ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1001
Скачиваний: 2
Итак, даваемый Гражданским кодексом перечень видов использования селекционного достижения, входящих в объем исключительного права патентообладателя, является исчерпывающим и не может толковаться расширительно.
12. Гражданский кодекс РФ иногда употребляет слово "использование" в более широком смысле. Так, доход от использования селекционного достижения включает также и доход от предоставления лицензий (п. 5 ст. 1430). Разумеется, лицензионные платежи не являются доходом от использования сорта или породы в смысле, определенном и ограниченном п. 3 настоящей статьи, поскольку распоряжение исключительным правом (даже частичное) лежит за рамками использования селекционного достижения как формы осуществления этого права.
13. С юридико-логической точки зрения видов использования селекционного достижения как таковых значительно меньше. На территории Российской Федерации речь должна идти, по сути, только о производстве и реализации. Так, например, принудительная лицензия предоставляется на "использование на территории Российской Федерации", однако испрашивается она именно на "производство или реализацию" (п. 1 ст. 1423). На границе Российской Федерации возможны еще два специфических варианта использования - импорт (фактический аналог производства - на территории государства появляется продукция, ранее там отсутствовавшая) и экспорт (аналог потребления как конечной фазы реализации - с территории страны возмездно удаляется продукция, ранее там находившаяся). Все остальное (п. 3 комментируемой статьи) с правовой точки зрения не что иное, как приготовление к реализации (кондиционирование и хранение; подп. 2 и 7) или "покушение" на реализацию (предложение к продаже; подп. 3).
Под производством в комментируемой статье (подп. 1 п. 3) имеется в виду только производство семян. А не производство растительного материала из семян. Это подтверждается в первую очередь тем, что растительная продукция, произведенная из легальных семян, подпадает под специальную норму п. 6 ст. 1422, произведенная из контрафактных семян - под специальную норму п. 2 ст. 1421. То есть - в обоих случаях не под общую норму подп. 1 п. 3 ст. 1421.
"Предложение к продаже" (подп. 3 п. 3 ст. 1421) охватывает как собственно оферты договора купли-продажи семян или племенного материала, в том числе и публичные, так и приглашения к оферте, в том числе предложение товара в его рекламе, каталогах, описаниях и иных обращениях к неопределенному кругу лиц, не являющихся офертой (п. 1 ст. 437, п. 1 ст. 494 ГК РФ).
14. Гражданский кодекс РФ не содержит общего запрета ввоза и вывоза семян и племенного материала, он предоставляет право разрешения или запрещения патентообладателю (ст. 1229, подп. 5 и 6 п. 3 ст. 1421). Закон РФ "О селекционных достижениях" поступал совершенно аналогично. Общий порядок контроля за соблюдением интеллектуальных прав при экспорте и импорте их объектов установлен Таможенным кодексом РФ и реализуется в рамках таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ст. 395 Таможенного кодекса РФ). Однако меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, могут приниматься таможенными органами только на основании заявления обладателя исключительных прав (ст. 393 Таможенного кодекса). Органы государственной власти в целях защиты гражданином или юридическим лицом своих прав по его просьбе могут оказать ему необходимое содействие, но не вправе совершать какие-либо действия в частноправовой сфере по собственной инициативе.
Селекционные достижения составляют единственное исключение из этого общего правила. Уже Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях" "ввоз и вывоз с территории Российской Федерации без разрешения патентообладателя семян сортов растений и племенного материала пород животных, охраняемых соответствующим патентом", были фактически запрещены (п. 2). Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденная Минсельхозпродом России и ГТК России 8 мая 1997 г. N 12-04/5, 01-23/8667, разработанная, заметим, "во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 918" (а не самого Закона РФ "О селекционных достижениях", не дававшего к этому никаких оснований), предусматривает, что "соответствие ввозимых и вывозимых семян сортов растений и племенного материала пород животных требованиям, установленным Постановлением Правительства" удостоверяет Министерство сельского хозяйства РФ.
Закон РФ "О селекционных достижениях" утратил силу с 1 января 2008 г. (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ). Однако "ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян охраняемых государством сортов растений в случае несоблюдения гражданского законодательства" до настоящего времени запрещены (абз. 4 ст. 33 Федерального закона "О семеноводстве"). В результате в перечнях документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров (приложения к Приказу ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536), и поныне фигурирует "заключение Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений" <1>. При этом такое заключение почему-то упомянуто (код 6035, графа 44 ГТД) в числе документов, необходимых для подтверждения государственного карантинного фитосанитарного контроля (приложение N 10 к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003), несмотря на то, что применение карантинных фитосанитарных мер в любых их формах для решения задач, не относящихся к обеспечению карантина растений, запрещено (абз. 9 ст. 9 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений").
--------------------------------
<1> Форма документа, именуемого "Подтверждение соблюдения требований по охране прав патентообладателей по вывозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных", утверждена упомянутой выше Инструкцией (приложение N 5). Эта форма до настоящего времени предполагает, что подписывать соответствующие документы должен заместитель федерального министра. На практике сегодня подтверждение подписывается директором Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России.
Для племенного материала пород сельскохозяйственных животных как вида объектов, ограниченных в обороте (ст. ст. 8, 23, 24 Федерального закона "О племенном животноводстве"), прямо установлен разрешительный порядок экспорта и импорта (ст. 11). Правда, при этом Федеральный закон "О племенном животноводстве" не упоминает охраняемых пород животных и не связывает выдачу или отказ в выдаче разрешений на ввоз или вывоз племенного материала с охраной интеллектуальных прав.
15. Как уже говорилось, в перечне, даваемом п. 3 комментируемой статьи, не упоминается такой вид использования семян и племенного материала, как посев для получения растительной продукции или непосредственное выращивание животного. В этом перечне отсутствуют также любые действия, совершаемые с растительным материалом и товарными животными. В том числе самое естественное и распространенное действие в отношении растительной и животной продукции - непосредственное потребление, например, в пищу.
16. Любое селекционное достижение, новый сорт или новая порода - это всегда результат изменения какого-то другого, исходного, уже существующего сорта или породы. Основой для нового сорта всегда служит старый сорт, порой - например, для гетерозисных <1> гибридов F1 - несколько, как минимум два, сортов или иных охраняемых категорий (линий, гибридов). Распространение прав селекционера на эту сферу физически, точнее - биологически, остановило бы прогресс мировой селекции. Поэтому "использование охраняемого селекционного достижения в качестве исходного материала для создания других сортов растений и пород животных" (подп. 3 ст. 1422) не признается и никогда не признавалось нарушением прав патентообладателя. Владелец исключительных прав на сорт растения или породу животных не вправе претендовать на какие-либо права в отношении нового сорта или породы, которые удалось "вывести" с использованием его селекционного достижения в качестве исходного. За несколькими исключениями, прямо предусмотренными п. 4 комментируемой статьи.
--------------------------------
<1> Гетерозис - явление, называемое также "гибридной силой", свойство гибридов первого поколения (F1) в ряде случаев проявлять по сравнению с родительскими формами заметное увеличение размеров (вплоть до гигантизма), а также повышенную жизнестойкость, плодовитость, способность к ускоренному росту и т.п. Во втором и последующих поколениях (F2, F3 и т.д.), как правило, затухает.
Правовые нормы п. 4 комментируемой статьи дословно дублируют ряд норм ч. 3 ст. 13 Закона РФ "О селекционных достижениях". Последние, в свою очередь, отталкивались от русского перевода п. 5 ст. 14 Международной конвенции по охране новых сортов растений. И именно здесь тщательный анализ аутентичных текстов Конвенции заставляет по-иному взглянуть на основополагающие нормы Кодекса.
17. Исключительное право патентообладателя распространяется и на сорт растений или породу животных, которые "существенным образом" наследуют признаки исходного селекционного достижения, охраняемого патентом (абз. 2 п. 4 ст. 1421). Унаследованное от русского перевода Конвенции UPOV выражение "существенным образом", к сожалению, обманчиво. Речь идет не о степени проявления тех или иных признаков, а об их сущностном, субстанциальном характере.
Конвенция (п. 5 ст. 14) вводит здесь важнейшее понятие, которое можно было бы перевести так: сорт, по существу своему производный от другого сорта (дословно: "сущностно происходящий", essentially derived; essentiellement derivee; wesentlichen abgeleitet) <1>. Сорт признается производным, если он, хотя и обладает отличимостью, преобладающим образом следует исходному сорту (predominantly derived; principalement derivee; vorwiegend abgeleitetist), т.е. практически совпадает с ним (conforms) в сохраненной новым сортом выраженности всех сущностных признаков (in the expression of the essential characteristics), определяемых генотипом исходного сорта (являющихся следствием генотипа, выражающих генотип в фенотипе), а его отличимость от исходного сорта связана с наличием только таких признаков, которые являются результатом самого воздействия, направленного на отклонение от исходного сорта (result from the act of derivation).
--------------------------------
<1> Предыдущий русский перевод Конвенции UPOV, использовавшийся в правоприменительной практике более 15 лет, не давал дословного перевода, а скорее разъяснял смысл: "сорт, существенным образом наследующий признаки другого сорта". Сегодня соответствующее выражение переводится как "сорт, производный по существу от другого сорта".
Буквальный текст п. 4 комментируемой статьи Гражданского кодекса РФ сформулирован следующим образом: исключительное право автора исходного селекционного достижения должно быть распространено также и на новые сорта или породы в тех двух различных случаях, когда такие селекционные достижения при явном отличии от исходного или а) наследуют его "наиболее существенные" внешние признаки (абз. 6 п. 4) <1>, или б) "почти" соответствуют его генотипу (абз. 7). В отличие от Кодекса Конвенция UPOV не трактует эти случаи как "различные"; она предполагает реализацию всех трех условий одновременно (в оригинальных текстах везде используется союз "и": "and"; "et"; "und", а не "или": "or"; "ou"; "oder").
--------------------------------
<1> Исключительное право "распространяется... на семена, племенной материал, которые существенным образом наследуют признаки". Разумеется, существенным образом наследовать внешние признаки другого селекционного достижения, а также отличаться от него, явно или неявно, по степени выраженности этих признаков способны не семена или племенной материал сами по себе, а только выращенное с их использованием растение или животное. Словесную конструкцию, унаследованную Кодексом от Закона 1993 г., нельзя признать удачной.
Кроме того, Конвенция UPOV явно говорит о фенотипе (внешней "выраженности сущностных характеристик": expression of the essential characteristics; l'expression des caracteres essentiels, определяемых генотипом: that result from the genotype; qui resultent du genotype; подп. "b-iii" п. 5 ст. 14). Гражданский кодекс РФ в том же контексте говорит о соответствии непосредственно генотипу, что далеко не одно и то же и является совершенно самостоятельным предметом доказывания.
18. Введя понятие "производный сорт", Конвенция UPOV приводит далее несколько примеров того, какими, например (for example; par exemple; beispielsweise), методами могут быть получены производные сорта:
- путем отбора результата мутации (естественной или индуцированной, т.е. вызванной искусственно) либо сомаклональной вариации (изменчивости на клеточном уровне);
- отбором индивидуального варианта из растений исходного сорта;
- путем внесения в исходный сорт изменений методами беккросса (обратного или возвратного скрещивания, т.е. неоднократного скрещивания получаемых гибридов с одной из родительских форм с целью внедрения в характерный для нее комплекс признаков одного или нескольких признаков, свойственных другой родительской форме);
- методами генной инженерии.
Закон РФ "О селекционных достижениях", а вслед за ним и Гражданский кодекс (абз. 7 п. 4 ст. 1421) ведут речь не о фактических характеристиках производного сорта, которые, собственно, и делают его производным, а о методе, которым сорт получен; об особенностях самого процесса, а не о его результате. Если Конвенция UPOV лишь устанавливает неявную презумпцию в отношении некоторых способов получения новых сортов, то Гражданский кодекс, следуя Закону 1993 г., налагает прямой запрет, основанный на юридической фикции. Между тем из той посылки, что сорта, обладающие искомыми характеристиками, могут быть, например, получены определенными методами, вывод о том, что все сорта, полученные упомянутыми методами, должны признаваться производными (a priori, без права доказывать иное), никоим образом не следует. Итак, ст. 1421 Кодекса фактически отказывает селекционерам в самостоятельной правовой охране результатов любого из четырех конкретных, прямо упомянутых способов изменения исходного генотипа.
19. Можно упомянуть несколько причин того, что из возможных способов преобразования исходного сорта или породы Кодекс вслед за Конвенцией UPOV называет всего четыре.
Во-первых, часть перечисленных действий не имеет творческого характера, представляя собой простой факт обнаружения, выявления отдельного измененного (естественным или искусственным путем) экземпляра, которое само по себе не способно сделать кого-либо селекционером (см. комментарий к ст. 1410). Во-вторых, ряд методов является по сути не чем иным, как реализацией чисто технологического процесса, результаты которого (даже при применении методов традиционной селекции, например, беккросса) можно порой точно предсказать заранее, следовательно, можно и независимо воспроизвести <1>.