ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5417
Скачиваний: 19
вовлекает воспринимающего его человека в свою сферу и образует не просто
вербальное или чисто эмоциональное воздействие, но особую, всегда совместную,
друг к другу идущую деятельностную активность, призванную соединить в общем
смысловом поле исполнителя и слушателя, актера и зрителя. Недаром говорят не
только о хорошем или плохом исполнителе и актере, но и о хорошем или плохом
зрителе, о хорошей или плохой аудитории, которая может зажечь и поддержать или
погасить и затормозить творчество артиста: в первом случае — чутким
реагированием, точнее, сопереживанием, а во втором — отчуждением и
равнодушием, т. е. разобщенностью с исполнителем, отсутствием единой сов-
местной деятельности *.
Таким образом, мы вновь приходим к утверждению важности идеи
деятельностного опосредствования: для того чтобы сформировать устойчивые
смысловые структуры, необходимо вовлечение человека в такого рода
деятельности, в такого рода жизненные проблемы, где бы он мог реально
осуществить, отстоять, испытать свои принципы и устремления, где бы они
срослись, сплавились с его поступками и деяниями, стали личностными
ценностями, т. е. осознанными смысловыми образованиями, направляющими и
оправдывающими весь конкретный ход его жизни. Такое деятельностное опос-
редствование важно и для воспитания, и для коррекции отклонений личности, с
той, однако, существенной разницей, что в первом случае мы исходим из
представления о еще не сформированной личности, достаточно от-
* Заметим, однако, что и в случае образования такой совместной деятельности,
возникшего общего смыслового поля воспитательное, преобразующее личность
воздействие искусства имеет известные пределы и ограничения. Пределы эти
обнаруживаются уже за дверью театра, когда зритель возвращается в привычный
ему мир жизни, в мир его субъективных деятельностей, их иерархии, накатанных
смысловых отношений и установок. И тот, кто только что сочувствовал Гамлету (а
в театре это делают практически все), ведет себя как Полоний или даже
Розенкранц. Искусство растормозило, всколыхнуло, показало возможность нового
видения мира, пусть даже — по Аристотелю — очистило (катарсис) человека, но
если все это не будет подкреплено его дальнейшей конкретной деятельностью, его
жизнью, трудом и подвигом его бытия, эффект окажется временным, собственные
смысловые образования останутся почти не затронутыми. Еще В. Джеймс
приводил в пример ба-рыньку, которая проливает в театре слезы над страданиями
простолюдина, в то время как ее кучер стынет на морозе у театрального подъезда.
крытой нашим влияниям, а во втором — о личности уже сформировавшейся, и,
следовательно, если в первом случае мы готовимся личность строить, то во втором
— нам предстоит ее перестраивать. В обоих случаях продвижение возможно лишь
тогда, когда работа и воспитателя, и коррекциониста основана на знании
внутренних законов развития личности, знании того, что есть норма этого
развития, к чему в итоге следует направлять стремления человеческой личности. В
этой и предыдущей главах мы пытались обосновать некоторые ответы на эти
вопросы и наметить ряд самых общих положений, гипотез о нормальном и
аномальном развитии личности. Разумеется, за рамками раздела осталось
значительно больше проблем, нежели вошло в него, что объясняется не только
нежеланием говорить скороговоркой о важных вещах, но и тем, что в нашу задачу
входило не отыскание как можно большего количества детерминант, частей,
свойств личности, а попытка определить некоторые стержневые, главные
проблемы и ракурсы, исходя из которых возможно в дальнейшем проникновение и
в более частные области.
...Однако любые теоретические рассуждения, сколь бы полны, искусны,
изощренны они ни были, не в силах до конца разрешить ими же вскрываемые
проблемы и противоречия. Для разрешения теоретических споров о личности
необходимо вернуться на землю, к предмету, их порождающему,— самой реальной
жизни.
Но
как психологу подойти к объективному исследованию жизни личности и
возможно ли это в принципе?
ГЛАВА 111
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЕ
«ОБЪЯСНЕНИЯ» И «ПОНИМАНИЯ» В ПСИХОЛОГИИ)
Достаточно часто психологу приходится слышать от специалистов других
областей, прежде всего естествен-нотехнических, что психология вовсе не наука,
поскольку не располагает строгими объективными методами исследования. Когда
же психология стремится к формализации методов и достигает известного уровня
этой формализации, то сразу же появляются обвинения — на этот раз со стороны
представителей гуманитарных областей,— которые говорят о принципиальной
невозможности однозначного определения человеческой личности. Но дело не
ограничивается критикой извне, по сути та же борьба, борьба двух подходов:
одного — стремящегося к формализации, другого — выступающего
принципиально против таковой, происходит и в самой психологии. Л. С.
Выготский, характеризуя кризис психологии начала века, писал, что он вообще
привел «к понятию о двух психологиях». Мысль о разделении этих «двух
психологии» была особенно ясно высказана немецким психологом Э. Шпрангером,
который резко отделил друг от друга психологию как науку естественную,
занимающуюся по преимуществу элементарными процессами, и психологию как
науку о духе. Последняя, по его мнению, не может пользоваться какими-либо
иными методами, нежели целостное постижение, вчувст-вование, сопереживание,
понимание (отсюда и наиболее распространенное название такого подхода —
«понимающая психология»). Было бы весьма поучительно проследить, как
развивались и трансформировались эти два подхода в истории психологии, но,
поскольку такая задача выходит за рамки содержания данной книги, ограничимся
лишь констатацией, что в западной психологии наиболее последовательным
выражением первого подхода стал бихевиоризм, сводящий все к
134
фиксируемым поведенческим реакциям, а второго экзистенциальная
психология, ставящая во главу угла акты понимания и вчувствования. Общая
критика этих направлений достаточно полно представлена в отечественной науке,
поэтому нет нужды повторять ее здесь. Следует отметить, однако, что эта критика
выглядит пока сугубо негативной: она отвергает аргументы чужих школ, но не
предлагает своих решений действительно острого, принципиального вопроса о том,
может ли психология научно, т. е. строго и объективно, определять, измерять,
исследовать то, что по сути своей не имеет меры, границ, то, что трансцендирует,
преодолевая в своем развитии любые «заранее установленные масштабы».
К сожалению, этот вопрос часто и не ставится современными психологами.
Большинство из них, априори считая себя представителями естественнонаучного
направления (о некоторых исторических причинах такой приверженности мы
говорили в гл. I), строят свои исследовательские программы, применяют методики,
обрабатывают результаты и делают выводы так, будто человек есть
фиксированный объект наподобие физического. Но именно этот подход, прежде
всего в отношении личности, и вызывает наиболее резкую критику М. М. Бахтин,
например, отвергая возможность однозначного определения личности, писал:
«...подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения
человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как
вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его
воли, «заочно». Подлинная жизнь личности доступна только
диалогическому
проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя.
Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, т. е.
заочная
правда,
становится унижающей и умертвляющей его
ложью,
если касается его
«святая святых», т. е. «человека в человеке»» '.
Очевидно, однако, что безусловное согласие с таким мнением означало бы по
сути приговор многим, претендующим на объективность методам в психологии
личности. «Трудно найти,— пишет по поводу приведенных слов М. М. Бахтина А.
В. Петровский,—другое столь сильно и лаконично выраженное обвинительное
заключение, предъявленное детерминистической психологии, которая в своей
экспериментальной практике, минуя
13'"
интроспекцию, пытается получить (подсмотреть, предсказать, определить) эту
заочную правду о личности другого человека, исследуя как раз то ее «вещное бы-
тие», которое Бахтин... объявляет «унижающей и умертвляющей ложью»»
2
. Далее,
принципиально возражая Бахтину, Петровский утверждает, что как раз при опоре
на «вещное бытие», только принимая во внимание его реалии, возможно
объективное познание личности, в том числе и «диалогическое проникновение» в
ее глубины.
Этим утверждением, при всей его авторитетности, не снимается, однако, едва
ли не главная проблема:
если возможна «заочная правда о личности» (а это действительно необходимое
условие научности психологии), то какова должна быть эта правда, чтобы она со-
гласовывалась, не противоречила трансцендирующей, не имеющей фиксированных
границ природе человеческого развития, чтобы, будучи высказанной, не оберну-
лась, как предупреждал Бахтин, обманом, уводящим и ложным суждением, ибо
человек, которого мы определили сегодня, завтра или в любой другой день
способен измениться, перейти установленные нами для не.го ограничения,
совпадения с самим собой, и тогда выходит, что мы при всех наших стремлениях к
объективности описали, следовательно, не его реального, движущегося, живого, а
мертвый слепок с одного лишь варианта, поворота, изгиба его жизненного пути,
может быть, к тому же и случайного, временно возникшего, не имеющего к нему,
изменившемуся, непосредственного актуального касательства.
Решение проблемы, на наш взгляд, заключается в достаточно четком
различении понятий «личность» и «человек», определении личности как способа
организации присвоения человеческой сущности и исходя из этого —
сосредоточении внимания преимущественно не на готовых, сложившихся
свойствах личности, а на механизмах их формирования, становления,
непрекращающегося движения. Тогда данные исследования (полученные или
путем изучения конкретных продуктов деятельности, «вещного бытия», или
анализа диалогических форм общения, или применения лабораторных
экспериментов и т. п.) могут стать одновременно и объективными, и не
противоречащими трансцендирующей, изменяющейся природе человека, ибо в
такого рода исследованиях мы будем стремиться фиксировать, овеществлять,
ставить границы и определять масштабы
136
не развития человека как такового, которое не имеет фиксированной, заранее
установленной границы и масштаба *, но психологическим механизмам, путям,
которые опосредствуют это развитие, существенно влияя на его ход и направление.
Что же касается неизбежно возникающего, движущего, а следовательно, и
неустранимого противоречия между «вещным» (конечным) и «смысловым»
(потенциально бесконечным), то оно в свете сказанного не есть препятствие
объективному познанию личности, обходить которое надо постулированным
современной академической психологией возвеличиванием осязаемого «вещного»
в ущерб неясному смысловому (в противовес «понимающей психологии»,
феноменологическим, экзистенциальным подходам или литературоведческим
толкам о превалировании второго над первым). Следует не избегать, не маскиро-
вать это противоречие, а, напротив, выделить и зафиксировать его как первую