Файл: Кутафин_Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 16885

Скачиваний: 220

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Принятые сокращения

Раздел 1. Введение в муниципальное право

Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права

§ 1. Понятие и предмет муниципального права

§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений

§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты

§ 4. Источники муниципального права

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

§ 6. Система муниципального права

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления

§ 1. Основные теории местного самоуправления

§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран

§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

§ 4. Организация местной власти в советский период

§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия

Глава 4. Понятие местного самоуправления

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

§ 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия

Глава 5. Общие принципы местного самоуправления

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления

§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

§ 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

§ 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

§ 10. Гласность местного самоуправления

§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления

Глава 6. Функции местного самоуправления

§ 1. Понятие функций местного самоуправления

§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

§ 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

§ 6. Охрана общественного порядка

§ 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав

§ 1. Понятие системы местного самоуправления

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления

Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

§ 1. Местный референдум

§ 2. Муниципальные выборы

§ 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления

§ 4. Собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия

§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований

§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований

§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований

Раздел III. Основы местного самоуправления

Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.

§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.

§ 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении

§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований

Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

§ 2. Границы и состав территории муниципального образования

§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

Глава 13. Организационные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления

Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления

§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления

§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 15. Муниципальная служба

§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей

§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих

§ 4. Правовой статус муниципального служащего

§ 5. Прохождение муниципальной службы

Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях

§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления

§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

§ 2. Муниципальная собственность

§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы

Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления

§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления

§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления

§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления

§ 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления

Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования

§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс

Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Глава 22. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации

Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры

Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения

Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу

Раздел V. Гарантии местного самоуправления

Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления

§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Раздел VI. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности

Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. В качестве примера можно привести основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых образований: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

§ 4. Источники муниципального права

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.


К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция РФ — главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Важнейшим источником муниципального права является Закон об общих принципах организации местного самоуправления. Он содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления и перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

К источникам муниципального права относится Европейская Хартия местного самоуправления, которая действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы, которые должны лежать в основе организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.); «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996 г.) и др.

Кроме того, к источникам муниципального права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы местного самоуправления, например, Градостроительный кодекс РФ (1998 г.), устанавливающий предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства и др.

Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципально-правовые нормы (например, Указ от 26 ноября 1997 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды», Указ от 22 октября 1998 г. «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации» и др.; постановление Правительства РФ от 27 марта 1998 г. «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества» и др.).

Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актах других федеральных органов исполнительной власти; в постановлениях Конституционного Суда РФ (например, постановление от 30 мая 1996 г. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Вторую группу источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.

В третью группу источников входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т.д.); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т.д.) и др.

Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования (например, когда одно из них находится в границах территории другого муниципального образования), а также муниципальные образования и другие субъекты права.

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

Муниципально-правовые отношения — это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.


Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

В первую группу входят отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности.

Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муниципальных образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры.

Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.

Муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

  1. отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, и т.д.;

  2. отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. В эту группу входят отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования и др.);

  3. отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут
    наделяться органы местного самоуправления по закону.


Субъектами муниципально-правовых отношений являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида.

К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование. Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право создания объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов, а также право иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо население муниципального образования непосредственно.