ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 871
Скачиваний: 2
Непрофильным является использование лесов для целей, определенных в ст. 45 Кодекса: строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Аналогично ст. 44 предоставление лесных участков осуществляется по нормам ст. 9 Кодекса с возникновением у лесопользователя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) соответствующего вещного или обязательственного права.
Переработка древесины и иных лесных ресурсов может осуществляться в порядке предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами как на арендованном лесном участке, так и с вывозом подлежащих обработке лесных ресурсов. Статья 46 Кодекса имеет в виду организацию переработки на месте, т.е. на арендованном лесном участке. Правила использования лесов для переработки лесных ресурсов на лесном участке (фактически правила организации промышленного производства в лесу) устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно ст. 47 Кодекса лесные участки могут предоставляться религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности в безвозмездное срочное пользование. Не вполне ясно, почему речь идет о "срочном" пользовании, если в ст. 47 предусматривается возможность возведения зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Использование лесов для религиозной деятельности возможно и без возведения каких-либо культовых зданий и сооружений. Это, в частности, касается древних языческих культов, до настоящего времени существующих в отдельных местностях России. Религиозная деятельность должна осуществляться в соответствии с ФЗ от 26.09.1997 "О свободе совести и о религиозных объединениях" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711.
Весьма важной представляется норма ст. 48 Кодекса об использовании лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Главная задача состоит в том, чтобы при использовании лесов обеспечивалась защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов в соответствии с ФЗ от 30.04.1999 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ 1999. N 18. Ст. 2208; 2004. N 35. Ст. 3607.
Контроль за использованием лесов осуществляется в разных формах и различными организациями, но общей для всех лесопользователей формой контроля является составление отчета об использовании леса. В отчете должна содержаться информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре и др. Отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки. Форма отчета и порядок его представления, единые для всех лесопользователей-предпринимателей, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментируемая глава завершается ст. 50, посвященной защите конкуренции в области использования лесов. Борьба с монополизмом и защита конкуренции представляют собой общую задачу в системе рыночных отношений. При этом обращается внимание на необходимость противодействия недобросовестной конкуренции. Общие правила о противодействии недобросовестной конкуренции содержатся в ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3434.
Статьи 27 и 28 Кодекса предусматривают возможность ограничения использования лесов и приостановления использования лесов. В ЛК РФ 1997 г. приостановление и ограничение использования лесов регламентировались более детально. Ныне ст. 27 указывает на ограничения в достаточно общем виде - это запрет в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. Конкретно упоминается лишь запрет на проведение рубок. Приостановление признается возможным в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Среди федеральных законов, предусматривающих ответственность за нарушения при использовании лесов, следует назвать КоАП РФ, ряд статей которого содержат соответствующие нормы. Примерами могут служить ст. 8.25 ("Нарушение правил лесопользования"), ст. 8.26 ("Нарушение правил осуществления побочного лесопользования"), ст. 8.27 ("Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений"), ст. 8.28 ("Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан"). См. также главу 13 Кодекса и комментарий к ней.
Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Комментарий к главе 3
Глава 3 Кодекса содержит десять статей, в которых воспроизведены многие положения главы 12 ЛК РФ 1997 г. В новом Кодексе законодатель попытался сократить объем специальной терминологии, широко применявшейся в ЛК РФ 1997 г., заменив ее введением обобщающих и конкретизирующих понятий либо отсылочных норм.
Статья 51 Кодекса содержит общие положения об охране и о защите лесов. Все леса на территории Российской Федерации подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
По общему правилу охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (см. ст. 81 - 84 и комментарий к главе 9 Кодекса). Охрана и защита лесных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (см. ч. 3 ст. 53, ч. 2 ст. 55 Кодекса). В случае возникновения чрезвычайной ситуации граждане и юридические лица могут быть привлечены к участию в тушении лесных пожаров в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607.
Сохраняя традиции ЛК РФ 1997 г., современный законодатель определил основы регулирования отношений, связанных с охраной лесов от пожаров и обеспечением пожарной безопасности в лесах (ст. 52, 53).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" <*>, который регулирует также отношения в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; 1995. N 35. Ст. 3503; 1996. N 17. Ст. 1911; 1998. N 4. Ст. 430; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413; 2002. N 1. Ч. I. Ст. 2; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 19. Ч. I. Ст. 1839; N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 14. Ст. 1212; N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636.
Кроме того, обязательные к исполнению требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 09.09.1993 N 886 <*>; Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 <**>. За нарушение правил пожарной безопасности законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 261 УК РФ).
--------------------------------
<*> СА РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190.
<**> РГ. 2003. 4 июля. N 129.
Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Важнейшей задачей охраны лесов от пожаров является выполнение системных мер по предупреждению возникновения лесных пожаров, ограничению их распространения и созданию условий для обеспечения успешной борьбы с ними. С этой целью основные меры пожарной безопасности в лесах теперь указаны непосредственно в тексте Кодекса (ч. 1 ст. 53) <*>. ЛК РФ 1997 г. такого перечня не содержал.
--------------------------------
<*> См. также Приказ МПР РФ от 13.07.2005 N 193 "Об утверждении Перечня противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и Требований к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 40).
В Кодекс введено новое понятие "вредные организмы", объединившее ранее применявшиеся в лесном законодательстве, в том числе в ЛК РФ 1997 г. (ст. 98), термины "вредители" и "болезни леса". Раскрывая содержание названного понятия, ч. 1 ст. 54 Кодекса в основном повторяет определение, содержащееся в ст. 2 ФЗ от 15.07.2000 "О карантине растений" <*>. Под вредными организмами закон понимает растение любого вида, сорта или биологического типа, животное или болезнетворный организм любого вида, расы, биологического типа, способные нанести вред растениям или продукции растительного происхождения.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3008; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752.
Защита лесов от вредных организмов предполагает осуществление комплекса мероприятий. Основными среди них являются лесозащитное районирование, лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг, авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, а также установление санитарных требований к использованию лесов (ч. 1 ст. 55 Кодекса). В настоящее время основным нормативным правовым актом, устанавливающим цели и виды названных лесозащитных мероприятий, а также порядок их проведения и санитарные требования к использованию леса, являются Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утвержденные Приказом МПР РФ от 27.12.2005 N 350 <*> (далее - Санитарные правила).
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 13, 19.
Лесозащитное районирование предполагает определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. Основным критерием для выделения лесопатологических районов или зон служит степень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Кроме того, учитываются целевые функции лесов, оценка их экологического и хозяйственного значения, состав и уровень воздействия патогенных факторов (см. п. 7 Санитарных правил).
Лесопатологические обследования - это мероприятия, проводимые с целью определения характеристик санитарного состояния насаждений или характеристик неблагоприятных факторов, воздействующих на данное насаждение. Объектами лесопатологических обследований являются леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабления или под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а также сами эти факторы. Различают текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные лесопатологические обследования (п. 12 - 14 Санитарных правил). Заметим, что существовавшая в ЛК РФ 1997 г. (ст. 98) терминологическая детализация лесопатологических обследований в Кодексе (ст. 55) отсутствует.
Лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающую раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий (см. Положение о лесопатологическом мониторинге, утвержденное Приказом Рослесхоза от 12.09.1997; п. 18 - 23 Санитарных правил).
Авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (истребительные работы) проводятся с целью снижения влияния вредных организмов на состояние насаждений, а также сокращения экономического и экологического ущерба, причиняемого лесам вредными организмами. Истребительные работы проводятся путем внесения авиационным или наземным способами химических, биологических препаратов, а также энтомофагов и феромонов (п. 26 и 28 Санитарных правил).
К санитарно-оздоровительным мероприятиям Кодекс (п. 4 ч. 1 ст. 55), как и п. 35 Санитарных правил, относит вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления и иного негативного воздействия. Необходимость проведения таких мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга.
Санитарные требования к использованию лесов установлены Санитарными правилами (см. разделы IX - XI).
Объекты растительного мира (деревья, кустарники, лианы и другие растения), занесенные в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Федерации, подлежат особой охране. Содержание такой охраны в общем виде определено в ст. 59 Кодекса. В качестве мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения лесных растений Кодекс предусматривает запрет на осуществление соответствующих видов деятельности и установление ограничений их осуществления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 N 158 "О Красной книге Российской Федерации" <*> Красная книга Российской Федерации - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации содержит также необходимые меры по охране и восстановлению указанных объектов животного и растительного мира.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808.
Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден Приказом МПР РФ от 25.10.2005 N 289 "Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 50.