ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5400
Скачиваний: 19
эмоциональные процессы и др. Речь идет о том, что сами по себе эти эффекты
содержательно не определены, это пока довольно размытый, расплывчатый фон
для дальнейших психологических проекций, хотя понятно, что именно подобные
эффекты облегчают возникновение в сознании целого ряда типичных проявлений.
П. Вютрих, например, связывает снижение способности к восприятию, уменьшение
объема внимания с тем, что благодаря этому пьющему человеку легче
редуцировать комплексность, сложность возникающих проблем, с которыми он
сталкивается
5
. В упомянутом уже экспериментальном исследовании А. Ю.
Харевской был отмечен факт явного снижения критичности под влиянием
алкогольной нагрузки. Решая тестовые задачи, в особенности в период подъема
возбуждения от принятого алкоголя, некоторые испытуемые были определенно
уверены в том, что результаты их деятельности необыкновенно улучшаются («я эти
задачки как орешки щелкаю», «чувствую, что решаю все правильно», «думать
стало гораздо легче» и т. п.), хотя объективно они допускали большее количество
ошибок, чем до приема алкоголя. Все это, однако, повторяем, облегчает,
провоцирует те или иные формы психологических проекций, но отнюдь не
определяет прямо и однозначно всего их конкретного содержания и протекания.
Другой важный момент, который надо подчеркнуть в связи с нашей гипотезой,
состоит в том, что субъективная картина не создается одномоментным актом
проекции психологического ожидания, актуальных потребностей на фон
алкогольного опьянения. Картина эта всегда деятельностно опосредствована, она
создается в ходе особой деятельности пьющего человека, которую можно назвать
иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельностью,
направленной на
создание и поддержание искомого эмоционального состояния, особого «алко-
гольного», т. е. иллюзорного, удовлетворения той или иной актуальной
потребности. Поэтому, в частности, когда мы говорим о потребности в алкоголе, то
не следует понимать это выражение буквально. С собственно психологической
точки зрения речь идет не о потребности в алкоголе как таковом, а о потребности
переживания состояния опьянения,— переживания, несущего достаточно сложный,
деятельностно-опосредствованный характер.
Для того чтобы понять специфику этой деятельности,
230
достаточно сравнить ее (в особенности у людей, уже больных алкоголизмом) с
деятельностью здорового человека. Возьмем, например, столь важную для каждого
потребность в удовлетворяющей его самооценке. Здоровый человек обычно
старается ставить перед собой такие цели и задачи, достижение которых
достаточно высоко оценят окружающие и он сам, что приведет к поддержанию и
повышению его самооценки.
Иной способ организации деятельности, направленный на поддержание
самооценки, самоуважения, у людей, злоупотребляющих алкоголем. В работе,
выполненной под нашим руководством, К. Г. Сурнов, специально исследовавший
этот вопрос, показал, что важнейшей особенностью алкогольного способа
удовлетворения потребностей является подмена результатов реально осу-
ществляемых действий субъективными переживаниями, приблизительно схожими
с теми субъективными переживаниями, которые испытывает здоровый человек, в
ходе предметной деятельности реально осуществивший намеченные действия.
Иначе говоря, если для здорового человека цели и мотивы его деятельности лежат
по преимуществу в области изменений объективного мира, то пьющий
сосредоточивает
главное
внимание
на
субъективных
эмоциональных
переживаниях, обычно сопровождающих предметную деятельность и ее резуль-
таты. Достигает же он желательных эмоциональных переживаний с помощью
алкоголя, т. е. посредством не реальной, а иллюзорно-компенсаторной
деятельности.
Наконец, важно отметить, что искомые субъективные состояния обычно не
достигаются пьющим человеком в одиночку. Иллюзорно-компенсаторная деятель-
ность требует достаточно развернутого «разыгрывания» этих состояний, которое
подразумевает компанию, собеседника, слушателя, зрителя — словом,
специфическую обстановку совместной выпивки. Если «вычесть» эту обстановку,
то не возникнет и ожидаемого переживания. Это доказывает, в частности,
следующий эксперимент, проведенный психологами. Испытуемые-добровольцы,
позитивно относящиеся к алкоголю, были приглашены в один из кабинетов
психоневрологического диспансера для проведения опыта по изучению влияния
алкоголя на психику. Они должны были после принятия определенной дозы
рассказать о своих субъективных ощущениях. К некоторому удивлению
испытуемых, алкоголь не вызвал ожидаемого ими состояния: в казенном ме-
231
дицинском помещении, под присмотром врача-экспери-. ментатора ощущения
были скорее тягостные, чем приподнятые. В самоотчете испытуемые говорили о
физиологических коррелятах опьянения — чувстве жара, под-ташнивании и т. п.
Чувство же облегчения испытуемые ощутили тогда, когда спало действие алкоголя.
Этот опыт в известном смысле даже более показателен, чем вышеприведенные
наблюдения доктора П. И. Сидорова, и свидетельствует о том, что не только
анонимное введение алкоголя лишает опьянение обычно приписываемых ему
атрибутов. Иллюзорно-компен-саторное переживание разрушается и при
нарушении определенной обстановки, антуража выпивки. Правда, этот параметр,
как мы увидим ниже, значительно изменяется в том случае, если пьянство
прогрессирует и переходит в болезнь, но по крайней мере в начальных стадиях его
роль весьма велика. Клиницисты и патопсихо-логи знают, что пьянство в одиночку
указывает либо на атипический характер течения, отягощенность сопутствующими
психическими нарушениями, либо на крайнюю степень деградации. В обычных же
случаях даже простое присутствие одного-двух трезвых людей нередко
воспринимается как нарушение компании, участники которой стремятся либо
напоить их, либо вовсе удалить из компании, чтобы восстановить прежние условия
развертывания иллюзорно-компенсаторного действа. Поэтому корректнее говорить
не о влиянии алкоголя на психические процессы, а о влиянии всего ритуала
употребления алкоголя в той или иной компании.
Можно (с известной долей метафоричности, конечно) говорить о некоем
«алкогольном театре». Каждая пьющая компания по сути есть такой театр со своим
набором исполнителей и ролей. Особенность этого театра — нарочитость,
подчеркнутость происходящего. Вот один утрированно мрачен, другой буйствует,
третий нарочито весел. Если внимательно приглядеться и проанализировать
поведение, то нередко обнаружится, что многие в этом спектакле как бы
реализуют, изживают свои комплексы, обиды, что-то не сложившееся, не со-
стоявшееся. Вот кто-то в роли непризнанного, а рядом — играющий роль его
единственного поклонника:
«Да, брат, ты — талант, ты им еще покажешь! Давай выпьем...» Именно
вследствие этого алкогольные переживания мало назвать просто иллюзорными,
они всегда
232
содержат более или менее выраженную компенсатор-ную направленность,
попытку прийти в конечном итоге к оправданию пьющего, к выводу, что он
человек достойный. Этому обычно служит определенное построение «алкогольной
роли», способ ее разыгрывания. Вот один из приемов. Часть первая —
«очернительная»: «Я никто, я подлец, я разорил семью, отравляю всем жизнь, я
полное ничтожество...» Слушатели сочувствуют, растроганы таким раскаянием,
появляются слезы. Затем кающийся неожиданно задает вопрос: «А кто в этом ви-
новат?» И следует часть вторая — «обеляющая»: «Жена, стерва, сгубила, на работе
начальник сволочь, общество не обеспечило...» В результате этого действа пьющий
выходит вполне «очищенным», примиренным с собой. Понятно, что это
примирение и очищение временны, ирреальны. Но ведь, для того чтобы достичь
подлинного очищения, надо в реальности проделать большую и сложную работу
по преодолению конфликтов, претерпеть и трудности, и разочарования на пути к
целям жизни. А здесь, в «алкогольном театре», индульгенцию можно получить за
один вечер. Поэтому, как мы говорили, в пьяной компании не любят трезвого: он
слишком наглядное олицетворение, напоминание о другом — реальном мире, он
мешает разыгрываться иллюзорно-компен-саторному алкогольному действу. Если
же вычесть из пьянства это иллюзорно-компенсаторное действо, то не останется
главного, ради чего и собрались стремящиеся к выпивке люди.
Особо следует упомянуть о-роли тех, кто непосредственно приобщает других к
выпивке. Традиции ведь не живут сами по себе, их поддерживают, олицетворяют и
предлагают конкретные люди. Как правило, в жизни почти любого больного
алкоголизмом или еще «бытового пьяницы» можно усмотреть особое влияние
таких «алкогольных наставников», которые показывают своим примером, а иногда
просто непосредственно обучают новичка, как надо пить, в какой
последовательности совершать те или иные конкретные действия, как наилучшим
образом «ловить кайф» — искомое для пьющего состояние благодушия. Мы уже
говорили в гл. II, что каждое психологическое образование сначала как бы
разделено между двумя полюсами: ребенок и взрослый, ученик и учитель,
воспитанник и воспитатель, и лишь затем оно интериоризируется и становится
принадлежностью самого ребенка, ученика, воспитанника. С алко-
гольными переживаниями дело обстоит сходным образом.
Сказанное может быть отнесено по сути к любым наркоманиям. Как показал В.
П. Чемиков в исследовании, выполненном под нашим с Н. И. Евсиковой руко-
водством, эйфория сама по себе часто не является первоначальным мотивом,
непосредственным побудителем и причиной наркотизации. Это состояние
необходимо научиться достигать, пройдя через овладение техническими приемами
и через создание образа желаемого результата, который задается извне *, путем
обучения новичка опытным наркоманом. Разумеется, этот задаваемый извне образ
не является сугубо произвольным, отделенным от способа действия самого
наркотика. Хорошо известно, что каждому виду наркотика приписывается по
преимуществу и свой особый вид галлюцинаторных образов. Речь идет лишь о том,
что это действие, сводимое по сути к изменению психофизиологических систем,
специфическим искажениям ощущения и восприятия, само по себе не способно
породить все те подчас чрезвычайно сложные и тонкие состояния сознания, ко-
торые возникают в наркотизации. Между изменениями психофизиологии и этими
состояниями лежит развернутая иллюзорно-компенсаторная деятельность — дея-
тельность иллюзорного переживания, имеющая свою технику, свои средства и
цели. Даже такой мощный
* То, что образ желаемого результата задается извне, хорошо подтверждают и
исторические наблюдения. До 60-х годов нашего века наркотики не были
значительно распространены на Западе и их нелегально употребляли лишь
малочисленные социальные группы. В середине 60-х годов ситуация резко
изменилась — невиданная волна наркомании прокатилась по западным странам.
Это было связано с особой модой, которая изображала наркотики как «орудие
революции», средство «расширения сознания», а наркомана — как представителя
нового, прогрессивного поколения, противостоящего истеб-лншменту. Особую
роль сыграли здесь «идолы молодежи». В субкультуре джазовых музыкантов была
до тонкости разработана система ожиданий эф(ректа марихуаны. Участники
многих популярных ансамблей не скрывали своего пристрастия к наркотикам. Где-
то в эти годы галлюциногены (например, ЛСД, мексалин) стали часто называть
«путешествиями», что многие связывали с пластинкой «Волшебные путешествия»,
напетой ансамблем «Битлз» под влиянием наркотиков-галлюциногенов
6
.
Увлечение наркотиками подготовило в свою очередь почву для новой эпидемии —
появления на Западе с конца 60-х годов все новых «культов», сект, увлечений
вульгарно понятым восточным мистицизмом и др. По данным социологов, с 1965 г.
только в США появилось более 1300 новых псевдорелигиозных групп и объ-
единений
7
. Понятно, что оба увлечения преемственны в стремлении уйти
о1
реальности в ирреальный план.
234
препарат, как ЛСД, по силе и яркости действия многократно превышающий
все дотоле известные наркотики, не обеспечивает сам по себе нужного направления
галлюцинаторных образов; на Западе существует специальная категория ЛСД-
тренеров, ЛСД-терапевтов, которые пошагово руководят своими подопечными,
принявшими препарат, и объясняют им смысл возникающих у них необычных
состояний. Причем понятно, что сами эти состояния, будучи иллюзорными,
отражают, точнее, конструируют и некий иллюзорный мир, отъединяя человека от
мира реального, затмевая его собой.
Очень показательна в этом плане история английского ученого О. Хаксли,
который, страдая смертельным недугом, прибег к наркотикам и вскоре стал ярым
сторонником и пропагандистом точки зрения, согласно которой психоделические
средства способны вызывать мистические состояния примирения со смертью и
обретения смысла жизни. Однако, по свидетельству Р. Зене-ра, за неделю до
смерти, когда Хаксли казалось, что он достиг под влиянием ЛСД состояния
вневременного блаженства, пришло разочарование. Он понял, что это было
грандиозным заблуждением, полным непониманием того, что происходит в
действительности. Вывод, к которому пришел Хаксли в результате этого
осознания, таков: «Мы не должны пытаться жить вне мира, данного нам, мы
должны как-то научиться трансформировать и переделывать его. Мы должны
отыскать способ нахождения реальности без волшебной палочки и магических
заклинаний. Надо искать способ бытия в этом мире, а не стремиться стать самим
бытием»
8
.
Итак, возвращаясь к алкоголю, особое, часто сверхценное отношение пьющих
людей к алкоголю не может быть понято лишь исходя из каких-либо особых, эйфо-
ризирующих качеств этилового спирта, как то нередко представляется в
психиатрической литературе, где психологическое пристрастие к вину, так
называемая психическая зависимость, сводится к условно-рефлекторной связи
между событием (выпивкой) и подкреплением (эйфорией). Человек ищет в вине
значительно большего, чем состояние эйфории; принцип удовольствия слишком
тривиален для объяснения столь распространенного и столь грозного по своим
последствиям явления. Психологические причины здесь глубже: они кроются, во-
первых, в тех возможностях (как уже говорилось, иллюзорных) удовлетворения
желаний и разре-
235