Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7391

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тех

 

или

 

иных

 

психических

 

процессов

 

и

 

надежности

 

получаемых

 

с

 

ее

 

помощью

 

результатов

.

 

Эффективность

 

того

 

или

 

иного

 

метода

 

психологического

 

ис

-

следования

 

определяется

 

с

 

помощью

 

понятий

 

надежности

 

и

 

ва

-

лидности

  (

обоснованности

), 

введенных

 

в

 

экспериментальную

 

психологию

 

в

 

процессе

 

создания

 

психологических

 

тестов

М

С

Роговин

 (1981) 

указывает

что

 

хотя

 

за

 

последние

 

годы

 

нередко

 

вы

-

сказывались

 

сомнения

 

в

 

методологической

 

строгости

 

этих

 

поня

-

тий

они

 

тем

 

не

 

менее

 

не

 

утратили

 

своего

 

значения

.

 

Надежность

 

психологического

 

метода

  (

методики

позволяет

 

характеризовать

 

его

 

с

 

точки

 

зрения

 

стабильности

 

результатов

по

-

лучаемых

 

при

 

повторном

 

использовании

 

этого

 

метода

 

при

 

анало

-

гичных

 

условиях

  (

ретестовая

 

надежность

или

 

же

 

при

 

использо

-

вании

 

взаимозаменяемых

эквивалентных

 

форм

 

метода

В

 

связи

 

с

 

этим

 

очень

 

важно

 

использовать

 

в

 

практической

 

деятельности

 

ме

-

тодики

надежность

 

которых

 

подтверждена

 

уже

 

накопленным

 

в

 

патопсихологии

 

опытом

или

 

при

 

разработке

 

и

 

внедрении

 

новых

 

методик

 

специально

 

проводить

 

их

 

изучение

 

на

 

предмет

 

надежно

-

сти

.

 

Валидность

 

— 

понятие

показывающее

насколько

 

пси

-

хологический

 

метод

  (

методика

измеряет

 

действительно

 

то

что

 

он

 

должен

 

изучать

 

и

 

измерять

и

 

насколько

 

хорошо

 

он

 

выполняет

 

эту

 

задачу

Понятие

 

валидности

 

сложнее

чем

 

понятие

 

надежно

-

сти

разными

 

исследователями

 

выделяются

 

различные

 

виды

 

ва

-

лидности

Так

различают

 

валидность

 

по

 

содержанию

по

 

крите

-

рию

то

 

есть

 

по

 

непосредственной

 

и

 

независимой

 

мере

 

того

что

 

должен

 

предсказать

 

метод

 (

например

для

 

метода

направленного

 

на

 

изучение

 

определенного

 

профессионального

 

свойства

таким

 

критерием

 

может

 

быть

 

эффективность

 

работы

 

обследуемого

 

в

 

по

-

следующем

 

на

 

производстве

), 

по

 

конструкту

показывающая

на

-

сколько

 

результаты

 

метода

 (

методики

могут

 

рассматриваться

 

как

 

мера

 

какого

-

либо

 

теоретического

 

конструкта

свойства

например

 

интеллекта

памяти

тревожности

нейротизма

 

и

 

т

п

.

 

A. A. Anastasi (1982) 

совершенно

 

справедливо

 

пишет

 

о

 

том

что

 

нельзя

 

говорить

 

о

 

валидности

 

вообще

обобщенно

например

что

 

тест

 

имеет

 

высокую

 

или

 

низкую

 

валидность

При

 

определе

-

нии

 

валидности

 

всегда

 

должно

 

быть

 

указано

 

конкретное

 

предна

-

значение

 

метода

Это

 

особенно

 

важно

 

учитывать

 

при

 

проведении

 

патопсихологического

 

26

 


background image

исследования

Так

метод

 

оказывается

 

различно

 

валидным

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

стоящей

 

перед

 

психологом

 

задачи

например

валид

-

ность

 

метода

 

Роршаха

 

будет

 

достаточно

 

высокой

 

при

 

обследова

-

нии

 

группы

 

больных

отобранных

 

по

 

нозологическому

 

критерию

но

 

окажется

 

весьма

 

низкой

 

при

 

необходимости

 

проведения

 

инди

-

видуально

-

нозологической

 

диагностики

Методики

направлен

-

ные

 

на

 

выявление

 

истощаемости

 

психической

 

деятельности

не

 

обладают

 

высокой

 

нозологической

 

валидностью

но

 

последняя

 

может

 

быть

 

весьма

 

существенной

когда

 

перед

 

психологом

 

ставит

-

ся

 

конкретная

 

задача

 

дифференциальной

 

диагностики

 

между

 

ис

-

тинной

 

и

 

симптоматической

 

эпилепсией

.

 

В

 

значительной

 

мере

 

валидность

 

тех

 

или

 

иных

 

методик

 

зависит

 

не

 

только

 

от

 

самого

 

диагностируемого

 

заболевания

но

 

и

 

от

 

его

 

стадии

о

 

чем

 

будет

 

идти

 

речь

 

в

 

разделе

посвященном

 

патопсихо

-

логическим

 

исследованиям

 

при

 

шизофрении

.

 

Проведение

 

патопсихологического

 

исследования

 

и

 

подготовка

 

заключения

 

В

 

проведении

 

патопсихологического

 

исследования

 

можно

 

различить

 

несколько

 

этапов

Первый

 

осуществляется

 

клиници

-

стами

 

еще

 

до

 

знакомства

 

психолога

 

с

 

больным

 

и

 

сводится

 

к

 

фор

-

мулировке

 

клинической

 

задачи

Врач

 

решает

 

вопрос

 

о

 

том

на

-

сколько

 

полезным

 

в

 

данном

 

конкретном

 

случае

 

может

 

оказаться

 

патопсихологическое

 

исследование

С

 

задачей

 

знакомится

 

патоп

-

сихолог

В

 

беседе

 

с

 

лечащим

 

врачом

 

он

 

уточняет

 

интересующие

 

его

 

особенности

 

течения

 

заболевания

возможные

 

дифференциа

-

льно

-

диагностические

 

предпосылки

 

или

 

предположительную

 

ди

-

лемму

 

экспертного

 

суждения

Если

 

речь

 

идет

 

о

 

контроле

 

эффек

-

тивности

 

лечения

психолог

 

вместе

 

с

 

врачом

 

обсуждает

 

специфи

-

ку

 

терапевтических

 

мероприятий

предполагаемые

 

возможности

 

их

 

влияния

 

на

 

различные

 

психические

 

процессы

намечает

 

сроки

 

повторного

 

исследования

.

 

Беседе

 

с

 

больным

 

предшествует

 

ознакомление

 

патопсихолога

 

с

 

материалами

 

истории

 

болезни

Отсутствие

 

в

 

ней

 

интересующих

 

психолога

 

данных

 

заставляет

 

его

 

собирать

 

дополнительный

 

анам

-

нез

Для

 

психолога

 

представляет

 

интерес

 

не

 

только

 

анамнез

но

 

и

 

особенности

 

течения

 

27

 


background image

болезни

результаты

 

других

 

лабораторных

 

исследований

 — 

био

-

химических

серологических

электрофизиологических

офталь

-

мологических

Затем

 

следует

 

тщательное

 

ознакомление

 

с

 

записью

 

о

 

психическом

 

статусе

 

больного

 

в

 

истории

 

болезни

 

и

 

сопоставле

-

ние

 

этих

 

материалов

 

с

 

тем

что

 

психолог

 

наблюдает

 

в

 

лаборато

-

рии

Это

 

очень

 

важно

несоответствие

 

психического

 

состояния

 

больного

 

в

 

отделении

 

по

 

записям

 

врача

 

его

 

поведению

 

в

 

лабора

-

тории

 

дает

 

психологу

 

основания

 

иногда

 

уже

 

в

 

начале

 

исследова

-

ния

 

предположить

 

симулятивное

 

поведение

 

или

 

аггравацию

 

со

 

стороны

 

обследуемого

 

и

 

соответствующим

 

образом

 

строить

 

экс

-

перимент

Так

иногда

 

обследуемый

 

по

 

дневниковым

 

записям

 

об

-

наруживает

 

живой

 

темп

 

психомоторики

а

 

в

 

условиях

 

лаборато

-

рии

 

демонстрирует

 

резкое

 

замедление

 

сенсомоторных

 

реакций

 

(

очень

 

часто

 

при

 

симуляции

 

и

 

аггравации

 

особенно

 

плохими

 

ока

-

зываются

 

результаты

 

в

 

пробах

проведение

 

которых

 

сопровожда

-

ется

 

регистрацией

 

времени

).

 

Состояние

 

больного

 

играет

 

очень

 

важную

 

роль

 

в

 

успешном

 

проведении

 

исследования

Перед

 

началом

 

эксперимента

 

необхо

-

димо

 

убедиться

 

в

 

отсутствии

 

каких

-

либо

 

интеркуррентных

 

сома

-

тических

 

заболеваний

Препятствием

 

для

 

исследования

 

является

 

получение

 

больным

 

психотропных

 

средств

  (

следует

 

оговорить

 

возможность

 

проведения

 

обследования

 

больного

получившего

 

воздействующие

 

на

 

течение

 

нервных

 

процессов

 

лекарства

в

 

тех

 

случаях

когда

 

это

 

предусмотрено

 

задачей

 

психологического

 

экс

-

перимента

). 

Нежелательно

 

проведение

 

исследования

 

после

 

бес

-

сонной

 

ночи

физического

 

переутомления

при

 

чувстве

 

голода

 

или

наоборот

непосредственно

 

после

 

еды

Повторные

 

исследо

-

вания

 

желательно

 

проводить

 

в

 

то

 

же

 

время

 

дня

что

 

и

 

первичные

.

 

Ознакомление

 

с

 

историей

 

болезни

 

и

 

состоянием

 

больного

 

по

-

зволяет

 

исследующему

 

уточнить

 

задачу

поставленную

 

перед

 

ним

 

клиницистами

и

 

наметить

 

предварительный

 

план

 

исследования

 

— 

выбор

 

методик

очередность

 

их

 

применения

Беседу

 

с

 

больным

 

начинают

 

с

 

расспроса

 

паспортных

 

данных

на

 

основании

 

чего

 

со

-

ставляют

 

первое

 

суждение

 

о

 

состоянии

 

у

 

больного

 

мнестической

 

функции

В

 

дальнейшем

 

в

 

беседе

 

уточняется

 

состояние

 

памяти

 

(

кратковременной

 

и

 

долговременной

), 

его

 

внимания

характери

-

зуется

 

состояние

 

сознания

Определяется

 

ориентировка

 

больного

 

во

 

времени

месте

 

и

 

собственной

 

личности

как

 

хорошо

 

28

 


background image

он

 

помнит

 

даты

 

собственной

 

жизни

 

и

 

общеизвестных

 

исторических

 

событий

Эти

 

вопросы

 

должны

 

быть

 

заданы

 

в

 

ходе

 

непринужден

-

ной

естественной

 

беседы

 

и

 

ни

 

в

 

коем

 

случае

 

не

 

должны

 

напоми

-

нать

 

экзамен

определяющий

 

психическую

 

полноценность

 

больно

-

го

В

 

тех

 

случаях

когда

 

предполагаются

 

расстройства

 

памяти

обя

-

зательно

 

надо

 

выяснить

как

 

сам

 

больной

 

оценивает

 

свою

 

память

В

 

беседе

 

выявляется

 

наличие

 

или

 

отсутствие

 

сознания

 

болезни

отношение

 

больного

 

к

 

помещению

 

его

 

в

 

психиатрическую

 

бо

-

льницу

 

и

 

к

 

факту

 

проведения

 

патопсихологического

 

исследования

При

 

этом

 

больному

 

необходимо

 

разъяснить

 

желательность

 

такого

 

исследования

исходя

 

из

 

его

 

интересов

, — 

уточнение

 

диагноза

на

-

значение

 

лечения

 

и

 

т

п

Желательно

чтобы

 

при

 

этом

 

объяснении

 

исследующий

 

не

 

ссылался

 

на

 

необходимость

 

определения

 

уровня

 

умственной

 

деятельности

 

обследуемого

Гораздо

 

охотнее

 

психиче

-

ски

 

больные

 

соглашаются

 

на

 

исследование

 

памяти

внимания

сенсомоторики

.

 

Иногда

 

беседа

 

патопсихолога

 

с

 

больным

 

существенно

 

влияет

 

на

 

дальнейший

 

ход

 

исследования

придает

 

ему

 

специфическую

 

направленность

В

 

беседе

 

с

 

больным

 

выясняются

 

и

 

особенности

 

его

 

личности

 

до

 

заболевания

оценка

 

им

 

изменения

 

в

 

процессе

 

болезни

 

самочувствия

 

и

 

своей

 

работоспособности

Определяется

 

культурный

 

уровень

 

больного

его

 

образованность

эрудиция

круг

 

интересов

потребности

.

 

Выполнению

 

задания

 

по

 

каждой

 

методике

 

предшествует

 

инст

-

рукция

По

 

мнению

 P. Fraisse (1966), 

инструкция

 

составляет

 

часть

 

общего

 

определения

 

экспериментальной

 

ситуации

 

и

 

должна

 

обес

-

печивать

 

сотрудничество

 

обследуемого

 

с

 

экспериментатором

По

-

этому

 

подготовке

 

инструкции

 

придается

 

очень

 

важное

 

значение

От

 

инструкции

 

зависит

 

во

 

многом

как

 

обследуемый

 

понимает

 

задание

 

и

 

оценивает

 

отношение

 

к

 

этому

 

заданию

 

со

 

стороны

 

об

-

следующего

Небрежно

 

поданная

 

и

 

нечетко

 

оформленная

 

инст

-

рукция

 

может

 

явиться

 

причиной

 

плохих

 

результатов

 

выполнения

 

задания

 

обследуемым

который

 

либо

 

плохо

 

понял

что

 

от

 

него

 

требуется

либо

 

считает

что

 

экспериментатор

 

сам

 

относится

 

к

 

ситуации

 

эксперимента

 

формально

Потому

 P. Fraisse 

пишет

 

о

 

том

что

 

именно

 

инструкция

 

способствует

 

созданию

 

у

 

обследуе

-

мого

 

определенной

 

установки

которая

 

должна

 

на

 

всем

 

протяже

-

нии

 

эксперимента

   

быть

   

как

   

можно

   

более

   

постоянной

.

 

29

 


background image

Инструкция

 

должна

 

быть

 

отработанной

 (

по

 

выражению

 P. Fraisse, 

«

обкатанной

»), 

предварительно

 

испытанной

 

и

 

лаконичной

соот

-

ветствовать

 

умственным

 

возможностям

 

обследуемого

Инструк

-

ция

 

составляется

 

так

чтобы

 

избежать

 

возможности

 

ее

 

разноречи

-

вого

 

понимания

В

 

некоторых

 

случаях

 

в

 

начале

 

работы

 

по

 

методи

-

ке

 

инструкцию

 

следует

  «

подкрепить

», 

объяснить

 

одним

 - 

двумя

 

примерами

Результаты

 

исследования

 

не

 

следует

 

оценивать

 

лишь

 

как

 

успешные

 

или

 

неуспешные

Если

 

больной

 

не

 

справляется

 

с

 

заданием

следует

 

выяснить

 

причину

 

этого

так

 

как

 

иногда

 

в

 

осно

-

ве

 

неудачного

 

решения

 

лежат

 

смущение

неуверенность

 

в

 

своих

 

возможностях

недостаточно

 

четко

 

понятая

 

инструкция

Для

 

оценки

 

результатов

 

важно

 

определить

насколько

 

эффективной

 

оказывается

 

помощь

 

исследующего

 — 

принимается

 

ли

 

она

 

иссле

-

дуемым

 

или

 

отвергается

 

в

 

силу

 

негативистских

 

проявлений

 

либо

 

в

 

связи

 

с

 

нарочитым

 

его

 

поведением

 

в

 

ситуации

 

эксперимента

По

-

следнее

 

мы

 

условно

 

обозначаем

 

как

 

сопротивление

 

инструкции

.

 

Необходима

 

как

 

можно

 

более

 

полная

 

и

 

точная

 

запись

 

иссле

-

дующим

 

обстоятельств

 

проводимого

 

опыта

Как

 

писал

 A. Binet 

(1910), 

для

 

проведения

 

экспериментально

-

психологического

 

ис

-

следования

 

требуется

 

лишь

 

перо

немного

 

бумаги

 

и

 

много

 

терпе

-

ния

Эти

 

слова

 

следует

 

понимать

 

не

 

только

 

как

 

признание

 

частоты

 

употребления

 

в

 

экспериментальной

 

психологии

 

так

 

называемых

 

карандашно

-

бумажных

 

тестов

Здесь

 

содержится

 

указание

 

на

 

та

-

кое

 

неотъемлемое

 

условие

 

проведения

 

эксперимента

как

 

тща

-

тельное

 

протоколирование

В

 

протокол

 

опыта

 

заносятся

 

по

 

воз

-

можности

 

все

 

суждения

 

обследуемого

 

в

 

процессе

 

эксперимента

Иногда

 

после

 

исследования

 

в

 

протоколе

 

можно

 

найти

 

указания

 

на

 

своеобразные

 

изменения

 

мышления

 

или

 

личностной

 

позиции

 

больного

которые

 

прошли

 

незамеченными

 

во

 

время

 

опыта

Осо

-

бенно

 

важно

 

точно

 

регистрировать

 

рассуждения

 

обследуемого

 

по

 

поводу

 

решения

 

предложенных

 

ему

 

заданий

Мотивировка

 

реше

-

ния

 

нередко

 

дает

 

больше

 

материала

 

для

 

выводов

чем

 

одна

 

регист

-

рация

 

его

Ведение

 

протокола

 

важно

 

и

 

потому

что

 

позволяет

 

ил

-

люстрировать

 

заключение

 

исследующего

 

конкретными

 

фактами

Правильное

 

ведение

 

протокола

 

исследования

 

позволяет

 

впослед

-

ствии

 

строить

 

обобщения

анализируя

 

данные

 

обследований

 

спе

-

циально

 

подобранных

 

групп

 

больных

.

 

30