Файл: ЖК_комм_Жуйков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1785

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

размер платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме, в котором не созданы ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив, ни иной специализированный потребительский кооператив (см. комментарий к ст. 156);

размер оплаты расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (см. комментарий к ст. 158);

условия договоров управления (см. комментарий к ст. 162).

3. До введения в действие ЖК РФ вопросы реконструкции многоквартирного дома (в том числе его расширение или надстройка), строительства хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений решались без согласия собственников помещений многоквартирного дома, что существенно ущемляло их интересы. Теперь, напомним, решение по данному вопросу принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Реконструкция зданий путем надстройки мансардного этажа позволяет получить дополнительные площади без больших материальных и финансовых затрат. При проведении инвестиционной деятельности по строительству и реконструкции мансард часть средств инвесторов направляется на проведение планово-предупредительного, текущего или капитального ремонта здания. Это позволяет:

восстановить жилищный фонд;

получить дополнительные площади;

удешевить стоимость возводимых площадей;

повысить безопасность и улучшить условия проживания граждан;

улучшить технические характеристики и архитектурный облик зданий;

уменьшить расходы граждан по текущему содержанию общего имущества;

повысить оценочную стоимость жилья;

уменьшить бремя собственников по несению расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества;

уменьшить бюджетные дотационные расходы на содержание жилищного фонда.

Источниками финансирования программы жилищного строительства, капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда во многих субъектах РФ стали исключительно внебюджетные средства.

Однако мансардное строительство не получило широкого распространения в связи с тем, что для принятия решения о строительстве необходимо получить 100-процентное согласие всех собственников, проживающих в доме. А там, где начиналось строительство, собственники оспаривали его в судебном порядке. Отправляя правосудие, суды применяли общие нормы гражданского законодательства (ст. 246, 247, 289, 290 ГК РФ) и удовлетворяли заявленные требования граждан.

Примером может послужить Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (дело N 78-Г00-61): "Как видно из материалов дела, поводом для возбуждения настоящего производства и судебного разбирательства послужило исключение из распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 N 128-р пункта 2.2 о том, что "договор с инвестором подлежит согласованию с собственником общих помещений, несущих конструкций дома и внеквартирного оборудования".


Как утверждал в судебном заседании представитель губернатора Санкт-Петербурга, исключение этого пункта было обусловлено тем, что реконструкция чердачного пространства не требует согласования с собственниками квартир в этом доме, так как оно не относится к объектам общей долевой собственности.

Суд не согласился с этими суждениями, указав, что чердаки многоквартирных домов относятся к общему имуществу дома и как объект инвестиций не могут быть переданы в собственность инвестору отдельно от права собственности на квартиры, расположенные в этом доме.

Указанный вывод суда следует признать правильным".

5. Пункт 1 ч. 2 ст. 44 имеет существенный недостаток. К компетенции общего собрания отнесено, как указывалось в п. 2 данного комментария, принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме, но не указано, о каком ремонте идет речь.

Институт общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заимствован из Закона о ТСЖ и вошел в новый Жилищный кодекс со всеми его недостатками. Внес Кодекс и новое - принятие решений большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Созвать же кворумное общее собрание в домах, где количество собственников превышает 500 человек, практически невозможно из-за низкой явки (отпуска, командировки, сдача квартир внаем и т.п.).

В результате 99% исков, оспаривающих решения общих собраний, удовлетворяются только по основаниям отсутствия кворума.


Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме


Комментарий к статье 45


1. Комментируемая статья устанавливает порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общие собрания могут быть очередными и внеочередными. Очередные проводятся ежегодно. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливаются самим общим собранием. Целесообразно при проведении первого общего собрания утвердить порядок проведения таких собраний, в котором установить формы бланков уведомлений, решений по вопросам, поставленным на голосование, протоколов собраний, а также определить лицо, имеющее право подсчета голосов и подписи протоколов таких собраний.

2. В ст. 45 не определяется инициатор годового общего собрания, но по общему смыслу норм ЖК РФ можно предположить, что им вправе быть любой собственник помещения. Внеочередные собрания созываются также по инициативе собственников.

3. Часть 3 ст. 45 устанавливает правомочность общего собрания. Собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Данная норма конфликтует с ч. 1 ст. 46 Кодекса, где сказано, что решение по п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 44 может быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.


4. Процедура созыва общего собрания усложнена письменным извещением каждого собственника помещения заказным письмом (обязательная норма). Законодатель не учел, что инициатор общего собрания может не иметь сведений о собственниках, их долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а это обстоятельство определяет в дальнейшем правомочность созываемого собрания. Инициатор также должен понести существенные затраты на аренду помещения, где будет проводиться общее собрание, и на рассылку извещений. Поэтому целесообразно извещать собственников, вывешивая информацию о созыве общего собрания в публичных местах (например, лифтовая площадка). Соответственно данный порядок информирования должен быть утвержден решением общего собрания.

Собственники помещений должны быть информированы (извещены) о проведении общего собрания не позднее чем за 10 дней. Датой извещения является день отправки заказного письма, а не дата получения собственником помещения данного письма.

Многие субъекты РФ разрабатывают методические материалы в данной сфере. Так, в г. Москве издано и опубликовано распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23.08.2005 N 393 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах". Данные Методические рекомендации имеют ряд существенных недостатков. Например, общим собранием выбирается счетная комиссия. Однако Жилищный кодекс РФ не содержит такого понятия, следовательно, члены счетной комиссии не наделены ни законом, ни собственниками помещений полномочиями на подсчет голосов и подписание протоколов общих собраний. Этот недостаток может быть исправлен путем наделения собственниками членов счетной комиссии такими полномочиями.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ограниченный перечень требований, предъявляемых к извещению (сообщению) о проведении общего собрания.

Это извещение должно содержать следующую информацию:

сведения о лице (инициативной группе), по инициативе которого созывается данное собрание;

форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

дата и место проведения общего собрания;

дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование при заочном голосовании;

место или адрес, куда должны передаваться такие решения при заочном голосовании;

повестка дня данного собрания;

порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании;

место или адрес, где с ними можно ознакомиться;

предложение собственнику принять участие в подсчете итогов голосования.


Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме


Комментарий к статье 46



1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимаются большинством голосов от общего числа голосов лиц, принимающих участие в данном собрании. О правомочности решений собственников помещений см. комментарий к ст. 44.

Решения принимаются только по вопросам, поставленным в повестке общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня.

Информация о принятых решениях должна быть доведена до собственников, не принявших участие в общем собрании, не позднее чем через 10 дней со дня его проведения. Дата их информирования определяет начало течения срока исковой давности.

Правомочное решение общего собрания обязательно для всех собственников, в том числе не участвовавших в голосовании.

2. Часть 3 комментируемой статьи изложена некорректно, поскольку собственники помещений должны знать о решениях, принятых по вопросам повестки общего собрания, сразу после голосования, а не знакомиться с ними через 10 дней. На практике, если общее собрание приняло решение, то сразу же устанавливается механизм его исполнения, назначаются сроки и ответственные исполнители.

3. По результатам общего собрания оформляется протокол. Часть 4 ст. 46 не предусматривает лицо, ответственное за оформление протокола, поэтому его следует определить на общем собрании. Обычно протокол оформляют избираемые на собрании председатель и секретарь. Место хранения протокола определяется решением собрания, но лучше один экземпляр хранить (по договоренности) в органах местного самоуправления, у которых он всегда может быть истребован.

4. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает основания оспаривания (обжалования) решений, принятых на общем собрании, если этими решениями нарушены права и законные интересы собственника.

Обжаловать решение в суд можно в 6-месячный срок со дня, когда такой собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Срок исковой давности на обжалование исчисляется, напомним, с даты вывешивания в публичном месте информации о проведенном собрании и принятых решениях.

5. Вопросы, связанные с применением исковой давности, регулируются ст. 199 ГК РФ, в соответствии с которой требование о защите нарушенного права суд принимает к рассмотрению независимо от того, истек ли срок исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до принятия судебного решения. Если же такого заявления нет, суд рассматривает дело по существу.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к отказу в иске.

6. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить обжалуемое решение в силе, если голосование истца не могло повлиять на его результаты, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не причинило истцу убытки.


7. Часть 7 комментируемой статьи является необоснованной нормой. Затрагиваемые в ней правовые отношения не относятся к жилищному законодательству и регулируются гражданским законодательством по-иному.

8. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации". В соответствии с данным законопроектом ч. 7 ст. 46 ЖК РФ подлежит исключению (проект настоящего Закона принят в первом чтении).


Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования


Комментарий к статье 47


1. Комментируемая статья определяет понятия "общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме" и "общее собрание в форме заочного голосования".

Под общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме понимается их совместное присутствие для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Общее собрание в форме заочного голосования - это передача в место или по адресу, которые указаны в сообщении об общем собрании, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, в письменной форме. Данная норма вводит единственно приемлемую форму проведения собрания в современных условиях.

Собственник помещения в многоквартирном доме считается принявшим участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если его решение получено до даты окончания приема таких решений.

2. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования к решениям собственника по вопросам, поставленным на голосование: сведения о лице, участвующем в голосовании (Ф.И.О., адрес, доля вправе общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме); сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме (свидетельство о государственной регистрации, договор купли-продажи, мены, выписка из ЕГРП, свидетельство о вступлении в наследство по закону или по завещанию и др.); решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

3. По итогам заочного голосования составляется протокол общего собрания. В него должны включаться следующие сведения: вид общего собрания - годовое или внеочередное; форма общего собрания - заочное голосование; даты начала и окончания голосования; адрес многоквартирного дома; место и дата составления протокола; место и дата подсчета голосов; инициатор общего собрания (инициативная группа); общее количество голосов собственников; количество голосов собственников, принявших участие в голосовании; наличие или отсутствие кворума; повестка общего собрания; итоги голосования по всем вопросам повестки дня (количество голосов "за", "против" и "воздержался"); количество голосов, признанных недействительными; номера квартир (иных помещений) собственников, решения которых признаны недействительными; место или адрес помещения, в котором будут храниться протокол и документы к общему собранию; информация о собственниках, которые приняли участие в подсчете голосов; приложения к протоколу общего собрания.