Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4915

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Всё это имеет столько же шансов на успех, сколько попытка

с детства воспитать из девочки мальчика или из мальчика девоч-
ку. То есть не то чтобы ничего не получилось, но просто то, что
получится, глаз  отнюдь  не  радует, само  по себе вызывает  сожа-
ление, а  иногда  ещё  и  требует  специальной  психологической  и
психотерапевтической  помощи. Попытайтесь  сделать  из  нор-
мального  ребёнка  креативную  личность — получите  невротика,
алкоголика, наркомана или суицидента. Попытайтесь сделать  из
креативного  ребёнка  нормальную  личность — получите  то  же
самое.

Только  тот  факт, что  на  креативности  можно  стало  делать

деньги, стимулирует многочисленные псевдонаучные исследова-
ния и рекомендации по развитию этого качества.

Соотношение нормальных и креативных личностей, сущест-

вующее  в  популяции,— естественным  образом  сбалансирован-
ный  процесс, не  требующий  и  не  допускающий  каких-либо  по-
сторонних  вмешательств. Интенсивные  попытки  стимуляции
психической  деятельности, предпринимаемые  уже  не  только  в
детском и подростковом возрасте, но и в зрелом и пожилом, вы-
зывают самые большие опасения. Нельзя рассматривать креатив-
ную личность как образец абсолютной нормы, как максимальное
проявление  человеческой  сущности, как  полную  актуализацию
личности, как вершину человеческого рода. И уж тем более нель-
зя  искусственно  переносить  законы  психологического  функцио-
нирования  креативной  личности  на  нормального  ребёнка  и  за-
ставлять его «функционировать» в несвойственной ему манере.

Например, если  рост  в  основной  популяции  составляет  в

среднем 160—170 см, то какой-то процент обязательно выходит
по этому показателю за пределы нормы. Есть люди, рост которых
составляет 200 и более сантиметров. Такие люди не представля-
ют  собой  патологии. Они  являются  отклонением. И  никому  не
нужно доказывать, что им в чём-то сложнее адаптироваться к ок-
ружающей среде. Что произойдёт, если мы начнём рассматривать
людей  с  двухметровым  ростом  как «полностью  выросших», а
всех остальных как «неполноценных» или «не полностью актуа-
лизированных»?

Равным  образом, есть  креативные  личности, активность  и

пластичность  психических  процессов  которых продолжает оста-


background image

32

ваться  на относительно высоком уровне (по сравнению с общей
популяцией) дольше, чем в норме. Это отклонение. Таким людям
также в чём-то сложнее адаптироваться к окружающей среде, по-
скольку мир, который их окружает,— это не их мир, это не мир,
который  рассчитан  на  них,— это  мир  нормальных  людей, мир,
адаптированный к особенностям социального и психологическо-
го функционирования нормальных людей, мир, живущий по нор-
мальным законам, мир с нормальными ценностями и интересами.

Глупо, как  каждый понимает, пытаться  разработать методи-

ки, которые  позволили  бы  основной  массе  населения  увеличить
свой  рост, хотя  теоретически  это, вероятно, возможно. Для  бас-
кетбольных команд стараются отобрать людей с естественно вы-
соким ростом, а не вытягивают подростков на специальных стан-
ках.

Однако задумаемся, что же происходит в психологии в целом

и в педагогике в частности по отношению к проблеме креативно-
сти? Чем, если не «вытягиванием за уши», можно назвать знаме-
нитое «развивающее  обучение»? Родители  согласны  платить  ог-
ромные  деньги, лишь  бы  погрузить  своего  ребёнка  в  систему
максимального информационного нагнетания, лишь бы втиснуть
в  ребёнка  всю  мыслимую  и  немыслимую  информацию, совер-
шенно не учитывая его индивидуальные особенности. Это напо-
минает насилие.

У Роджерса (при всём моём неприятии гуманистической пси-

хологии) есть  хорошее  сравнение: «фермер  не  может  заставить
росток развиваться и прорастать из семени, он только может соз-
дать такие условия для его роста, которые позволят семени про-
явить  свои  собственные  скрытые  возможности. Так  же  обстоит
дело  и  с  творчеством»

24

. Это  хорошее  напоминание  тем  педаго-

гам, которые  считают, что  креативность — это  та  волшебная
жидкость, которой они поливают детей и которая обладает маги-
ческой способностью из каждой «землянички» вырастить «клуб-
ничку». Ещё  Гельвеций  по  этому поводу говорил, что посредст-
вом  воспитания  можно  заставить  плясать  медведей, но  нельзя
создать гениального человека.

 Педагогам бы решить проблему, как не тормозить психиче-

ское  развитие  ребёнка  и  подростка, чтобы  не  выступать  в  роли

24

 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994.— С. 61.


background image

33

психических компрачикосов, а уж кому и на сколько дано вырас-
ти духовно и интеллектуально, природа решит сама. Не нужно её
подправлять. Как  писал  основоположник  гештальттерапии  Фре-
дерик  Пёрлз: «Не  нужно  толкать  реку, пусть  она  течёт  сама»

25

.

Ведь  всё, что  требуется  от  родителей, воспитателей  и  учителей,
это  обеспечить  свободный  доступ  ребёнка  к  информационному
потоку в широком смысле этого слова, и он впитает в себя ровно
столько, сколько позволят ему его собственные потенции. Он бу-
дет аутентичен. Он будет самоактуализирован, если угодно. Если
исключить  грубые  случаи  с  сенсорной  депривацией, ребёнок,
воспитывающийся  в  естественной  среде, без  внешнего  вмеша-
тельства  сумеет  компенсировать  возникший  информационный
голод.

Не  страшно, если  ребёнку  кто-то  что-то «не  додаст». Обра-

зующийся вакуум будет заполнен естественным путём китайским
языком, интегральными  вычислениями, анатомированием  лягу-
шек  и  тому  подобными, с  нормальной  точки  зрения, «странны-
ми» материями.

Страшно в данной ситуации другое. Страшно, если в ограни-

ченную форму попытаться вложить большее содержание, чем она
может вместить. Психика ребёнка и подростка чрезвычайно пла-
стична. До поры до времени она стерпит всё, но рано или поздно
неминуемо  ответит  целым  залпом  психосоматических  наруше-
ний, неврозов, аддиктивным и суицидальным поведением.

*

Креативность — как  мне  кажется, это  не  особое  свойство

мозга, а  одна  из  основных  задач  психики — способность  цен-
тральной  нервной  системы  создавать (creation — от  лат. созда-
вать, творить) субъективную модель мира с помощью сенсорных,
мнестических, когнитивных и аффективных систем в целях мак-
симально гибкой адаптации индивида к окружающей среде.

В большинстве работ, посвящённых проблеме креативности,

содержатся  указания  на  особые  свойства  креативной  психиче-
ской деятельности, на особый способ восприятия и преломления
объективной  реальности, особенность  личностного  функциони-

25

 Пёрлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра /Пер. с англ.— СПб., 1995.— С. 25.


background image

34

рования, связанного  со  способностью  глубже  мыслить, глубже
вникать, глубже смотреть, гибче действовать.

Психическая  деятельность  ребёнка, познающего  окружаю-

щий мир, носит креативный характер, но мы не всегда назовём её
творческой. Деятельность ребёнка, изобретающего с товарищами
новую игру, первые детские рисунки, самостоятельно сделанный
домик  из  кубиков — мы  уже  можем  назвать  творчеством (дет-
ским творчеством), потому что в этом случае мы имеем перед со-
бой  оригинальный  результат  креативной  и  творческой  деятель-
ности, совпадающих в этом случае по смысловому содержанию.
Практически  всегда, говоря  о творческой деятельности, мы под-
разумеваем  и  определённый продукт этой деятельности, будь то
рисунок, стихотворение  или  самостоятельная  идея. При  этом  в
русском  языке  принято  также  и  продукты  творчества  называть
«творчеством». То есть данный термин выходит за пределы сфе-
ры личности и переходит на результаты деятельности личности.

В отношении термина «креативность» подобный переход не-

возможен. В термине «творческий» имеется более определитель-
ный, нежели  содержательный  смысл, который  можно  было  бы
выразить при переводе термина «creativity» на русский язык как
«творческость». Когда  мы  говорим  о  креативности, мы  имеем  в
виду  процесс  субъективного  познания  индивидом  феноменаль-
ной и смысловой сущности окружающего мира, объективной ре-
альности. Речь не идёт о создании зримого, вещественного, мате-
риального продукта. Результатом креативного процесса является
само  формирование  личности, создание  уникального  микрокос-
моса — человеческой индивидуальной психики.

Процесс  этот  зависит  как  от  биологических, так  и  от  соци-

альных  факторов. К  биологическим  факторам  формирования
субъективной психической деятельности относятся наследствен-
но  обусловленное морфологическое устройство головного мозга,
включая нейронную организацию коры головного мозга, подкор-
ковые системы, стволовые структуры, сложнейшую систему кол-
латеральных  взаимосвязей как  между нервными клетками, так и
между отделами головного мозга.

При  грубых  дефектах  строения  мозга  у  человека  в  первую

очередь нарушается способность воспринимать и усваивать тон-


background image

35

кие феномены и смысловые связи между ними. Это находит своё
отражение  в  неспособности  адекватного  усвоения  понятийной
системы, сложных  поведенческих  навыков, аффективной  грубо-
сти. У олигофрена страдает не только интеллект и мышление, но
и вся система взаимообмена информацией с окружающей средой
— эмоции, тонкая моторика, память.

Чем  более  сложную  морфологическую  структуру  имеет  го-

ловной  мозг, тем  более  тонкую  и  сложную  когнитивную  сетку
может «накинуть» индивид на окружающую среду, в которую он
погружается  после  рождения, тем  более  мелкие  феномены  он
способен  вычленить  из «сенсорного  шума» и  сенсорного  хаоса,
тем  более  тонкие  связи  он  устанавливает  между  феноменами.
Этот  закон  применим  как  для  филогенеза, так  и  для  дифферен-
циации человеческих индивидуальностей.

Известный  российский  психиатр  Ушаков  писал, что «эле-

менты, общие  для разума человека и животных, не только дока-
зывают историческую преемственность, единство филогенеза ме-
ханизмов психики, но и раскрывают те особенности её, которые
наиболее  полно  обусловлены  свойствами  генетической  матри-
цы... Биологическая, физико-химическая  матрица, на  основе ко-
торой  формируется  психика, наследуется  по  общим  законам... и
пространственно временные параметры объектов и обстоятельств
окружающего мира принципиально однотипно (у человека и жи-
вотных) трансформируются  в  физико-химические  матрицы, ко-
торые  в  свою  очередь  становятся  основой  формирования  как
субъективного  образа (разной  сложности — подчёркивает  Уша-
ков), так  и  отношения  особи  к  самим таким  объектам и обстоя-
тельствам»

26

.

Если нет морфологической базы — никакое обучение не ис-

правит  положения. Можно  сто  раз  объяснять  олигофрену, что
птица отличается от самолёта тем, что птица — живая, а самолёт
— нет, и  трамвай  от  лошади — тем  же, но  спросите  его  после
этого, чем отличается слон от машины, он в сотый раз начнёт вам
отвечать, что у машины есть руль, а у слона нет, что у машины
четыре колеса, а у слона — четыре ноги...

26

 Ушаков Г.К. Этология и персонология //Сб. трудов XIX—XX.— Тбилиси, 1974.—

С. 89—92.