Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4915
Скачиваний: 29
31
Всё это имеет столько же шансов на успех, сколько попытка
с детства воспитать из девочки мальчика или из мальчика девоч-
ку. То есть не то чтобы ничего не получилось, но просто то, что
получится, глаз отнюдь не радует, само по себе вызывает сожа-
ление, а иногда ещё и требует специальной психологической и
психотерапевтической помощи. Попытайтесь сделать из нор-
мального ребёнка креативную личность — получите невротика,
алкоголика, наркомана или суицидента. Попытайтесь сделать из
креативного ребёнка нормальную личность — получите то же
самое.
Только тот факт, что на креативности можно стало делать
деньги, стимулирует многочисленные псевдонаучные исследова-
ния и рекомендации по развитию этого качества.
Соотношение нормальных и креативных личностей, сущест-
вующее в популяции,— естественным образом сбалансирован-
ный процесс, не требующий и не допускающий каких-либо по-
сторонних вмешательств. Интенсивные попытки стимуляции
психической деятельности, предпринимаемые уже не только в
детском и подростковом возрасте, но и в зрелом и пожилом, вы-
зывают самые большие опасения. Нельзя рассматривать креатив-
ную личность как образец абсолютной нормы, как максимальное
проявление человеческой сущности, как полную актуализацию
личности, как вершину человеческого рода. И уж тем более нель-
зя искусственно переносить законы психологического функцио-
нирования креативной личности на нормального ребёнка и за-
ставлять его «функционировать» в несвойственной ему манере.
Например, если рост в основной популяции составляет в
среднем 160—170 см, то какой-то процент обязательно выходит
по этому показателю за пределы нормы. Есть люди, рост которых
составляет 200 и более сантиметров. Такие люди не представля-
ют собой патологии. Они являются отклонением. И никому не
нужно доказывать, что им в чём-то сложнее адаптироваться к ок-
ружающей среде. Что произойдёт, если мы начнём рассматривать
людей с двухметровым ростом как «полностью выросших», а
всех остальных как «неполноценных» или «не полностью актуа-
лизированных»?
Равным образом, есть креативные личности, активность и
пластичность психических процессов которых продолжает оста-
32
ваться на относительно высоком уровне (по сравнению с общей
популяцией) дольше, чем в норме. Это отклонение. Таким людям
также в чём-то сложнее адаптироваться к окружающей среде, по-
скольку мир, который их окружает,— это не их мир, это не мир,
который рассчитан на них,— это мир нормальных людей, мир,
адаптированный к особенностям социального и психологическо-
го функционирования нормальных людей, мир, живущий по нор-
мальным законам, мир с нормальными ценностями и интересами.
Глупо, как каждый понимает, пытаться разработать методи-
ки, которые позволили бы основной массе населения увеличить
свой рост, хотя теоретически это, вероятно, возможно. Для бас-
кетбольных команд стараются отобрать людей с естественно вы-
соким ростом, а не вытягивают подростков на специальных стан-
ках.
Однако задумаемся, что же происходит в психологии в целом
и в педагогике в частности по отношению к проблеме креативно-
сти? Чем, если не «вытягиванием за уши», можно назвать знаме-
нитое «развивающее обучение»? Родители согласны платить ог-
ромные деньги, лишь бы погрузить своего ребёнка в систему
максимального информационного нагнетания, лишь бы втиснуть
в ребёнка всю мыслимую и немыслимую информацию, совер-
шенно не учитывая его индивидуальные особенности. Это напо-
минает насилие.
У Роджерса (при всём моём неприятии гуманистической пси-
хологии) есть хорошее сравнение: «фермер не может заставить
росток развиваться и прорастать из семени, он только может соз-
дать такие условия для его роста, которые позволят семени про-
явить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит
дело и с творчеством»
24
. Это хорошее напоминание тем педаго-
гам, которые считают, что креативность — это та волшебная
жидкость, которой они поливают детей и которая обладает маги-
ческой способностью из каждой «землянички» вырастить «клуб-
ничку». Ещё Гельвеций по этому поводу говорил, что посредст-
вом воспитания можно заставить плясать медведей, но нельзя
создать гениального человека.
Педагогам бы решить проблему, как не тормозить психиче-
ское развитие ребёнка и подростка, чтобы не выступать в роли
24
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994.— С. 61.
33
психических компрачикосов, а уж кому и на сколько дано вырас-
ти духовно и интеллектуально, природа решит сама. Не нужно её
подправлять. Как писал основоположник гештальттерапии Фре-
дерик Пёрлз: «Не нужно толкать реку, пусть она течёт сама»
25
.
Ведь всё, что требуется от родителей, воспитателей и учителей,
это обеспечить свободный доступ ребёнка к информационному
потоку в широком смысле этого слова, и он впитает в себя ровно
столько, сколько позволят ему его собственные потенции. Он бу-
дет аутентичен. Он будет самоактуализирован, если угодно. Если
исключить грубые случаи с сенсорной депривацией, ребёнок,
воспитывающийся в естественной среде, без внешнего вмеша-
тельства сумеет компенсировать возникший информационный
голод.
Не страшно, если ребёнку кто-то что-то «не додаст». Обра-
зующийся вакуум будет заполнен естественным путём китайским
языком, интегральными вычислениями, анатомированием лягу-
шек и тому подобными, с нормальной точки зрения, «странны-
ми» материями.
Страшно в данной ситуации другое. Страшно, если в ограни-
ченную форму попытаться вложить большее содержание, чем она
может вместить. Психика ребёнка и подростка чрезвычайно пла-
стична. До поры до времени она стерпит всё, но рано или поздно
неминуемо ответит целым залпом психосоматических наруше-
ний, неврозов, аддиктивным и суицидальным поведением.
*
Креативность — как мне кажется, это не особое свойство
мозга, а одна из основных задач психики — способность цен-
тральной нервной системы создавать (creation — от лат. созда-
вать, творить) субъективную модель мира с помощью сенсорных,
мнестических, когнитивных и аффективных систем в целях мак-
симально гибкой адаптации индивида к окружающей среде.
В большинстве работ, посвящённых проблеме креативности,
содержатся указания на особые свойства креативной психиче-
ской деятельности, на особый способ восприятия и преломления
объективной реальности, особенность личностного функциони-
25
Пёрлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра /Пер. с англ.— СПб., 1995.— С. 25.
34
рования, связанного со способностью глубже мыслить, глубже
вникать, глубже смотреть, гибче действовать.
Психическая деятельность ребёнка, познающего окружаю-
щий мир, носит креативный характер, но мы не всегда назовём её
творческой. Деятельность ребёнка, изобретающего с товарищами
новую игру, первые детские рисунки, самостоятельно сделанный
домик из кубиков — мы уже можем назвать творчеством (дет-
ским творчеством), потому что в этом случае мы имеем перед со-
бой оригинальный результат креативной и творческой деятель-
ности, совпадающих в этом случае по смысловому содержанию.
Практически всегда, говоря о творческой деятельности, мы под-
разумеваем и определённый продукт этой деятельности, будь то
рисунок, стихотворение или самостоятельная идея. При этом в
русском языке принято также и продукты творчества называть
«творчеством». То есть данный термин выходит за пределы сфе-
ры личности и переходит на результаты деятельности личности.
В отношении термина «креативность» подобный переход не-
возможен. В термине «творческий» имеется более определитель-
ный, нежели содержательный смысл, который можно было бы
выразить при переводе термина «creativity» на русский язык как
«творческость». Когда мы говорим о креативности, мы имеем в
виду процесс субъективного познания индивидом феноменаль-
ной и смысловой сущности окружающего мира, объективной ре-
альности. Речь не идёт о создании зримого, вещественного, мате-
риального продукта. Результатом креативного процесса является
само формирование личности, создание уникального микрокос-
моса — человеческой индивидуальной психики.
Процесс этот зависит как от биологических, так и от соци-
альных факторов. К биологическим факторам формирования
субъективной психической деятельности относятся наследствен-
но обусловленное морфологическое устройство головного мозга,
включая нейронную организацию коры головного мозга, подкор-
ковые системы, стволовые структуры, сложнейшую систему кол-
латеральных взаимосвязей как между нервными клетками, так и
между отделами головного мозга.
При грубых дефектах строения мозга у человека в первую
очередь нарушается способность воспринимать и усваивать тон-
35
кие феномены и смысловые связи между ними. Это находит своё
отражение в неспособности адекватного усвоения понятийной
системы, сложных поведенческих навыков, аффективной грубо-
сти. У олигофрена страдает не только интеллект и мышление, но
и вся система взаимообмена информацией с окружающей средой
— эмоции, тонкая моторика, память.
Чем более сложную морфологическую структуру имеет го-
ловной мозг, тем более тонкую и сложную когнитивную сетку
может «накинуть» индивид на окружающую среду, в которую он
погружается после рождения, тем более мелкие феномены он
способен вычленить из «сенсорного шума» и сенсорного хаоса,
тем более тонкие связи он устанавливает между феноменами.
Этот закон применим как для филогенеза, так и для дифферен-
циации человеческих индивидуальностей.
Известный российский психиатр Ушаков писал, что «эле-
менты, общие для разума человека и животных, не только дока-
зывают историческую преемственность, единство филогенеза ме-
ханизмов психики, но и раскрывают те особенности её, которые
наиболее полно обусловлены свойствами генетической матри-
цы... Биологическая, физико-химическая матрица, на основе ко-
торой формируется психика, наследуется по общим законам... и
пространственно временные параметры объектов и обстоятельств
окружающего мира принципиально однотипно (у человека и жи-
вотных) трансформируются в физико-химические матрицы, ко-
торые в свою очередь становятся основой формирования как
субъективного образа (разной сложности — подчёркивает Уша-
ков), так и отношения особи к самим таким объектам и обстоя-
тельствам»
26
.
Если нет морфологической базы — никакое обучение не ис-
правит положения. Можно сто раз объяснять олигофрену, что
птица отличается от самолёта тем, что птица — живая, а самолёт
— нет, и трамвай от лошади — тем же, но спросите его после
этого, чем отличается слон от машины, он в сотый раз начнёт вам
отвечать, что у машины есть руль, а у слона нет, что у машины
четыре колеса, а у слона — четыре ноги...
26
Ушаков Г.К. Этология и персонология //Сб. трудов XIX—XX.— Тбилиси, 1974.—
С. 89—92.