ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5386
Скачиваний: 19
верное, внимательный читатель, мы практически не употребляли в нашем
анализе понятия личности. Это было вполне сознательным приемом,
согласующимся с фундаментальным правилом науки — не вводить понятия до той
поры, пока нужда в нем не станет совершенно очевидной. И вот оказалось, что
можно дойти до представлений о психической норме, ее условиях и критериях,
минуя понятие личности — кардинальное, казалось бы, понятие всей психологии.
Из этого неожиданного обстоятельства вытекали в свою очередь два следствия, два
возможных дальнейших пути: либо и впредь обходиться без упоминания личности,
либо найти и твердо обозначить такое ее понимание, которое вносило бы
качественно новый аспект в рассмотрение проблемы.
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы попытались прежде всего
проанализировать, что именно подразумевают, когда употребляют понятие
личности. Картина оказалась до чрезвычайности пестрой. Одни отождествляют с
личностью черты человека как индивида, другие идентифицируют личность с
характером, третьи — с социальным статусом и функциями, четвертые — с
родовой сущностью, пятые — с совокупностью различных уровней: от физических
качеств до духовного содержания. Эта разноголосица усугубляется, точнее,
помножается на разные представления о сроках и возможностях достижения
свойства «быть личностью»: некоторые считают это свойство присущим чуть ли не
изначально, с первого «я сам» ребенка;
другие указывают, что личность рождается не сразу, не один, а несколько раз;
наконец, есть мнение (его придерживаются главным образом философы), что по-
нятие личности имеет значение идеала, к которому надо стремиться, но который
достижим отнюдь не каждым. Таким образом, наше предположение о том, что при
анализе психического развития можно обойтись без употребления понятия
личности, оказалось вовсе не лишенным основания, ведь в обозначенных выше
взглядах личность по преимуществу выступает как редуцированная либо к
индивидным
свойствам
человека, либо
к
его
индивидуальным,
характерологическим свойствам, либо к особенностям его социального функцио-
нирования и т. п. Тем самым по существу определяется не особое содержание
понятия личности, а разные по своим основаниям аспекты понятия человека, и, что
52
самое главное, эти определения, выделяя отдельные, пусть чрезвычайно
важные стороны деятельности и сознания человека, обычно не указывают
основных функций свойства «быть личностью», цель и назначение этого
новообразования в человеке. Не случайно поэтому Е. В. Шорохова отмечала, что в
«большинстве психологических исследований советских ученых проводится
детальное изучение отдельных психических явлений, их материальных основ,
нередко речь идет и об общественной обусловленности этих явлений. Однако же
эти исследования... не поднимаются, не доходят до уровня изучения функций
личности». В результате «в большинстве современных учебников психологии
человеческая психика предстает в виде набора деталей недействующей машины. В
лучшем случае в учебниках демонстрируются «узлы», «блоки» деталей, но из этой
демонстрации по сути дела ничего нельзя узнать о субъективной жизни
человека...»
63
. Что касается личности, то демонстрация «блоков» и «узлов» (пусть
талантливая, изощренная и изобретательная, снабженная самой современной
математической обработкой) оказывается мало полезной как теории, так и
практике *, потому что она лишена представления о всем «двигателе» в целом, о
том, ради чего собраны и взаимосвязаны в нем все эти «блоки» и «узлы».
Цитированные выше слова Е. В. Шороховой отнесены ею к большинству, но, к
счастью, не ко всем исследованиям и направлениям в области личности; следует
учесть также, что они написаны в 1974 г., а с того времени картина значительно
изменилась. В рамках ведущей в отечественной психологии теории — теории дея-
тельности — важнейшим в этом плане событием стал выход монографии А. Н.
Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (1975), а также ряда его статей и
выступлений, посвященных проблемам личности. И хотя разработанные А. Н.
Леонтьевым положения но-
* Между тем сторонники такого подхода очень часто любят говорить о
требованиях практики, подчеркивать прикладную направленность своих
исследований в противовес отвлеченным, ничего, на их взгляд, не дающим для
жизни теориям. Но теория в своем подлинном назначении не досужая игра ума, не
бегство от требований действительности, а -источник все нового понимания этой
действительности, более верных и адекватных подходов к ней. Как заметил
выдающийся физик Больцман, нет ничего более практичного, чем хорошая теория.
Подчеркнем, однако, что речь идет именно о хорошей, а не о какой-либо иной
теории.
53
сили сугубо общеметодологический характер и целостной теории личности
создано им не было, именно эти положения дали мощный толчок к последующим
разработкам в этой области. В сохранившемся конспекте одного из последних
своих выступлений А. Н. Леонтьев писал: «Личность =/^= индивид; это особое
качество, которое
приобретается
индивидом в обществе, в цело-купности
отношений, общественных по своей природе, в которые индивид
вовлекается...
Иначе говоря, личность есть
системное
и поэтому
«сверхчувственное»
качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный
индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами...
С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое
измерение:
иное,
чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных
психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это —
исследование его места,
позиции
в системе, которая есть система общественных
связей,
общений,
которые открываются ему; это — исследование того,
что, ради
чего
и
как.
использует человек врожденное ему и приобретенное им (даже черты
темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки...
мышление)»
66
.
Значение этих положений велико. Как справедливо замечает А. Г. Асмолов,
данная в них характеристика предмета психологии личности «представляет собой
пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину
психологии личности»
67
. Обратим внимание на следующие основополагающие
моменты леонтьевских абстракций. Во-первых, на решительную констатацию
несовпадения личности и индивида; во-вторых, на то, что личность есть приобре-
таемое в ходе жизни в обществе особое, психологическое измерение, качественно
иное, нежели то, в котором предстают отдельные психические процессы;
в-третьих, на то, что это измерение является системным и потому
«сверхчувственным» качеством, и, в-четвертых, на то, что исследование личности
должно заключаться в изучении общений, позиции и того,
что, ради чего
и
как
использует человек все врожденное и приобретенное им.
Полностью соглашаясь с этими утверждениями, к некоторым из которых мы
будем еще возвращаться,
54
следует, однако, признать, что ни в них, ни в дальнейших исследованиях этого
русла не дается четкого ответа на вопрос: в чем цель и назначение выделенного
«измерения» личности? Констатируется лишь, что это измерение —
новое,системноорганизованное, сверхчувственное, возникающее в общественных
отношениях
•и т. д. Изучая эти особенности, мы, разумеется, значительно продвинемся в
понимании человеческой личности, но останемся по-прежнему в неведении
относительно того, чему в конечном итоге служит, какова точка приложения этого
измерения. Могут возразить, что эта точка, более того, целый ряд этих точек уже
даны в вышеприведенных абстракциях: это определение позиции, общений,
использование унаследованных и благо-
• приобретенных особенностей. Все это, несомненно, ключевые моменты,
важнейшие функции личности, понимаемой в таком случае в качестве
«управителя» психических процессов и отношений. Однако по-прежнему остается
вопрос: чему в конце концов служит личность, несет ли она в себе самой свою
конечную цель или ее служба — средство достижения чего-то большего? Первое
обозначало бы растворение понятия личности в понятии человека, понимание
личности как высшего проявления, конечной цели и олицетворения человека, и
отсюда, в частности, представление о личности как об идеале, вершине, доступной
далеко не каждому. Второе возвращает к уже поставленной выше задаче:
выяснению того, чему, если не только самой себе, не «личности ради
личности», служит ее особая, сверхчувственная, системная и т. д. организация.
Для рассмотрения этого, крайне важного для контекста данной книги,
положения продолжим прерванный на время ход наших основных рассуждений.
Напомним, что в качестве ведущего, определяющего для собственно
человеческого, т. е. специфического и, следовательно, нормального, на наш взгляд,
для человека, развития рассматривался процесс самоосуществления, предметом
которого становится всеобщая родовая человеческая сущность, стремление к
приобщению, слиянию с ней и обретению тем самым всей возможной полноты
своего существования как человека. Реализация этого стремления возможна лишь
через последовательное развитие определенного рода отношения к Другому
человеку (как к самоценности, но не как к средству), способностей к целетворящей
деятельности
55
(в противовес деятельности только причинно обусловленной), свободному
волепроявлению (в противовес пассивной зависимости) и т. п. Это развитие, хотя,
безусловно, требует определенных внешних и внутренних условий *, никогда не
идет спонтанно, как развертывание некоего инстинкта, но всегда есть процесс
непрекращающегося самопроектирования и самостроительства. Специально
подчеркнем — непрекращающегося, т. е. идущего не по пути привычных
взаимоотношений архитектурного бюро и строительной конторы (сначала —
проект, потом, после его утверждения,— стройка, затем уже готовое здание
передается в практическое пользование), а по пути беспрестанных, на ходу идущих
поправок и переиначиваний проекта, побочных отвлечении от него **, иногда
заведомо фантастичных, сделанных ради пробы и эксперимента, и одновременно с
этим идущих все новых, часто отрицающих прежние способов, приемов и
направлений строительства, бесконечных перестроек, достраивании, частичных, а
иногда и полных разрушений сделанного, так что здание поэтому никогда не
бывает законченным «под ключ», раз и навсегда переданным в пользование.
Такого рода процесс самоосуществления требует постоянных усилий,
направленных к его побуждению и движению, к обнаружению себя именно в этой,
а не в другой точке выбранного пути, к сравнению намеченного и сделанного,
наличного и должного» будущего и настоящего. Если любое животное, будь то
заяц или лев, проснувшись, сразу найдет себя зайцем или львом, а не кем иным, то
человек ежедневно, если не ежечасно, осуществляет выбор, выбор себя, и, даже
если перед нами по видимости совершенно тот же человек, с такими же взглядами
и манерами, как вчера и год назад, все равно это продукт выбора себя, выбора и
отстаивания именно такого, а не какого-либо иного из множества доступных
данному человеку образов-Я и способов поведения.
Конечно, существуют внутренние установки разных
* Проблему соотношения этих условий, соотношения биологического,
психологического и социального при нормальном и аномальном развитии
личности, мы будем обсуждать в следующей главе
** «Параллельно «видимой», «единственной» жизни,— замечает Н В
Наумова,— тянутся психологическим, ценностным и поведенческим пунктиром
жизни другие Человек внутренне как бы проигрывает нескочько жизненных
сценариев и стратегий»
68
56
уровней, роль которых в психической жизни чрезвычайно велика (основная
заслуга в изучении установок по праву принадлежит грузинской школе психологов,
основанной Д. Н. Узнадзе). Мы склонны, однако, согласиться с А. Г. Асмоловым в
том, что главная роль установки — это сохранение процесса, поддержание
избранного направления деятельности
69
. Иными словами, это не более, хотя и не
менее, чем инерция, т. е. не движитель, а маховик, придающий в зависимости от
своих характеристик (мы говорим, например, об инертности психических
процессов или об их лабильности) большую или меньшую устойчивость движению
в целом, которое для сколь-нибудь длительного, незатухающего продолжения
нуждается в постоянном отстаивании перед собой и людьми, во внутреннем
утверждении, в оправдании выбора.
Отстаивание это может быть конечно же существенно разным — и активным, и