Файл: ЛК_комм_Тихомиров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 843

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сортовой контроль заключается в проведении мероприятий по определению сортовой чистоты и установлению принадлежности семян к определенному сорту посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.

Семенной контроль - это мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства. Семенной контроль в отношении семян лесных растений, направленный на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области семеноводства, изданных в соответствии с ним актов специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством, а также требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства, проводят лесосеменные станции в порядке, установленном Правительством РФ (см. Положение о проведении семенного контроля семян лесных растений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1269 <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5520.


Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений, а также в связи с организацией и проведением семенного контроля в лесном хозяйстве, регулируются ФЗ от 17.12.1997 "О семеноводстве" <*>, устанавливающим правовую основу названной деятельности, и Кодексом (см. ст. 65 Кодекса).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715; 2003. N 2. Ст. 167; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412.


Федеральный фонд семян лесных растений представляет собой запасы семян лесных растений и предназначен для регионов Российской Федерации, в которых не осуществляется производство семян или имеются ограниченные возможности их производства, а также для оказания помощи юридическим и физическим лицам, осуществляющим ведение лесного хозяйства, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций. Для федерального фонда семян лесных растений заготавливаются семена, которые имеют сертификаты, удостоверяющие их посевные качества.

Федеральный фонд семян лесных растений формируется специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников и является федеральной собственностью. Положение о формировании и использовании федерального фонда семян лесных растений было утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 N 1151 <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 41. Ст. 5025.


Согласно ст. 23 ФЗ "О семеноводстве" на случай неурожая формируются также страховые фонды семян лесных растений. Порядок формирования и использования таких фондов определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством (см. Положение о порядке формирования и использования страховых фондов семян лесных растений, утвержденное Приказом Рослесхоза от 29.09.1998 N 158 <*>).


--------------------------------

<*> РГ. 1999. 3 февраля.


В соответствии со ст. 9 ФЗ "О семеноводстве" в зависимости от наследственных свойств определяются следующие категории семян лесных растений нормальные, улучшенные и сортовые. Отнесение семян лесных растений к указанным категориям определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством. Кодекс установил приоритет использования улучшенных и сортовых семян лесных растений при воспроизводстве лесов. Нормальные семена лесных растений используются только при условии отсутствия названных категорий семян (ч. 3 ст. 65).

Совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству нормальных, улучшенных и сортовых семян, является системой семеноводства лесных растений, порядок функционирования которой определяется специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Для производства семян лесных растений должны использоваться семена, посевные качества которых соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства. При этом под посевными качествами семян лесных растений понимается совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки).

Запрещается использовать для посева (посадки) семена в целях их производства, засоренные семенами карантинных растений, зараженные карантинными болезнями растений и вредителями растений (см. ФЗ от 15.07.2000 "О карантине растений" <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3008; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752.


Семена отдельных категорий лесных растений производятся в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством. Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственности), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества. Порядок определения сортовых и посевных качеств семян регулирует гл. VI ФЗ "О семеноводстве". Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств. Посевные качества семян определяются на основе требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.

Определение посевных качеств семян проводится посредством проведения отбора и анализа проб семян.

Отбор проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями из партий семян, предназначенных для реализации.


Анализ проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями, а также аккредитованными физическими и юридическими лицами. Порядок аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян лесных растений устанавливается специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством (см. Положение о порядке аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян лесных растений, утвержденное Приказом Рослесхоза от 21.04.1999 N 92 <*>; Положение о порядке аккредитации отборщиков проб из партий семян лесных растений, утвержденное Приказом Рослесхоза от 15.06.1999 N 126 <**>).

--------------------------------

<*> РГ. 1999. 24 августа.

<**> РГ. 1999. 1 сентября.


Оборот партий семян лесных растений допускается при наличии сертификатов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, а также с соблюдением требований, установленных специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 66 Кодекса обязывает граждан и юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов, лесоразведение, предоставлять отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении в государственные и муниципальные органы, указанные в ч. 1 данной статьи. Для сравнения отметим, что ЛК РФ 1997 г. не содержал правил в отношении такого рода отчетов.

Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении не может быть составлен в произвольной форме. Соответствующая специальная форма и порядок предоставления отчетов должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 2 ст. 66 Кодекса).


Глава 5. ЛЕСОУСТРОЙСТВО


Комментарий к главе 5


В ЛК РФ 1997 г. лесоустройству были посвящены отдельные статьи гл. 9 "Основы организации лесного хозяйства" - ст. 72 ("Лесоустройство"), ст. 73 ("Лесоустроительные проекты"), ст. 74 ("Система проведения лесоустройства"). В новом Кодексе положения о лесоустройстве выделены в небольшую самостоятельную главу, состоящую из четырех статей.

Статья 67 Кодекса определяет общие положения о лесоустройстве. Лесоустройство проводится на землях: лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 23 Кодекса).

Порядок проведения лесоустройства должен быть определен в ближайшее время Правительством РФ (ч. 2 ст. 67, п. 26 ст. 81 Кодекса, ст. 15 Вводного закона). В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок проведения лесоустроительных работ, является Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденная Приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265 <*>. Положения названной Инструкции, а также других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в связи с проведением лесоустройства <**>, применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (ст. 13 Вводного закона).


--------------------------------

<*> Российские вести. 1995. N 139. 27 июля.

<**> См. Приказы Рослесхоза: от 15.07.1997 N 94 "Об установлении порядка проведения лесоустройства (парко- и лесоустройства) и о перечне лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд"; от 15.01.1998 N 7 "Об организации территории объекта лесоустройства".


В отличие от ст. 72 ЛК РФ 1997 г., Кодекс определяет мероприятия, составляющие содержание лесоустройства, в исчерпывающем перечне (ч. 1 ст. 68). Такой четкий подход представляется оправданным: от того, проведено ли в полном объеме лесоустройство на соответствующем участке земли, может зависеть оборотоспособность и юридическая судьба соответствующего лесного участка (см. также комментарий к главе 1 Кодекса).

Выполнение геодезических и картографических работ при проведении лесоустройства осуществляется по правилам ФЗ от 26.12.1995 "О геодезии и картографии" <*>. Названные виды работ выполняются в целях: восстановления юридически установленных границ объекта лесоустройства со смежными землепользователями (землевладельцами) в соответствии с имеющимися геодезическими данными землеустройства административных районов; съемки планшетных рамок; съемки отдельных наиболее значимых линейных и площадных элементов внутренней ситуации.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 165, 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 23. Ст. 2203.


Согласно ст. 3 ФЗ "О геодезии и картографии" геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя:

а) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях; создание и обновление государственных топографических карт и планов, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности и т.д.);

б) геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц (создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ; создание и ведение географических информационных систем специального назначения и др.).

Часть 1 ст. 70 Кодекса содержит общее правило, согласно которому выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. В данном случае помимо общих положений о договоре (главы 27 - 29 ГК РФ) применимы положения § 1, 4, 5 главы 37 ГК РФ о подряде, а также правила главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Кроме того, в определенных случаях договор на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству может обладать признаками смешанного договора (см. п. 3 ст. 421 ГК РФ).


Одно из исключений из общего правила ч. 1 ст. 70 Кодекса предусмотрено в ч. 2 этой же статьи. Это исключение действует в части определения особенностей правового регулирования порядка размещения названных в ч. 2 ст. 70 заказов. В случаях, когда речь идет о выполнении работ и оказании услуг по лесоустройству для государственных и муниципальных нужд, органы государственной власти и органы местного самоуправления (заказчики) размещают соответствующие заказы в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. I. Ст. 3105; 2006. N 1. Ст. 18; N 31. Ч. I. Ст. 3441.


Таким образом, в части определения порядка размещения указанных заказов нормы данного Федерального закона обладают приоритетом по отношению к правилам ГК РФ как специальные нормы по отношению к общим. Иными словами, государственный или муниципальный контракт (договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд) заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом специальных положений ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".


Глава 6. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ, ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Комментарий к главе 6


Большинство положений главы 6 нового Кодекса являются новыми. В главе 6 ЛК РФ 1997 г. регулировались отношения по поводу аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования участками лесного фонда. Комментируемая глава посвящена порядку предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование (этот вид пользования не был предусмотрен ЛК РФ 1997 г.), в аренду, безвозмездное срочное пользование (в ЛК РФ 1997 г. не было упоминания о "срочном" пользовании). Краткосрочное пользование и концессия новым Кодексом не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 71 Кодекса отношения по поводу аренды лесного участка регулируются ГК РФ, если иное не установлено Кодексом (аналогичные положения содержались в ЛК РФ 1997 г. - см. ст. 5 и 31). Так, к договору аренды лесного участка применяются общие положения главы 34 ГК РФ об аренде.

Специальные нормы об аренде указанных участков содержатся в комментируемой главе. Кроме того, особенности аренды данных участков определены в ряде статей иных глав Кодекса. Например, следует полагать, что в ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 61 установлены дополнительные (по отношению к общим положениям ГК РФ) основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка. Статьи 53, 55, 62 возлагают на арендатора дополнительные (по отношению к общим положениям ГК РФ) обязанности соответственно по осуществлению мер пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления.