ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5382
Скачиваний: 19
честно, но не любить конкретных людей; любить близких, свою семью, свою
группу, «кучу», но быть равнодушным к чужим, «дальним» и т. п.) есть гибель под-
линной любви, пресекновение ее развития. Выход здесь, конечно, не в
отворачивании от «близких» ради «дальних» или, напротив, в жертве «дальними»
ради «близких», а в полном и широком развертывании природы любви как
человеческого, т. е. не имеющего окончательных границ, трансцендирующего
отношения.
Вовсе не похвально, например, перешагивая ближнего, считать единственно
достойным предметом любви все человечество — это будет не любовь, а гордыня,
пьедестал для снисходительного, сверху вниз, отношения к людям, простой способ
самоутверждения (недаром говорят — легко любить человечество, но не легко
любить человека). Подлинная любовь к человечеству начинается с любви к
конкретному ближнему, с раскрытия в нем человеческой сути и восхищения этой
сутью, с постепенного постижения его как образа Человечества. Снятие
противопоставления между ближним и дальним «заключается в том, чтобы в
ближнем узреть и вызвать к жизни дальнего человека, идеал человека, но не в его
абстрактном, а в его конкретном преломлении»,— пишет С. Л. Рубинштейн
55
.
Тогда и человечество, если мы дорастем до того, чтобы позволить себе назвать его
предметом своей любви, будет не безликой массой и не пестрой, малопонятной,
разноязыкой толпой, мелькающей в кадрах кино или телевидения, а собранием,
связью конкретных людей, которые при всей их непохожести друг на друга, при
всей их реальной заземленности и далекости от идеализированных представлений
составляют единый, бесконечно совершенный в своем потенциальном развитии
род. Прекрасна древняя мудрость: «самый главный для тебя человек — тот, с
которым ты говоришь сейчас», ибо в каждом — человечество и человечество — в
каждом.
Только будучи способным на такое отношение к другому, через это отношение
человек осознает, принимает (не теоретически, не усилием верования, а как здесь-
и-теперь-реальность) и себя как равносущного роду, как самоценность. Это
открытие (что является парадоксом для логики житейского сознания) тем оче-
виднее, ярче, полнее, чем
в
большей
степени
человек
способен
«децентрироваться», отречься от себя, чем больше он забывал, «терял» себя ради
другого. Эта
42
«потеря» и осуществляется в наибольшей степени в акте любви. «Подлинная
сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть
себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести себя
самого и овладеть собою»
5в
.
Таким образом, на поставленный выше вопрос — дано ли человеку
непосредственное постижение своей родовой сути в целостном и самоочевидном
восприятии себя? — можно ответить положительно: дано в способности любить, в
способности к развитию этого отношения к миру.
До сих пор мы говорили о творчестве, о вере в будущее, о целеполагании и
самопроектировании, о позитивной свободе и свободном волепроявлении, о любви
как способе постижения человеческой сущности. Но жизнь каждого человека
конечна, смерть обрывает все названные движения, и одно сознание этого факта
ставит проблему
ответственности
за содержание своей жизни, каждого ее дня и
часа в число первейших. Это ответственность * перед обществом, перед прошлыми
и будущими поколениями, перед конкретными людьми — близкими и далекими,
перед начатым тобой делом, перед созданными, выношенными тобой образами,
представлениями о жизни, которые вне тебя, без твоего участия реализованными
быть не могут; это ответственность перед самим собой за свою осуществленную
или неосуществленную, искаженную тобой (и не кем иным, как тобой)
человеческую сущность. «...Наличие смерти,— писал С. Л. Рубинштейн,—
превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в
обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент»
5Э
. Эта
серьезность, ответственность не означает забвения радости, ощущения полноты
жизненного момента, но оттеняет, придает ему цену, выявляя главное и
второстепенное, существенное и наносное. Подлинная ответственность — это
* Следует, конечно, отличать эту психологическую ответственность от
ответственности юридической, которая понимается как обязанность, исполняемая в
силу государственного принуждения или приравненного к нему общественного
воздействия, тогда как добровольное исполнение обязанности юридической
ответственностью не является
57
. Что касается сугубо конкретно-психологических
аспектов изучения ответственного поведения, существующих здесь методов и
основных проблем, то с ними можно познакомиться, прочтя монографию К.
Муздыбаева
58
.
43
не фрейдовский пресс «сверх-я» на слабую душу человека, а условие его
возвышения и приобщения к Человечеству, его нуждам, заботам, страданиям и
радостям.
Осознание конечности своего бытия впервые во всей его грандиозности ставит
вопрос о
смысле жизни, заставляя
искать этот смысл в том, что превосходит
конечную индивидуальную жизнь, что не уничтожимо фактом смерти.
Что переживет нас? Вещь истлеет, и имя забудется. Переживают нас дела,
вернее, последствия наших дел и поступков, их отражение в судьбах других,
людей. Дела эти и поступки можно, отвлекаясь от частностей, свести к двум видам.
В одних случаях они направлены на утверждение человека как самоценности, его
развития как потенциально бесконечного, вне любых «заранее установленных
масштабов» (в нравственно-оценочном плане такие дела и поступки обычно
именуют добрыми). В других случаях обнаруживается направленность на попрание
человека, отношение к нему как к средству, вещи, его развитию как заранее
определимому и конечному (такие дела и поступки большей частью именуют
злыми). Дела и поступки первого вида — основа приобщенного к родовой
сущности самосознания (через означенный выше «парадокс самосознания» —
возникновение отношения к себе через отношение к другим). Дела и поступки
второго вида — основа самосознания, отъединенного от этой сущности и
замкнутого на самом себе. Отсюда самосознание первого вида способно к
обретению далеко выходящего за границы собственного конечного бытия смысла
жизни, в то время как самосознание второго вида к такому обретению
принципиально не способно: в жизни других, как и в своей жизни, оно усматривает
лишь обрывок, островок в океане времени, который исчезает после смерти без
следа, войну каждого за себя и всех против всех.
И хотя зло, как некая обобщенная категория, сопутствует человечеству и имеет
такой же срок своего существования, как и добро, человек со «злым» само-
сознанием, видя во всех средство, вещь, и сам становится вещью, конец которой
положен ее физическим износом. Самосознание добра, напротив, видя в других не
вещную, не обменную ценность, обретает тем самым и собственную не обменную
ценность, собственную
44
причастность к роду человеческому. Поэтому смысл жизни человека и смысл
жизни человеческого рода просто не могут существовать один вне другого, ибо и
то и другое (осознанно или чаще неосознанно) решается человеком всегда по сути
синхронно, одновременно, так как по своей природе человек не существует, не
находит себя вне отношения к обществу, а в пределе — и к человечеству в целом.
Даже такая позиция, как «моя хата с краю», «гори все синим пламенем, лишь бы
мне (моей семье) хорошо было», есть одновременно позиция в отношении
остального человечества, есть определенное решение смысла жизни человеческого
рода и каждого его члена в отдельности, представляемого в данном случае как
стремящегося грести под себя, жить ради своих узкоэгоистических или узко-
групповых интересов.
Связь зла и смерти (не физической, а духовной), добра и бессмертия (тоже не
физического, а в памяти, душе народной и общечеловеческой) — излюбленная
тема легенд и преданий. Не обходят вниманием эту тему и художественная
литература, поэты и писатели. Значительный след оставили разработки этой темы в
трудах мыслителей и философов прошлого. «Глубокая связь вопроса о смысле
человеческой жизни с проблемой долголетии, смерти и бессмертия человека,— пи-
шет, например, И. Т. Фролов,— прослеживается через всю историю философии и
науки, и ее хорошо выразил уже Сенека, сказавший, что важно не то, долго ли, а
правильно ли ты ее прожил. Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь,
отмечал и Леонардо да Винчи. Эту же мысль подчеркивал и Монтень, говоря, что
мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. Ясно, что мера
жизни определяется здесь ее человеческой, т. е. социально-личностной и
нравственной, формой»
60
.
Развивая эту тему, можно было бы сказать, что краткий по времени отрезок
жизни способен вместить целую вечность, тогда как долгое время прожитой жизни
— оказаться пустым, изолированным мгновением. Согласно старой грузинской
притче, на каждом надгробии одного забытого древнего кладбища было кроме
даты рождения и смерти выбито: этот человек прожил один час, этот — день, этот
— три года, этот — десять лет, этот не жил вовсе. Речь шла не об отпущенных
календарных сроках, которые были относительно
45
равны, а о сроках жизни, наполненных высоким человеческим смыслом *.
К сожалению, насущные смысложизненные проблемы бытия крайне мало
затрагиваются в современных науках о человеке, и в том числе философии **.
Между тем, коль скоро смысл жизни обретается в отношении к тому, что
превосходит индивидуальную жизнь, то встают вопросы: что есть это
превосходящее? является ли оно конечным (а вместе с ним оказывается конечным
и найденный нами смысл) или бесконечным, неуничтожимым (тогда бесконечным
становится и найденный смысл)? Понятно, что человека по-настоящему может
удовлетворить лишь последний смысл как единственно отвечающий, релевантный
его «безмасштабному» развитию. Но оппозиция «конечного» и «бесконечного»
смысла есть не что иное, как оппозиция «смертности» и «бессмертия» человека.
Всякое конечное основание смысла жизни — утверждение
* о,...- - -
* Ясно, что речь идет о чисто человеческом, духовном измерении, категории
вечности, т. е. не о том, что определено самим по себе бесконечным течением
времени, а скорее о том, что проступает сквозь время, способно свершаться в
любой день и час. Или, напротив, не свершаться, исчезать в погоне за преходящим.
И если это становится массовым, превалирующей формой — говорят о без-
временье. Физически время течет как обычно, оно может быть занято весьма
разнообразной и кипучей деятельностью, теряется лишь связь с вечным,
непреходящим, а значит — теряется подлинная связь, сцепление со всеми другими
временами человечества, «связь времен». Известна формула: «бессмертие человека
в бессмертии человечества», однако человечество вечно нс потому, что никогда не
прекратит своего существования (гарантии тому нет), а потому и до тех только пор,
пока борется, отстаивает, служит вечным, непреходящим ценностям и истине,
постоянно и объективно испытующим нас, но вне нас не могущим олицетвориться
и быть.
** Так, И. Т. Фролов, отмечая, что современная наука открыла многое в
понимании биологического и социального смысла жизни и смерти человека,
справедливо указывает на слабость в разработке индивидуально-психологических
проблем смысла жизни, смерти и бессмертия человека, в отношении которых
«нужны не только «чисто» научные подходы... но и философские, то, что Л. И.
Толстой называл мудростью, отказывая в ней науке своего времени... Однако
многие относящиеся сюда важные мировоззренческие, социально-этические и
гуманистические проблемы, волнующие каждого человека, по-прежнему еще мало
занимают науку. В результате мы оставляем открытой, неудовлетворенной
значительную часть жизни человеческого духа...»
6
'. Проблемы смысла жизни
практически не затрагиваются ни в школе (на пагубность этого положения не раз
обращал внимание В. А. Сухомлинский), ни в вузе. «Студент высшего учебного
заведения (не говоря уже о школьнике),— констатирует Л. Н. Коган,— на
протяжении 4—5 лет изучения общественных наук может ни разу не услышать
слов «смысл жизни»»
62
.
46
смертности человека (опять же не физической, а его дел, поступков, борений,
страданий, мыслей, желаний), нахождение бесконечного основания такого смысла
равносильно утверждению бессмертия человека. И коль скоро человек ищет