ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5425
Скачиваний: 19
закона» (ибо закон отождествлялся с регулярностью и включение предмета в
класс полностью определяло его сущность и природу), то для Галилея закон уже не
отождествлялся с регулярностью, частотностью наблюдаемых явлений (скажем,
формула свободного падения выводилась и рассматривалась вне зависимости от
того, часто или нет наблюдается такое падение). Закон апеллировал, следовательно,
не только к случаям, реализованным в действительности, но и к тем, которые не
были реализованы или реализованы лишь частично, не в полной мере. Отсюда
значимость для познания закона, в принципе любого индивидуального случая,
любого, даже выпадающего из класса явления, отсюда же и необходимость
эксперимента как создания искусственных условий, которые позволяют
приблизиться к фактам, имеющим связь с законом.
Перейдя после этого исторического экскурса к психологии мотивационных
процессов, К. Левин справедливо констатировал, что здесь не произошло
кардинального, галилеевского переворота и господствующие методологические
представления могли быть смело отнесены к аристотелевским. Разработки
психологии находятся под «роковым влиянием» представлений об обязательной
регулярности, повторяемости
процессов
как
условии
выявления
их
психологических закономерностей. В результате все усилия психологов сводятся
лишь к отшлифовке и расширению методов статистики, стремлению «показать
общие черты через вычисление средних величин». Закономерность связывается тем
самым с регулярностью, частотой, а индивидуальность противостоит этому как
антитеза.
Следствия из такого положения дел в психологии, по мнению К. Левина, по
крайней мере двояки. С одной стороны, у большинства профессиональных
психологов исчезает стремление понять индивидуальный, единичный путь
конкретного человека, его живую уникальную судьбу. А с другой — как реакция на
засилье частотного, статистического подхода частью психологов постулируется
необходимость свободной интуиции, постижения и эмпатии как единственно
возможных методов изучения конкретного человека *. Эти, казалось бы,
противоположные пути сходны, однако, в одном: в
* Здесь Левин очень точно, на наш взгляд, указывает на одну из важнейших
причин, лежащих в основе разделения «двух психологии», о которых мы уже
говорили выше.
152
обоих случаях поле индивидуальности отделяется от экспериментального
исследования, и то, что не случается несколько раз, рассматривается как
находящееся за сферой того, что может быть рационально понято.
С этими положениями тесно связано и важное различение между правилом и
законом, которое К. Левин предлагал ввести в психологию. Обычно «закон» по-
нимается в психологии как «правило», для которого доказательство состоит в том,
чтобы показать возможно большее количество одинаковых случаев, следуя
формуле индукции: «от многих случаев — на все случаи». Это направление ведет к
накоплению как можно большего числа сходных случаев, с тем чтобы увеличить
вероятность ожидаемого события и уменьшить рассеяние (дисперсию) получаемых
данных. Между тем значение эксперимента в познании закона зависит не от
реализации возможно большего числа одинаковых случаев, а от систематического
варьирования, анализа условий при осуществлении различных случаев. И если при
экспериментировании должно найти место повторение, то вовсе не потому, что
перенесение обобщения конкретного исследуемого события на аналогичные случаи
сомнительно, а потому, что возможна следующая ошибка: действительно ли те
условия, которые мы указали при формировании закона, существовали в данном
конкретном случае? В целом же исходящие из эксперимента заключения
необходимо делать не по принципу: «от многих случаев — на все случаи», а по
принципу: «от одного конкретного случая — на все аналогичные случаи». Переход
от опытов в отдельных случаях к всеобщему и обязательному закону (в противовес
вероятностному правилу) соответствует переходу от «примера» к «типу» и
принципиально несравним с переходом от отдельных членов множества ко всему
множеству. Отсюда перспективы экспериментальной психологии Левин
усматривал не в накоплении однородных данных и выделении на этой основе
среднестатистических и вероятностных показателей, а в глубоком качественном
анализе отдельных случаев и экспериментов.
Мы достаточно подробно остановились на методологических исследованиях К.
Левина, поскольку выводы из рассмотренных выше положений отнюдь не стали
принадлежностью лишь истории психологии, но являются актуальными и в
настоящее время. Действи-
153
тельно, современная научная психология личности пошла в основном по пути
собирания, классификации фактов и их математической, статистической
обработки, тем самым, во-первых, во многом закрыв себе возможность понимания
реальных жизненных событий (которые в конечном счете всегда единичны) и, во-
вторых, сузив зону понимания психологического закона до вероятностно
определяемых «правил» поведения. Характеризуя многие современные
исследования в области мотивации и личности, А. В. Петровский называет их
«коллекционерскими», поскольку задача психолога в рамках этого подхода
сводится к накоплению фактов и их каталогизации
17
. Подводя итог огромному
количеству исследований самооценки личности в зарубежной психологии,
Л.
Уэлс
и Г. Марвслл используют то же определение, говоря о них как о «коллекции» без
общего осмысления '
8
. Все эти характеристики являются не чем иным, как
определениями типично аристотелевского подхода, которому свойственно
стремление к собирательству, классификации, коллекционированию фактов.
Другим моментом, явно перекликающимся с изложенными положениями К.
Левина, является характер современного увлечения формализованными методами,
математической обработкой. Мы уже писали в прошлой главе, что это увлечение
стало настолько распространенным и приняло такие формы, что вызывает
беспокойство многих психологов. Разумеется, речь идет не о том, чтобы отрицать
важность дифференциального подхода или применения статистических методов, а
о том, что подобные исследования, полученные с их помощью данные и
математическая обработка начинают рассматриваться как достаточные для
построения психологии личности. Не случайно поэтому, подводя итоги положению
дел в современной психологии личности, А. Н. Леонтьев вынужден был
констатировать, что отношение между общей и дифференциальной психологией
оказалось камнем преткновения для этой области, причем выход из создавшейся
ситуации виделся прежде всего в развитии общей психологии личности как
ориентирующей конкретно-дифференциальные исследования *.
* Ту же мысль последовательно проводил Левин, который, в частности, не
уставал повторять своим ученикам: «Эксперимент без теории глух и слеп»
19
.
154
Но помимо несогласованности общего и дифференциального подходов
приверженность аристотелевскому пути тесно связана с сохранением,
консервацией в психологии личности еще ряда недостаточно отрефлекси-рованных
противопоставлений, в основном производных от этого главного. Прежде всего это
касается соотношения между качественным и количественным способами
обработки
материала, между
измерением
и
интуицией, между
экспериментальными и клиническими методами или, если выразиться наиболее
обобщенно, соотношения и противопоставления исследовательских линий уже
отмеченных двух психологии личности — психологии академической, но
бесконечно далекой от реальной жизни и психологии понимающей, но не спо-
собной, более того, часто принципиально отвергающей строгие «овеществляющие»
объяснения (иначе говоря, психологии научной, но не жизненной и психологии
жизненной, но не научной). Понятно, что путь преодоления этого разрыва,
включение в сферу психологии научной не только выхолощенных,
заформализованных (если не сказать заформалиненных) и отрывочных черт, но и
личности как целостного и живого образования тесно зависит от возможности
построения адекватных методов исследования, сочетающих в себе как доста-
точную строгость результатов, так и предоставление естественной свободы
проявлениям личности, живое, диалогическое с ней общение. Таким образом, мы
вновь вернулись к тому же самому кардинальному вопросу, перед которым нас
ранее поставили рассмотрение художественной литературы как метода психологии
личности и анализ возможностей клинического подхода к личности, а именно —
сможет ли научная психология найти адекватное, отвечающее ее требованиям
понимание душевной жизни, соответствующие этой задаче способы и методы
анализа.
Казалось бы, после важных методологических преобразований К. Левина
открылась наконец возможность для уверенного позитивного ответа на этот во-
прос, для перехода к анализу индивидуальных случаев, реального поведения
реальных субъектов. Причем в качестве основного метода такого анализа пред-
лагался наиболее объективный, признанно-авторитетный метод научного познания
— эксперимент. И действительно, первые опыты применения экспериментального
подхода К- Левином и его учениками были чрез-
155
вычайно обнадеживающими. Почему же эксперимент, так много обещавший,
был в дальнейшем столь явно оттеснен опросниками, тестами и другими способами
познания, в основном тяготеющими к аристотелевскому подходу?
Объяснить это, видимо, следует прежде всего тем, что главного обещания
эксперимент все же не выполнил — реальный человек так и не вошел в сферу его
изучения. В экспериментальных условиях действовал, выбирал решение человек
здесь-и-теперь, без прошлого и будущего, вне социального и жизненного контек-
ста, вне живой истории его борьбы за присвоение человеческой сущности. Это
обстоятельство обычно связывают с ограниченностью психологической концеп-
ции, которой придерживался Левин. Думается, однако, что дело обусловлено не
только этим. Действительно, Левин, как хорошо известно, был представителем
гештальтпсихологии, и конкретные психологические гипотезы, которые он
пытался проверять с помощью эксперимента, носили отпечаток всех присущих
данной теории недостатков. Но достойно удивления и наводит на размышления
другое — что эксперимент как метод исследования личности, основы которого бы-
ли заложены Левином, не предоставил возможности другим использовавшим его
исследователям, исходившим из иных теоретических позиций, подойти к изучению
живой человеческой личности. Очевидно, поэтому, что какие-то причины неудач
эксперимента следует искать и в нем самом, в его собственных ограничениях,
которые надо снять или обойти, для того чтобы получить новый импульс к его
использованию в познании личности.
Чтобы обнаружить эти ограничения, проследим судьбу эксперимента после
утверждения его Левином в качестве метода. В психологии личности эта судьба
свелась, как мы уже говорили, к короткому периоду расцвета, а затем к
дальнейшему прозябанию в качестве «бедного родственника», теснимого более
почитаемыми тестами, опросниками и тому подобными методами. Зато, как это
часто бывает в истории науки, метод, не нашедший должного признания в «своем
отечестве», был с успехом применен в областях смежных. Таких областей можно
назвать по крайней мере три.
Во-первых, это социальная психология, начала экспериментального подхода
которой были заложены Ле-
156
вином (проблемы групповой динамики, типы лидерского поведения и т. д.) *.
Во-вторых, это детская психология, прежде всего психология дошкольника, где от-
носительная легкость организации игры, т. е. ведущей для ребенка деятельности,
изменение ее различных условий создают уникальную возможность для экспе-
риментальной проверки психологических гипотез. Наконец, в-третьих, это область
патопсихологии. Экспериментальная патопсихология была основана в СССР
бывшей сотрудницей Левина — Б. В. Зейгарник, которая перенесла на
психологическое изучение больного многие принципы левиновской школы:
внимание к процессу, а не только к результату выполнения, варьирование условий
внутри одной и той же ситуации, постоянное общение экспериментатора и
испытуемого и т. п. Общая направленность патопсихологического эксперимента
была в основном обращена к изучению познавательной сферы, тонкостей
патологии мышления, при этом каждый полученный результат ставился в контекст
определенного поведения, от-ношения к опыту, всей ситуации эксперимента,