ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5389
Скачиваний: 19
пассивным, и сознательным, и неосознанным,— но именно оно составляет стер-
жень самосознания, основу позиции человека. Знаменитые слова Гете: «Лишь тот
достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» — носят поэтому
отнюдь не метафорический, а прямой психологический смысл: и счастье, и свободу
человек не может завоевать раз и навсегда, на всю оставшуюся жизнь, он (и это
единственный путь) должен завоевывать, отстаивать их ежедневно *. Так что,
проснувшись утром, человек
* Заметим для полноты, что мысль о необходимости постоянной, ежедневной
внутренней борьбы за «человека в человеке» была всегда чрезвычайно близка
представителям русской классической литературы Ф М Достоевский писал,
например, что «все дело-то человеческое, кажется, действительно в том только и
состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик*»
Эта традиция с честью продолжена в современной отечественной литературе Она
ярко обосновывается и у ряда современных философов Приведем, например,
следующие слова М К Мамардашвили, в которых речь идет о краткости тех
мгновений, когда «молнией, на одну секунду» нам открывается ощущение
устройства мира, его лада «И если,— пишет философ,— мы упустили эту секунду
и не расширили работой этот открывшийся интервал, то ничему не быть, ибо, по
метафизическому закону, все необратимо и не сделанное нами никогда не будет
сделано То, что ты оказался здесь, это только
ты
оказался здесь, только
ты
мог
понять в том, что только
тебе
посветило Ты ни на кого другого не можешь
положиться, никто другой тебе не может помочь, и ты не можешь положиться ни
на будущее, ни на вчерашнее, ни на разделение труда, что мы, мол, вместе
сплотимся и разберемся Не разберемся И лишь упустим часть мира в полное
небытие»
70
57
не просто продолжает с той же точки остановившуюся на время сна активную
жизнь, словно кем-то заведенный механизм, но выбирает, оправдывает, намечает
свои пути осуществления, «заячьи» и «львиные» в том числе *. Это
самостроительство в себе человека, способность и возможность такого
самостроительства подразумевают наличие некоего психологического орудия,
«органа», постоянно и ежечасно координирующего и направляющего этот
невиданный, не имеющий аналогов в живой природе процесс Этим «органом» и
является личность человека.
Таким образом, личность как специфическая, не сводимая к другим
измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкция не
является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл своего
существования. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся
отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе
говоря, сущность личности и сущность человека отделены друг от друга тем, что
первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, и,
значит, первое получает смысл и оправдание во втором, тогда как второе в самом
себе несет свое высшее оправдание. Действует, любит, ненавидит, борется не
личность, а человек, обладающий личностью, через нее, особым, только ему
присущим образом организующий свою деятельность, любовь, ненависть и борьбу.
Отсюда и характеристика личности, ее «нормальность» или «аномальность»
зависят от того, как служит она человеку, способствуют ли ее позиция, конкретная
организация и направленность приобщению к ро-
* Приведем, справедливости ради, по-видимому не согласное с нашим, мнение
американского философа А Грюнбаума «Я никогда не просыпаюсь совершенно
свободным от каких либо мыслей и не спрашиваю свое
чистое
сознание «Какими
мотивами я наполню свое сознание в это утро? Будут ли это устремления типа Аль
Каноне или Альберта Швейцера^»»
7
' С психологической точки зрения ни о какой
«чистоте сознания» речи, конечно, быть не может — оно полно прежде накатанных
мотивов и установок Мы говорим лишь о том, что при всей важности и
несомненной силе этого инерционного момента сам по себе он не может
единственно объяснить и оправдать поведение, ибо за каждым актом последнего
лежит принципиаль ная возможность, а часто необходимость жизненного выбора,
поэто му, даже когда поведение предстает как сугубо преемственное и реактивное,
за ним на деле скрываются разные формы и степени активного (т е содержащего
выбор) отстаивания именно такого, а не иного пути
58
повой человеческой сущности или, напротив, разобщают с этой сущностью,
запутывают и усложняют связи с ней. Итак, к прежде сформулированному
представлению о нормальном развитии как пути обретения человеческой сущности
нам остается добавить представление о личности как инструменте, способе
конкретной организации этого пути.
А поскольку центральным, системообразующим является здесь отношение к
другому человеку, к другим людям, то, не претендуя на строгое и всеобъемлющее
определение, но выделяя, подчеркивая один, хотя и чрезвычайно важный, на наш
взгляд, аспект — подход к проблеме личности,— сформулируем теперь следующее
исходное положение.
Стать личностью —
значит, во-первых,
занять
определенную жизненную,
прежде всего межлюдскую нравственную,
позицию;
во-
вторых, в достаточной степени
осознавать ее
и нести за нее ответственность; в-
третьих,
утверждать ее своими поступками,
делами, всей своей жизнью. И хотя
эта жизненная позиция выработана самим субъектом, принадлежит ему и глубоко
пристрастна (если не сказать — выстрадана им), тем не менее по своему объек-
тивному значению она есть принадлежность человеческого общества, продукт и
одновременно причина общественных межлюдских связей и отношений. Поэтому
истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном
итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она
действительно являет (или являла) своей жизнью.
Из предложенного рассмотрения вытекает целый ряд выводов и следствий.
Кратко обозначим лишь два из них — наиболее важные и непосредственно относя-
щиеся к теме данной книги
Первое. Понимание личности не должно иметь значение лишь идеала;
личность — рабочий инструмент человеческого развития, хотя, разумеется,
инструмент этот может быть «плохим», «очень плохим» и даже «никудышным»,
равно как «хорошим», «очень хорошим» и даже «идеальным» — в зависимости от
того, как он служит своему назначению. Поэтому, когда говорят, что личностью
является далеко не каждый, а лишь некоторые, наиболее продвинутые и
выдающиеся, за этим лежит подмена сущносги личности сущностью человека. Да,
человек, скажем мы, должен сделаться Человеком,- и это действительно удается
пока
59
далеко не каждому, и одна из причин тому — недостатки, аномалии личности
как инструмента и способа организации этого движения. Поэтому надобно не «ли-
шать» человека личности, не рассматривать ее как доступный лишь избранным
приз за успешное развитие, а понять, что в присущей данному человеку орга-
низации личности мешает выделке его в Человека.
Второе. Понимание человека как самоценности, как способного к развитию вне
любых «заранее установленных масштабов» — великая заслуга философской
мысли. Но психология, как правило, не может прямо и непосредственно
приступить к изучению этих и других умопостигаемых сущностных свойств. Хотя
нельзя сказать, что здесь нет и определенных достижений. Как справедливо
отмечает И. С. Кон, целый ряд категорий, которые еще недавно считались
отвлеченно-философскими и чуть ли не идеалистическими (эмпатия, например),
сегодня прочно вошли в арсенал психологии. Даже такое, казалось бы,
«мистическое явление», как трансцендирование, нашло в известной степени науч-
ный эквивалент в понятии «надситуативная активность»
72
.
Совершенно ясно, однако, что мы пока находимся лишь в самом начале пути
психологического освоения богатства философской мысли. Сложностей на этом
пути, конечно, немало, но едва ли не главная, на наш взгляд, кроется в следующем.
Психология как позитивная наука прилагает себя лишь к тем проявлениям
человека, которые можно представить как относительно постоянные и устойчивые
в своих характеристиках и доступные тем самым объективному, научному, т. е.
фиксируемому, конечному (пусть с той или иной долей приближения), описанию и
анализу. Однако такое описание, т. е. попытка мерой измерить безмерное, устано-
вить масштаб явления безмасштабного, заранее противоречит человеческой
сущности. Предложенное понимание позволяет подойти к решению этого противо-
речия и увидеть взаимосвязь и взаимозависимость общефилософского и конкретно-
психологического подходов. Объектом психологического изучения в этом случае
становится личность человека, которая, будучи способом организации достижения
человеческой сущности, приобщения, овладения сущностными силами, сама по
себе не является безмасштабной — ее масштаб и границы определены тем
вышележащим уровнем, к
60
достижению которого она направлена. Психология, таким образом, нуждается
в философском анализе, ибо без него теряется понимание общего смысла и назна-
чения тех механизмов и процессов, которые она изучает. Поэтому глубоко
заблуждаются те, кто полагает, что психолог не должен отвлекаться от своих
экспериментов, практики, клиники и делать экскурсы в другие области знания,
выходить за рамки своих (благо их всегда в избытке) специальных задач. Должен,
ибо это совершенно необходимо ему для осмысленного продвижения в решении
тех же специальных, узкопрофессиональных задач. При этом психологу не надо те-
шить себя надеждой, что он сразу найдет в готовом виде то, что ищет, все без
исключения нужные «секреты» и объяснения. Он найдет положения, которые,
несмотря на всю их ценность, надо еще уметь приладить, применить в своей
области. Ни философ, ни этик, ни методолог науки не могут сделать это за
психолога, поскольку они не обладают профессиональным пониманием специфики
психологического исследования.
И пусть одобрением на этом пути послужат следующие слова выдающегося
французского психолога Пьера Жане: «Ограниченность разума и узость специали-
зации никогда не являются достоинствами, и это приводит к плачевным
результатам особенно тогда, когда занимаются психологией... В психологических
исследованиях, напротив, необходимы универсальный характер исследователя, его
способность к обобщениям...»
73
Философия в свою очередь нуждается в данных
психологии, ибо без них ее общие представления могут утратить связь, оказаться
несообразующимися с реальностью психической жизни, ее закономерностями. Фи-
лософия и психология, видим мы, необходимо взаимосвязаны в изучении человека,
и если психологические данные обретают через философию смысл, то данные
философские обретают через психологию почву.
Теперь, когда в самых общих чертах выяснены философские основания и
смысл проблемы нормы, настало время приблизиться к психологической почве —
перейти к изложению исходных предпосылок и гипотез исследования и, далее, к
описанию его конкретных методов. Иначе говоря, от уровня общефилософского
перейти к уровню конкретно-научному, т. е. следовать принятой логике
восхождения от абстрактного к конкретному.
61