Файл: Братусь Б.С. - Аномалии личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5085

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

развития личности. Поиски этих методов — одна из насущных и ближайших задач
современной психологии.

В  контексте  данной  книги  перед  нами  стоит  проблема  более  частная —

обосновать  способы  объективного  исследования  не  всего  многообразия
личностного  развития, а  его  отклонений, аномалий. И  хотя  последние  не  могут
быть  поняты, о  чем  неоднократно  говорилось, без  общепсихологического
представления  о  норме, личностном  здоровье  и  т. п., исследования  аномального
развития  имеют  свою  специфику  и  даже  свои  известные  преимущества  перед
исследованиями развития нормального. Эти преимущества состоят в том, что ано-
мальное  развитие  протекает  обычно  в  рамках  достаточно  ограниченных  по
сравнению с нормой (см. гл. II, § 3). И следовательно, оно менее вариативно, менее
свободно  (вспомним  формулу:  болезнь  есть  ограничение  свободы)  и
соответственно  более  поддается  обзору  и  однозначному  определению, нежели
развитие  нормальное. Кроме  того, описания  нормы, ее  реального  поведения, как
мы  видели, крайне  бедны: психолог, который  захочет  такие  сведения  получить,
должен  обращаться  либо  к  художественной  литературе  со  всеми  ограничениями
этого  подхода, о  которых  речь  шла  выше, либо  к  жизнеописаниям «великих
людей», зная  при  этом, что, несмотря  на  всю  документальность  подобных
описаний, они, как  правило, носят  явный  отпечаток  субъективных  восприятии  и
воззрений  биографов. Причина  дефицита  сведений  понятна: внутренний  мир,
основные  мотивы, помыслы  нормального  человека  обычно  закрыты, спрятаны  от
постороннего взгляда и вмешательства.

Всякая  болезнь  ставит  человека  в  новые, стесненные, неудобные  для  него

положения, толкает его к раскрытию своего страдания, поискам помощи. Когда же
это  страдание  психическое, то  речь  идет  не  о  чем  ином, как  о  раскрытии
внутреннего  мира  пациента, о  его, часто  сокровенных, особенностях  души.
Разумеется, само-

147


background image

 анализ и жалобы больного, тем более больного психически, далеко не всегда

объективны  и  отражают  подлинную  подоплеку  страдания, но  даже  в  таком  виде
они  представляют  собой  ценнейший  для  понимания  аномального  развития
личности материал. К этому надо добавить и то, что необычные, отклоняющиеся от
привычного  акты  поведения  легче  наблюдать, выделить, нежели  стертые  формы
поведения обычного.

Как  следствие  отмеченных  особенностей  объективные  описания  аномального

развития  личности  представлены  несомненно  богаче, нежели  описания  развития
нормального. Как правило, они выполнены не психологами, а психиатрами, и надо
признать, что многие из этих описаний сделаны с такой замечательной точностью,
образностью, что  дают  самое  наглядное, выпуклое  представление  о  разных
оттенках  и  ступенях  психических  отклонений. Причем  в  отличие  от  собственно
художественных  описаний, разобранных  выше, речь  идет  при  этом  не  о
собирательных  образах, не  о  результатах «мысленных  экспериментов», а  о
конкретных  случаях  и  наблюдениях  над  реальными  людьми, что  значительно
повышает объективную научную ценность материала. Многие психиатры по праву
гордятся  архивом  своей  науки, открыто  порой  противопоставляя  его  сухим  и
маловыразительным текстам психологических сочинений и учебников, считая, что
именно  психиатрия  должна  вырасти  со  временем  в «практическое  челове-
коведение». Пожалуй, наиболее определенно высказывался в этом духе известный
немецкий психиатр Г. Гру-ле. «Можно очень внимательно слушать психологичес-
кие лекции и изучать труды по психологии и, однако, ни на йоту не приблизиться к
действительному  знанию  людей, подобно  тому  как  есть  ученые-искусствоведы,
которые обладают  богатыми  знаниями  в  области наук  об искусстве  и, однако, ни
разу в своей жизни не были осчастливлены действительным эстетическим пережи-
ванием. Пониманию  душевного  своеобразия  ближнего  надо  учиться  не  от
психологии... Изучать  практическое  человековедение  в  настоящее  время  можно
только  путем  опыта, и  именно  того, который  собирается  под  руководством
психиатрии... только  у  психиатра  есть  материал, на  котором  можно  учиться  по-
настоящему  пониманию  человека; кроме  психиатров  такой  же  материал  можно
найти, пожалуй, еще  только  у  воспитателей  и  учителей... Часто  в  каком-нибудь
положении

Н8
легче всего ориентироваться, если сознательно допустить преувеличение, если

придумать  крайний  односторонний  случай. А  какой  опыт  может  доставить
преувеличения  в  большем  количестве  и  ярче, чем  психиатрический? Не  в  нем  ли
мы находим самые острые и глубокие чувства? Разве не он учит нас тому, как по-
терявшие  соразмерность  страсти  в  своем  действии  неумолимо  разрушают  все
препятствия? Разве  не  он  показывает  все  степени  расстройства  интеллекта — от
мельчайших  нарушений  мысли  до  полного  ее  распада, воли — от  полного  ее
уничтожения  до  непрерывного  стремления  к  насильственным  действиям  и
отношения  к  окружающему  миру — от  легкой  подозрительности  до
господствующего над всей психикой бреда?»

15

Мы  привели  столь  длинную  цитату  из  Груле,  поскольку  в  этих  словах,

написанных еще в начале века, достаточно ясно намечаются те тенденции, которые
в  дальнейшем  стали  определяющими  для  ряда  психиатрических  подходов  к


background image

изучению личности. Прежде всего это все то же разведение «двух психологии» —
психологии «понимания» душевного  своеобразия  ближних  и  психологии
«объяснения», которая относится к первой как реальное эстетическое переживание
— к сухим рассуждениям о нем. Предпочтение понимающей психологии переросло
затем  в  феноменологический  подход, экзистенциальную  психиатрию. Но  даже  у
тех  психиатров, которые  не  придерживаются  этих  крайних  направлений, роль  и
значение  понимания, вчувство-вания  в  жизнь  большого  рассматривается  как
важнейшее  профессиональное  качество. При  этом  часто  распознание  и  описание
различных  степеней  и  оттенков  психических  расстройств  видятся  как  вполне
самодостаточная задача. Когда же необходимо перейти к строгому объяснению, то
оно либо отбрасывается вовсе, как во многих случаях экзистенциального подхода,
где  сам  акт  сопереживания  и  понимания  является  и  исходным  моментом, и
конечной  целью, либо, что  более  распространено, делается  перескок  к
физиологическому  уровню, в  котором  ищут  непосредственные  причины
наблюдаемых нарушений *. В любом случае из сферы

* В  последнем  случае  легко  усмотреть  прямое  перенесение  моделей

соматических  страданий  на  область  отклонений  душевной  сферы. Это
физиологический, фармакологический  подход  в  психиатрии, сводящий  все  к
лекарственной  терапии  и  не  принимающий  во  внимание  значимость
психологических механизмов болезни.

149


background image

 внимания  выпадает  важнейшее  опосредствующее  звено, важнейший  слой

движения всего процесса аномального развития, а именно  слой психологический,
анализ тех внутренних, разыгрывающихся именно в психике (а не в биологии мозга
или  на  поверхности  внешних  событий) коллизий  и  конфликтов, которые  конечно
же  протекают, развертываются  в  определенных (в  данных  случаях —
извращенных) биологических условиях, но не могут быть сведены к ним, равно как
они  являют, реализуют  себя  через  внешне  наблюдаемое  или  внутренне
сопереживаемое поведение, но не могут быть прямо истолкованы лишь на основе
этих наблюдений и сопереживаний.

Фактическое игнорирование психологических опосред-ствований приводило к

тому, что, с одной стороны, психиатрия отчуждалась от достижений психологии, а
с  другой  стороны, накопленный  психиатрией  богатейший  феноменологический
материал оставался так по-настоящему и не освоенным, внешним по отношению к
психологической науке.

Каковы же должны быть методы освоения психологических опосредствований,

нахождения  психологических  закономерностей  аномального  развития? Очевидно,
исходной базой, основой поисков таких методов должны стать уже существующие,
апробированные  в  психологической  науке  подходы  и  разработки, требующие,
однако, в применении к специфике аномальной клиники дополнений и творческого
развития. Проследим в этом плане возможности и судьбу наиболее авторитетного в
позитивной науки метода — эксперимента.

Основателем  экспериментального  подхода  в  психологии  личности  является

известный немецкий психолог Курт Левин. Знакомство с его работами до сих пор
остается кратчайшим путем к пониманию сути основных проблем эксперимента в
психологии личности. Пойдем этим путем и  мы. Сразу оговоримся при этом, что
мы  не  будем  касаться  общей  оценки  К. Левина  как  представителя
гештальтпсихологии, равно  как  и  разбора  конкретных  положений  созданной  им
теории  личности,  поскольку  такого  рода  анализ  широко  и  полно  представлен  в
отечественной  литературе. Нас  будут  интересовать  лишь  сами  истоки  и
возможности экспериментального подхода.

Для того чтобы разобраться в общей методологии

150

экспериментального  подхода, К. Левин  обращается  к  истории  естественных

наук, и прежде всего к эталонной для его времени науке — физике *. Согласно фи-
зическим представлениям, заложенным Аристотелем, закономерность связывалась
исключительно  с  повторяемостью, наблюдаемой  регулярностью  тех  или  иных
явлений. Отсюда строгая классификация наблюдаемых явлений, отнесение их к тем
или  иным  рядам, классам  считались  магистральными  для  определения  закона.
Скажем, такого  наблюдения, что  легкие  материи (дым, например) поднимаются
вверх, было достаточно, чтобы приписать им «восходящую тенденцию», имманент-
но присущее им «внутреннее стремление» к определенной цели. Отдельный класс
составляло (и, следовательно, имело  собственный  закон) движение  тел  небесных
(«высшие движения») и отдельный класс — движение тел земных.

Эти прочно установившиеся и казавшиеся в течение веков столь очевидными и

наглядными  тенденции  и  способы  понимания  явлений  физического  мира  были
поставлены под сомнение Галилеем. Согласно его воззрениям, один и тот же закон


background image

определяет разнообразные формы движения: и движение звезд, и падение камня, и
полет  птицы. Это  усмотрение  внутреннего  единства  физического  мира  требовало
пересмотра того строгого деления всех объектов на классы, которое занимало столь
важное  положение  в  аристотелевской  физике. Поэтому  теряли  свое  значение  и
разного рода логические дихотомии, контрарные пары: сухое — влажное, горячее
— холодное

у

  т. п. Жесткие  классификации  сменялись  рядом  непрерывных,

опосредующих  друг  друга  этапов, переходов. Лишалось  в  связи  с  этим  почвы  и
представление об имманентно, изначала присущих физическим явлениям целях.

Эти  преобразования, с  одной  стороны, кардинально  изменили  прежние

представления о характере и сущности научного закона, а с другой — послужили
основанием  для  начала  собственно  экспериментального  подхода  к  изучению
действительности. В  самом  деле, если  для  Аристотеля  отдельный  случай,
выпадающий  по  каким-либо  параметрам  из  однородного  класса, не  мог  быть
принят во внимание и находился буквально «вне

* Наиболее  последовательно  Левин  излагает  свои  взгляды  в  специальных

методологических  работах

16

, на  которые  мы  и  будем  в  основном  опираться  при

изложении его взглядов.

151