Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4917
Скачиваний: 29
256
Он предположил, что первичное бессознательное желание
убить, смещённое на себя, подкрепляется бессознательным вто-
ричным чувством вины, которое вызывает в свою очередь жела-
ние понести наказание и быть убитым. Собственная агрессив-
ность, несмотря на то что она как таковая не осознаётся, вызыва-
ет вторичное бессознательное желание наказания. Так человек,
сказавший глупость или дерзость, бьёт сам себя по голове или
губам так, как когда-то били его другие люди. То, что это чувство
вины также полностью отщеплено от вызвавших его агрессивных
импульсов, может подтвердить мой пример, приведённый выше.
Помимо «свободно плавающей» агрессии у пациента явно про-
слеживалось и чувство «свободно плавающей» вины, которое пе-
риодически «привязывалось» к самым различным внешним со-
бытиям, которые никоим образом не могли быть связаны с пове-
дением пациента, но, очевидно, было адекватным по масштабу
внутренней неосознаваемой агрессивности. Так, пациент испы-
тывал абсолютно реальное чувство вины и непреодолимую убеж-
дённость в том, что он каким-то образом виноват в произошед-
шем землетрясении в Индии, после которого погибли десятки
тысяч людей, и после этого едва не покончил с собой.
Это вторичное чувство вины несомненно связано с внутрен-
ней агрессивностью и глубоким внутренним пониманием недо-
пустимости этой агрессивности. Роберт Бэрон и Дебора Ричард-
сон, рассматривая агрессию как форму социального поведения и
взаимодействие как минимум двух индивидов, не относят само-
убийство к агрессивным актам, так как при самоубийстве агрес-
сор выступает в роли собственной жертвы. «Даже если целью
суицида является не смерть, а отчаянный призыв к помощи, са-
моубийца всё-таки стремится причинить вред себе»
161
.
Но, как мы убедились, во-первых, самоубийство может быть
смещённой на себя агрессией против других. Во-вторых, извест-
ный факт борьбы мотивов при самоубийстве предполагает опре-
делённое противоречие между различными компонентами лич-
ности. Например, Суперэго может вести себя агрессивно по от-
ношению к Эго, порождая чувство вины, равно как и Эго может
вести себя агрессивно по отношению к Суперэго. В отношении
161
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.— СПб., 1997.— С. 30.
257
себя возможны самые различные формы агрессии: как вербаль-
ная, так и физическая, как активная, так и пассивная, как прямая,
так и опосредованная. Разве можно найти человека, который хоть
раз в жизни не ругал себя последними словами, испытывая невы-
носимое чувство вины, или не причинял себе боль, проявляя та-
ким образом реальную словесную и физическую аутоагрессию.
И, наконец, третий компонент, выделенный Меннингером, —
это желание умереть. «Не является ли это стремление уйти в не-
бытие неприкрытым проявлением инстинкта смерти?» — задаёт-
ся вопросом Меннингер. Он отвечает на этот вопрос — «Нет».
Фрейд отвечает — «Да».
*
Все разновидности авитальной активности Меннингер раз-
деляет на два (сознательный и бессознательный) класса. Он пи-
шет что, подобно тому, как ласка, или норка попавшие в капкан,
отгрызает себе лапу, так и мы иногда сознательно чувствуем не-
обходимость саморазрушения. Мы можем понять сознательное
решение безнадёжно больного старика принять яд для избавле-
ния от мучений и совершить тем самым сознательное самоубий-
ство.
«В других случаях,— пишет Меннингер,— личность берёт на
себя ответственность за саморазрушение бессознательно»
162
. Для
самого человека и окружающих лиц такое саморазрушающее по-
ведение внутренне не мотивировано. То есть главный мотив де-
структивного поведения не осознаётся. Поэтому такое поведение
вторично мотивируется различными поверхностными причина-
ми, ни одна из которых не определяет истинную суть происхо-
дящего. К таким бессознательным формам саморазрушения
Меннингер относит алкоголизм, наркомании, многие несчастные
случаи и соматические заболевания.
Есть множество примеров, пишет Меннингер, «когда семей-
ный уклад рушится вследствие пристрастия к алкоголю отца, ма-
тери или сына... каждый психиатр может поведать о таком ти-
пичном и распространенном явлении, как крушение карьеры, да
162
Меннингер К. Война с самим собой.— М., 2000.— С. 14.
258
и всей жизни блестящего и подающего надежды человека именно
по этой причине. Как это ни странно, сама причина, то есть алко-
голь, парадоксальным образом становится инструментом само-
уничтожения...»
163
. В своей работе он пытается выяснить: кто и в
силу каких причин выбирает этот способ самоубийства.
Он приводит несколько ярких примеров истории жизни мо-
лодых людей, жизненный путь которых развивался с удивитель-
ной похожестью: внешне благополучное детство и юность (за фа-
садом которых скрывались от окружающих многие драматиче-
ские события), вступление во взрослую жизнь с постоянной не-
обходимостью брать на себя и выполнять обязательства и не-
ожиданный, непонятный, стремительный уход в беспробудное
пьянство, приведший к психологической, социальной и физиче-
ской деградации. При этом «сама жертва не может понять приро-
ду своих мук и страхов, которые проявляются в непреодолимом
стремлении к алкогольному саморазрушению
164
».
На тот факт, что злоупотребление психоактивными вещест-
вами несёт внутри себя скрытый самоубийственный смысл, ука-
зывает то, что эта форма хронического самоубийства самым тес-
ным образом связана с другими более очевидными формами са-
моразрушения.
Взаимосвязь между алкоголизмом и самоубийствами отме-
чена ещё в начале ХХ столетия отечественными учёными В. М.
Бехтеревым (1912), Ф. Е. Рыбаковым (1917) и подтверждена в
дальнейшем клиническими исследованиями, в которых отмеча-
лось, что покушения на самоубийство совершают до 20% стра-
дающих алкоголизмом. По мнению Грофа (1975), в 40% случаев
летальный исход у наркоманов обусловлен самоубийством, а
риск самоубийства в 60—80 раз выше, чем в общей популяции.
Но только в последнее время мы можем сказать, что при-
ближаемся к тому, чтобы понять глубинные биологические и
психологические механизмы этого явления.
Каждый нормальный ребёнок имеет опыт болезненных трав-
мирующих переживаний. Сам факт рождения и перехода из дли-
тельного девятимесячного состояния максимальной защищённо-
163
Там же.— С. 170—171.
164
Там же.— С. 169.
259
сти и постоянного удовлетворения всех потребностей в окру-
жающий мир можно рассматривать как травму, помня при этом
и о болезненных ощущениях, которые испытывает ребёнок в пе-
риод родов. Затем нас отлучают от груди, затем от родительской
опеки — с каждым годом жизни мы всё больше и больше лиша-
емся чувства защищённости и всё больше и больше должны ко-
го-то или что-то защищать сами. Жизнь требует от человека за-
нятия какой-либо позиции, а человек в противовес этому всю
жизнь бессознательно стремится к тому, чтобы занять какое-
либо положение (и в конце жизни всё же добивается этого). Ал-
коголь, как и многие другие психоактивные вещества, возвраща-
ет подростку и взрослому то, чего так настойчиво пытается ли-
шить его жизнь: чувство полной защищённости и освобождение
от всех и всяческих обязательств.
*
Проблема авитальной активности человека заключается в
том, что человек научился использовать эволюционный меха-
низм, изначально обслуживающий процессы выживания вида, в
совершенно извращенной форме. Человек научился использовать
этот механизм совершенно неприкрыто, откровенно и исключи-
тельно
для собственного удовольствия.
Не половой и родитель-
ский инстинкты (как у животных) и не общественное мнение или
коллективный разум (как у примитивных народностей), а то ка-
чественно новое психическое образование, которое мы называем
самосознанием и которое возникло совсем недавно в пределах
исторического летописного периода (в VI—V веках до нашей
эры), получило доступ к управлению процессами жизни и смер-
ти.
Эта великая тайна доступности смерти, как наркотик, посте-
пенно поражает человеческую психику. Чем выше психическое
развитие
человека
, тем с большим любопытством он поглядывает
в сторону самоубийства. Чем выше психическое
развитие чело-
вечества
, тем с большим любопытством оно поглядывает в сто-
рону самоубийства.
Используя красивую аллегорию первого наркома просвеще-
ния Луначарского, можно сказать, что природа дала нам способ-
260
ность преодолеть страх смерти и инстинкт самосохранения для
того, чтобы «…когда замок осаждён со всех сторон злыми сила-
ми, когда переливают в пули свинцовые желоба, в большой зале,
залитой кровью, немолчно стонут раненые, когда голод смотрит с
бледных лиц, а в окне грозно хохочет дикое зарево, в такие дни
философия величественно сходит из своего терема, и к её поуче-
ниям все пригнетённые силы прислушиваются с небывалым вни-
манием. И, может быть, она, посылая холодные молнии глазами
героини, призовёт всех к последнему усилию и научит саму
жизнь считать за ничто, когда она не украшена сознанием побе-
ды духа или куплена ценою унижения; может быть, саму смерть
с оружием в руках она превратит в роскошный праздник челове-
ческой гордости, может быть, этой проповедью она доставит на-
селению замка победу…». Вот для чего природа двинула эволю-
ционный процесс в сторону возможности индивидуальной ави-
тальной активности. А что сделал из этого человеческий разум,
величием которого мы так привыкли гордиться?
А вот что: «Но может случиться и другое,— пишет Луначар-
ский.— Она (философия) сойдёт в трауре, в монашеской рясе, с
посыпанной пеплом головой и будет плакать и убиваться, и по-
вторит с небывалой до тех пор силой свои страшные суждения о
мире и жизни, и скажет, что сопротивление бесполезно, что и в
будущем всех ждут лишь мучительная борьба, раны, лишения,
унижения и, в конце концов, неумолимая смерть. Она также при-
зовёт к мужеству, но мужеству иного рода: она даст в руки наи-
более отчаявшегося факел самоубийства и поведёт его, проливая
слёзы, в траурном шествии в пороховые погреба, чтобы извлечь
оттуда пожирательницу смерть…».
Не удивительны после этого бурные восторги пробуждающе-
гося самосознания по поводу возможности самоубийства. «Толь-
ко для глупца естественно цепляться за жизнь, хоть бы он и был
несчастлив, лишь бы он в большинстве вещей сообразовался с
природой,— учили в школе стоиков.— Для мудреца жить по ве-
лениям природы – значит вовремя отказаться от жизни, хоть бы
он и был в расцвете сил». «Прекрасна возможность в любой мо-
мент уйти из жизни, если она перестанет доставлять наслажде-
ние»,— вторили стоикам эпикурейцы. Зачем грустно размыш-