ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5398
Скачиваний: 19
и характер протекания психических процессов, что может сказываться на
формировании сложных психических образований, включая и личность человека.
Нельзя поэтому сколько-нибудь игнорировать биологические особенности, сводить
чуть ли не все в характеристике человека к производственным, общественным
отношениям, социологизаторскому подходу, которому, по мнению Б. Ф. Ломова,
присуща трактовка человека как некоторого сгустка экономики, культуры или
социума, начисто лишенного всего биологического, органического, вообще
природного
н
. Между тем биологическое составляет необходимое условие, в
котором
разыгрывается
драма
психической
жизни. Соматическое,
психофизиологическое здоровье есть постоянство и оптимум * этих условий;
болезнь есть большее или меньшее их искажение. Особенно пагубны-
Здесь, что отметил, наверное, внимательный читатель, мы уже второй раз
используем критерии, о которых критически отозвались в начале предыдущей
главы. Сначала это был критерий внутреннего равновесия, гомеосгазиса; теперь —
критерий оптимальности. Однако подчеркнем во избежание недоразумений, что
наша критика была направлена не на сами по себе кригерии — каждый из них
правомерен на своем месте, а на неадекватность или по крайней мере малую
эффективность их применения к собственно психологическим уровням
человеческого развития, в особенности к уровню личностному. Сейчас же речь
идет об организменных системах, к которым вполне применимы критерий
внутреннего равновесия и критерий оптимальности. Под последним в данном
случае подразумевается такой результат работы рассматриваемых систем, который
обеспечивает широту и постоянство диапазона условий функционирования психи-
ческого аппарата. Критерий оптимальности вообще является безличным, чисто
«технологическим» показателем, и в этом плане он применим по сути к любому
процессу с обязательным, однако, условием четкого представления о том, что
именно должен представлять
собой
данный оптимум, что он должен обеспечивать,
чему (обычно вышележащему по уровню) он призван служить.
77
ми являются психические болезни. Рамки условий при неблагоприятном
течении таких болезней настолько суживаются, что образуют как бы сходящийся
коридор, воронку. Это накладывает резкие ограничения на свободу психического
развития и может создавать впечатление, что биологическое непосредственно
продуцирует, производит ту или иную аномалию или дефект личности. Однако
следует помнить, что сами по себе эти рамки, сколь бы узкими и ограниченными
они ни были, не формируют психики, не наполняют ее содержанием и смыслом.
Они, повторяем вновь, составляют класс условий, в которых развертывается
собственно психологический процесс — процесс формирования аномалий
личности.
Такая постановка отнюдь не отводит биологическим особенностям
малозначимую роль в аномальном развитии. Напротив, именно ими создаются
условия, необходимые для формирования данного вида патологии личности, вне их
невозможно появление присущих этому виду психопатологических черт, как
невозможна и сама психическая болезнь. Поэтому психологическое исследование в
этой области должно не просто констатировать те или иные биологические
характеристики болезни, но рассматривать всякий процесс психических изменений
как протекающий в рамках этих условий *.
Конечно, для психолога вовсе не обязательно (хотя, вероятно, и желательно)
изучение биохимических или анатомических основ болезни. Но совершенно
необходимы знание и учет тех условий, которые могут непосредственно влиять на
протекание психических процессов. А это прежде всего высшая физиология,
которая обеспечивает работу психического аппарата, обусловливая инертность или
подвижность, уравновешенность или неустойчивость, силу или слабость нервной
системы
и
другие
показатели
внутренней
нейрофизиологической,
психофизиологической организации актов психической
* А. Н. Леонтьев неоднократно подчеркивал, что будущее психологии зависит
от способности освоения «межуровневых переходов», которые связывают
психологический уровень с биологическим и социальным. Но надо согласиться с
М. Г Ярошевским, что главные результаты в анализе деятельности получены пока
лишь на одном из «переходов» — от социального уровня к психологическому.
Другой же важнейший «переход» — от биологических уровней к психологии —
остался фактически не разработанным
15
. Анализ аномального развития может
дать, на наш взгляд, очень многое для заполнения этого пробела.
78
деятельности. Поэтому мы обозначили в качестве первого уровня, требующего
учета в психологическом анализе, именно уровень психофизиологический, а не
уровень, , скажем, организма вообще. Организм в свою очередь — сложная,
многоуровневая система, в которой далеко не все имеет непосредственное
касательство к обеспечению психических процессов. Так, организм может быть
болезненно изменен на тонком биохимическом уровне, в нем достаточно долгое
время могут зреть и развиваться злокачественные явления, однако до поры, пока
они существенно не затронут психофизиологические процессы, это не будет
сказываться на психическом отражении *, Поэтому для психолога оперативно
важны не все знания об организме, не вся область физиологии, а лишь та ее часть,
которая непосредственно влияет на функционирование психического аппарата.
Так,невралгия тройничного нерва иногда сопровождается значительными
изменениями психического облика — человек перестает интересоваться
окружающим, замыкается в себе и т. д. Для исследования психологической приро-
ды этих изменений не обязательно подробно знать анатомическое строение
тройничного нерва или особенности нервного импульса, но необходимо постоянно
учитывать, что психика, личность страдающего этой невралгией формируются в
условиях непрерывного ожидания острой психофизиологической реакции —
приступов боли, которая иногда настолько резка и нестерпима, что «лишь
уверенность в окончании приступа примиряет больного с жизнью»
17
.
Изменить биологические условия болезни — задача не психологическая, а
.медицинская. Но есть и другая важнейшая задача, разрешение которой имеет
поистине общегосударственное значение,— социальная и трудовая адаптация
больного человека, приобщение его к полноценной жизни. И разработка этой
проблемы немыслима без широких психологических исследований, ведь человек
не просто пассивно приспосабливается к биологическим условиям болезни,
которые, подобно жесткому клише, единообразно оттискивают его психический
облик, но способен компенсировать, преодолевать их, строить, творить себя даже в
стесненных
* «Редко кто проходит медицинское обследование,— констатирует И. И.
Брехман,— без одного или нескольких диагнозов в заключении, хотя сам человек
чувствует себя здоровым и трудоспособным» "'
79
условиях. Мы, правда, с детства прочно затвердили, что «в здоровом теле —
здоровый дух», а следовательно, в теле больном и дух болен, но реальность учит .
другому — тому, что помимо этих вариантов (которые,, согласно изложенной в
предыдущем параграфе типологии, занимают позиции 1 и 8) есть еще два, и тоже
достаточно типичных, иллюстрации к которым легко подберет из своего опыта не
только профессиональный психолог, но и любой психолог-любитель, любой
внимательный наблюдатель жизни. Эти варианты (в нашей типологии они значатся
под номерами 2 и 7) суть следующие: во вполне здоровом теле может бытовать дух
упадка и разложения, и, напротив, духовное здоровье и ясность сочетаться с
тяжкими болезнями тела *. Поэтому конечная цель психологического исследования
отклонений в развитии личности, наблюдаемых при тех или иных болезненных
страданиях, есть нахождение путей преодоления диктуемых болезнью условий,
путей полноценной компенсации идущих от болезни симптомов и соответственно
психологическая помощь и поддержка человека в следовании по этим нелегким пу-
тям.
4. СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Мы видели, что биологическое, точнее, быть может, сказать, органическое**
составляет необходимое условие
* Распространенность этих двух вариантов и дала, видимо, повод к появлению
следующего четверостишия, построенного как оппозиция затасканной латинской
пословице:
В здоровом теле —
Здоровый дух,
На самом деле —
Одно из двух
1в
. Что касается профессиональных свидетельств существования
вариантов соотношения биологической и социальной полноценности, то сошлемся,
например, на мнение столь опытного клинического психолога, как В. Н. Мясищев.
«...Могут быть выделены,— писал он,— четыре основных типа: 1) тип социально и
биологически полноценный; 2) социально полноценный при биологической
неполноценности;
3) биологически полноценный, а социально неполноценный и 4) социально и
биологически неполноценный»
19
.
** Следует, видимо, согласиться с П. Я. Гальпериным
20
, который настаивает
на том, что термин «органическое» является более подходящим, поскольку не
содержит в отличие от понятия «биологическое» указания на «животное в
человеке», а ориентирует прежде всего на имеющиеся анатомо-физиологические
предпосылки и возможности, которые играют совершенно бесспорную и очень
важную роль в развитии человека, особенно наглядно (как мы увидим ниже, в § 1
гл. IV) проявляющуюся в аномалиях этого развития.
80
психического развития. Другое важнейшее условие — социальное окружение,
мир культуры. Но, как уже подчеркивалось выше, из самих по себе условий,
предпосылок, сколь бы мы их детально ни изучали, никакое живое развитие
невыводимо. Требуется «идти дальше,— писал по этому поводу А. Н. Леонтьев,—
и исследовать развитие как процесс «самодвижения», т. е. исследовать его
внутренние
движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его
предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные
моменты»
21
. Что же тогда определяет внутреннее движение этого развития, что
составляет его движущие противоречия и взаимопереходы?
В отечественной общепсихологической науке, прежде всего в трудах А. Н.
Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина
и др., дан достаточно однозначный ответ на этот вопрос:
источники движущих противоречий надо искать в системе предметной
деятельности субъекта. Следует, однако, сразу сказать, что изучение деятельности
отнюдь
не
прерогатива
психологии. Деятельность — важнейший
общефилософский объяснительный принцип. В истории европейской философии
выделяется всего три таких принципа: Космос (в античной философии и науке),
Природа (в философии и науке Нового времени) и Деятельность (начиная с
XVIII—XIX вв.— в классической немецкой философии)
22
. Психологию интересует
прежде всего роль деятельности в формировании психического аппарата
отражения и в связи с этим ее внутреннее строение и динамика.
Кратко обозначим основные понятия, которыми обычно оперируют в
рассуждениях о психической деятельности. Исходным является понятие
«потреб-
ность».
Потребность трактуется как требование, нужда, ожидание, стремление к
какому-либо недостающему, желаемому предмету, содержание которого может
быть самым разным — от необходимости размять энергич-- ным движением
затекшее от долгого сидения тело до стремления к познанию и истине. От
содержательных показателей мы можем отвлекаться, однако лишь в формально-
логическом плане, в плане же конкретно-психологическом они составляют
ключевую характеристику потребности, наполняя ее энергетическую емкость и
потенциал определенностью и осмысленной направленностью. Не зная, не
представляя себе предме-
81