ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5378
Скачиваний: 19
вится достоянием всех, принадлежит через произведенные предметы любому
человеку, человечеству в целом. Через человека творящего происходит, таким
образом, обогащение родовой человеческой сущности: «...мы имеем перед собой
под видом
чувственных, чужих, полезных предметов... опред меченные
сущностные силы
человека»
37
.
Здесь необходимо сделать два важных для нашего изложения примечания.
Прежде всего,
когда говорят о творчестве, традиционно ассоциируют его, а
нередко и вовсе ограничивают его искусством и наукой. Это создает
представление, согласно которому лишь художникам, писателям, ученым и прочим
представителям «творческих профессий» доступно повседневное творение, лишь
они создают новое, раскрывают новые сущностные силы, формирующие новые
способности, новые пласты человеческих отношений, тогда как на долю «серого»
большинства с их узкими «нетворческими профессиями» остаются механические,
репродуктивные, причинно обусловленные виды деятельности с редкими
вкраплениями целетворящих, творческих моментов. Такое понимание крайне
пагубно для развития самосознания, оно принижает и искажает его, отводя
человеку роль винтика, детали механизма, смысл и назначение которого ему
неведомы. Между тем для любого человека независимо от его профессии, пусть
требующей лишь механической деятельности, главным остается как раз тот
предмет, который постоянно, ежечасно требует творческого, целетворящего
подхода. Предмет этот — сама жизнь человека, творимые, поддерживаемые или
отвергаемые им отношения, центральным из которых является отношение к другим
людям. «...Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их
взаимное отношение в качестве индивидов создало — и повседневно воссоздает —
существующие отношения»
38
. Те самые, и никакие иные, отношения, которые и
есть сущность человека.
Обычно, для того чтобы подчеркнуть социальную
природу человека, внимание исследователей акцентируется исключительно на том,
что человек есть совокупность общественных отношений, т. е. человек, его
сущность определяются через образующие его социальные связи. Но при этом
выпадает из поля зрения необходимость другого угла рассмотрения той же
формулы, а именно что совокупность, вернее, ансамбль общественных отношений
и есть че-
32
ловек, т. е. общественные отношения определяются через образующую их
деятельность человека. Общество — это «сам человек в его общественных отно-
шениях»
39
. Общественная сущность «не есть некая абстрактно-всеобщая сила,
противостоящая отдельному индивиду, а является
сущностью каждого отдельного
индивида
(подчеркнуто нами.—
Б. Б.),
его собственной деятельностью, его
собственной жизнью, его собственным наслаждением, его собственным богатст-
вом»
ю
.
Упуская из виду этот важнейший угол рассмотрения, мы как бы призываем:
«познай мир (общественных отношений), и ты познаешь себя (человека)» — в
противовес: «познай себя, и ты познаешь весь мир». На деле это две
взаимосвязанные стороны, два основных пути познания, и нельзя, изучая и
возвеличивая роль общественных отношений, умалять в сравнении с ними роль
человека, ибо они равносущны.
Другой
момент, который необходимо отметить, состоит в том, что в рамках
деятельности творческие и нетворческие стороны отнюдь не исключают друг
друга, а находятся в тесной взаимосвязи. Творчество всегда подразумевает
операционально-технические моменты, и нередко, чем сложнее творческий акт,
тем сложнее и развитее должно быть лежащее в его основе ремесло — круг
освоенных навыков и умений. И напротив, расширение операционально-
технических умений расширяет и возможности применения новых творческих
подходов, приемов, способов.
Однако, даже если мы найдем, что сугубо рутинную, вовсе исключающую
моменты творчества деятельность предпочитают деятельности «творческой», это
еще не говорит прямо об отходе человека от своей способной к развитию
сущности. Все будет зависеть от того, какого рода отношение к другим людям,
какого рода понятие о человеке лежит в основе такого предпочтения. Если некто
выбрал рутину, сделав это ради жизни и блага другого человека, то он несравнимо
выше в человеческом плане и ближе к своей родовой сущности, нежели тот, кто
выбором творческой стези попирает конкретного человека или делает его
подножием, средством своего возвышения. Специально обратим внимание, что тот
и другой выбор не определен самой ситуацией, не является причинно
обусловленным (даже если это так кажется самому субъекту). Он есть акт твор-
ческий, целетворящий, проявленный в русле главного,
'- Б С Впятуг
1
».
Б С Братусь
33
систсмообразующегодля остальных отношения — отношения к человеку. Из
этих творческих актов, бесконечной череды выборов, пусть не всегда ярко очерчен-
ных и приметных самому субъекту, и состоит не прекращающийся всю жизнь
процесс самотворения человека, любой предстоящий этап которого не дан, а задан,
являет собой задачу, смысл и решение которой не могут быть определены вне
самого действующего человека, живущего своей, а не чьей-либо чужой, заемной,
навязанной жизнью.
Таким образом, не следует приписывать творчество лишь какому-то особому
роду деятельности; это характеристика куда более широкая, атрибут полноценной
жизни человека, его отношений к себе и миру, необходимый способ реализации его
родовой сущности.
Целетворение, самопроектирование жизни в качестве своего необходимого
условия требуют наличия
свободы,
которую подразделяют, как известно, на свобо-
ду негативную, т. е. свободу от внешних стеснений и ограничений, и свободу
позитивную, нужную для достижения каких-либо поставленных целей и задач.
Объективную основу свободы первого рода (ее можно еще назвать
независимостью) составляет система прав (свобод), бытующих в данном обществе.
При этом, что важно для нашего рассмотрения, эти свободы не даны извне как
произвол или подарок безличных сил и институтов. Они в конечном счете
порождены (завоеваны, отстаиваются, выигрываются
или, напротив,
проигрываются) самими субъектами, самими гражданами данного общества:
«Государство фиксирует (должно фиксировать) то, что сформировалось в реальной
жизни, а не «одаривает» по своему усмотрению или произволу юридическим
статусом своих граждан, не «дарует» им права и свободы, коренящиеся на самом
деле в совокупности тех общественных, в том числе и юридических, отношений,
которые складываются на базе существующих объективно производственных
отношений... Для юридического статуса личности необходимо, конечно,
государственное (официальное) признание масштаба свободы, которым она
пользуется или на который претендует, но сама эта свобода и ее рамки даны
отнюдь не властью и могут ею лишь признаваться в силу объективной
необходимости или не признаваться вопреки этой необходимости, что подрывает
ее собственные основы»
41
.
34
Свобода первого рода — при всей ее важности — лишь расчищает площадку,
создает условия для полного проявления свободы второго рода — свободы
созидания и самостроительства, свободы преобразования себя и мира в
соответствии с поставленными субъектом задачами, его собственным пониманием
смысла и цели своей жизни. Человек становится «свободен не вследствие
отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы
проявлять свою истинную индивидуальность»
42
.
Как только свобода из потенциального состояния переходит в созидающее
действие, возникает необходимость проявления
воли
субъекта — контролирую-
щего, мобилизующего начала этого действия. Подлинная воля прежде всего
связана со свободой позитивной, с возможностью творческой постановки целей,
прямо не вытекающих из данных обстоятельств, но направленных на
преобразование этих обстоятельств и себя в них. Этим она отличается от
своеволия, самодурства, т. е. в конечном счете от потакания самому себе, своему
прежнему, уже сложившемуся, а не предстоящему образу. Подлинная, свободная
воля (несвободная воля есть неволя) необходимо связана с транс-цендирующей
сущностью человека, с целетворением. Поэтому «проблема свободы воли
формулируется не как проблема осознания необходимости действующих причин и
«свободного» подчинения их действию. Свободное действие человека, свободная
воля к действию — это реальная его свобода от непосредственного подчинения
обстоятельствам, это
деятельная
активность
человека,
изменяющего
обстоятельства
в соответствии с идеально представляемой целью»
43
.
Целетворение, постановка идеальных проектов преобразования себя и мира
подразумевают наряду с волей еще одно важнейшее условие. Это условие —
вера
человека в возможность, правильность, осуществимость этих идеально
представленных целей и проектов.
Долгое время из ложной боязни ассоциации с религиозными воззрениями
проблема веры обходилась в научной литературе "'. Лишь в последние годы появи-
* «В представлении многих людей,— пишет С. Л. Соловейчик,— слово «вера»
связывается с понятием «вера в бога», и это неудивительно, до недавнего времени
вся сфера нравственности находилась в ведении религии, и почти все понятия, с
помощью которых только и можно выразить духовно-нравственные идеи, носят
рели-
2*
35
лись работы, в которых феномен веры рассматривается как необходимый
атрибут человеческого существа. Человек без веры, ни во что не верящий — это
человек без будущего, без нравственных перспектив и опор в жизни, не способный
к преодолению и преобразованию себя и действительности, человек причинно
обусловленного, но отнюдь не целесозидающего действия. Творческое решение
даже единичной жизненной задачи подразумевает выбор из множества возможных
ходов, причем нередко достаточно равновероятных, т. е. в каждый из которых
можно поверить'как в должный. Человек, следовательно, чтобы действовать, не
просто выбирает ход, решение, но и опирается (часто неосознанно) на веру, что
именно этот, а не какой-либо иной ход, иное решение нужны, подходят ему.
Еще более вера необходима в сложных жизненных коллизиях. Для
осуществления идеальных целей и долгосрочных проектов необходимо верить в
свой выбор, постоянно восстанавливать в себе эту веру, что составляет часто
специальную задачу, поскольку, чем более отдаленны и возвышенны наши
идеальные построения, тем менее они могут быть доказаны рациональным,
логическим путем, т. е. перейти в конкретные знания и убеждения, стать не верой,
а уверенностью. Вера находится, конечно, в определенной связи с уверенностью,
равно как и с надеждой. Можно сказать, например, что исход, решение жизненных
коллизий зарождаются как надежда на их осуществимость (малая субъективная
вероятность успеха), затем она уступает место вере (большая вероятность) и,
наконец, переходит в уверенность (вероятность успеха, близкая к единице). Для
жизненных решений надежда—слабоватая опора, а уверенность, напротив,
слишком жесткая и твердая, годная более для реализации уже готового,
проверенного прежде опыта. Вера же наиболее
ГИОЗНУН"» п^пж'1/^. ""^ "—••" ---
гиозную окраску: дух, душа, вера, надежда, милосердие, грех, совесть. Но что
же делать? Мы по десять раз на дню произносим «спасибо» — «спаси бог», вовсе о
боге не думая». Более того, «в реальной жизни, в реальной речи и, значит, в
практическом нашем сознании слово «вера» на каждом шагу используется в его
нерелигиозном значении. Мы говорим: вера в победу, вера в людей, вера в правду,
с верой в будущее; люди верят в себя, в удачу, в судьбу;
мы говорим о доверии к человеку и уверенности в себе. Наконец, мы говорим:
верность Родине, верность долгу, верность любви, верность своему призванию,
беспредельная верность своему народу. Все высшие качества человека и лучшие
его поступки связаны с верой и верностью!»
41
.
36
отвечает творческому акту как шагу в неизвестное, стремящемуся, однако,
исключить безрассудство и упование на случай, равно как не требующему в ка-
честве условия обязательной гарантии успеха.
Таким образом, подлинная вера (к которой применимы эпитеты «зрячая»,
«ясная», «светлая» в отличие от «слепая», «темная», «фанатичная») есть не просто
украшение, добавка к целостному развитию человека и уже, разумеется, не
индульгенция бездействия * и прибежище слабых, а необходимое условие вне
«заранее установленных масштабов» развития, ибо для того, чтобы обрести то
новое, которого пока нет в наличии, надо поверить в него как в существующее и
потенциально достижимое. Отметим также, что вера в реальность, жизненность