ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5380
Скачиваний: 19
не смогут стать сами по себе гарантами личностного здоровья. Образно
говоря, они подготавливают и обозначают место той строительной площадки, на
которой предстоит еще возвести здание личности, контуры ее основных ценностей
и идеалов. Таковое возведение — прямая задача уже иного процесса — процесса
воспитания и самовоспитания, который тесно взаимосвязан, взаимопереплетен с
психопрофилактикой, но отнюдь не тождествен ей.
Рассмотрим теперь некоторые примеры психопрофилактических действий.
Сначала о детях, у которых ухудшение учебной деятельности было связано помимо
семейного неблагополучия с астеническими состоя-ниями, нарушениями
работоспособности, повышенной нервной и психической утомляемостью,
лабильностью и др.* Во-первых, необходимо специальное, особое внимание
режиму труда и отдыха таких школьников, воспитание соответствующих привычек
и навыков, оказание им, особенно на первых, постановочных этапах, органи-
зующей помощи в учебе. Во-вторых, существенным
гии предстала тем самым изолированной от повседневной реальной жизни, не
соединенной с ней множеством взаимопереходов. В итоге — задача научно
обоснованной профилактики психических отклонений, которые по мере
урбанизации имеют тенденцию к угрожающему нарастанию, оказалась по сути
даже толком не поставленной в психологии. В прикладном плане все
ограничивается пока однодневными решениями, часто житейскими советами и
консультациями, косметическими мерами, тогда как необходимы разработка
стратегии, выделение узловых точек деформации и получение хотя бы гарантий
научной состоятельности коррекционной и психопрофилактической политики в
стране. Лишь в этом случае данные и прогнозы психологии наконец найдут
(должны найти) отражение в крупных, долгосрочных социальных программах как
региональных, так и общегосударственных (может быть, в ряде случаев и
межгосударственных, в таких областях, например, как охрана окружающей среды,
формирование нового экологического сознания и мышления и др.). Заметим, что
необходимость ранней, упреждающей профилактики все более четко осознается и
на Западе. В выводах Национального института алкоголизма США она
метафорически выражена в следующем вопросе: «Тратя столь много усилий и
средств на спасение утопающих, которых несет река, не пора ли поинтересоваться,
где же они в нее прыгают?»
19
* Специально обратим внимание на то, что количество детей, испытывающих
стойкие затруднения при обучении, весьма велико. По данным клинико-
психологических исследований, оно составляет от 5 до 11 %
2Q
. Это совпадает и с
мировой статистикой. По данным ВОЗ, до 10 % детей страдают пограничными
формами интеллектуальной недостаточности
2]
. Что же касается контингента
колоний, спецшкол, специальных ПТУ, то там число подобных детей возрастает до
50—60 %
22
.
276
направлением профилактики является изменение оценок их личности. Оценки
эти нельзя (как это, к сожалению, обычно делается) жестко связывать только со
школьными отметками. В-третьих, для подобных детей существуют особые школы
(лесные школы, школы при специальных детских санаториях, школа-интернат при
Институте дефектологии АПН СССР и ряд других подобных школ, классы
индивидуального обучения и др.) с соответствующим индивидуальным подходом,
с сокращенным временем уроков, с более растянутой по срокам программой
обучения, которая, однако, в целом совпадает с программой общеобразовательной
школы (напомним, что речь идет пока не об олигофренах или детях, перенесших
достаточно серьезное поражение нервной системы — о них чуть позже, а о детях с
той или иной, часто весьма стертой, церебральной недостаточностью) . Учет этих
требований, в особенности своевременный перевод, даже на короткое время, в
такие школы, оказывается крайне важным для развития подобных детей,
поддержания их должной самооценки, профилактики отклонений личности.
Приведем в качестве примера одно из наблюдений, заимствованное из работы Т. А.
Власовой и М. С. Певзнер
23
.
Женя К., 10 лет, был направлен на медико-педагогическую консультацию из-за
явной недисциплинированности: дерется с детьми, не подчиняется педагогу,
срывает уроки. Резко снижена успеваемость. В последнее время пропадает весь
день на улице и, находясь среди. старших по возрасту детей, усваивает от них
дурные привычки. Домашние условия неблагоприятные. Отец пьет, не
уравновешен в общении с членами семьи.
При исследовании в медико-педагогической консультации выявилось, что у
мальчика в целом сохранна интеллектуальная сфера и что трудности в поведении и
обучении были обусловлены вторичными характерологическими изменениями,
которые появились в результате ослабленности, утомляемости ребенка,
неблагоприятных условий, создавшихся для него в школе и семье. Женю
направили
на 6
месяцев в лесную школу, где был специальный режим, организую-
щая помощь, индивидуальный педагогический подход, общеукре-пляющее
лечение. В результате мальчик окреп, стал спокойнее, повысилась его
работоспособность, были восстановлены основные пробелы в школьных знаниях,
и, что самое главное, у него появился интерес к учебе, к занятиям. По возвращении
в прежнюю школу был взят на учет школьным врачом. По катамнестическим
сведениям, ребенок через полтора года повторно был направлен в лесную школу.
Все это дало возможность стать Жене успевающим учеником, вы-равнять его
отношения с другими, его поведение и характер.
Еще одним путем профилактики, в равной степени важным не только для
рассматриваемого, но и для всех
277
контингентов неблагополучных детей, является вовлечение их в такого рода
внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их
способности, душевные качества, где бы они могли получить одобрение, знаки
внимания, уважение окружающих ребят и взрослых.
На анализе последнего направления мы особо остановимся ниже, а пока
перейдем к тем пациентам, которые выросли в неблагополучных семьях и у
которых выявилась более серьезная, чем в предыдущей группе, резидуальная
органическая патология или даже была констатирована олигофрения, часто
в'степени легкой дебильности. Отправленные в массовую школу, эти дети
неизбежно начинали серьезно отставать в учебе со всеми вытекающими отсюда
психологическими последствиями. Отставание это, однако, было вызвано не
только повышенной утомляемостью и лабильностью, как в предыдущей группе, но
и общим снижением уровня мышления, его сугубо ситуационной структурой и по
сути
дела
принципиальной
невозможностью
овладения
программой
общеобразовательной школы.
Значимой мерой профилактики в этом случае является своевременный перевод
таких детей во вспомогательную школу для умственно отсталых, где в значительно
удлиненные сроки (8 лет) они овладевают программой начальной массовой школы,
получают профессиональную подготовку по несложным видам труда в про-
мышленности, бытовом обслуживании и сельском хозяйстве. Практика показывает,
что эта мера значительно сокращает вероятность асоциального развития таких
детей. Психологи справедливо связывают это с удовлетворением возрастных
потребностей детей в самоуважении, в одобрении, которые постоянно
фрустрируются в массовой школе, ибо в массовой школе такой ребенок все время
терпит неудачи в учебе, тогда как во вспомогательной — он рядовой ученик в
коллективе таких же, как он, ребят.
В этом отношении весьма показательна работа Л. Н. Поперечной и С. Я.
Рубинштейн
24
. Ими были изучены две группы детей, перенесших в раннем
возрасте органические поражения головного мозга. В первую группу вошли те
ученики массовой школы, которых в свое время психологи и педагоги
рекомендовали перевести во вспомогательную .школу, но их родители
категорически воспротивились такому переводу. Ко вто-
278
рой группе были отнесены те, кто был вовремя переведен во вспомогательную
школу. Полученные спустя шесть лет катамнестические сведения показали следую-
щее. Вошедшие в первую группу, как и следовало ожидать, длительно не успевали
в массовых школах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие из них
в подростковом возрасте без сожаления бросали школу и сбивались на путь
асоциального поведения, пьянства, оказывались в исправительно-трудовых
колониях. Во второй группе оказалось гораздо больше юношей и девушек с
положительной направленностью личности. Они работали, самостоятельно жили,
строили собственные семьи. Авторы описывают случаи, когда стойкая
положительная направленность наблюдалась даже у тех, кто после окончания
школы-интерната вынужден был жить в одной квартире с родителями-пьяницами.
Согласно данным этого исследования, решающую роль в возникновении
отрицательной направленности личности у первой группы сыграла именно
длительная неуспеваемость в школе, т. е. неуспех в основном виде деятельности.
Во второй же группе, напротив, успехи в учебной и трудовой деятельности
способствовали формированию положительных интересов и ценностей,
положительной направленности личности.
Меры психопрофилактики раннего алкоголизма, конечно, не ограничиваются
лишь применением их к неблагополучным детям, отягощенным той или иной
органической недостаточностью. Существуют в «группе риска» и такие дети, у
которых не выявляется органической недостаточности и наследственной
отягощенности. Однако обычно эти случаи характеризуются выраженной, так
называемой педагогической запущенностью, отсутствием должного родительского
надзора, заменой воспитания наказанием и т. п., в результате чего ребенок также
выходит на рубеж подросткового возраста отчужденным от школьного коллектива
и ведущей учебной деятельности со всеми рассмотренными выше опасностями
данного положения. Необходимо, следовательно, и в этих случаях применять
действенные меры профилактики, среди которых следует выделить организующую
помощь в учебе, отсутствие жесткой связи между оценками успеваемости и
оценками личности, вовлечение во внешкольную воспитывающую деятельность.
Последняя, как уже подчеркивалось, является важнейшим элементом
психопрофилактики ран-
279
него алкоголизма, причем осооенно возрастает ее значение на решающем для
большинства наших пациентов подростковом рубеже.
Следует поэтому подробнее остановиться на психологических принципах
вовлечения «трудных» детей в воспитательный процесс. Но прежде хотелось бы
обратить
внимание
на
то, что
определенные
неспецифические
психопрофилактические аспекты надо всегда иметь в виду воспитателям тех детей,
которые в целом выглядят вполне благополучными, лишены наследственной
недостаточности, изолированы от возможности употребления алкоголя — словом,
не вызывают опасений относительно их будущего трезвого образа жизни. Мы
видели, что болезненная привязанность к алкоголю (как, впрочем, и любому
другому наркотику) формирует установку на немедленное удовлетворение
потребностей при малых затратах усилий, импульсивные способы действия,
неумение опосредствовать свое поведение, избегание ответственности за
совершаемые поступки, игнорирование необходимости отделить возможное от
желаемого и т. п. Необходимо помнить, однако, что определенные зачатки этих
черт могут быть присущи любому непьющему человеку, и в таком случае
вовлечение в регулярное алкогольное действо усиливает, доводит их до крайности,
опасного гротеска. Подобно тому как в организме присутствуют вирусы едва ли не
всех болезней, так и в организации психики могут быть зачатки склонности к
иллюзорно-компенсаторным
действиям, степень
выраженности
которых
составляет, если угодно, степень латентного психологического риска,
психологической предрасположенности к возникновению в случае знакомства с
наркотиком тяги к нему. Важно поэтому заранее открыть воспитаннику способы
полноценного, мужественного, «посюстороннего» отношения к конфликтам,
неудачам, поражениям и другим негативным периодам жизни, с которых порой
начинается уход в ирреальный план у взрослого человека, т. е. умение терпеть,
ждать, откладывать получение привлекающей награды, разводить реальные и
идеальные цели и т. п. Закладывая эти умения, обсуждая возможные трудности
жизни и достойные способы их преодоления, мы тем самым закладываем и
определенный психологический иммунитет к возникновению в будущем
наркоманических соблазнов.
280
Этот момент наряду с привитием алоцентрической, просоциальной ориентации
является важной составляющей психопрофилактики алкоголизма, точнее сказать,
общей психопрофилактики аномального развития личности, частной, но, пожалуй,
наиболее опасной и злокачественной формой которого является алкоголизм.
Перейдем теперь к изложению психологических принципов воспитательной
внешкольной работы с подростками «группы риска».
Появление новых свойств и новой направленности личности взамен старых
возможно только в ходе развития соответствующей новой деятельности, а никак не
путем одного, пусть самого проникновенного, проповедования новых взглядов и
интересов, не путем одних нравоучений и нотаций. Напомним, что свойства лич-
ности всегда деятельностно опосредствованы. Не будучи порождены
соответствующей деятельностью, они представляют всего лишь пустую
декларацию.
Здесь необходимо подчеркнуть следующие моменты, связанные с