Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7391
Скачиваний: 69
тех
или
иных
психических
процессов
и
надежности
получаемых
с
ее
помощью
результатов
.
Эффективность
того
или
иного
метода
психологического
ис
-
следования
определяется
с
помощью
понятий
надежности
и
ва
-
лидности
(
обоснованности
),
введенных
в
экспериментальную
психологию
в
процессе
создания
психологических
тестов
.
М
.
С
.
Роговин
(1981)
указывает
,
что
хотя
за
последние
годы
нередко
вы
-
сказывались
сомнения
в
методологической
строгости
этих
поня
-
тий
,
они
тем
не
менее
не
утратили
своего
значения
.
Надежность
психологического
метода
(
методики
)
позволяет
характеризовать
его
с
точки
зрения
стабильности
результатов
,
по
-
лучаемых
при
повторном
использовании
этого
метода
при
анало
-
гичных
условиях
(
ретестовая
надежность
)
или
же
при
использо
-
вании
взаимозаменяемых
,
эквивалентных
форм
метода
.
В
связи
с
этим
очень
важно
использовать
в
практической
деятельности
ме
-
тодики
,
надежность
которых
подтверждена
уже
накопленным
в
патопсихологии
опытом
,
или
при
разработке
и
внедрении
новых
методик
специально
проводить
их
изучение
на
предмет
надежно
-
сти
.
Валидность
—
понятие
,
показывающее
,
насколько
пси
-
хологический
метод
(
методика
)
измеряет
действительно
то
,
что
он
должен
изучать
и
измерять
,
и
насколько
хорошо
он
выполняет
эту
задачу
.
Понятие
валидности
сложнее
,
чем
понятие
надежно
-
сти
;
разными
исследователями
выделяются
различные
виды
ва
-
лидности
.
Так
,
различают
валидность
по
содержанию
,
по
крите
-
рию
,
то
есть
по
непосредственной
и
независимой
мере
того
,
что
должен
предсказать
метод
(
например
,
для
метода
,
направленного
на
изучение
определенного
профессионального
свойства
,
таким
критерием
может
быть
эффективность
работы
обследуемого
в
по
-
следующем
на
производстве
),
по
конструкту
,
показывающая
,
на
-
сколько
результаты
метода
(
методики
)
могут
рассматриваться
как
мера
какого
-
либо
теоретического
конструкта
,
свойства
,
например
интеллекта
,
памяти
,
тревожности
,
нейротизма
и
т
.
п
.
A. A. Anastasi (1982)
совершенно
справедливо
пишет
о
том
,
что
нельзя
говорить
о
валидности
вообще
,
обобщенно
,
например
,
что
тест
имеет
высокую
или
низкую
валидность
.
При
определе
-
нии
валидности
всегда
должно
быть
указано
конкретное
предна
-
значение
метода
.
Это
особенно
важно
учитывать
при
проведении
патопсихологического
26
исследования
.
Так
,
метод
оказывается
различно
валидным
в
зави
-
симости
от
стоящей
перед
психологом
задачи
,
например
,
валид
-
ность
метода
Роршаха
будет
достаточно
высокой
при
обследова
-
нии
группы
больных
,
отобранных
по
нозологическому
критерию
,
но
окажется
весьма
низкой
при
необходимости
проведения
инди
-
видуально
-
нозологической
диагностики
.
Методики
,
направлен
-
ные
на
выявление
истощаемости
психической
деятельности
,
не
обладают
высокой
нозологической
валидностью
,
но
последняя
может
быть
весьма
существенной
,
когда
перед
психологом
ставит
-
ся
конкретная
задача
дифференциальной
диагностики
между
ис
-
тинной
и
симптоматической
эпилепсией
.
В
значительной
мере
валидность
тех
или
иных
методик
зависит
не
только
от
самого
диагностируемого
заболевания
,
но
и
от
его
стадии
,
о
чем
будет
идти
речь
в
разделе
,
посвященном
патопсихо
-
логическим
исследованиям
при
шизофрении
.
Проведение
патопсихологического
исследования
и
подготовка
заключения
В
проведении
патопсихологического
исследования
можно
различить
несколько
этапов
.
Первый
осуществляется
клиници
-
стами
еще
до
знакомства
психолога
с
больным
и
сводится
к
фор
-
мулировке
клинической
задачи
.
Врач
решает
вопрос
о
том
,
на
-
сколько
полезным
в
данном
конкретном
случае
может
оказаться
патопсихологическое
исследование
.
С
задачей
знакомится
патоп
-
сихолог
.
В
беседе
с
лечащим
врачом
он
уточняет
интересующие
его
особенности
течения
заболевания
,
возможные
дифференциа
-
льно
-
диагностические
предпосылки
или
предположительную
ди
-
лемму
экспертного
суждения
.
Если
речь
идет
о
контроле
эффек
-
тивности
лечения
,
психолог
вместе
с
врачом
обсуждает
специфи
-
ку
терапевтических
мероприятий
,
предполагаемые
возможности
их
влияния
на
различные
психические
процессы
,
намечает
сроки
повторного
исследования
.
Беседе
с
больным
предшествует
ознакомление
патопсихолога
с
материалами
истории
болезни
.
Отсутствие
в
ней
интересующих
психолога
данных
заставляет
его
собирать
дополнительный
анам
-
нез
.
Для
психолога
представляет
интерес
не
только
анамнез
,
но
и
особенности
течения
27
болезни
,
результаты
других
лабораторных
исследований
—
био
-
химических
,
серологических
,
электрофизиологических
,
офталь
-
мологических
.
Затем
следует
тщательное
ознакомление
с
записью
о
психическом
статусе
больного
в
истории
болезни
и
сопоставле
-
ние
этих
материалов
с
тем
,
что
психолог
наблюдает
в
лаборато
-
рии
.
Это
очень
важно
:
несоответствие
психического
состояния
больного
в
отделении
по
записям
врача
его
поведению
в
лабора
-
тории
дает
психологу
основания
иногда
уже
в
начале
исследова
-
ния
предположить
симулятивное
поведение
или
аггравацию
со
стороны
обследуемого
и
соответствующим
образом
строить
экс
-
перимент
.
Так
,
иногда
обследуемый
по
дневниковым
записям
об
-
наруживает
живой
темп
психомоторики
,
а
в
условиях
лаборато
-
рии
демонстрирует
резкое
замедление
сенсомоторных
реакций
(
очень
часто
при
симуляции
и
аггравации
особенно
плохими
ока
-
зываются
результаты
в
пробах
,
проведение
которых
сопровожда
-
ется
регистрацией
времени
).
Состояние
больного
играет
очень
важную
роль
в
успешном
проведении
исследования
.
Перед
началом
эксперимента
необхо
-
димо
убедиться
в
отсутствии
каких
-
либо
интеркуррентных
сома
-
тических
заболеваний
.
Препятствием
для
исследования
является
получение
больным
психотропных
средств
(
следует
оговорить
возможность
проведения
обследования
больного
,
получившего
воздействующие
на
течение
нервных
процессов
лекарства
,
в
тех
случаях
,
когда
это
предусмотрено
задачей
психологического
экс
-
перимента
).
Нежелательно
проведение
исследования
после
бес
-
сонной
ночи
,
физического
переутомления
,
при
чувстве
голода
или
,
наоборот
,
непосредственно
после
еды
.
Повторные
исследо
-
вания
желательно
проводить
в
то
же
время
дня
,
что
и
первичные
.
Ознакомление
с
историей
болезни
и
состоянием
больного
по
-
зволяет
исследующему
уточнить
задачу
,
поставленную
перед
ним
клиницистами
,
и
наметить
предварительный
план
исследования
—
выбор
методик
,
очередность
их
применения
.
Беседу
с
больным
начинают
с
расспроса
паспортных
данных
,
на
основании
чего
со
-
ставляют
первое
суждение
о
состоянии
у
больного
мнестической
функции
.
В
дальнейшем
в
беседе
уточняется
состояние
памяти
(
кратковременной
и
долговременной
),
его
внимания
,
характери
-
зуется
состояние
сознания
.
Определяется
ориентировка
больного
во
времени
,
месте
и
собственной
личности
,
как
хорошо
28
он
помнит
даты
собственной
жизни
и
общеизвестных
исторических
событий
.
Эти
вопросы
должны
быть
заданы
в
ходе
непринужден
-
ной
,
естественной
беседы
и
ни
в
коем
случае
не
должны
напоми
-
нать
экзамен
,
определяющий
психическую
полноценность
больно
-
го
.
В
тех
случаях
,
когда
предполагаются
расстройства
памяти
,
обя
-
зательно
надо
выяснить
,
как
сам
больной
оценивает
свою
память
.
В
беседе
выявляется
наличие
или
отсутствие
сознания
болезни
,
отношение
больного
к
помещению
его
в
психиатрическую
бо
-
льницу
и
к
факту
проведения
патопсихологического
исследования
.
При
этом
больному
необходимо
разъяснить
желательность
такого
исследования
,
исходя
из
его
интересов
, —
уточнение
диагноза
,
на
-
значение
лечения
и
т
.
п
.
Желательно
,
чтобы
при
этом
объяснении
исследующий
не
ссылался
на
необходимость
определения
уровня
умственной
деятельности
обследуемого
.
Гораздо
охотнее
психиче
-
ски
больные
соглашаются
на
исследование
памяти
,
внимания
,
сенсомоторики
.
Иногда
беседа
патопсихолога
с
больным
существенно
влияет
на
дальнейший
ход
исследования
,
придает
ему
специфическую
направленность
.
В
беседе
с
больным
выясняются
и
особенности
его
личности
до
заболевания
,
оценка
им
изменения
в
процессе
болезни
самочувствия
и
своей
работоспособности
.
Определяется
культурный
уровень
больного
,
его
образованность
,
эрудиция
,
круг
интересов
,
потребности
.
Выполнению
задания
по
каждой
методике
предшествует
инст
-
рукция
.
По
мнению
P. Fraisse (1966),
инструкция
составляет
часть
общего
определения
экспериментальной
ситуации
и
должна
обес
-
печивать
сотрудничество
обследуемого
с
экспериментатором
.
По
-
этому
подготовке
инструкции
придается
очень
важное
значение
.
От
инструкции
зависит
во
многом
,
как
обследуемый
понимает
задание
и
оценивает
отношение
к
этому
заданию
со
стороны
об
-
следующего
.
Небрежно
поданная
и
нечетко
оформленная
инст
-
рукция
может
явиться
причиной
плохих
результатов
выполнения
задания
обследуемым
,
который
либо
плохо
понял
,
что
от
него
требуется
,
либо
считает
,
что
экспериментатор
сам
относится
к
ситуации
эксперимента
формально
.
Потому
P. Fraisse
пишет
о
том
,
что
именно
инструкция
способствует
созданию
у
обследуе
-
мого
определенной
установки
,
которая
должна
на
всем
протяже
-
нии
эксперимента
быть
как
можно
более
постоянной
.
29
Инструкция
должна
быть
отработанной
(
по
выражению
P. Fraisse,
«
обкатанной
»),
предварительно
испытанной
и
лаконичной
,
соот
-
ветствовать
умственным
возможностям
обследуемого
.
Инструк
-
ция
составляется
так
,
чтобы
избежать
возможности
ее
разноречи
-
вого
понимания
.
В
некоторых
случаях
в
начале
работы
по
методи
-
ке
инструкцию
следует
«
подкрепить
»,
объяснить
одним
-
двумя
примерами
.
Результаты
исследования
не
следует
оценивать
лишь
как
успешные
или
неуспешные
.
Если
больной
не
справляется
с
заданием
,
следует
выяснить
причину
этого
,
так
как
иногда
в
осно
-
ве
неудачного
решения
лежат
смущение
,
неуверенность
в
своих
возможностях
,
недостаточно
четко
понятая
инструкция
.
Для
оценки
результатов
важно
определить
,
насколько
эффективной
оказывается
помощь
исследующего
—
принимается
ли
она
иссле
-
дуемым
или
отвергается
в
силу
негативистских
проявлений
либо
в
связи
с
нарочитым
его
поведением
в
ситуации
эксперимента
.
По
-
следнее
мы
условно
обозначаем
как
сопротивление
инструкции
.
Необходима
как
можно
более
полная
и
точная
запись
иссле
-
дующим
обстоятельств
проводимого
опыта
.
Как
писал
A. Binet
(1910),
для
проведения
экспериментально
-
психологического
ис
-
следования
требуется
лишь
перо
,
немного
бумаги
и
много
терпе
-
ния
.
Эти
слова
следует
понимать
не
только
как
признание
частоты
употребления
в
экспериментальной
психологии
так
называемых
карандашно
-
бумажных
тестов
.
Здесь
содержится
указание
на
та
-
кое
неотъемлемое
условие
проведения
эксперимента
,
как
тща
-
тельное
протоколирование
.
В
протокол
опыта
заносятся
по
воз
-
можности
все
суждения
обследуемого
в
процессе
эксперимента
.
Иногда
после
исследования
в
протоколе
можно
найти
указания
на
своеобразные
изменения
мышления
или
личностной
позиции
больного
,
которые
прошли
незамеченными
во
время
опыта
.
Осо
-
бенно
важно
точно
регистрировать
рассуждения
обследуемого
по
поводу
решения
предложенных
ему
заданий
.
Мотивировка
реше
-
ния
нередко
дает
больше
материала
для
выводов
,
чем
одна
регист
-
рация
его
.
Ведение
протокола
важно
и
потому
,
что
позволяет
ил
-
люстрировать
заключение
исследующего
конкретными
фактами
.
Правильное
ведение
протокола
исследования
позволяет
впослед
-
ствии
строить
обобщения
,
анализируя
данные
обследований
спе
-
циально
подобранных
групп
больных
.
30