Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4926
Скачиваний: 29
241
возможность умереть (достигнуть полного покоя) значительно
быстрее, чем позволяло ему рассчитывать собственное сознание.
Но в тот же момент, когда эта «соблазнительная» идея начинает
проникать в его сознание, инстинкт самосохранения незамедли-
тельно пытается блокировать её, запуская негативные эмоции
тревоги, страха и ужаса.
На феноменологическом уровне этот процесс ведёт к тому,
что в бодрствующем состоянии человек с ПТСР стремится всяче-
ски избегать мыслей, ощущений и разговоров, связанных с пере-
житым, он избегает людей, мест и деятельности, вызывающих
воспоминания о пережитом, ему трудно воспроизвести в созна-
нии многие важные детали пережитого, у него возникают выра-
женная тревога и дискомфорт от напоминаний или намёков на
пережитые события. Фрейд пишет, что ему не известно, чтобы
больные с травматическими расстройствами в бодрствующем со-
стоянии уделяли много внимания своим воспоминаниям.
Но далее сама клиника и феноменология ПТСР наталкивает
нас на мысль, что полностью осуществить блокаду и вытеснить
нежелательную информацию инстинкту самосохранения не уда-
ется. Слишком поздно. Мозг человека уже подметил и фиксиро-
вал всю «прелесть» и «притягательность» ситуации. Не только
характерные повторяющиеся сновидения, включающие сцены из
пережитых событий, но и повторяющиеся навязчивые воспоми-
нания, доходящие в своей интенсивности до иллюзорных и гал-
люцинаторных феноменов (флэшбеки), заставляют нас вслед за
Фрейдом предположить, что в психической реальности действует
сила, для которой ситуация с максимальным риском для жизни
представляет несомненную ценность.
При этом нужно заметить, что состояние сна, когда происхо-
дит основной прорыв воспоминаний, много ближе к смерти, чем
состояние бодрствования. Во время сна инстинкт самосохране-
ния в значительной степени ослаблен. Во сне пациент как бы за-
бывается, что нельзя думать о смерти и навязчиво раз за разом
возвращается к моменту максимальной близости с желанным со-
стоянием небытия, которое он однажды случайно «подсмотрел» в
жизни.
Но инстинкт самосохранения «не спит» даже во время сна и,
как только распознаёт мысленное посягательство на жизнь, нака-
242
зывает немедленным пробуждением, тревогой, испугом и ужа-
сом, лишает удовольствия блаженного сна, вызывает в дальней-
шем затруднение засыпания и поддержания сна. Феноменологи-
чески наблюдаются реакции избыточной активации: бессонница,
сверхбдительность, раздражительность, преувеличенная реакция
испуга
151
.
После травматических сновидений Фрейд переходит к слу-
чаю полуторагодовалого мальчика, который, будучи часто остав-
ляем матерью, относился к этому довольно спокойно, разработав
своеобразную игру с катушкой. Он выбрасывал её, держа за нит-
ку, так, что она исчезала, говоря при этом: «О-о-о-о!», а затем
вытаскивал катушку назад с довольным видом и радостным воз-
гласом «тут».
Фрейда удивляет вопрос: почему, если в принципе уход ма-
тери для ребёнка не может быть приятен, он бесконечное количе-
ство раз по собственному почину воспроизводит в игре неприят-
ную для него ситуацию? Он объясняет эту ситуацию двумя спо-
собами: 1) стремлением к овладению, то есть переходу из пас-
сивного состояния, когда ситуация владела тобой, к активному
состоянию, когда ты владеешь ситуацией, и 2) отбрасывание
предмета, так что он исчезает может быть удовлетворением по-
давленного в жизни импульса мщения матери за то, что она уш-
ла, то есть ребёнок таким образом как бы символически убивает
мать.
Фрейд не знает, какой из этих двух концепций отдать пред-
почтение. Он пишет, что достаточно ясно, что игра детей обу-
словлена желанием стать взрослыми. Это, кстати, не совсем ясно:
почему многие дети хотят стать взрослыми, то есть «более мёрт-
выми», и почему взрослые, «уже достаточно мёртвые», не хотят,
подобно детям, стать ещё более мертвыми или «почти мёртвы-
ми», то есть старыми? Почему взрослые не хотят стареть? Что
есть такого в старости, что отвращает взрослых от неё и толкает
их как бы вспять, заставляя мечтать о сохранении юности и мо-
лодости. Только ли страх болезней, немощности и боли, которые
часто сопутствуют старости?..
151
Вагин Ю. Р. Психодинамические аспекты посттравматического стрессового рас-
стройства //Материалы VI Всероссийской открытой научно-практической конферен-
ции «Травматический и поствоенный стресс...».— Пермь, 2001.— С. 81—83.
243
*
Итак, исходя из трёх моментов: травматический невроз, дет-
ское проигрывание травматических факторов, драматическое и
трагическое театральное искусство
152
, Фрейд приходит к убежде-
нию, что и при господстве принципа удовольствия неприятное
может прорываться в психическую деятельность, в сознание, де-
латься «предметом воспоминания» и «психической обработки».
Он предполагает, что за стремлением к навязчивому повто-
рению эмоционально неприятных состояний кроется некое вле-
чение, не подчиняющееся принципу удовольствия. Новый и уди-
вительный факт, который Фрейд описывает, «состоит в том, что
«навязчивое повторение» воспроизводит также и такие пережи-
вания из прошлого, которые не содержат никакой возможности
удовольствия, которые не могли повлечь за собой удовлетворе-
ния даже вытесненных прежде влечений»
153
.
Это влечение кажется ему «более первоначальным, элемен-
тарным, обладающим большей принудительной силой, чем ото-
двинутый им в сторону принцип удовольствия»
154
. Фрейд задаёт-
ся вопросом: «Какой функции оно соответствует, при каких ус-
ловиях оно может выявиться и в каком отношении стоит оно к
принципу удовольствия?»
Пытаясь осмыслить три примера навязчивого повторения,
Фрейд делает предположение о наличии в живом организме
стремления к восстановлению какого-либо
прежнего
состояния.
И подтверждает свою мысль примерами поведения птиц, рыб,
развитием эмбрионов. Он приходит к выводу, что собственно
первичным состоянием всего живого было неорганическое со-
стояние и стремление к восстановлению первичного состояния
иначе как влечением к смерти назвать и нельзя. «Если мы при-
мем как не допускающий исключения факт, что всё живущее
вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорга-
ническому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является
152
Третий момент, на который обращает внимание Фрейд, это то, что артистическая
игра, рассчитанная на зрителей, доставляет им, например в трагедии, самые болезнен-
ные впечатления, всё же может восприниматься ими как наслаждение.
153
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.— Указ. изд.— С. 392.
154
Там же.— С. 394.
244
смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое... Некогда
какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были
в неодушевлённой материи свойства живого... Возникшее тогда в
неживой перед тем материи напряжение стремилось уравнове-
ситься:
это было первое стремление возвратиться к неживо-
му»
155
.
Здесь Фрейд сам пугается и долго извиняется за столь
дерзкое предположение: «для нас было бы облегчением, если бы
всё наше построение оказалось ошибочным».
Но логика рассуждений неизбежно ведёт его к постулирова-
нию двух противоположно направленных влечений: влечения к
жизни и влечения к смерти и в итоге Фрейд приходит к заключе-
нию, что принцип удовольствия, которому подчиняется вся пси-
хическая деятельность, находится на службе у функции, которой
присуще стремление сделать психический аппарат вообще ли-
шенным возбуждений. Принцип удовольствия находится в под-
чинении у влечения к смерти.
Таково краткое изложение теории влечения к смерти, кото-
рая заставила Фрейда в корне пересмотреть всю психоаналити-
ческую теорию.
*
Витальная активность (жизнь) – закономерный флюктуи-
рующий структурно-энергетический процесс. Сама материя об-
ладает витальной активностью. Она постоянно порождает жизнь,
но она же обладает и авитальной активностью, то есть однажды
порождённая жизнь имеет тенденцию рано или поздно остано-
виться в своём развитии и умереть. Обе эти тенденции равнове-
лики. Ни одна из них не имеет преимуществ перед другой.
На сегодняшний день энергетические условия на нашей пла-
нете в нашей системе таковы, что витальная активность, возмож-
но, относительно преобладает над авитальной (масса биологиче-
ской материи увеличивается, что, в принципе, не доказано). Зав-
тра эти условия могут измениться — и процессы авитальной ак-
тивности начнут преобладать. Жизнь постепенно замрёт и оста-
новится.
155
Там же.— С. 405.
245
Мы видим, что одна из структурно-энергетических форм ви-
тальной активности (человек), используя возможности централь-
ной нервной системы, получила возможность искусственно регу-
лировать уровень витальной активности, как повышая его, так и
понижая (вплоть до полного прекращения). В естественных ус-
ловиях в качестве мощного противодействия (foolproof) попыт-
кам понижения витальной активности служит инстинкт самосо-
хранения, который с помощью негативных эмоций (страха, тре-
воги, боли) отгоняет всё живое от возможности максимально бы-
стро прекратить своё существование. Только человек в обход ин-
стинкта самосохранения научился либо существенно понижать
уровень своей витальной активности (психоактивные вещества),
либо более или менее быстро прекращать её (суицидальная и па-
расуицидальная активность). Человека можно сравнить с «эво-
люционировавшим» электрическим чайником, который научил-
ся, по желанию, не выключаться сразу же после закипания и, со-
ответственно, получил возможность самостоятельно решать во-
прос: перегорать ему или нет.
*
Суицидальная активность человека только на первый взгляд
уникальна в биологическом плане, несмотря на то что человек —
единственное из всех земных существ, которое способно на соз-
нательное прекращение собственной жизни. Лебеди не поют
свою знаменитую лебединую песню и не бросаются, сложив
крылья, вниз головой в воду; скорпионы, окружённые огнём, не
жалят себя в спину; жеребцы, которых заставили спариваться с
собственными матерями, не бросаются с высокого утёса — всё
это красивые легенды, придуманные людьми.
Напрашивается вывод, что самоубийство как крайнее прояв-
ление авитальной активности не обусловлено непосредственно
биологически, а связано с некими социальными факторами, при-
меры которых мы видели выше. При этом следует заметить, что и
многие животные ведут совместный «социальный» образ жизни,
однако суицидальной активности у них не наблюдается. Значит,
должно возникнуть некое
особое качество социальности
, отде-
ляющее человеческое сообщество от сообщества животных и