Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7420

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

обнаруживают

 

инертность

начиная

 

группировать

 

карточки

 

по

 

признаку

использовавшемуся

 

в

 

предыдущей

 

задаче

Часто

 

дети

 

пытаются

 

учитывать

 

при

 

классификации

 

одновременно

 

несколько

 

признаков

проявляя

 

инертность

 

и

 

в

 

этом

 

своем

 

стремлении

К

 

концу

 

выполнения

 

третьей

 

задачи

 

у

 

этих

 

детей

 

появляются

 

ошиб

-

ки

обусловленные

 

истощаемостью

 

внимания

достаточно

 

легко

 

корригируемые

 

вмешательством

 

исследующего

Повышенная

 

ис

-

тощаемость

 

сказывается

 

и

 

на

 

качестве

 

переноса

 

приобретенного

 

опыта

 

на

 

выполнение

 

аналогичного

 

задания

Интерес

проявляе

-

мый

 

к

 

аналогичному

 

заданию

менее

 

устойчив

дети

 

в

 

меньшей

 

степени

 

заинтересованы

 

в

 

оценке

 

результата

 

своей

 

деятельности

В

 

большинстве

 

случаев

 

они

 

способны

 

к

 

частичному

 

переносу

 

в

 

вербальной

 

или

 

наглядно

-

действенной

 

форме

.

 

Для

 

детей

 6—7 

лет

 

с

 

умственной

 

отсталостью

 

характерны

 

пас

-

сивная

 

ориентировка

 

на

 

первом

 

этапе

 

обучающего

 

эксперимента

большее

 

количество

 

обучающих

 

уроков

сниженная

 

способность

 

к

 

логическому

 

переносу

 

навыков

 

на

 

новое

 

задание

.

 

Для

 

детей

 

с

 

парциальной

 

задержкой

 

речевого

 

развития

 

задания

 

обучающего

 

эксперимента

 

доступны

количество

 

обучающих

 

уроков

 

невелико

но

 

затруднены

 

словесные

 

формулировки

 

в

 

кон

-

це

 

каждой

 

задачи

логический

 

перенос

 

осуществляется

 

в

 

нагляд

-

но

-

действенной

 

форме

У

 

таких

 

детей

 

более

 

сохранны

 

конструк

-

тивный

 

праксис

пространственная

 

ориентировка

выявляемые

в

 

частности

методикой

 

Кооса

Детям

 6—7 

лет

 

с

 

задержкой

 

психи

-

ческого

 

развития

умственной

 

отсталостью

 

может

 

быть

 

недо

-

ступна

 

сама

 

задача

 

построения

 

фигуры

 

по

 

образцу

Для

 

об

-

следования

 

таких

 

детей

 

А

Я

Иванова

 

в

 

обучающий

 

эксперимент

 

преобразовала

 

методику

 

Кооса

Были

 

взяты

 

лишь

 

первая

третья

 

и

 

четвертая

 

фигуры

 

и

 

разработаны

 

виды

 

помощи

которые

 

иссле

-

дующий

 

оказывает

 

ребенку

обучая

 

его

 

складыванию

 

фигур

Для

 

ориентировки

 

в

 

задании

 

ребенку

 

предлагается

 

фигура

 

 1. 

Если

 

он

 

не

 

справляется

 

со

 

складыванием

 

по

 

образцу

исследующий

 

сам

 

выполняет

 

работу

 

на

 

глазах

 

у

 

ребенка

Обучение

 

начинается

 

с

 

фи

-

гуры

 

3.

 

Первый

 

урок

 — 

исследующий

 

переворачивает

 

кубики

 

нужной

 

стороной

 

кверху

Второй

 

урок

 — 

исследующий

 

складывает

 

фи

-

гурки

 

на

 

глазах

 

у

 

больного

 

и

разрушив

 

сделанное

предлагает

 

ему

 

самому

 

выполнить

 

задание

Третий

 

урок

 

представляет

 

собой

 

 

411

 


background image

подробное

 

словесное

 

объяснение

 

того

как

 

нужно

 

складывать

 

фи

-

гуры

сопровождаемое

 

показом

Если

 

задание

 

выполнено

ребенку

 

предлагают

 

сложить

 

фигуру

 

 4 

для

 

выявления

 

возможности

 

пе

-

реноса

 

способа

 

действия

.

 

В

И

Лубовский

 (1999), 

оценивая

 

возможности

 

применения

 

методики

 

обучающего

 

эксперимента

 

в

 

целом

указывает

что

не

-

смотря

 

на

 

большие

 

возможности

 

для

 

качественного

 

анализа

 

пси

-

хической

 

деятельности

 

ребенка

 

и

 

для

 

выявления

 

его

 

потенциаль

-

ных

 

возможностей

ее

 

продуктивное

 

использование

 

возможно

 

лишь

 

в

 

руках

 

высококвалифицированного

 

и

 

многоопытного

 

спе

-

циалиста

так

 

как

 

системный

 

подход

 

к

 

исследованию

 

и

 

учет

 

воз

-

растных

 

особенностей

 

при

 

работе

 

с

 

данной

 

методикой

 

до

 

сих

 

пор

 

осуществляются

 

на

 

интуитивно

-

эмпирическом

 

уровне

поскольку

 

какие

 

бы

 

то

 

ни

 

было

 

нормативы

 

и

 

схемы

 

применительно

 

к

 

экспе

-

риментально

-

психологическим

 

методикам

 

отсутствуют

.

 

Для

 

исследования

 

зрительно

-

моторной

 

функции

 

применяется

 

зрительно

-

моторный

 

гештальт

-

тест

 

Бендер

состоящий

 

из

 8 

карт

на

 

которых

 

представлены

 9 

простых

 

геометрических

 

фигур

раз

-

личных

 

по

 

своей

 

сложности

 

и

 

взаимному

 

расположению

Ребенку

 

предлагают

 

скопировать

 

эти

 

рисунки

Качество

 

воспроизведения

 

фигур

 

зависит

 

от

 

степени

 

психической

 

зрелости

.

 

Способность

 

к

 

организации

интегрированию

 

воспри

-

нимаемого

 

и

 

установлению

 

связей

 

между

 

двигательными

 

и

 

зри

-

тельными

 

структурами

 

проверяется

 

при

 

помощи

 «

теста

 

школьной

 

зрелости

» A. Kern (1963), 

состоящего

 

из

 6 

заданий

 (Grundleis-

tungstest). 

Тест

 

включает

 

срисовывание

 

простого

 

предложения

написанного

 

письменными

 

буквами

рисование

 

детской

 

фигуры

 

(

после

 

того

 

как

 

ребенку

 

показывают

 

рисунок

 

девочки

 

или

 

маль

-

чика

), 

срисовывание

 

группы

 

точек

.

 

Рисование

 

фигуры

 

человека

 

по

 

представлению

 

дает

 

возмож

-

ность

 

судить

 

о

 

точности

 

наблюдения

формировании

 

понятийного

 

мышления

Давать

 

такие

 

задания

 

можно

 

детям

 

начиная

 

с

 4 

лет

Я

Йирасек

 (1978), 

оценивая

 

школьную

 

зрелость

 

дошкольников

раз

-

работал

 

пятибалльную

 

шкалу

 

оценки

 

рисования

 

мужской

 

фигуры

 

по

 

представлению

подражания

 

письменным

 

буквам

 

и

 

срисовыва

-

ния

 

группы

 

точек

Он

 

разработал

 

письменную

 

инструкцию

 

для

 

оценки

 

рисунка

 

фигуры

.

 

412

 


background image

1.

 

Нарисованная

 

фигура

 

должна

 

иметь

 

голову

туловище

 

и

 

конеч

-

ности

Голова

 

с

 

туловищем

 

соединена

 

посредством

 

шеи

и

 

она

 

не

 

больше

 

туловища

На

 

голове

 

имеются

 

волосы

 (

или

 

их

 

закры

-

вает

 

головной

 

убор

и

 

уши

на

 

лице

 — 

глаза

нос

 

и

 

рот

Руки

 

за

-

кончены

 

кистью

 

с

 

пятью

 

пальцами

Нарисованы

 

стопы

Приве

-

дена

 

мужская

 

одежда

Фигура

 

нарисована

 

с

 

использованием

 

синтетического

 (

контурного

способа

2.

 

Использование

 

всех

 

требований

как

 

и

 

в

 

пункте

 1, 

кроме

 

син

-

тетического

 

способа

 

изображения

Три

 

недостающие

 

части

 

(

шея

волосы

но

 

не

 

часть

 

лица

могут

 

быть

 

выключены

 

из

 

тре

-

бований

если

 

это

 

уравновешивается

 

синтетическим

 

способом

 

изображения

3.

 

Рисунок

 

должен

 

иметь

 

голову

туловище

 

и

 

конечности

Руки

 

или

 

ноги

 

нарисованы

 

двойной

 

линией

Допускается

 

отсутствие

 

шеи

ушей

волос

одежды

пальцев

ступней

4.

 

Примитивный

 

рисунок

 

с

 

туловищем

Конечности

  (

достаточно

 

одной

 

пары

выражены

 

простыми

 

линиями

5.

 

Не

 

хватает

 

ясного

 

изображения

 

туловища

 («

головоногое

» 

изо

-

бражение

или

 

конечностей

Для

 

оценки

 

графического

 

изображения

 

фигуры

 

человека

 

деть

-

ми

 

других

 

возрастных

 

групп

 

были

 

предложены

 

оценочные

 

шкалы

исходящие

 

в

 

основном

 

из

 

нарастания

 

количества

 

деталей

 

в

 

рисун

-

ке

В

 

повседневной

 

практике

 

наиболее

 

целесообразной

 

является

 

не

 

количественная

а

 

качественная

 

оценка

 

рисунка

Возрастные

 

особенности

 

изображения

 

человеческой

 

фигуры

 

кратко

 

изложены

 

L. Svancarova 

и

 J. Svancara (1978). 

Впервые

 

человеческая

 

фигура

 

рисуется

 

ребенком

 

примерно

 

в

 3,5 

года

В

 

виде

 

круга

 

или

 

овала

 

изображается

 

лицо

ноги

 

присоединяются

 

непосредственно

 

к

 

го

-

лове

 (

рисунок

 «

головоногого

» 

человека

). 

В

 

дальнейшем

 

добавля

-

ются

 

обозначения

 

глаз

носа

 

и

 

рта

позднее

 — 

изображение

 

рук

прикрепляющихся

 

непосредственно

 

к

 

голове

 

либо

 

к

 

ногам

После

 5 

лет

 

ребенок

 

переходит

 

от

 

линейного

 

к

 

двухконтурному

 

изображе

-

нию

Туловище

 

бывает

 

в

 

виде

 

круга

овала

треугольника

 

или

 

че

-

тырехугольника

Ноги

 

ребенок

 

рисует

 

далеко

 

друг

 

от

 

друга

Про

-

порции

 

головы

 

и

 

туловища

 

еще

 

не

 

согласованы

В

 6 

лет

 

прибавля

-

ются

 

такие

 

детали

как

 

уши

волосы

Первые

 

элементы

 

одежды

 

сопровождаются

 

свойствами

  «

прозрачности

» (

например

через

 

шляпу

 

проходит

 

контурная

 

линия

 

головы

). 

Рисунок

 

на

 7-

м

 

году

 

 

413

 


background image

отличается

 

уточнением

 

пропорций

более

 

правильным

 

присоеди

-

нением

 

конечностей

 

к

 

туловищу

Совершенствуются

 

изображения

 

прически

 

и

 

одежды

В

 8 

лет

 

наблюдается

 

переход

 

от

 

рисунка

 

анфас

 

к

 

частичному

 

или

 

полному

 

профилю

Затруднения

 

в

 

профильном

 

рисунке

 

вызывает

 

присоединение

 

рук

 

к

 

туловищу

В

 9 

лет

 

чаще

 

встречается

 

попытка

 

изобразить

 

движение

Проявляются

 

большие

 

различия

 

между

 

рисунками

 

мальчиков

 

и

 

девочек

Одежда

 

характе

-

ризуется

 

деталями

 

в

 

виде

 

рукава

пояса

карманов

Рисунки

 

оста

-

ются

 

плоскостными

В

 10 

и

 11 

лет

 

дети

 

пытаются

 

передать

 

пер

-

спективу

накладывать

 

тени

Рисунки

 

приобретают

 

пластичность

.

 

Переход

 

к

 

синтетическому

  (

контурному

изображению

 

проис

-

ходит

 

между

 6-

м

 

и

 8-

м

 

годами

в

 6 

лет

 

фигура

 

рисуется

 

по

 

частям

которые

 

затем

 

соединяются

в

 8 

лет

 

дети

 

часто

 

формируют

 

при

 

помощи

 

одной

 

непрерывной

 

линии

 

шею

плечо

 

и

 

руку

.

 

Наряду

 

с

 

исследованием

 

зрительно

-

моторной

 

функции

 

следует

 

проводить

 

оценку

 

пространственной

 

организации

 

движений

Для

 

этого

 

применяются

 

пробы

 

Лурия

при

 

которых

 

ребенку

 

предлага

-

ется

 

воспроизвести

 

определенное

 

положение

 

рук

 

исследующего

Рука

 

различно

 

ориентируется

 

относительно

 

головы

или

 

кисти

 

рук

 

располагаются

 

в

 

разных

 

плоскостях

Применяются

 

пробы

 

Хеда

заключающиеся

 

в

 

том

что

 

ребенок

 

должен

 

воспроизводить

 

сле

-

дующие

 

движения

 

исследователя

 — 

поочередно

 

разными

 

руками

 

касаться

 

ушей

 

или

 

глаз

 

той

 

же

 

или

 

противоположной

 

стороны

Затем

 

требуют

 

дать

 

словесный

 

отчет

 

о

 

том

как

 

ребенок

 

выполнял

 

это

 

действие

.

 

Для

 

оценки

 

моторного

 

развития

 

применяется

 

шкала

 

Н

И

Озе

-

рецкого

 (1926), 

с

 

помощью

 

которой

 

определяется

 

уровень

 

мотор

-

ной

 

зрелости

 

детей

 

от

 4 

до

 16 

лет

Детям

 

каждого

 

возраста

 

предла

-

гаются

 6 

проб

 

на

 

исследование

 

статической

 

координации

  (

пре

-

имущественно

 

рук

), 

динамической

 

координации

 

всего

 

тела

 

в

 

це

-

лом

скорости

 

движений

одновременности

 

движений

 

и

 

отчетли

-

вости

 

выполнения

 

действий

  (

отсутствие

 

синкинезий

). 

Широко

 

используются

 

в

 

практике

 

пробы

 

Н

И

Озерецкого

  «

кулак

ладонь

» — 

движения

 

выполняются

 

попеременно

 

двумя

 

руками

«

ладонь

ребро

кулак

» — 

ребенку

 

предлагают

 

попеременно

 

уда

-

рить

 

по

 

столу

 

ладонью

ребром

 

ладони

 

и

 

кулаком

 

в

 

нарастающем

 

темпе

.

 

414

 


background image

Применение

 

комплекса

 

патопсихологических

 

методик

 

помога

-

ет

 

уточнить

 

степень

 

и

 

структуру

 

интеллектуальной

 

недостаточно

-

сти

исходя

 

из

 

чего

 

врач

 

может

 

поставить

 

обоснованный

 

диагноз

дать

 

родителям

 

адекватные

 

рекомендации

 

в

 

плане

 

обучения

 

ре

-

бенка

.

 

Интеллектуальная

 

недостаточность

 

при

 

простом

  (

не

-

осложненном

психическом

 

инфантилизме

 

характеризуется

 

пре

-

обладанием

 

конкретно

-

действенного

 

и

 

наглядно

-

образного

 

мыш

-

ления

 

над

 

абстрактно

-

логическим

склонностью

 

к

 

подражатель

-

ному

 

виду

 

деятельности

 

при

 

выполнении

 

интеллектуальных

 

зада

-

ний

недостаточной

 

целенаправленностью

 

психической

 

деятель

-

ности

слабостью

 

логической

 

памяти

  (

В

В

Ковалев

, 1979). 

Эти

 

особенности

 

сближают

 

мышление

 

детей

 

с

 

инфантилизмом

 

с

 

мыш

-

лением

 

детей

-

олигофренов

Патопсихологическое

 

исследование

 

выявляет

 

у

 

детей

 

с

 

инфантилизмом

 

более

 

высокий

по

 

сравнению

 

с

 

олигофренами

уровень

 

абстрактно

-

логического

 

мышления

более

 

широкую

 «

зону

 

ближайшего

 

развития

».

 

При

 

состояниях

 

органического

 

инфантилизма

 

обнару

-

живаются

 

менее

 

выраженная

 

способность

 

к

 

использованию

 

по

-

мощи

инертность

плохая

 

переключаемость

 

психических

 

процес

-

сов

нарушения

 

внимания

памяти

работоспособности

Имеющая

-

ся

 

у

 

детей

 

с

 

органическим

 

инфантилизмом

 

недостаточность

 

функции

 

обобщения

 

не

 

является

 

ведущей

 

в

 

клинической

 

картине

в

 

отличие

 

от

 

детей

-

олигофренов

.

 

Интеллектуальная

 

недостаточность

 

при

 

отставании

 

в

 

развитии

 

отдельных

 

компонентов

 

психической

 

деятельности

 

отличается

 

неравномерностью

 

психического

 

недоразвития

Патопсихологи

-

ческое

 

исследование

 

у

 

таких

 

детей

 

выявляет

 

достаточный

 

уровень

 

обобщений

удовлетворительное

 

конструктивное

 

мышление

во

 

многих

 

случаях

 — 

сохранную

 

работоспособность

У

 

детей

 

с

 

пар

-

циальными

 

задержками

 

речевого

 

развития

 

при

 

этом

 

обнаружива

-

ются

 

нарушения

 

фонематического

 

синтеза

 

и

 

анализа

 — 

неспо

-

собность

 

четко

 

дифференцировать

 

близкие

 

фонемы

 

и

 

ис

-

пользовать

 

их

 

правильно

 

в

 

собственной

 

речи

.

 

У

 

детей

 

с

 

парциальными

 

расстройствами

 

навыков

 

письма

чтения

счета

 

обнаруживается

 

удовлетворительная

 

способность

 

к

 

логическому

 

мышлению

В

 

некоторых

 

случаях

 

у

 

них

 

выявляются

 

нарушения

 

пространственной

 

ориентировки

конструктивного

 

праксиса

.

 

415