ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5416
Скачиваний: 19
психопрофилактических выводов, то эта формула лишний раз свидетельствует о
том, что ни значения, ни слова, ни сама по себе активная предметная деятельность
не являются гарантами воспитания полноценной, нравственной личности. Только
слова, значения, соотнесенные, сопряженные с жизнью, пропущенные через нее,
через нелегкий труд бытия, через сложную
взаимоотношений личности, которые складываются у нее с референтными
группами и лицами
8
. Такое противопоставление кажется, однако, излишне
категорическим. Два понятия — «смежличностное общение» и «деятельность» (что
показано в самих работах А. В. Петровского и его сотрудников) — не только не
противополагаются, но прямо подразумевают друг друга, поэтому ведущая (т. е.
наиболее соответствующая, лидирующая для данного возраста) деятельность во
многом задает круг референтного общения, равно как этот круг видоизменяет
характер данной деятельности.
Другое дело, что нельзя сводить все многообразие и взаимозависимость форм
активности -только к одной ведущей деятельности «Ведущая» не должна
пониматься как «подавляющая». Именно забвение этого момента, считает К. А.
Абульханова-Славская, привело к тому, что в некоторых психологических
исследованиях личностная активность оказалась сведенной к ведущей
деятельности
8
'. Но, на наш взгляд, с водой выплескивается и ребенок —
ценнейшая идея стержневого вида, типа деятельности, с которым связывается,
ассоциируется соответствующий возрастной этап и отнятие, отсутствие которого
было бы фактическим лишением человека детства или зрелости. И разве в
последних случаях это не будет игра и труд, т. е. деятельности не рядовые, а
именно ведущие для соответствующих этапов жизни? Ну а то, что в
«производстве» этих деятельностей важнейшую роль играют общение, социальные
институты, референтные группы, другие формы активности и т. п., разумеется,
безусловно, верно. Иными словами, то, что ведущая деятельность формируема и
зависима, пусть даже производив от многих обстоятельств, не умаляет ее значения
и не устраняет необходимости ее учета и рассмотрения
* Надо ли говорить, что «проход» этот практически никогда не напоминал
собой легкой, увеселительной прогулки. «Жизнь прожить — не поле перейти»,—
говорит пословица, подчеркивая сложность и тяжесть реальных путей
человеческой жизни.
127
совокупность и многообразие деятельностей, могут стать подлинной основой
нравственного сознания. Следовательно, при воспитании необходимо так строить и
направлять деятельности воспитанника, чтобы в ходе этих деятельностей, в ходе их
развития, их последовательных этапов объективные и поначалу как бы вне
человека существующие значения и идеалы, прежде всего значения и идеалы
нравственные, приобретали личностный смысл, становились собственным, пережи-
тым, активным отношением воспитанника к миру *.
Роль воспитателя при этом чрезвычайна, поскольку он выступает как реальное,
живое олицетворение, так сказать, держатель тех смысловых уровней, которыми
пока не обладает и которые чаще всего и не предугадывает воспитанник. Но на эти
уровни — через общение с прямым или даже косвенным воспитателем, через сов-
местные переживания, через совместную деятельность — он может со временем
подняться **. Всякая высшая психическая функция, писал Л. С. Выготский,
обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества
между людьми, как категория интерпсихологическая, затем уже как функция
субъекта, как категория интрапсихологическая. Сходным путем возникают,
завязываются и смысловые отношения к действительности — сначала как бы
разделенные между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а затем
становясь внутренними, собственными отношениями ребенка к действительности.
Когда ребенок подрастает, роль взрослого, т. е. второго члена начального
интерпсихологического отношения, может выполняться другим человеком,
группой, коллективом, обществом, теми или иными событиями и идеями, но путь в
целом остается прежним: через деятельность, через жизнь и труд бытия
завязываются, осваиваются
* Этот принцип хорошо иллюстрируется следующей американской
пословицей: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и
я пойму».
" * Когда мы говорим о воспитателе, то невольно подразумеваем нравственное,
облагораживающее начало, но нелишне заметить в контексте данной книги, что
помимо воспитания позитивного, положительного существует и воспитание
негативное. Так, мы увидим ниже, что в случаях аномального развития человек,
например, не просто привыкает к алкоголю, регулярному пьянству, но часто ак-
тивно к нему кем-то приобщается (в данном случае — «негативными
воспитателями»), вовлекаясь в так называемую алкогольную компанию, усваивая
через ее лидеров ценностные установки и особое, «алкогольное» смысловое
видение мира.
128
все новые и новые аспекты и уровни смысловых отношений к
действительности.
Причем, разумеется, жизнь не есть лишь сплошное формирование все новых и
новых качеств и образований. Будучи раз сформированными, войдя в целостную
структуру смысловой сферы, они начинают свою самостоятельную жизнь,
приобретают собственную инерцию (смысловую установку, по А. Г. Асмолову),
порождают собственные требования, т. е. становятся полноценными чертами
личности, нравственного сознания, не просто отражающими действительность, но
и творящими ее. Поэтому необходимо различать и стимулировать не только
активность присвоения,
формирования, завоевы-вания тех или иных позиций и
смысловых содержаний, но и
активность отдачи,
активность проникновения,
влияния на ценностно-смысловые уровни другого человека, других людей. Важные
аспекты активности последнего рода были разработаны в «концепции вкладов».
Центральным для этой концепции является введенное В. А. Петровским понятие
отраженной субъектности, которое «воплощает в себе представление о личностном
аспекте бытия человека в мире как формы активного «идеального» присутствия
человека в жизни других людей, «продолженности человека в человеке»»
82
. Эта
концепция справедливо останавливает внимание на том постоянно действующем
личностном, смысловом влиянии, которое оказывается всяким человеком на окру-
жающий его мир. Отсюда личность выступает как идеальная представленность
индивида в других людях, как его «инобытие» в них. Для пояснения этого хода
мыслей А. В. Петровский приводит метафорическое сравнение подлинной
личности с источником некоего мощного излучения, радиации, способной
изменять, преобразовывать других людей (радиация, как известно, может быть
полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие,
становиться причиной различных мутаций и т. д.). Тогда индивида, обделенного
личностными характеристиками, можно уподобить нейтрино — гипотетической
частице, которая пронизывает любую, сколько угодно плотную среду, не производя
в ней никаких — ни полезных, ни вредных — изменений. ««Безличность»,—
продолжает автор,— это характеристика индивида,
безразличного
для других
людей, человека, от которого «не жарко.и не холодно», чье присутствие или
отсутствие ничего не меняет в их жизни, не
5 Б С Братусь
129
преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым
лишает его самого личности»
83
.
Таким образом, человеческую активность можно подразделить на активность
присвоения и активность отдачи. Причем их несомненная и тесная связь не оз-
начает, однако, их идентичности. Если первая своей энергетикой, мобилизующим
действием способствует образованию, структурированию определенной позиции,
присвоению и завоевыванию новых свойств и рубежей, то накал, энергетический
потенциал второй обнаруживает себя через проникающее, «радиационное» влияние
на других. Соотношения этих двух видов личностной энергии, личностной
активности могут быть существенно разными. В известной мере их можно
уподобить двум каналам, двум руслам, по которым способна распределяться
энергия активности. Личность может выявлять себя в какие-то моменты как той,
так и другой формой активности, поэтому, в частности, вряд ли стоит говорить о
«лишении» личности того, кто на рассматриваемый период «не обогащает и не
обездоливает» других, поскольку личностная активность может быть устремлена
просто по другому каналу — каналу присвоения. Несомненна связь активности и с
содержательным наполнением мотивационных устремлений: эгоцентрические
ориентации в большей степени переключают, ориентируют активность человека на
приобретение, на использование, на превращение окружающего в средство
достижения своих целей, тогда как алоцентрические, просоциальные устремления
по самой сути своей переключают активность на процессы отдачи себя, преобра-
зования мира в пользу других. Мир и люди становятся не средствами, но целью.
Понятно отсюда, что активность такого рода есть несомненный признак
личностного здоровья.
Сказанное не означает, конечно, что человек эгоцентрической ориентации,
будучи занят собой, мало влияет на окружающих, не проявляет вовне
направленную активность. Напротив, он, как мы упоминали, часто рассматривает
свои ценности как достойные и должные быть присущими всем и порой не просто
в активной, но даже в агрессивной форме пытается навязать, привить их другим. В
этом плане следует говорить как бы о смысловом силовом поле, возникающем
вокруг каждого человека, его деятельности и миропонимания. Всякий случай
нормального, в нашем понимании, полноценного,
130
ведущего к приобщению к родовой сущности развития создает мощное
силовое поле благотворного влияния на других людей, благотворных «вкладов» и
возвышающих смысловых преобразований, тогда как всякий случай извращенного,
аномального развития создает свое силовое поле, на этот раз отрицательного по
отношению к задачам достижения человеческой сущности свойства, направленного
на низведение помыслов, задач и смысловых устремлений других до уровня
эгоцентризма, а следовательно, в конце концов межлюдской разобщенности,
психологической войны всех против всех и внутреннего одиночества каждого из
участников этой войны. Вот почему всякая удача воспитания, всякая удача
психокоррекции аномального развития есть не просто удача индивидуальной
судьбы отдельного человека, счастливое преобразование свойств и структуры его
личности, но реальный фактор оздоровления, облагораживания среды.
Разумеется, речь идет не просто о прямом и беспрепятственном радиировании
смысловых влияний. Человек не пассивный восприниматель, экран проекции «ино-
бытия», бытия-другого-в-нем, но если продолжить аналогию с радиацией, может
быть либо в разной степени открыт ее проникающим влияниям, либо, напротив, на-
глухо закрыт, иметь труднопробиваемую психологическую защиту, подчас
капсулирующую его в себе самом, отторгающую внешнее влияние как чуждое,
заведомо инородное. Поэтому всякое влияние, чтобы быть действенным,
усвоенным, требует в качестве необходимого условия ответное усилие, ответную
активность принятия, присвоения *. В этом акте должны соединиться два вида
активности, направленные, настроенные на одну смысловую волну, чтобы в
дальнейшем образовать, замкнуть, генерировать собой единое смысловое поле.
Даже искусство, призванное, казалось бы, прямо, непосредственно транслировать
личностные смыслы другим людям, на деле лишено этой способности. Оно до-
стигает своих результатов лишь тогда, когда активно
* Отметим, что периоды преимущественного принятия или отторжения тесно
связаны с вышеобозначенными циклами деятельности: в переходных
потребностно-мотивационных, поисковых состоя-ниях проницаемость для влияния
других быстро возрастает, в периоды же стабильного развития деятельности,
относительного равновесия операционально-технической и мотивационно-
смысловой сфер степень этой проницаемости всегда заметно меньше.
^* 131