсем  по  другому:
«Под  влиянием  стремления  организма  к  самосохранению

влече-

ние  к  смерти

  сменяется «принципом  реальности», которое, не

оставляя  конечной  цели —

достижение  смерти

, откладывает

возможности удовлетворения и временно терпит

жизнь

 на длин-

ном окольном пути к

смерти

».

Этой теме посвящён далее весь пятый раздел работы Фрейда.

«Положение о существовании влечения к самосохранению, кото-
рое  мы  приписываем  каждому  живому  существу, состоит  в  за-
метном  противоречии  с  утверждением, что  вся  жизнь  влечений
направлена  на  достижение  смерти, — пишет он. — Получается,
что  организм  хочет  умереть  только  по-своему. Он  противится
всем  возможностям  достигнуть  смерти  самым  коротким  пу-
тём»

150

.

Ещё  одна  фраза  Фрейда  поможет  нам  пролить  свет  на  про-

блему авитальной активности. Фрейд пишет: «Всякое невротиче-

149

 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.— Указ. изд.— С. 424.

150

 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.— Указ. изд.— С. 424.


background image

240

ское

неудовольствие

 есть подобного рода

удовольствие

, которое

не может быть воспринято как таковое», что при нашем переводе
буквально  означает  следующее: «Всякая  невротическая

жизнь

есть подобного рода

смерть

, которая не может быть воспринята

как  таковая». Получается, что невротические пациенты, пациен-
ты, страдающие зависимостью от алкоголя и наркотиков, нашли
способ  обмануть  принцип, который  мешает  всем  нам  умереть
максимально быстро, получив при этом максимум удовольствия.
Но к этой проблеме мы ещё вернемся ниже.

*

Далее  во  второй  части  Фрейд  описывает  у  людей, реально

переживших  опасность  для  жизни, феномен, который, видимо,
противоречит  принципу  удовольствия. Больной  с  травматиче-
ским  неврозом  во  время  сна  возвращается  в  ситуацию, вызвав-
шую когда-то невроз, и каждый раз заново переживает испуг. И
Фрейд  отмечает, что  этому  крайне  мало  удивляются. Фрейд  ис-
пользует  этот  пример  только  для  того, чтобы  показать  психиче-
скую  активность, выходящую  за  рамки  принципа  удовольствия.
Переходя далее к  примерам детского проигрывания травматиче-
ских событий (уход матери), драматическому и трагическому те-
атральному  искусству, он  предлагает  читателям  оставить «тём-
ную  и  мрачную  тему  травматического  невроза», используя  его
лишь  для  того, чтобы  показать  факт  психической  активности,
выходящий за рамки принципа удовольствия. Фрейд не доводит
анализ травматических сновидений до конца.

Восполняя  этот  пробел, попытаемся  понять: какие  созна-

тельные и бессознательные динамические процессы протекают в
психике  пациентов, страдающих  посттравматическим  стрессо-
вым  расстройством (ПТСР), и  как  эти  процессы  обуславливают
всё разнообразие феноменологии ПТСР.

На  протяжении  всей  своей  жизни  человек  наравне  с  живот-

ными усваивает  модели  поведения, направленные  на  удовлетво-
рение  инстинкта  самосохранения. Эти  модели  поведения  очень
сложны, и человеку дорого приходится платить за моменты удо-
вольствия, расслабления  и  покоя. Столкнувшись  с  реальной
опасностью для жизни, человек внезапно обнаруживает для себя