ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5394
Скачиваний: 19
обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или
иные
устойчивые
отношения
к
ней. Для
реализации,овеществления,опредмечивания
этих
отношений
необходима
соответственно организованная активность человека, его деятельность, неизбежно
несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей,
характерологических черт и свойств. Этот другой уровень мы назовем уровнем
реализации, индивидуально-исполнительским
или
индивидуально-психологическим
уровнем.
Кроме двух обозначенных уровней необходимо, особенно в контексте
изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один —
психофизиологический
уровень. В противном случае личностные процессы как бы
повиснут в воздухе и будут пониматься без учета роли биологической,
нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность
функционирования процессов психического отражения, так и существенные
особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.
В соответствии с таким подходом будет строиться и наше представление о
психическом здоровье. Его следует рассматривать не как однородное образование,
а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень
психического здоровья — личностно-смысловой, или
уровень личностного здо-
ровья,
который определяется качеством смысловых отношений человека. (В первой
главе мы уже называли некоторые философско-психологические основания кри-
териев нормальности.) Следующий уровень —
уровень индивидуально-
психологического здоровья,
оценка которого зависит от способностей человека
построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец,
уровень психофизиологического здоровья,
который определяется особенностями
внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической
деятельности.
Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея свои критерии,
должен иметь и свои особые закономерности протекания. Из этого в свою очередь
следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность
уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества
их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может
страдать на
72
одних уровнях при относительной сохранности других *. Представим
последнюю гипотезу в формализованном виде.
Если рассматривать психофизиологический уровень как первый, тогда
здоровье этого уровня, психофизиологическое здоровье, можно обозначить как
N
[,
а отклонения от него — как Ni. Соответственно здоровье и отклонения следующего
уровня — индивидуально-исполнительского — обозначим как Na и Nz, а
личностное здоровье и отклонения от него — как Мз и Мз. Отсюда можно в
принципе построить трехмерный массив данных и соответствующее «трехмерное
пространство психического здоровья», каждая ось которого будет соответствовать
тому или иному измерению, плоскости этого здоровья — личностной,
индивидуально-исполнительской и психофизиологической. Тогда любое психи-
ческое состояние человека может быть представлено как точка в этом
пространстве, координаты которой заданы наличными—либо положительными
(степени здоровья), либо отрицательными (степени нездоровья) — показателями по
каждой из осей. Общий вид предполагаемых здесь сочетаний может быть представ-
лен в виде следующих двух матриц, первая из которых (I) показывает, какие
варианты могут соседствовать с личностным здоровьем (положительное значение
соответствующей оси рассматриваемого трехмерного пространства, обозначенное
нами как Мз), а вторая (II) — какие варианты могут соседствовать с отклонениями
личностного
здоровья (отрицательное
значение
соответствующей
оси,
обозначенное нами как Мз).
* Нелишне заметить, что применение термина «уровень» является здесь в
достаточной степени условным (равно, впрочем, как и в перечисленных выше в
примечании примерах «поуровневых» делений). Об уровнях в строгом значении
уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества,
когда, скажем, каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет»
нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении
уровня образования, культуры и т. п.). В нашем же случае речь идет скорее о
составляющих, параметрах, этажах психического здоровья, существующих
(живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязанно и взаимозависимо, но все
же не поглощая и не заменяя друг друга. Но поскольку понятие поэтажного
подхода пока не привычно, да и ассоциируется больше со строительным делом,
нежели с психологией, мы с учетом высказанных оговорок будем в основном
использовагь устоявшуюся, «уровневую» терминологию.
73
1._NiN2N3
2. NiN2N3
3._Ni_N2N3
4. NiN2N3
5._NiN2N3
6. NiN^ 7-_М^2Мз 8. NiN2N3
В нашу задачу не входит подробное рассмотрение всех выделенных
классификационных ячеек, поскольку это заняло бы слишком много места и увело
от основной логики работы. Ниже (гл. IV и V) мы остановимся лишь на некоторых
типичных структурах психического здоровья, характерных прежде всего для тех
видов аномального развития личности, которые непосредственно попадут в фокус
нашего рассмотрения. Однако одно, поистине фундаментальное, взаимоотношение
сразу требует особого и пристального рассмотрения в контексте данной книги: это
взаимоотношение первого — психофизиологического — с двумя вышележащими
— собственно психологическими — уровнями. Нетрудно видеть, что по сути своей
способ определения этих взаимоотношений является частным, производным от
того или иного решения более общей методологической проблемы — проблемы
соотношения биологического и социального в человеке, поскольку первый уровень
непосредственно связан с наследственными, биологическими характеристиками,
тогда как два последующих зависят от социальных условий обучения и
воспитания.
3. О РОЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Поскольку речь идет о биологическом и социальном в психике человека, то
необходимо рассмотреть соотношение трех реальностей: биологической,
психологической и социальной. Сузим картину, возьмем прежде соотношение двух
реальностей — биологической и психологической, а затем уже вернемся к третьей
— внешней, социальной реальности.
Собственно
человеческая, сложно
организованная
психика
может
сформироваться и успешно функционировать в каждом отдельном человеке лишь
при определенных биологических условиях, куда входят и требования к
содержанию кислорода в крови и обеспечению питания мозга, и необходимость
для успешной жизне-
74
деятельности солнечных излучений, и согласная работа отделов нервной
системы и многое, многое другое. Сущее гвует огромное количество этих
параметров и звеньев нашего телесного существования, живое содружество
которых обеспечивает «на выходе» необходимые для протекания психических
процессов условия. В норме все системы находятся в динамическом внутреннем
равновесии, создавая относительное постоянство диапазона условий, нужного для
продуктивной работы психического аппарата. Степень здоровья организма
определяется запасом прочности, стойкости в отношении пагубных влияний, т. е.
тем, насколько легко и надежно защитные силы гасят, компенсируют эти влияния,
не допуская искажения условий работы психики (подобно тому как рессоры
хорошего автомобиля гасят неожиданные ухабы дороги, не допуская лишних
помех и неудобств для работы водителя). Что касается больных организмов, то, как
писал А. Л. Чижевский, их можно рассматривать как системы, находящиеся в
состоянии неустойчивого равновесия. Здесь отсутствует или крайне мал запас
прочности (здоровья) в отношении вредоносных воздействий;
такие воздействия вовремя не гасятся, в результате чего общая неустойчивость
еще более возрастает. Все это создает «на выходе» перебои, искажения основных
физиологических условий протекания психических процессов, что не может не
сказаться на качестве этих процессов.
Итак, психическое всегда действует, протекает, развертывается в рамках
определенных биологических (физиологических, организмических) условий. Для
постоянства и «самостоятельности» логики развития психики (т. е. ее
относительной независимости от пери-пегий жизнедеятельности организма)
необходимы обеспечение нужного диапазона этих условий, их устойчивость.
Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания
психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Причем
надо ясно осознавать, что это именно две реальности, которые можно различить, с
одной стороны, как класс условий, а с другой — как процесс, протекающий в этих
условиях.
Вернемся теперь к роли третьей реальности — реальности внешней,
социальной — миру предметов и явлений, общения и борьбы, в котором живет
человек.
75
Эта реальность является формообразующей, «ответственной» за содержание
психических процессов ", ведущей специфической детерминантой развития чело-
веческой психики. Но при этом следует помнить, что реальность социальная,
воздействия социального мира прямо не переходят в реальность психическую. Вот
здесь-то мы и должны применить ценную формулу С. Л. Рубинштейна: внешние
причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Следует только
помнить, что внутренние условия не есть соединенные в одну совокупность
биологические и психологические особенности *. «Внутреннее» есть собственно
душевная, психическая реальность. Однако конкретные процессы этой реальности
в свою очередь постоянно протекают в рамках условий, определяемых
биологической, физиологической природой.
Формула «внешнее через внутреннее» описывает в основном характер
воздействия на психику внешних, социальных причин, бытия — на сознание. Для
того чтобы выделить другой важнейший аспект (который в философско-
психологическом плане мы уже затрагивали в гл. I) — созидательную творческую
активность психики человека, в частности ее преобразующее влияние как на
социальные общественные процессы, так и на собственное развитие,— необходимо
воспользоваться следующей формулой, предложенной А. Н. Леонтьевым:
* Мы делаем эту оговорку, поскольку у самого С. Л. Рубинштейна внутренние
условия понимались как раз в таком расширенном толковании. «При объяснении
любых психических явлений,— писал он,— личность выступает как воедино
связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все
внешние воздействия». Структура личности при этом рассматривалась как
включающая в себя и черты, обусловленные природными данными и общие для
всех людей (например, свойства зрения, вызванные распространением солнечных
лучей на Земле), и условия, которые изменяются в ходе исторического развития
(например, особенности фонематического слуха, вызванные строем родного
языка), и свойства высшей нервной системы, и, наконец, систему мотивов и
свойств характера
12
. Подобный «тотальный» подход к личности, слияние в одно
разноуровневых образований, отнесение к ней как физиологических, так и
собственно психических свойств во многом, на наш взгляд, снижали ценность
формулы «внешнее через внутреннее» и, возможно, явились причиной, по которой
эта формула не нашла пока должного применения в исследованиях личности. При
таком подходе оказывается затрудненной и возможность конкретно разобраться в
той специфической роли, которую играют различные особенности организма,
перипетии его «биологии» в нормальном и отклоняющемся развитии.
76
«Внутреннее... действует через внешнее и этим само себя изменяет»
13
. Важно
заметить, что данная формула вовсе не отменяет, а существенно дополняет,
корректирует действие предыдущей, взятые же вместе, они достаточно полно
отражают реальное движение психики, подчеркивая, акцентируя разные моменты
постоянного «кольцевого» взаимодействия, взаимосозидания внутреннего и
внешнего, бытия и сознания.
В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как
необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических
процессов. Понятно отсюда, что изменение физиологических параметров изменяет