Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1371

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 37 Чикагской конвенции 1944 г., каждое воздушное судно иностранного государства, занятое в международной навигации, должно иметь на борту следующие документы:

свидетельство о его регистрации;

удостоверение о его годности к полетам;

соответствующие свидетельства на каждого члена экипажа;

бортовой журнал;

если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой - разрешение на бортовую радиостанцию;

при перевозке пассажиров - список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения;

при перевозке груза - манифест и подробные декларации на груз.

Каждое иностранное воздушное судно, занятое в международной навигации, обеспечивается свидетельством о его регистрации и удостоверением о годности к полетам, которые выданы или которым придана сила государством, где это воздушное судно зарегистрировано.

Члены летного состава экипажа каждого воздушного судна, занятого в международной навигации, обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свидетельствами, которые выданы или которым придана сила государством, где это воздушное судно зарегистрировано. Иностранное государство может отказаться признать для целей выполнения полета над собственной территорией удостоверения о квалификации и свидетельства, выданные другим государством.

Воздушные суда иностранного государства, находящиеся на территории России, могут иметь радиопередающую аппаратуру только в том случае, если компетентным органом страны регистрации воздушного судна выдано разрешение на установку и использование такой аппаратуры. Использование радиопередающей аппаратуры на территории России осуществляется в соответствии с установленными правилами. Радиопередающая аппаратура может использоваться только членами летного экипажа, имеющими специальное разрешение, выданное компетентными властями государства, в котором зарегистрировано воздушное судно.

Законодатель в комментируемой статье допускает осмотр гражданских воздушных судов иностранных государств при производстве посадки на территории Российской Федерации с проверкой судовых документов уполномоченными лицами соответствующих органов и предоставляет право Росавиации приостанавливать отправку этих воздушных судов до устранения обнаруженных недостатков.


Статья 82. Применение паспортных, таможенных и иных правил при выполнении международных полетов воздушных судов


Комментарий к статье 82


1. Статья 82 ВК устанавливает обязательность прохождения паспортного, таможенного и другого контроля для прибывающих в Российскую Федерацию, убывающих из нее и следующих транзитом с посадкой на территории России воздушных судов, их экипажей и пассажиров (под пассажирами в данном случае понимаются все лица, прибывающие или убывающие на таких воздушных судах), а также для имущества, багажа, грузов и почты, ввозимых в Россию и вывозимых из нее.


Паспортный (пограничный) контроль проводится для обеспечения установленного порядка пересечения Государственной границы РФ, в том числе в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, грузов и почты, запрещенных к ввозу (вывозу) в (из) РФ; таможенный контроль - для предотвращения незаконного вывоза (ввоза) из (в) РФ предметов и веществ (наркотических, психотропных, отравляющих и т.п.), которые могут причинить ущерб экономическим, экологическим и иным интересам личности, обществу и государству. Паспортный и таможенный контроль осуществляют подразделения ПВ ФСБ России и ФТС России в порядке, установленном соответственно Законом о Государственной границе и Таможенным кодексом.

Такой контроль для физических лиц и их багажа и имущества проводится, как правило, в специально оборудованных на территории аэропорта (аэродрома) местах (пунктах) пропуска через Государственную границу. В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о Государственной границе пограничный и таможенный контроль может осуществляться на аэродромах и в аэропортах, не открытых для международных полетов и, естественно, не оборудованных надлежащим образом местами (пунктами) пропуска через Государственную границу. Такие случаи могут возникнуть при выполнении международных полетов по специальным разрешениям или при вынужденных посадках.

К специальным международным полетам, в частности, могут относиться полеты воздушных судов государственной и экспериментальной авиации на выставки (показы, шоу и т.п.) или в связи с официальными визитами делегаций Вооруженных Сил РФ, а также международные полеты с целью оказания гуманитарной и иной помощи при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. В указанных случаях паспортный и таможенный контроль могут осуществлять органы ФСБ России совместно с администрацией аэродрома (аэропорта) или командование авиационных частей Вооруженных Сил РФ, базирующихся на аэродроме вылета или посадки воздушных судов, представители органов пограничного и таможенного контроля, доставляемые для этих целей на соответствующий аэродром (аэропорт).

2. Кроме паспортного и таможенного контроля в ст. 82 ВК предусмотрена возможность проведения других видов контроля, которые могут быть установлены международными договорами и законодательством РФ. К таким видам контроля относятся санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль и др. Полный перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством РФ на основании ч. 5 ст. 11 Закона о Государственной границе.


Глава XII. АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Статья 83. Авиационная безопасность


Комментарий к статье 83


1. Нормы гл. XII ВК включены в законодательный акт впервые за всю историю нормотворчества в СССР и Российской Федерации. В ВК СССР отсутствовали положения об авиационной безопасности. Это объясняется тем, что политическое руководство Советского Союза не признавало возможности совершения на территории СССР противоправных действий в отношении гражданской авиации, таких, как захват, угон или иной террористический акт на борту воздушного судна. По этой же причине СССР до конца 80-х годов не был участником международных конвенций, направленных против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Вместе с тем мировое сообщество начиная с 60-х годов прошлого столетия было весьма озабочено участившимися захватами и угонами гражданских воздушных судов. Были приняты Токийская конвенция 1963 г., Гаагская конвенция 1970 г., Монреальская конвенция 1971 г., Монреальский протокол 1988 г., направленные на предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В середине 80-х годов политическая обстановка в СССР начала изменяться в сторону открытости, в том числе для мирового авиационного сообщества, и уважения к общепризнанным принципам и нормам международного права. Представилась возможность проанализировать причины, способы и последствия многочисленных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (прежде всего попыток угона воздушных судов) на территории СССР. По этим причинам в конце 80-х годов Советский Союз присоединился к указанным выше Конвенциям. Это потребовало имплементации норм, содержавшихся в данных Конвенциях, в советское воздушное законодательство. В 1989 г. Правительство СССР приняло решение о подготовке проекта новой редакции ВК СССР. Безусловно, этому решению способствовали и другие причины, в частности быстро меняющаяся экономическая обстановка в стране. Проект нового ВК СССР был подготовлен к концу 1990 г., но распад СССР прекратил дальнейшую работу над проектом. Однако основные положения проекта ВК СССР об авиационной безопасности вошли в гл. XII ВК. Важно отметить, что указанные выше Конвенции действуют только в отношении гражданских воздушных судов и аэропортов, а нормы гл. XII ВК распространяются и на государственную и экспериментальную авиацию.


2. Пункт 1 ст. 83 ВК дает определение понятия "авиационная безопасность", которое, несомненно, имеет отличительные признаки, содержащиеся в определении понятия "безопасность", сформулированном в гл. 1 приложения 17 к Чикагской конвенции 1944 г.: "Безопасность - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

3. Представляется, что логично вначале дать комментарий к п. 3 ст. 83 ВК, так как определение понятия "незаконное вмешательство в деятельность в области авиации" входит в состав признаков определения понятия "авиационная безопасность" (п. 1 ст. 83 ВК). Итак, п. 3 ст. 83 определяет "незаконное вмешательство в деятельность в области авиации" как "противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасности деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу таких последствий". В данном определении необходимо было указать, что это действие (бездействие) носит умышленный характер, так как вмешательство всегда совершается с умыслом. Если в определении не указать на умышленность противоправного действия (бездействия), то такое деяние можно ошибочно квалифицировать как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. В данном определении также представляется крайне неудачным использование в качестве определяющего признака наступления таких последствий, как несчастные случаи с людьми, так как вмешательство (т.е. умышленное действие) не может повлечь за собой случайных последствий. Это подтверждает Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в п. 1 ст. 1 которого в определении "акт незаконного вмешательства" в качестве необходимых (или возможных) последствий названо причинение вреда жизни и здоровью людей. ВК, к сожалению, не содержит перечня противоправных деяний, которые квалифицируются как незаконное вмешательство в деятельность в области авиации. Такие перечни определены для гражданских воздушных судов в Гаагской конвенции 1970 г. и в Монреальской конвенции 1971 г. В статье 1 Гаагской конвенции 1970 г. устанавливается: "Любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое: a) незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой формы запугивания захватывает это воздушное судно, или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие; или b) является соучастником лица, которое совершает такое или пытается совершить любое такое действие, совершает преступление". Согласно п. 1 ст. 1 Монреальской конвенции 1971 г., "любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно: a) совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; или b) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать безопасности в полете; или c) помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя; или d) разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; или e) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете". Пункт 2 ст. 1 этой Конвенции устанавливает, что "любое лицо также совершает преступление, если оно: a) пытается совершить какое-либо из преступлений, упомянутых в п. 1 настоящей статьи; либо b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое преступление". Монреальский протокол 1971 г. дополняет список деяний, относящихся к актам незаконного вмешательства в деятельность в области гражданской авиации. Пункт 1 ст. 2 Протокола добавляет в ст. 1 Монреальской конвенции 1971 г. в качестве нового п. 1bis следующее: "1bis. Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия: a) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; или b) разрушает или серьезно повреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту". Уместно вспомнить, что Конституция СССР, в отличие от Конституции РФ, не содержала положения о том, что международные договоры СССР являются составной частью его правовой системы. По этой причине для придания нормам международного права, содержащимся в указанных выше Конвенциях, общеобязательного статуса была необходима имплементация. Иное положение сложилось в Российской Федерации: п. 4 ст. 15 Конституции обязывает применять нормы данных Конвенций так же, как нормы российского законодательства. Однако положения этих Конвенций действуют только в отношении международной гражданской авиации, т.е. гражданских воздушных судов, выполняющих международные полеты, и аэропортов, открытых для международных полетов. Анализ содержания указанных выше норм международного права позволяет сделать вывод о том, что они вполне применимы к государственной и экспериментальной авиации. Глава XII ВК могла бы быть более качественной, если внести в нее изменения путем трансформации положений упомянутых выше Конвенций, распространив действие новых норм на все виды авиации.


4. Пункт 2 ст. 83 ВК определяет службы, подразделения и органы, в чью компетенцию входит обеспечение авиационной безопасности. Службы авиационной безопасности гражданских аэродромов, аэропортов, эксплуатантов (авиационных предприятий) являются штатными подразделениями юридических лиц, непосредственно организующих и обеспечивающих деятельность аэродрома (аэропорта) и авиакомпаний, базирующихся на аэродроме. Кроме того, авиационная безопасность обеспечивается силами подразделений охраны, находящихся в ведении Минтранса России, органами МВД России (транспортная милиция) и ФСБ России, а при организации международных полетов, кроме того, органами ФСБ России и ФТС России на основании Закона о Государственной границе.

5. Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам службы авиационной безопасности являются службами с особыми установленными задачами, т.е. задачами, регламентированными специальными нормативными правовыми актами (уставами), предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающими на них особые обязанности (ч. 2 ст. 4 Закона об оружии).

6. Авиационная безопасность на аэродромах государственной авиации обеспечивается силами подразделений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.). Авиационная безопасность на аэродромах экспериментальной авиации обеспечивается, как правило, подразделениями вневедомственной охраны и собственными службами безопасности.


Статья 84. Обеспечение авиационной безопасности


Комментарий к статье 84


1. Пункт 1 ст. 84 ВК возлагает обязательства в области обеспечения авиационной безопасности на всех лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, в том числе не входящих в состав служб и подразделений, указанных в п. 2 ст. 83 ВК (инженерно-технический состав и другие работники аэродромов, аэропортов, авиакомпаний, служащие и персонал государственной и экспериментальной авиации). Поскольку лица авиационного персонала, не входящие в состав служб и подразделений авиационной безопасности, не обладают специальными правами, необходимыми для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, предусмотренными в п. 3 ст. 84 ВК, в их обязанности должно входить незамедлительное сообщение сотрудникам указанных служб и подразделений обо всех возможных противоправных действиях на аэродромах и в аэропортах.


2. Пункт 2 ст. 84 ВК определяет перечень основных мер, обеспечивающих авиационную безопасность, т.е. исключающих возможность захвата или угона воздушных судов или совершения иного противоправного действия, в том числе террористического акта, на воздушном транспорте, на аэродромах государственной и экспериментальной авиации.

3. Пункт 3 ст. 84 ВК предоставляет право службам авиационной безопасности применять принудительные меры к правонарушителям (задержание лиц, багажа, грузов, почты), а в случаях возникновения угрозы жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан предпринимать силовые действия, включая использование оружия.

4. Пункт 4 ст. 84 ВК определяет, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются ФАП. Однако данный пункт не определяет порядок утверждения этих правил. Этот порядок определяется в ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности": "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации". Эти требования утверждаются по представлению Минтранса России после согласования с ФСБ, МВД и Минэкономразвития России. До принятия в 2007 г. Федерального закона "О транспортной безопасности" части ФАП по авиационной безопасности утверждались Минтрансом России (ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам", Приказ Минтранса от 28.11.2005 N 142 и ФАП "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", Приказ Минтранса России от 27.03.2003 N 29).

5. Пункт 5 ст. 84 ВК определяет права должностных лиц Ространснадзора и МВД России, осуществляющих контроль над обеспечением авиационной безопасности. Кроме общепринятых для инспекторских служб прав, следует остановиться на предусмотренном в подп. 4 комментируемого пункта праве сопровождать воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на его борту. Это право предоставляется прежде всего должностным лицам МВД России, уполномоченным предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность экипажа воздушного судна (захват, угон, угроза террористического акта) во время полета.

6. Пункт 6 ст. 84 ВК определяет структуры, занимающиеся охраной аэропортов и расположенных в них объектов. Такую охрану должны осуществлять подразделения ведомственной охраны Минтранса России и органы МВД России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 85. Предполетный и послеполетный досмотры


Комментарий к статье 85


1. Комментарий к ст. 85 ВК целесообразно начать с п. 4, определяющего порядок утверждения правил проведения предполетного и послеполетного досмотров (далее - правила досмотра), устанавливающих порядок проведения досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, воздушных судов и их бортовых запасов, грузов и почты. Эти правила досмотра устанавливаются Минтрансом России по согласованию с МВД России (в настоящее время действуют Правила, утвержденные Приказом Министра транспорта РФ от 25.07.2007 N 104).